Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 20:22, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении методики организации самостоятельной работы по курсу "Основы профессионального самоопределения" в 9 классе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы организации самостоятельной работы;
Провести анализ литературы, где излагается опыт работы учителей по организации самостоятельной работы;
Рассмотреть метод проектов как форму организации самостоятельной работы учащихся 9 класса при изучении курса "Основы профессионального самоопределения"
Разработать учебный проект «Мой выбор»
Рабочая программа
«Основы профессионального самоопределения, 9 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Основы профессионального самоопределения» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса выделяются 34 часа. При этом 70% учебного времени отводится на теоретические и 30% - на практические занятия. Изучения курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Мой выбор»
Цели курса: подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
1. Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.
2. Повышение профессиональной грамотности учащихся.
3. Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
4. Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
5. Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Перечень формирующих знании и умении
Учащиеся должны знать: социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятие о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны иметь представление; о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного
Поурочное планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения» | ||
Введение в курс «Профессиональное самоопределение» |
1 | |
Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека |
1 | |
Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития |
1 | |
Значение, ситуация и правила выбора профессии |
1 | |
Типичные ошибки при выборе профессии |
1 | |
Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура |
1 | |
Контрольная работа по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» |
1 | |
Раздел 2. Мир труда и профессий | ||
Профессия и специальность: происхождение и сущность |
1 | |
Многообразия мира труда |
1 | |
Классификация профессий. Формула профессии |
1 | |
Профессиональная деятельность и карьера человека |
1 | |
Рынок труда и его требования к профессионалу |
1 | |
Контрольная работа по разделу «Мир труда и профессии» |
1 | |
Раздел 3. Человек и профессия | ||
Профессионально важные качества личности |
1 | |
Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии |
1 | |
Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении |
1 | |
Особенности психических процессов и выбор профессии |
1 | |
Темперамент и выбор профессии |
1 | |
Характер и выбор профессии |
1 | |
Роль способностей в профессиональной деятельности |
1 | |
Тип личности и выбор профессии |
1 | |
Здоровье и выбор профессии |
1 | |
Профессиональная пригодность и самооценка |
1 | |
Контрольная работа по разделу «Человек и профессия» |
1 | |
Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении | ||
Анализ профессиональной деятельности |
1 | |
Профессиональные пробы и творческие проекты |
1 | |
Профильное обучение предпрофильная подготовка |
1 | |
Пути получения профессионального образования |
1 | |
Профессиональная консультация |
1 | |
Профессиональное саморазвитие и самовоспитание |
1 | |
Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе |
1 | |
Контрольная работа по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении» |
1 | |
Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление |
1 | |
Защита творческих проектов «Мой выбор» |
1 | |
ИТОГО |
34 |
Программа курса
Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения»
1. Введение в курс «Профессиональное самоопределение» - 1 час.
Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу.
Практическая работа. Составление словаря к уроку.
2. Основы жизненного
и профессионального
Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия».
3. Сущность и структура
процесса профессионального
Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самопознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.
Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.
Практическая работа. Выписать в тетерадь опорные понятия. Выписать в тетрадь и осмыслить высказывание Г. К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идёт твёрдо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной уели — тогда удастся у тебя жизнь».
4. Значение, ситуация и правила выбора профессии — 1 час.
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу-Могу-Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».
Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий. Незнание правил выбора профессий. Незнание себя.
Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессий. Заполнить таблицу:
Незнание мира профессий |
Незнание себя |
Незнание правил выбора профессии |
1. Устаревшие представления о характере труда и условиях труда в конкретных профессий. |
1. Необъективная оценка своих возможностей |
1. Отождествление учебного |
2. Предубеждения в отношении престижности профессии |
2. Неумение соотнести свои |
2. Перенос отношения к человеку на профессию |
3. Выбор профессии «за компанию» | ||
4. Неумение определить пути |
Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор». Основные разделы проекта:обоснование профессии, профессиограмма профессии, профессиональная проба, профессиональная пригодность, профессиональное намерение и карьера, план подготовки к приобретению профессии, готовность к профессиональному самоопределению, литература.
Практическая работа. Запись в тетради основных понятий.
7. Контрольная работа
по разделу «Основы
Раздел 2. Мир труда и профессий
8. Профессия и специальность: происхождение и сущность — 1 час.
Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессий.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий».
Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет труда. Средство труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сферы материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.
Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу:
Позиции |
Содержание |
Моя будущая профессия |
|
Сфера экономики |
|
Отрасль экономики |
|
Сектор экономики |
Способы классификации профессии, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессии Е. А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессии. Отделы профессий. Группа профессии. Формула профессий и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятии. Дидактическая игра «Классификация профессии». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятии. Заполнение таблицы:
Позиции |
Содержание |
Моя будущая профессия |
|
Цель деятельности |
|
Задачи деятельности |
|
Предмет труда |
|
Средства труда |
|
Результаты труда |
|
Требуемый уровень образования |
|
Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание) |
|
Возможная заработная плата |
Сущность рынка труда и принципа его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда г. Н.Тагил.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личных и профессиональных качествах, профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.
Информация о работе Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности