Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении методики организации самостоятельной работы по курсу "Основы профессионального самоопределения" в 9 классе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы организации самостоятельной работы;
Провести анализ литературы, где излагается опыт работы учителей по организации самостоятельной работы;
Рассмотреть метод проектов как форму организации самостоятельной работы учащихся 9 класса при изучении курса "Основы профессионального самоопределения"
Разработать учебный проект «Мой выбор»

Файлы: 1 файл

курсовая работа_самостоятельная работа.docx

— 308.62 Кб (Скачать файл)


 

Шаг 3: Определение потребности и её формулировка

Потребностью каждого молодого человека является умение осуществлять выбор профессии в соответствии со своими интересами и возможностями.

Подумайте и запишите, что необходимо учитывать при выборе профессии:

1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

4.____________________________________________________

5.____________________________________________________

Шаг 4: Определение конкретной задачи и ее формулировка

 

Целью творческого проекта является профессиональное самоопределение человека.

Подумайте и запишите какие задачи нужно решить, чтобы достичь поставленной цели:

1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

Шаг 5: Выявление основных параметров и ограничений

В процессе проектирования могут возникнуть затруднения, которые ограничивают сферу поиска.

Запишите те затруднения, которые могут препятствовать Вашему профессиональному самоопределению и выбору профессию:

1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

4.____________________________________________________

5.____________________________________________________

Решение названного круга вопросов – сложный и трудоемкий процесс, требующий квалифицированной помощи психолога, профконсультанта, собственный усилий.

Шаг 6: Выявление традиций, истории, тенденций

На этом этапе необходимо выявить, как со временем изменяются требования к подготовке специалистов в различных сферах профессиональной деятельности.

С помощью СМИ и Интернет-ресурсов узнайте, какие новые специальности появились в последние годы, в чем заключается их специфика, в каких учебных заведениях обучают им. Выберите 3 специальности, наиболее привлекательных для Вас и опишите их.

Специальность 1:____________________________________

Содержание труда по первой специальности:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебные заведения, в которых можно получить данную специальность: ____________________________________________________________________________________________________________

Специальность 2:____________________________________

Содержание труда по второй специальности:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебные заведения, в которых можно получить данную специальность: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Специальность 3:_______________________________________

Содержание труда по третьей специальности:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учебные заведения, в которых можно получить данную специальность: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шаг 7: Построение опорной схемы размышлений

Для дальнейшей работы над проектом необходимо разработать опорную схему размышлений, где необходимо указать факторы и условия, которые следует учитывать при решении данной проблемы.

Ориентируясь на этот алгоритм, вы должны проследить как будет происходить ваш выбор профессии:

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II –й этап – Выработка проектного решения

Шаг 8: Выработка идей, вариантов, альтернатив

Приступаем к исследованию пунктов опорной схемы размышления.

Для определения профессиональных интересов и склонностей используйте методику «Опросник профессиональной готовности».

На основании полученных результатов выберите одну из сфер профессиональной деятельности и заштрихуйте соответствующий прямоугольник цветным карандашом:

Сферы профессиональной деятельности

 

Шаг 9: Изучение интересов и склонностей

 

Изучите свои интересы и склонности и помощью психодиагностической методики «Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова».

Какая из пяти сфер профессиональной деятельности в большей мере соответствует вашим результатам? Заштрихуйте ее:


Шаг 10: Изучение требований к профессиям

Познакомьтесь с требованиями к различным сферам профессиональной деятельности. Соотнесите их со своими личностными характеристиками, подумайте, насколько у вас развиты те качества, которые необходимы специалисту тому или иному типу профессий. Выберите ту сферу, которая наиболее вам подходит:


Шаг 11: Профессиональные ограничения

Изучите ограничения по сферам профессиональной деятельности и выберите наиболее предпочтительные для вас типы профессиональной деятельности:


Шаг 12: Изучение содержания будущей профессиональной деятельности

Ознакомьтесь с профессиограммами и психограммами сфер профессиональной деятельности и выберите ту сферу, которая лучше всех сочетается с параметрами, выявленными в шагах № 9 и 11 .


 

Знакомство с профессиограммой и психограммой профессии можно осуществить по следующей схеме:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 13: Выявление индивидуальных характеристик

Ознакомьтесь с методиками, которые рекомендованы для выбранной вами сферы профессиональной деятельности и определите и изучите свои индивидуальные личностные и психофизиологические характеристики. Зафиксируйте полученные результаты:

1. Психофизиологические  показатели (показатели здоровья):

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знания, умения, навыки:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Особенности развития  познавательных процессов.

- ощущения и восприятие________________________________

-память_______________________________________________

- внимание____________________________________________

- мышление____________________________________________

- интеллект____________________________________________

- речь_________________________________________________

- воображение__________________________________________

 

4. Профессионально-важные  качества:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Соотнесите полученные результаты с требованиями и ограничениями к вашей сфере профессиональной деятельности, приведенными в шагах № 10, 11.

Если полученные результаты вас не устраивают, то возвратитесь к шагу № 8 и выберите другой вариант.

В итоге вы должны определить одну сферу профессиональной деятельности, которая наиболее вам подходит. При этом удобно воспользоваться банком профессий и выбрать из него заинтересовавшую вас специальность, изучить ее описание и характеристики.


Специальность__________________________________________

Профессиограмма специальности _________________________:

1) Общая характеристика профессии

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Профессионально-важные качества

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Содержание труда

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Условия труда

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) Необходимые знания, умения, навыки

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Требования профессии к человеку

______________________________________________________________________________________________________________________________

7) Медицинские противопоказания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8) Психограмма профессии

Профессиональное качество

Уровень развития

качества

1

2

3

4

5

           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

9) Соответствие профессии (специальности) личностным качествам

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

III –й этап – Технологический

Шаг 14: Определение путей получения профессии

Теперь, когда вы уже осуществили свой выбор и определили будущую специальность, определите пути получения профессии:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Шаг 15: Выбор места обучения

Обучение по каждому из путей может быть платным или бесплатным. В соответствии с ограничениями, которые вы установили в шаге № 5, выберите для себя вид обучения (заштрихуйте соответствующий прямоугольник):


 

Теперь выберите учебное заведение (одно или несколько), в котором(ых) вы бы хотели получить свою будущую специальность и запишите его (их) название(я):

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Шаг 16: Профессиональная проба

Итак, после того, как вы определили свою будущую специальность, а также путь ее получения, необходимо провести профессиональную пробу, которая является важнейшим этапом в профессиональном самоопределении.

Только пройдя ее, вы сможете полностью убедиться, подходит ли вам профессия или нет.

После прохождения профессиональной пробы сделайте вывод о том, следует ли приобретать данную специальность или выбрать другую. Вы всегда можете вернуться в шаг № 13 и сделать другой выбор.

1) Название профессиональной  пробы

______________________________________________________

2) Содержание профпробы

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Полученные результаты

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Вывод о соответствии  выбранной профессии Вашим интересам  и склонностям

______________________________________________________________________________________________________________________________

Шаг 17: Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры

Теперь, когда Вы убедились, что выбранная профессия Вам полностью подходит, можно составить прогноз будущей профессиональной карьеры. Для этого следует разработать индивидуальную программу профессионального самосовершенствования и развития, в соответствии с которой будет строится профессиональный рост.

Информация о работе Самостоятельная работа как высший тип учебной деятельности