Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:56, реферат
Путь труден, — потому что требует больших усилий, преодоления себя,
твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением
семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, — потому что эти трудности
преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее.
Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с
первого шага. Тем более — дорога, новая для ступившего на нее, к тому же —
в новый для него мир интенсивного познания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ И ОБОБЩАЮЩИХ ЛЕКЦИЙ 6
2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 11
3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ 14
4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН) 18
5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ 20
6. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 34
можно работать индивидуально по конкретному предмету или консультируясь с
преподавателем по мере выполнения заданий; можно подготовить весь материал
по учебному плану и привезти его на сессию.
Работа с дидактическими материалами
Учебные установки:
1. Знания по дидактике необходимы, так как учат самостоятельной
познавательной деятельности; нужны тем, кто будет обучать других; помогают
отобрать методы, способы, приемы, необходимые для конкретной ситуации.
2. Самостоятельную работу по дидактике следует начать с изучения
примерного учебного плана.
3. В примерном плане занятий по дидактике акцентируется деятельность
студентов, работающих в школе. Эти студенты обращаются к основам дидактики,
чтобы составить свой урок, а главное, сравнить его с современным уроком,
как особой формой реализации педагогического процесса. Пройдя школу
традиционной педагогики, они анализируют и моделируют уроки с учетом новой
образовательной парадигмы, апробируют в своей практике новые педагогические
технологии.
4. Студентам психологического отделения, проходящим практику в
среднеспециальном и высшем учебном заведениях, знания по дидактике позволят
педагогически
целесообразно построить
5. Понимание сущности педагогического процесса и умение его
организовать необходимо любому руководителю, работающему с людьми. Знания
по дидактике необходимы и в семейной педагогике.
6. Студенту-заочнику следует обратить внимание на блок-схемы
«Классификация дидактических принципов обучения», «Классификация методов
обучения», которая представлена тремя группами — традиционная (Б. П.
Есипов, М. А. Данилов и М. Н. Скаткин), классификация Ю. К. Бабанского,
современная классификация, а также на схему «Факторы, влияющие на динамику
позиции школьника и развитие его познавательной активности». Изучив
классификации
дидактических принципов
выбирает наиболее приемлемую классификацию методов, обосновывая свой выбор.
Эти знания помогут при прохождении ознакомительной и активной
педагогической практики.
7. Студенту-заочнику необходимо самостоятельно проработать (и
представить на зачет) материалы семинаров-практикумов «Моделирование урока
в начальной школе», «Общее и различия в трех дидактических системах Я. А.
Коменского, К. Д. Ушинского, Л. В. Занкова».
Инновационные методы. В современном образовании используется ряд
активных методов обучения, способствующих формированию интеллектуальных
умений студентов. Среди них часто используются такие, как: метод мозгового
штурма, временных ограничений, манипулятивный метод, метод абсурда;
обучение по алгоритму и др.
Классификация
методов достаточно условна.
и задач обучения, от содержания учебного материала, специфики обучаемости
учащихся. Природа педагогических явлений требует прежде всего
систематических наблюдений за учащимися, постановки новых задач и решения
проблемных ситуаций, т. е. методов, ведущих к цели, входящих в систему
данных действий преподавателя и студента.
Работа с опорными схемами
Учебные установки. Понимание схемы как внутренней интеллектуальной
психологической структуры, управляющей организацией мышления и поведения
человека, позволяет увидеть изложение темы логико-графическим языком с
помощью значимых опор. Опорная схема подкрепляет словесную форму изложения
материала наглядно-образным его видением.
Опорные
схемы помогают студенту
третьим вопросом на экзамене по педагогике). Зачетная письменная работа
студента выглядит более выигрышно, если часть материала систематизирована в
ней с помощью опорных схем.
По классификации опорные схемы могут быть обобщающими,
конкретизирующими, разъясняющими проблему или тему. В пособии представлены
группы схем к обобщающим лекциям, к раскрытию теории и практики проблем
дидактики, разъясняющие современный урок и педагогические технологии. Их
представление единым блоком свидетельствует о их взаимосвязи, которую мы
рассматриваем как взаимодействие, взаимопроникновение, взаимообогащение.
Студент, изучив обобщающую схему, не только выбирает наиболее
приемлемую, но и учится обосновывать свой выбор с помощью определенных
смысловых опор. Для обобщающих опорных схем, вбирающих в себя обширный
материал, сразу же после схем дается ряд заданий для лабораторно-
практической работы.
Среди обобщающих групп схем много внимания уделяется схемам по теории и
практике дидактики, которые особенно необходимы студенту-заочнику, не
работающему в школе (см. схемы по дидактике).
Среди конкретизирующих выделяются схемы, построенные на сравнении,
сопоставлении дидактических и воспитательных систем, систем клубной работы
и др. В таких схемах чаще всего даются параметры, по которым происходит
сравнение. Так, например, дидактические системы (традиционные и
инновационные) сравниваются по целям, признакам и возможностям данной
системы для развития личности.
Разъясняющие
опорные схемы несут иную
при объяснении нового, закреплении или для систематизации конкретного
материала по теме. Так, например, среди этих схем могут быть такие:
«Современный
урок и его дидактические
роль в педагогическом процессе»; «Логика непосредственной подготовки
учителя к уроку». Блок разъясняющих схем часто сопровождают педагогические
технологии.
Алгоритм самостоятельной работы с опорными схемами может быть
следующим:
• обратить внимание на название схемы;
• выявить ключевые понятия;
• выявить по схеме критерии и показатели, по которым группируется
материал;
• системно работать с каждым критерием и показателем;
• особое внимание обратить на графу «Результативность» — в
образовании — это важный психолого-педагогический результат.
На
наш взгляд, итоговым результатом
использования опорных схем
умение самостоятельно
составлять опорную схему любого
изучаемого материала.
6. ПОДГОТОВКА К
Исследовательская
работа предполагает выбор
изучение, опытно-экспериментальную деятельность, обоснование научно-
методических выводов и рекомендаций.
В
университете ее организуют
научной исследовательской работы студентов. Преподаватели или принимают
предложения студентов, или предлагают темы, входящие в общую проблему
научной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант отличается большей
возможностью базового, организационного и материального (приборы,
оборудование) обеспечения. Материалы исследований вводятся преподавателями
в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов,
экспериментов и др.
Подготовка к исследовательской работе интенсифицируется на третьем
курсе, когда студенты выбирают специализацию, тему дипломной работы и
начинают сбор материала к исследованию. Совместно с руководителем
составляются общая программа деятельности, план-проспект дипломной работы,
ведется подбор литературы. Программа рассчитана на три года. Сначала
студент изучает литературу и делает историко-теоретический обзор, выделяя
тенденции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности
избранной проблемы. Далее конкретизируется план опытно-экспериментальной
работы, создается теоретическая модель исследуемого процесса, определяются
критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального
и последующих срезов и комплексного анализа достигнутых результатов. В ходе
всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и
преддипломной — происходит сбор исследовательского материала путем разных
видов наблюдения за объектом, опросов, обобщений.
В любом случае составляется программа собственно опытно-
экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и
корректирующий этапы, по каждому из которых определяются его цель, задачи,
содержание, методы, база.
На
первом этапе ведется
контрольной группами; проводятся начальные срезы уровня развития, например,
тех качеств, которые необходимо сформировать; разрабатываются методики
исследования.
На следующем этапе идет поиск путей совершенствования изучаемого
процесса: его содержания, форм и методов организации, познавательной
деятельности учащихся. Студент-исследователь прежде всего знакомится с
программно-методическими материалами — Законом об образовании (1994);
Государственными стандартами по общеобразовательной школе; учебниками и
учебными пособиями по предмету. Совместно с учителем-экспериментатором