Содержание
Введение
Организация самостоятельной
работы, руководство ею — это ответственная
и сложная работа каждого учителя. Воспитание
активности и самостоятельности необходимо
рассматривать как составную часть воспитания
учащихся. Эта задача выступает перед
каждым учителем в числе задач первостепенной
важности.
Говоря о формировании у школьников
самостоятельности, необходимо иметь
в виду две тесно связанные между собой
задачи. Первая из них заключается в том,
чтобы развить у учащихся самостоятельность
в познавательной деятельности, научить
их самостоятельно овладевать знаниями,
формировать свое мировоззрение; вторая
— в том, чтобы научить их самостоятельно
применять имеющиеся знания в учении и
практической деятельности.
Самостоятельная работа не
самоцель. Она является средством борьбы
за глубокие и прочные знания учащихся,
средством формирования у них активности
и самостоятельности как черт личности,
развития их умственных способностей.
Ребенок, в первый раз переступающий порог
школы, не может еще самостоятельно ставить
цель своей деятельности, не в силах еще
планировать свои действия, корректировать
их осуществление, соотносить полученный
результат с поставленной целью.
Цель курсовой работы заключается
в рассмотрении методики организации
самостоятельной работы по курсу "Основы профессионального
самоопределения" в 9 классе.
Для реализации поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть теоретические
основы организации самостоятельной работы;
- Провести анализ литературы,
где излагается опыт работы учителей по
организации самостоятельной работы;
- Рассмотреть метод проектов
как форму организации самостоятельной работы учащихся
9 класса при изучении курса "Основы
профессионального самоопределения"
- Разработать учебный проект
«Мой выбор»
1. Самостоятельная работа
как высший тип учебной деятельности
1.1 Самостоятельная
деятельность школьника в обучении:
анализ различных подходов. Структура
самостоятельной деятельности
Любая наука ставит своей задачей
не только описать и объяснить тот или
иной круг явлений или предметов, но и
в интересах человека управлять этими
явлениями и предметами, и, если нужно,
преобразовывать их. Управлять и тем более
преобразовывать явления можно только
тогда, когда они достаточно описаны и
объяснены. В науке функции управления
и преобразования выполняют предписания,
к которым относятся принципы и правила
преобразования явлений. Таким образом,
познавая предмет или явление, необходимо
ознакомиться с ним, рассмотреть его в
целом. Выявить функциональную взаимосвязь
его частей, а уже затем описать. Описав
предмет или явление, нужно объяснить
их (функциональную взаимосвязь их частей
и структуры в целом), сформулировать закон
их существования, а затем предписать,
как управлять ими, как с помощью определенных
операций преобразовать эти предметы
и явления.
Самостоятельная работа – это
не форма организации учебных занятий
и не метод обучения. Её правомерно рассматривать
скорее как средство вовлечения учащихся
в самостоятельную познавательную деятельность,
средство ее логической и психологической
организации [1].
Основополагающим требованием
общества к современной школе является
формирование личности, которая умела
бы самостоятельно творчески решать научные,
производственные, общественные задачи,
критически мыслить, вырабатывать и защищать
свою точку зрения, свои убеждения, систематически
и непрерывно пополнять и обновлять свои
знания путем самообразования, совершенствовать
умения, творчески применять их в действительности.
Специалистами в этой области
подчеркивалось, что учащимся важно дать
метод, путеводную нить для организации
приобретения знаний, а это значит – вооружить
их умениями и навыками научной организации
умственного труда, т.е. умениями ставить
цель, выбирать средства ее достижения,
планировать работу во времени. Для формирования
целостной и гармоничной личности необходимо
систематическое включение ее в самостоятельную
деятельность, которая в процессе особого
вида учебных заданий – самостоятельных
работ – приобретает характер проблемно-поисковой
деятельности [2].
Существует множество различных
направлений в исследовании природы активности
и самостоятельности учащихся в обучении.
Первое направление берет начало еще в
древности. Его представителями можно
считать еще древнегреческих ученых (Аристосен,
Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко
и всесторонне обосновали значимость
добровольного, активного и самостоятельного
овладения ребенком знаниями. В своих
суждениях они исходили из того, что развитие
мышления человека может успешно протекать
только в процессе самостоятельной деятельности,
а совершенствование личности и развитие
ее способности - путем самопознания (Сократ).
Такая деятельность доставляет ребенку
радость и удовлетворение и тем самым
устраняет пассивность с его стороны в
приобретении новых знаний. Свое дальнейшее
развитие они получают в высказываниях
Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса
Мора, которые в эпоху мрачного средневековья
в разгар процветания в практике работы
школы схоластики, догматизма и зубрежки
требуют обучать ребенка самостоятельности,
воспитывать в нем вдумчивого, критически
мыслящего человека. Те же мысли развиваются
на страницах педагогических трудов Я.А.
Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,
К.Д. Ушинского и др.
В педагогической работе ученые
теоретики в единстве с философами, психологами,
социологами и физиологами исследуют
и теоретически обосновывают этот аспект
проблемы в свете основных качеств личности
представителя современной эпохи – инициативности,
самостоятельности, творческой активности
– как главных показателей всестороннего
развития человека наших дней [3].
Изучая сущность самостоятельной
работы в теоретическом плане, выделяется
3 направления деятельности, по которым
может развиваться самостоятельность
учения – познавательная, практическая
и организационно-техническая. Б.П. Есипов
(60-е г.г.) обосновал роль, место, задачи
самостоятельной работы в учебном процессе.
При формировании знаний и умений учащихся
стереотипный, в основном вербальный способ
обучения, становится малоэффективным.
Роль самостоятельной работы школьников
возрастает так же в связи с изменением
цели обучения, его направленностью на
формирование навыков, творческой деятельности,
а так же в связи с компьютеризацией обучения.
Второе направление берет свое
начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием
его является разработка организационно-практических
вопросов вовлечения школьников в самостоятельную
деятельность. При этом предметом теоретического
обоснования основных положений проблемы
выступает здесь преподавание, деятельность
учителя без достаточно глубокого исследования
и анализа природы деятельности самого
ученика. В рамках дидактического направления
анализируются области применения самостоятельных
работ, изучаются их виды, неуклонно совершенствуется
методика их использования в различных
звеньях учебного процесса. Становится
и в значительной степени решается в методическом
аспекте проблема соотношения педагогического
руководства и самостоятельности школьника
в учебном познании. Практика обучения
во многом обогатилась так же содержательными
материалами для организации самостоятельной
работы школьников на уроке и дома.
Третье направление характеризуется
тем, что самостоятельная деятельность
избирается в качестве предмета исследования.
Это направление берет свое начало в основном
в трудах К.Д. Ушинского. Исследования,
которые развивались в русле психолого-педагогического
направления, были направлены на выявление
сущности самостоятельной деятельности
как дидактической категории, ее элементов
– предмета и цели деятельности. Однако
при всех имеющихся достижениях в исследовании
этого направления самостоятельной деятельности
школьника ее процесс и структура еще
не достаточно полно раскрыта.
Однако, существуют некоторые
структурные принципы анализа значения,
места и функции самостоятельной деятельности.
Имеются 2 варианта, близких по сути, но
имеющих собственно наполнение и специфику:
они и определяют (при условии их единения)
сущность самостоятельной окраски деятельности.
Первая группа:
содержательный компонент:
знания, выраженные в понятиях, образах,
восприятиях и представлениях;
оперативный компонент: разнообразные
действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем,
так и во внутреннем плане;
результативный компонент:
новые знания, способы, социальный опыт,
идеи, способности, качества.
Вторая группа:
содержательный компонент:
выделение познавательной задачи, цели
учебной деятельности;
процессуальный компонент:
подбор, определение, применение адекватных способов действий, ведущих
к достижению результатов;
мотивационный компонент: потребность
в новых знаниях, выполняющих функции словообразования
и осознания деятельности.
Собственно процесс самостоятельной
деятельности представляется в виде триады:
мотив – план (действие) – результат[4].
Итак, в социальном плане самостоятельная
деятельность может рассматриваться в
очень широком спектре. В любом отношении
личности к окружающему миру, в любом виде
ее конкретного взаимодействия со средой.
1.2 Понятие “самостоятельная”
работа и её функции
Анализ монографических работ,
посвящённых проблеме организации самостоятельной
работы школьников, П.И. Пидкасистого,
И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной
работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная работа – это
такая работа, которая выполняется без
непосредственного участия учителя, но
по его заданию, в специально предоставленное
для этого время, при этом учащиеся, сознательно
стремятся достигнуть поставленные цели,
употребляя свои усилия и выражая в той
или иной форме результат умственных или
физических (либо тех и других вместе)
действий [5].
Самостоятельная работа, на
мой взгляд, наиболее полно определяется
А.И. Зимней. По её определению самостоятельная
работа представляется как целенаправленная,
внутренне мотивированная структурированная
самим объектом в совокупности выполняемых
действий и корригируемая им по процессу
и результату деятельности. Её выполнение
требует достаточно высокого уровня самосознания,
рефлективности, самодисциплины, личной
ответственности, доставляет ученику
удовлетворение как процесс самосовершенствования
и самопознания [6].
Во-первых, в данном определении
принимаются во внимание психологические
детерминанты самостоятельной работы:
саморегуляция, самоактивация, самоорганизация,
самоконтроль и т.д.
Попробуем более точно определить,
что же по-существу входит в понятие “самостоятельная
деятельность”.
“Самостоятельность” – очень
многоаспектный и психологически непростой
феномен, это скорее смыслообразующая,
качественная характеристика какой-либо
сферы деятельности и личности, имеющая
собственные конкретные критерии. Самостоятельность
– как характеристика деятельности учащегося
в конкретной учебной ситуации представляет
собой постоянно проявляемую способность
достигать цель деятельности без посторонней
помощи .
“Самодеятельность” – субъективная,
собственно индивидуальная самоуправляемая
деятельность, с личностно обусловленными
компонентами: целью, ведущей потребностью,
мотивацией и способами реализации.
“Самоактивация” – это субъективно
соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
“Самоорганизация” – свойство
личности мобилизовать себя, целеустремлённо,
активно использовать все свои возможности
для достижения промежуточных и конечных
целей, рационально используя при этом
время, силы, средства.
“Саморегуляция” – изначально
психологическое обеспечение деятельности,
в последующем развитии приобретающее
личностный смысл, т.е. собственно психическое
наполнение.
“Самоконтроль” – необходимый
компонент самой деятельности, который
осуществляет её исполнение на личностном
уровне[7].
Во-вторых, акцентируется внимание
на том, что самостоятельная работа связана
с работой школьника в классе и является
следствием правильной организации учебно-познавательной
деятельности на уроке.
А.И. Зимняя подчёркивает, что
самостоятельная работа школьника есть
следствие правильно организованной его
учебной деятельности на уроке, что мотивирует
самостоятельное её расширение, углубление
и продолжение в свободное время. Для учителя
это означает чёткое осознание не только
своего плана учебных действий, но и осознанное
его формирование у школьников как некоторой
схемы освоения учебного предмета в ходе
решения новых учебных задач. Но в целом
это параллельно существующая занятость
школьника по выбранной им из готовых
программ или им самим выработанной программе
усвоения какого-либо материала.
В-третьих, самостоятельная
работа рассматривается как высший тип
учебной деятельности, требующий от учащегося
достаточно высокого уровня самосознания,
рефлексивности, самодисциплины, ответственности,
и доставляющий ученику удовлетворение,
как процесс самосовершенствования и
самосознания.
Эффективность учебного процесса
познания определяется качеством преподавания
и самостоятельной познавательной деятельностью
учеников. Эти два понятия очень тесно
связаны, но следует выделить самостоятельную
работу как ведущую и активизирующую форму
обучения в связи с рядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки,
убеждения, духовность нельзя передавать
от преподавателя к ученику так, как передаются
материальные предметы. Каждый учащийся
овладевает ими путём самостоятельного
познавательного труда: прослушивание,
осознавание устной информации, чтение,
разбор и осмысление текстов, и критический
анализ.
Во-вторых, процесс познания,
направленный на выявление сущности и
содержания изучаемого подчиняется строгим
законам, определяющим последовательность
познания: знакомство, восприятие, переработка,
осознание, принятие. Нарушение последовательности
приводит к поверхностным, неточным, неглубоким,
непрочным знаниям, которые практически
не могут реализоваться.