Проект «ПРОФИ-КЛУБ»
Основная цель "ПРОФИ-клуба" - помощь
подросткам 14-16 лет в выборе будущей профессии.
В планах "ПРОФИ-клуба": сбор и систематизация
информации о профессиях, формирование
банка данных "Современные профессии
- для тебя", оперативное предоставление
подросткам необходимой информации, профессиональное
тестирование, организация встреч подростков
с интересными людьми-профессионалами
своего дела, профессиональная проба.
Агенты ПРОФИ-клуба будут предоставлять
сверстникам информацию по темам:
Как стать студентом? (справочники, специальные
журналы);
Абитуриент XXI века (каталоги и путеводители
по Интернет-ресурсам высших, средних,
начальных профессиональных учебных заведений);
Профессии нового времени (современные
востребованные профессии по материалам
городского Центра занятости населения,
Комитета общего и профессионального
образования Правительства Ленинградской
области, Интернет)
Психологическая служба ПРОФИ-клуба
предоставит подростку возможность познать
себя:
- изучить особенности своих познавательных
процессов: внимания, памяти, мышления, а также темперамента,
характера применительно к выбранной
профессии;
- осознать свои интересы, склонности,
способности;
- узнать особенности своей личности.
Проект "Свободное время
- твой выбор!"
Отсутствие доступной информации о том,
как подростку можно интересно и полезно
провести время, куда пойти после школы.
Идея проекта: информирование детей,
подростков и их родителей об организации
досуга в городе.
Члены этой организации не только выпускают
агитационные плакаты, но и показывают
всем, как правильно проводить время.
Благодаря этим юношам и девушкам (в клуб
принимают людей старше восьмого класса),
многие ребята учатся правильно, с пользой
проводить время и выбирать будущую профессию.
2.3 Разработка учебного
проекта «Мой выбор»: содержание разделов,
критерии оценки
Работа
учащихся над учебным проектом «Мой выбор»
входит в программу курса «Основы профессионального
самоопределения" (Приложение 1), поэтому
мной были разработаны основные разделы
и критерии оценки данного проекта. Также
для облегчения работы над проектом для
учащихся была разработана рабочая тетрадь
(Приложение 2).
Содержание разделов
учебного проекта «Мой выбор»
1 этап - Исследовательский
Шаг 1: Проблема
Этот шаг является самой первой
ступенью в процессе проектирования. Прежде
всего, на этом этапе необходимо осуществить
поиск проблемной области. В нашем проекте
– это профессиональное самоопределение
и карьера.
Шаг 2: Осознание проблемной
области
Шаг 3: Определение
потребности и ее формулировка
Потребностью каждого молодого
человека является умение осуществлять
выбор профессии в соответствии со своими
интересами и возможностями.
Для этого необходимо учитывать:
уровень знаний и способности;
Шаг 4: Определение
конкретной задачи и ее формулировка
Задачей проекта является анализ
конкретной профессии. Выявление основных
требований профессии к человеку, выявление
возможностей овладения данной профессией.
Шаг 5: Выявление основных
параметров и ограничений
В ходе выполнения данного этапа
проводится анализ одной из сфер профессиональной
деятельности, соотнесение параметров
профессии со своими личностными характеристиками.
Шаг 6: Выявление традиций,
истории, тенденций
На этом этапе необходимо выявить,
как со временем изменяются требования
к подготовке специалистов в различных
сферах профессиональной деятельности.
С помощью средств массовой информации:
- телевидение;
- радио;
- печатные издания.
и Интернет-ресурсов
можно узнать, какие новые специальности
появились в последние годы, в чем заключается
их специфика, в каких учебных заведениях
обучают им.
Необходимо рассмотреть все
источники информации о выборе профессии:
Шаг 7: Построение
опорной схемы размышлений
Ориентируясь на этот алгоритм,
необходимо проследить, как происходит
выбор профессии.
2 этап – Выработка
проектного решения
Шаг 8: Выработка идей,
вариантов, альтернатив
На основании результатов изучения
профессиональных интересов и склонностей
нужно выбрать одну из сфер профессиональной
деятельности.
Сферы профессиональной деятельности
Шаг 9: Изучение интересов
и склонностей
Изучите свои интересы и склонности
и помощью психодиагностических методик:
- дифференциально-диагностический
опросник Е.А. Климова;
- карта интересов А.Е. Голомштока;
- оценка профессиональных типов
(Д. Холланд);
- методика диагностики направленности
личности (А. Басс).
Шаг 10: Изучение требований
к профессиям
Познакомьтесь с требованиями
к различным сферам профессиональной
деятельности. Соотнесите их со своими
личностными характеристиками, подумайте,
насколько у вас развиты те качества, которые
необходимы специалисту тому или иному
типу профессий. Выберите ту сферу, которая
наиболее вам подходит
Шаг 11: Профессиональные
ограничения
Изучите ограничения по сферам
профессиональной деятельности и выберите
наиболее предпочтительные для вас типы
профессиональной деятельности.
Шаг 12: Изучение содержания
будущей профессиональной деятельности
Ознакомьтесь с профессиограммами
и психограммами сфер профессиональной
деятельности и выберите сферу, которая
лучше всех сочетается с вашими индивидуальными
личностными параметрами.
Знакомство с требованиями
профессии к личности можно осуществить
по следующей схеме:
Шаг 13: Выявление
индивидуальных характеристик
Проанализируйте свои интересы
и склонности, соотнесите их с профессиограммой
и психограммой профессии.
Шаг 14: Определение
путей получения профессии
Рассмотрите возможные пути
получения профессии и укажите условия,
которые следует учитывать при решении
данной проблемы
3 этап – Технологический
Шаг 15: Выбор места
обучения
Обучение по каждому из путей
может быть платным или бесплатным.
Выберите для себя вид обучения
и учебное заведение (одно или несколько),
в котором(ых) вы бы хотели получить свою
будущую специальность.
Шаг 16: Профессиональная
проба
Профессиональная проба поможет
убедиться в том, подходит ли Вам выбранная
профессия.
Шаг 17: Прогнозирование
дальнейшей профессиональной карьеры
На этом этапе следует разработать
индивидуальную программу профессионального
самосовершенствования и развития, в соответствии
с которой будет строится профессиональный
рос
4 этап – Заключительный
Шаг 18: Контроль
Необходимо сравнить выполненный
проект с тем, который был задуман. Если
есть недочеты, всегда можно их устранить.
Шаг19: Самооценка
Проанализировав полученные
результаты, можно попытаться самостоятельно
дать себе оценку.
При этом необходимо учитывать,
сделано ли то, что запланировано.
Если результаты, полученные
в ходе выполнения работы нас полностью
устраивают, то можно развить идею проекта
и воплощать ее в жизнь.
Шаг20: Оформление
проекта
Готовый проект желательно
оформить по шагам, украсить его рисунками
и иллюстрациями.
В проекте желательно отразить
все те размышления, которые возникали
у вас в ходе его выполнения.
Шаг 21: Защита проекта
Прежде чем приступить к защите,
нужно составить предварительный план
своего выступления перед аудиторией
и тщательно продумать все то, что вы будете
говорить.
Таблица 2. Критерии
оценки творческого проекта «мой выбор»
Оформление проекта |
- Соответствие стандартным требованиям.
- Единый стиль оформления.
- Отсутствие орфографических
и пунктуационных ошибок.
- Общий дизайн, отвечающий требованиям
эстетики.
- Сочетание фона с графическими элементами.
- Творчество и оригинальность.
|
Содержание проекта |
- Аргументированность выбора темы, наличие целей проектирования.
- Обоснование потребности.
- Практическая направленность
проекта и значимость выполненной работы.
- Выполнение принятых этапов
проектирования.
- Законченность проекта, выбор профессии.
- Самостоятельность, подготовленность
проекта к восприятию другими людьми.
|
Иллюстративный материал |
- Соответствие изображений,
диаграмм и таблиц основному содержанию проекта.
- Изображения интересны, привлекательны,
размещены корректно, не накладываются
на текст.
- Качество помещаемых изображений.
|
Объем
информации |
- Информация должна быть точной,
полезной, исчерпывающей, выводы логически
обоснованными, краткими, точными.
- Полнота библиографии, цитаты.
|
Результаты выполнения
психологических методик |
1. Наличие бланков выполненных
тестов по самопознанию, выводов
по их результатам. |
Оценка защиты проекта |
1. Композиция, полнота представления
работы и результатов выбора профессии.
2. Объем и глубина знаний
по теме.
3. Коммуникативная ориентация,
культура речи.
4. Использование наглядных
средств, чувство времени, удержание
внимание аудитории. |
Заключение
Школа, давая учащимся знания,
необходимые для продолжения учебы в вузе,
и в то же время должна ориентировать молодежь
на общественно-полезный труд в народном
хозяйстве и готовить к этому. Поэтому
полезно повысить научный уровень преподавания
и качество знаний школьников и в то же
время преодолеть их перегрузку. Соответственно
этим требованиям необходимо поднять
уровень преподавания, нацелить его на
формирование у подрастающих поколений
современной научной картины мира, а также
знаний о практическом применении наук.
Нужно, чтобы теория предмета в большей
мере способствовала развитию позитивных
способностей школьников и их практической
подготовке.
Это достигается целым комплексом
средств: совершенствование содержания
образования, улучшением качества учебников
и других средств обучения, развитием
эвристической деятельности школьников
в процессе обучения на основе проблемности,
развитием текущего лабораторного эксперимента
и завершающего физического практикума
творческого характера.
В процессе рассмотрения данной
проблемы выяснилось, что для эффективной
организации самостоятельной работы школьника
учитель должен уметь спланировать познавательный
процесс учащегося и правильно выбрать
способ решения задачи, при этом большое
значение уделяется подборке учебного
материала.
Повышение качества обучения
тесно связано с совершенствованием методики
организации занятий на уроке.
Для повышения качества обучения
особое значение имеет развитие познавательного
энтузиазма школьников, интереса к предмету.
Учащиеся должны понимать, каков смысл
изучения предлагаемого материала. Более
того, современные школьники вправе желать,
чтобы учебная деятельность была интересной,
давала удовлетворение.
Развитию познавательной активности
школьников способствует использование
на уроке текста и иллюстраций их учебника,
хрестоматии, справочника, из научных
и научно-популярных журналов и газет,
а также интересные демонстрационные
опыты, фрагменты из кинофильмов, диапозитивы
и другие средства наглядности.
Однако мало обеспечить мотивацию
учения и возбудить познавательный интерес
ученика. Необходимо далее, во-первых,
четко осознавать цели обучения и, во-вторых,
показать, как эти цели могут быть достигнуты.
Список литературы
Актуальные вопросы формирования
интереса в обучении //Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 2011.
Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М., 2012.