Шаг 3: Определение
потребности и её формулировка
Потребностью каждого молодого
человека является умение осуществлять
выбор профессии в соответствии со своими
интересами и возможностями.
Подумайте и запишите, что необходимо
учитывать при выборе профессии:
1.____________________________________________________
2.____________________________________________________
3.____________________________________________________
4.____________________________________________________
5.____________________________________________________
Шаг 4: Определение
конкретной задачи и ее формулировка
Целью творческого проекта
является профессиональное самоопределение
человека.
Подумайте и запишите какие
задачи нужно решить, чтобы достичь поставленной
цели:
1.____________________________________________________
2.____________________________________________________
3.____________________________________________________
Шаг 5: Выявление основных
параметров и ограничений
В процессе проектирования
могут возникнуть затруднения, которые
ограничивают сферу поиска.
Запишите те затруднения, которые
могут препятствовать Вашему профессиональному
самоопределению и выбору профессию:
1.____________________________________________________
2.____________________________________________________
3.____________________________________________________
4.____________________________________________________
5.____________________________________________________
Решение названного круга вопросов
– сложный и трудоемкий процесс, требующий
квалифицированной помощи психолога,
профконсультанта, собственный усилий.
Шаг 6: Выявление традиций,
истории, тенденций
На этом этапе необходимо выявить,
как со временем изменяются требования
к подготовке специалистов в различных
сферах профессиональной деятельности.
С помощью СМИ и Интернет-ресурсов
узнайте, какие новые специальности появились
в последние годы, в чем заключается их
специфика, в каких учебных заведениях
обучают им. Выберите 3 специальности,
наиболее привлекательных для Вас и опишите
их.
Специальность 1:____________________________________
Содержание труда по первой
специальности:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебные заведения, в которых
можно получить данную специальность:
____________________________________________________________________________________________________________
Специальность 2:____________________________________
Содержание труда по второй
специальности:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебные заведения, в которых
можно получить данную специальность:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Специальность 3:_______________________________________
Содержание труда по третьей
специальности:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учебные заведения, в которых
можно получить данную специальность:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шаг 7: Построение опорной
схемы размышлений
Для дальнейшей работы над проектом
необходимо разработать опорную схему
размышлений, где необходимо указать факторы
и условия, которые следует учитывать
при решении данной проблемы.
Ориентируясь на этот алгоритм,
вы должны проследить как будет происходить
ваш выбор профессии:
1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II –й этап – Выработка
проектного решения
Шаг
8: Выработка идей, вариантов, альтернатив
Приступаем к исследованию
пунктов опорной схемы размышления.
Для определения профессиональных
интересов и склонностей используйте методику «Опросник профессиональной
готовности».
На основании полученных результатов
выберите одну из сфер профессиональной
деятельности и заштрихуйте соответствующий
прямоугольник цветным карандашом:
Сферы профессиональной
деятельности
Шаг 9: Изучение интересов
и склонностей
Изучите свои интересы и склонности
и помощью психодиагностической методики
«Дифференциально-диагностический опросник
Е.А. Климова».
Какая из пяти сфер профессиональной
деятельности в большей мере соответствует
вашим результатам? Заштрихуйте ее:
Шаг 10: Изучение требований
к профессиям
Познакомьтесь с требованиями
к различным сферам профессиональной
деятельности. Соотнесите их со своими
личностными характеристиками, подумайте,
насколько у вас развиты те качества, которые
необходимы специалисту тому или иному
типу профессий. Выберите ту сферу, которая
наиболее вам подходит:
Шаг 11: Профессиональные
ограничения
Изучите ограничения по сферам
профессиональной деятельности и выберите
наиболее предпочтительные для вас типы
профессиональной деятельности:
Шаг 12: Изучение содержания
будущей профессиональной деятельности
Ознакомьтесь с профессиограммами
и психограммами сфер профессиональной
деятельности и выберите ту сферу, которая
лучше всех сочетается с параметрами,
выявленными в шагах № 9 и 11
.
Знакомство с профессиограммой
и психограммой профессии можно осуществить
по следующей схеме:
Шаг 13: Выявление индивидуальных
характеристик
Ознакомьтесь с методиками,
которые рекомендованы для выбранной
вами сферы профессиональной деятельности
и определите и изучите свои индивидуальные
личностные и психофизиологические характеристики.
Зафиксируйте полученные результаты:
1. Психофизиологические
показатели (показатели здоровья):
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Знания, умения, навыки:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Особенности развития
познавательных процессов.
- ощущения и восприятие________________________________
-память_______________________________________________
- внимание____________________________________________
- мышление____________________________________________
- интеллект____________________________________________
- речь_________________________________________________
- воображение__________________________________________
4. Профессионально-важные
качества:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соотнесите полученные результаты
с требованиями и ограничениями к вашей
сфере профессиональной деятельности,
приведенными в шагах № 10, 11.
Если полученные результаты
вас не устраивают, то возвратитесь к шагу
№ 8 и выберите другой вариант.
В итоге вы должны определить
одну сферу профессиональной деятельности,
которая наиболее вам подходит. При этом
удобно воспользоваться банком профессий
и выбрать из него заинтересовавшую вас
специальность, изучить ее описание и
характеристики.
Специальность__________________________________________
Профессиограмма специальности _________________________:
1) Общая характеристика профессии
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Профессионально-важные качества
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Содержание труда
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Условия труда
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Необходимые знания, умения, навыки
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) Требования профессии к человеку
______________________________________________________________________________________________________________________________
7) Медицинские противопоказания
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Психограмма профессии
Профессиональное качество |
Уровень развития
качества |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9) Соответствие профессии (специальности)
личностным качествам
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III –й этап – Технологический
Шаг 14: Определение
путей получения профессии
Теперь, когда вы уже осуществили
свой выбор и определили будущую специальность,
определите пути получения профессии:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шаг 15: Выбор места
обучения
Обучение по каждому из путей
может быть платным или бесплатным. В соответствии
с ограничениями, которые вы установили
в шаге № 5, выберите для себя вид обучения
(заштрихуйте соответствующий прямоугольник):
Теперь выберите учебное заведение
(одно или несколько), в котором(ых) вы бы
хотели получить свою будущую специальность
и запишите его (их) название(я):
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шаг 16: Профессиональная
проба
Итак, после того, как вы определили
свою будущую специальность, а также путь
ее получения, необходимо провести профессиональную
пробу, которая является важнейшим этапом
в профессиональном самоопределении.
Только пройдя ее, вы сможете
полностью убедиться, подходит ли вам
профессия или нет.
После прохождения профессиональной
пробы сделайте вывод о том, следует ли
приобретать данную специальность или
выбрать другую. Вы всегда можете вернуться
в шаг № 13
и сделать другой выбор.
1) Название профессиональной
пробы
______________________________________________________
2) Содержание профпробы
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Полученные результаты
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Вывод о соответствии
выбранной профессии Вашим интересам
и склонностям
______________________________________________________________________________________________________________________________
Шаг 17: Прогнозирование
дальнейшей профессиональной карьеры
Теперь, когда Вы убедились,
что выбранная профессия Вам полностью
подходит, можно составить прогноз будущей
профессиональной карьеры. Для этого следует
разработать индивидуальную программу
профессионального самосовершенствования
и развития, в соответствии с которой будет
строится профессиональный рост.