Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении методики организации самостоятельной работы по курсу "Основы профессионального самоопределения" в 9 классе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы организации самостоятельной работы;
Провести анализ литературы, где излагается опыт работы учителей по организации самостоятельной работы;
Рассмотреть метод проектов как форму организации самостоятельной работы учащихся 9 класса при изучении курса "Основы профессионального самоопределения"
Разработать учебный проект «Мой выбор»

Файлы: 1 файл

курсовая работа_самостоятельная работа.docx

— 308.62 Кб (Скачать файл)

Проект «ПРОФИ-КЛУБ»

Основная цель "ПРОФИ-клуба" - помощь подросткам 14-16 лет в выборе будущей профессии. В планах "ПРОФИ-клуба": сбор и систематизация информации о профессиях, формирование банка данных "Современные профессии - для тебя", оперативное предоставление подросткам необходимой информации, профессиональное тестирование, организация встреч подростков с интересными людьми-профессионалами своего дела, профессиональная проба.

Агенты ПРОФИ-клуба будут предоставлять сверстникам информацию по темам:

Как стать студентом? (справочники, специальные журналы);

Абитуриент XXI века (каталоги и путеводители по Интернет-ресурсам высших, средних, начальных профессиональных учебных заведений);

Профессии нового времени (современные востребованные профессии по материалам городского Центра занятости населения, Комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, Интернет)

Психологическая служба ПРОФИ-клуба предоставит подростку возможность познать себя:

    • изучить особенности своих познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, а также темперамента, характера применительно к выбранной профессии;
    • осознать свои интересы, склонности, способности;
    • узнать особенности своей личности.

Проект "Свободное время - твой выбор!"

Отсутствие доступной информации о том, как подростку можно интересно и полезно провести время, куда пойти после школы.

Идея проекта: информирование детей, подростков и их родителей об организации досуга в городе.

Члены этой организации не только выпускают агитационные плакаты, но и показывают всем, как правильно проводить время.

Благодаря этим юношам и девушкам (в клуб принимают людей старше восьмого класса), многие ребята учатся правильно, с пользой проводить время и выбирать будущую профессию.

 

2.3 Разработка учебного проекта «Мой выбор»: содержание разделов, критерии оценки

 

Работа учащихся над учебным проектом «Мой выбор» входит в программу курса «Основы профессионального самоопределения" (Приложение 1), поэтому мной были разработаны основные разделы и критерии оценки данного проекта. Также для облегчения работы над проектом для учащихся была разработана рабочая тетрадь (Приложение 2).

 

Содержание разделов учебного проекта «Мой выбор»

1 этап - Исследовательский

Шаг 1: Проблема

Этот шаг является самой первой ступенью в процессе проектирования. Прежде всего, на этом этапе необходимо осуществить поиск проблемной области. В нашем проекте – это профессиональное самоопределение и карьера.

Шаг 2: Осознание проблемной области

Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка

Потребностью каждого молодого человека является умение осуществлять выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями.

Для этого необходимо учитывать:

  • интересы и склонности;
  •  уровень знаний и способности;

  •  здоровье;

  •  мир профессий;

  • потребности в кадрах.

Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее формулировка

Задачей проекта является анализ конкретной профессии. Выявление основных требований профессии к человеку, выявление возможностей овладения данной профессией.

Шаг 5: Выявление основных параметров и ограничений

В ходе выполнения данного этапа  проводится анализ одной из сфер профессиональной деятельности, соотнесение параметров профессии со своими  личностными характеристиками.

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций

На этом этапе необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности. С помощью средств массовой информации:

  • телевидение;
  • радио;
  • печатные издания.

 и  Интернет-ресурсов можно узнать, какие новые специальности появились в последние годы, в чем заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им.

Необходимо рассмотреть все источники информации о выборе профессии:

Шаг 7: Построение опорной схемы размышлений

Ориентируясь на этот алгоритм, необходимо проследить, как происходит выбор профессии.

 

2 этап – Выработка проектного решения

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернатив

На основании результатов изучения профессиональных интересов и склонностей нужно выбрать одну из сфер профессиональной деятельности.

Сферы профессиональной деятельности

 

Шаг 9: Изучение интересов и склонностей

Изучите свои интересы и склонности и помощью психодиагностических методик:

  • дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова;
  • карта интересов А.Е. Голомштока;
  • оценка профессиональных типов (Д. Холланд);
  • методика диагностики направленности личности (А. Басс).

Шаг 10: Изучение требований к профессиям

Познакомьтесь с требованиями к различным сферам профессиональной деятельности. Соотнесите их со своими личностными характеристиками, подумайте, насколько у вас развиты те качества, которые необходимы специалисту тому или иному типу профессий. Выберите ту сферу, которая наиболее вам подходит

 

Шаг 11: Профессиональные ограничения

Изучите ограничения по сферам профессиональной деятельности и выберите наиболее предпочтительные для вас типы профессиональной деятельности.

Шаг 12: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности

Ознакомьтесь с профессиограммами и психограммами сфер профессиональной деятельности и выберите сферу, которая лучше всех сочетается с вашими индивидуальными личностными параметрами.

Знакомство с требованиями профессии к личности можно осуществить по следующей схеме:

Шаг 13: Выявление индивидуальных характеристик

Проанализируйте свои интересы и склонности, соотнесите их с профессиограммой и психограммой профессии.

Шаг 14: Определение путей получения профессии

Рассмотрите возможные пути получения профессии и укажите условия, которые следует учитывать при решении данной проблемы

 

3 этап – Технологический

Шаг 15: Выбор места обучения

Обучение по каждому из путей может быть платным или бесплатным.

Выберите для себя вид обучения и учебное заведение (одно или несколько), в котором(ых) вы бы хотели получить свою будущую специальность.

Шаг 16: Профессиональная проба

Профессиональная проба поможет убедиться в том, подходит ли Вам выбранная профессия.

Шаг 17: Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры

На этом этапе следует разработать индивидуальную программу профессионального самосовершенствования и развития, в соответствии с которой будет строится профессиональный рос

 

4 этап – Заключительный

Шаг 18: Контроль

Необходимо сравнить выполненный проект с тем, который был задуман. Если есть недочеты, всегда можно их устранить.

Шаг19: Самооценка

Проанализировав полученные результаты, можно попытаться самостоятельно дать себе оценку.

При этом необходимо учитывать, сделано ли то, что запланировано.

 Если результаты, полученные в ходе выполнения работы нас полностью устраивают, то можно развить идею проекта и воплощать ее в жизнь.

Шаг20: Оформление проекта

Готовый проект желательно оформить по шагам, украсить его рисунками и иллюстрациями.

В проекте желательно отразить все те размышления, которые возникали у вас в ходе его выполнения.

Шаг 21: Защита проекта

Прежде чем приступить к защите, нужно составить предварительный план своего выступления перед аудиторией и тщательно продумать все то, что вы будете говорить.

Таблица 2. Критерии оценки творческого  проекта «мой выбор»

 

Оформление проекта

  1. Соответствие стандартным требованиям.
  2. Единый стиль оформления.
  3. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
  4. Общий дизайн, отвечающий требованиям эстетики.
  5. Сочетание фона с графическими элементами.
  6. Творчество и оригинальность.

Содержание проекта

  1. Аргументированность выбора темы, наличие целей проектирования.
  2. Обоснование потребности.
  3. Практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
  4. Выполнение принятых этапов проектирования.
  5. Законченность проекта, выбор профессии.
  6. Самостоятельность, подготовленность проекта к восприятию другими людьми.

Иллюстративный материал

  1. Соответствие изображений, диаграмм и таблиц основному содержанию проекта.
  2. Изображения интересны, привлекательны, размещены корректно, не накладываются на текст.
  3. Качество помещаемых изображений.

Объем

информации

  1. Информация должна быть точной, полезной, исчерпывающей, выводы логически обоснованными, краткими, точными.
  2. Полнота библиографии, цитаты.

Результаты выполнения психологических методик

1. Наличие бланков выполненных  тестов по самопознанию, выводов по их результатам.

Оценка защиты проекта

1. Композиция, полнота представления работы и результатов выбора профессии.

2. Объем и глубина знаний  по теме.

3. Коммуникативная ориентация, культура речи.

4. Использование наглядных  средств, чувство времени, удержание  внимание аудитории.


 

 

 

Заключение

 

Школа, давая учащимся знания, необходимые для продолжения учебы в вузе, и в то же время должна ориентировать молодежь на общественно-полезный труд в народном хозяйстве и готовить к этому. Поэтому полезно повысить научный уровень преподавания и качество знаний школьников и в то же время преодолеть их перегрузку. Соответственно этим требованиям необходимо поднять уровень преподавания, нацелить его на формирование у подрастающих поколений современной научной картины мира, а также знаний о практическом применении наук. Нужно, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных способностей школьников и их практической подготовке.

Это достигается целым комплексом средств: совершенствование содержания образования, улучшением качества учебников и других средств обучения, развитием эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности, развитием текущего лабораторного эксперимента и завершающего физического практикума творческого характера.

В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что для эффективной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и правильно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется подборке учебного материала.

Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение.

Развитию познавательной активности школьников способствует использование на уроке текста и иллюстраций их учебника, хрестоматии, справочника, из научных и научно-популярных журналов и газет, а также интересные демонстрационные опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы и другие средства наглядности.

Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

 

Список литературы

 

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении //Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 2011.

  1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2012.

Информация о работе Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности