Самообучение и самообразование студента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 13:56, реферат

Описание работы

Путь труден, — потому что требует больших усилий, преодоления себя,
твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением
семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, — потому что эти трудности
преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее.
Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с
первого шага. Тем более — дорога, новая для ступившего на нее, к тому же —
в новый для него мир интенсивного познания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАБОТА НАД ТЕКСТОМ УСТАНОВОЧНЫХ И ОБОБЩАЮЩИХ ЛЕКЦИЙ 6
2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ 11
3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ 14
4. ПОДГОТОВКА К ОТЧЕТНОСТИ (КОЛЛОКВИУМ, ЗАЧЕТ, ЭКЗАМЕН) 18
5. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ 20
6. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ) 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
ЛИТЕРАТУРА 34

Файлы: 1 файл

Самообучение и самообразование студента.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

проводится апробация  рабочих  материалов  —  программ  сквозных  курсов  по 

предметам,  пособий,  хрестоматий,   конспектов   уроков,   материалов   для 

учащихся, дневников  наблюдений  и  др.  В  условиях  активной  практики  (8 

недель) студент-исследователь  может не только  посетить  занятия  товарищей, 

но и опробовать свои  идеи,  применяя  комплексные  методики  и  технологии, 

отрабатывая коллективные и индивидуальные формы работы. 

    Корректирующий этап  эксперимента  позволяет  проверить  по  выделенным 

критериям  и  показателям  результаты   сделанного,   внести   уточнения   в 

предлагаемые  рекомендации, сделать общие выводы.  

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

    Студентам-заочникам необходима разноплановая педагогическая поддержка в 

поиске и овладении  ими  приемами  и  способами  эффективной  самостоятельной 

учебной работы. 

    Самостоятельная  учебно-познавательная деятельность  включает  смысловой, 

целевой  и  исполнительский  компоненты.  Овладевая   все   более   сложными 

интеллектуальными  действиями,  студент  приходит   к   активной   смысловой 

ориентировке, позволяющей  ему отрабатывать  собственные  подходы  к  решению 

проблемы самообразования. Целевой и исполнительский  компоненты  включают  в 

себя постановку  цели,  определение  задач,  планирование  действий,  выбора 

способов и  средств их выполнения,  самоанализ  и  самоконтроль  результатов, 

коррекцию перспектив дальнейшей деятельности. 

    Студенту-заочнику предстоит динамика от  овладения приемами  работы  с 

учебной и научной  литературой до развития умений и  навыков  самостоятельной 

познавательной  деятельности  и  выработки   привычки   к   систематическому 

самообразованию. Содержательно такая  динамика  у  первокурсника  связана  с 

развитием умений восприятия  и  воспроизведения  изучаемого  материала,  его 

анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления  тезисов,  схем, 

таблиц,    графиков,    аргументации    выводов.    Целесообразны    решения 

познавательных  задач и анализ ситуаций,  подготовка  письменных  контрольных 

работ, особенно творчество с элементами эксперимента, исследования. Все  это 

достаточно сложно при  заочной,  тем  более  —  дистантной  форме  обучения, 

требующей особо четкого   программирования   и   планирования   общего   и 

профессионального самообразования. 

    Конкретная  помощь преподавателя  связана,  прежде  всего,  с  созданием 

дидактических и психологических  условий  для  возникновения  и  развития  у 

студентов самой  потребности в самообразовании,  стремления  к  активности  и 

самостоятельности в  этом  процессе.  В  работе  с  заочниками  велика  роль 

организации совместной продуктивной деятельности преподавателя  и  студентов. 

Он создает  обучающую среду, определяет структуру и  логику  интеллектуальных 

отношений и  общения, предлагает гибкие и  вариантные  программы  при  единой 

линии научного познания, практические  задания  на  сравнение  и  рефлексию, 

опытно-экспериментальную  работу, решение задач нового класса,  сопоставление 

разных точек  зрения на одно и то же явление и  т. д. 

    Условно   выделяются   две   функции   анализа   педагогом   организации 

деятельности  по самообразованию студентов: 

    позитивно-творческая  — соответствие собственных действий  преподавателя 

требованиям современной  вузовской педагогики, прежде всего  умение  выделить 

разные теоретические  концепции и тенденции массового  опыта; 

    практически-действенная  — критическое осознание причин  своих трудностей 

и  неудач,  приведение  своих  педагогических  приемов  в   соответствие   с 

конкретными условиями  работы — с данной группой студентов  в  зависимости  от 

ее специфики. 

    Подобный  самоанализ стимулирует умение  сочетать теоретические знания  с 

обращением  к  практическим  ситуациям,  введение  задач,   приближенных   к 

актуальным проблемам  современности,  использование  контекстного  подхода  к 

обучению,  ориентирующего  студента  на  решение   профессиональных   задач. 

Правильно, когда  при подготовке контрольных  и  курсовых  работ,  творческих 

рефератов  в  комплексные  задания  включаются   преподаватели   родственных 

дисциплин: использование  межпредметных  связей  позволяет  студентам  полнее 

раскрыть  свое  видение  проблемы.   Значимы   консультации,   групповые   и 

индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае  важна  помощь 

студенту в  определении возможностей его самосовершенствования, правильном  и 

своевременном   осознании   своей   индивидуальности   —   способностей    и 

склонностей,  характера  ценностных  ориентации,  потребностей  и   мотивов, 

интересов,   темпов  обучаемости   и   уровня   интеллектуального  развития, 

особенностей  эмоциональной и волевой сферы. 

    Чтобы  стимулировать и постоянно   поддерживать  у  студентов  интерес  к 

получению новых  знаний,  нужно  больше  обращать  внимание  на  обучение  их 

системе самообразования. Студенты должны  овладеть  основными  и  отдельными 

конкретными составляющими  элементами  труда  учителя:  работать  с  научной, 

методической и учебной литературой; излагать  учебный  материал,  составлять 

систему дифференцированных упражнений и  управлять  ею  в  процессе  решения 

задачи; использовать приемы постановки вопроса,  формулировать  организующие 

и управляющие  вопросы, а также варианты одного и того же вопроса;  быстро  и 

адекватно реагировать  на возникшую учебную ситуацию; уметь  контролировать  и 

оценивать знания и т. д. 

    Знаниями  и умениями нужно овладевать  целенаправленно шаг  за  шагом,  и 

чтобы  закрепить  их,  постоянно  активно  использовать  в   практике.   Для 

формирования  профессиональных   умений   важно   познакомить   студента   с 

функциональным  содержанием данного приема работы, а затем научить  применять 

его в конкретных условиях. 

    В   решении  этой  задачи  эффективно  помогает  контекстное   обучение, 

управление  практической  деятельностью  в   контексте   будущей   профессии 

студента. Главным  критерием при этом является возможность  побуждения  уровня 

активности, возникают  устойчивая  внутренняя  ориентированность  на  работу, 

самокритичность. Развиваются определенные коммуникативные,  организаторские, 

конструктивные, гностические качества. 

    Прохождение  последовательных дидактических  шагов по овладению  основами 

профессионального труда можно осуществить с помощью конкретных  практических 

упражнений в  процессе подготовки студента-заочника к  семинару,  практикуму, 

лабораторной  работе, активной практике. Прорабатывая эти материалы,  студент 

актуализирует и использует в активной  творческой  практике  целый  комплекс 

теоретических знаний  разных  дисциплин,  а  затем  и  самостоятельно  может 

приготовить как  учебное занятие, так и методическую его разработку. 

    Подготовка  и  проведение  практических  занятий  студентами-заочниками 

предусматривают   индивидуальный   поиск    материала    (библиографический, 

информационный, диагностический, научно-исследовательский). 

    Заочнику, начинающему путь в высшее  образование, полезно  познакомиться 

с требованиями соответствующих государственных стандартов, с учебным  планом 

по всем годам  обучения и по каждому курсу, с  рабочими планами на семестр,  с 

программами и  учебными пособиями. 

    Из  представленной информации студенту-первокурснику  полезно  выбрать  и 

освоить  в  первую  очередь  то,   что   поможет   организовать   себя   для 

самостоятельной работы. 

    При   заочном  обучении  особенно  целесообразен   перенос   акцента   с 

приоритета  деятельности  преподавателя  на  самостоятельную  познавательную 

деятельность  студента,  на  создание  у  него   положительно-эмоционального 

отношения к  учебной работе. Показателями сформированности  такого  отношения 

выступают критичность  мышления  (личное  мнение,  оценка,  новое  решение), 

умение вести  дискуссию,  обоснование  своей  позиции,  способность  ставить 

новые вопросы,  готовность  к  адекватной  самооценке,  в  целом  устойчивая 

потребность в  самообразовании. 

    Подводя   итог,  заметим:  с  первых  семестров  у  студента  с   помощью 

преподавателя   формируется   индивидуальный   стиль    работы,    рождаемый 

стремлением  к  самосовершенствованию,  раскрытием  своей  индивидуальности, 

своих ценностных установок— стиль непрерывного самообразования. 

    Хотелось  бы акцентировать  внимание  студентов-заочников  на  следующих 

положениях: 

    1. Самостоятельная  работа студента — это особым  образом  организованная 

деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: 

    —  уяснение цели и поставленной  учебной задачи; 

    —  четкое и системное планирование  самостоятельной работы; 

    —  поиск необходимой учебной и  научной информации; 

    —  освоение собственной информации  и ее логическая переработка; 

    —   использование  методов  исследовательской,  научно-исследовательской 

работы для  решения поставленных задач; 

    —  выработка собственной позиции  по поводу полученной задачи; 

    —  представление, обоснование и  защита полученного решения; 

    —  проведение самоанализа и самоконтроля. 

    2.  Студент-первокурсник  должен  понимать,  что  учебно-познавательная 

деятельность  отличается  от  обычной  учебной   деятельности.   Она   носит 

Информация о работе Самообучение и самообразование студента