Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:53, курсовая работа
Целью данной работы является: реализация приоритетного права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.
Объект работы: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети у которых родители признаны безвестно отсутствующими.
Задачи нашей работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Определить содержание понятий: усыновление (удочерение), опека / попечительство, патронат, приемная семья, школа-интернат и семейно-воспитательная группа.
3. Подробно рассмотреть формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.
Введение.
§1 Развитие социальных умений у детей оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема.
§2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
§3. Семейно-воспитательная группа, как альтернативная форма устройства детей-сирот в современной России.
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Курсовая работа
Семейно-воспитательная группа, как альтернативная форма устройства детей-сирот в современной России
Выполнила:
студентка гр. 23
специальность «Социальная работа»
Руководитель:
Красноярск, 2010
Содержание
Введение.
§1 Развитие социальных умений у детей оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема.
§2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
§3. Семейно-воспитательная группа, как альтернативная форма устройства детей-сирот в современной России.
Заключение.
Список литературы.
Введение
В последние годы в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. По скромной официальной статистике числится 720 тысяч детей-сирот. Ежегодно более 100 тысяч детей в силу разных причин остаются без попечения родителей, причем 95% из них - социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: распад семей, увеличение числа неблагополучных семей, т.е. семей, где один или оба из родителей пьянствуют, тунеядствуют, занимаются попрошайничеством, воровством, проституцией и т.д., низкий социально-экономический уровень жизни населения, экономический кризис, и др.
Государством создано целая сеть интернатов, домов ребенка, детских домов, учреждений социально-педагогической помощи и поддержки для детей и подростков. Но в каком бы замечательном, обеспеченном, чистом и сытом заведении ни жили бездомные дети, большие и маленькие, они хотят собственных маму и папу, а не получать редкую казенную похвалу, за примерное поведение и опрятный вид.
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базовые потребности ребенка, к которым относятся: физиологические потребности (во сне, отдыхе, питании и т.п.); потребность в безопасности («крыша над головой», социальная и материальная защищенность и т.п.); потребность в любви, уважении и т.п.
Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус. Негласно подразумевается, что в ситуации утраты эффективной системы поддержки семьи с детьми именно семья должна неукоснительно продолжать выполнять не только репродуктивную, но и воспитательную функцию и занимать пространства, оставленные государством на месте былой детской инфраструктуры, социального, образовательного, культурного и медицинского сервиса, не поддающегося приватизации.
Все эти трудности и проблемы могут продолжаться в течение всей жизни человека, но если все мы не будем отворачиваться, не будем хладнокровны к подобным ситуациям, то эти трудности, в общем, преодолимы.
Целью данной работы является: реализация приоритетного права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.
Объект работы: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети у которых родители признаны безвестно отсутствующими.
Задачи нашей работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Определить содержание понятий: усыновление (удочерение), опека / попечительство, патронат, приемная семья, школа-интернат и семейно-воспитательная группа.
3. Подробно рассмотреть формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.
§1 Развитие социальных умений у детей оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема.
Социальное развитие детей, воспитывающихся в детских домах – очень современная и актуальная задача не только для работников учреждения, но и общества в целом.
В корне проблемы лежит материнская депривация – состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей и в первую очередь эмоциональное обеднение ребёнка. В условиях материнской депривации, которую переживают дети, лишённые любви и ласки близких людей, не формируются такие базовые личностные качества, как ощущение любви и приятия окружающих, способность к адекватному общению, социализации в обществе, развитию социальных умений и навыков.
Существует три основных ступени формирования социальных умений и навыков.
Первая ступень (6-10 лет)
Уметь соблюдать правила личной гигиены.
Уметь объяснять, выражать и описывать словесно свои чувства и эмоции.
Уметь избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью.
Знать общепринятые правила общения и уметь их применять.
Уметь самостоятельно искать выходы из конфликтных ситуаций.
Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах.
Уметь корректно отказаться от общения с незнакомыми людьми, от предложения попробовать покурить, попробовать алкогольный напиток
Уметь избегать ситуации пассивного курения.
Вторая ступень (10-15 лет)
Понимать природу переживаний в период кризиса взросления .
Уметь попросить о помощи в трудных ситуациях.
Понимать необходимость реалистичной позитивной самооценки и самопринятия.
Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения.
Уметь эффективно бесконфликтно общаться со сверстниками.
Разрешать конфликтные ситуации
Аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями.
Иметь базовые навыки общения: уметь слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор.
Иметь навык принятия самостоятельного решения.
Уметь найти выход в ситуации внешнего разрушительного давления.
Иметь сформированные навыки отказа от употребления психоактивных веществ в группе и противостояния групповому давлению.
Избегать рискованных для здоровья форм поведения.
Занимать активную позицию неприятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной группе.
Иметь навыки критического переосмысления информации, получаемой в неформальных группах.
Третья ступень (15-17 лет)
Уметь применять в повседневной жизни нормы и правила здорового образа жизни.
Уметь избегать неоправданного риска.
Уметь эффективно бесконфликтно общаться со сверстниками.
Иметь навыки уверенного поведения, ведущего к здоровью, которые включают в себя умения принимать обоснованные решения, противостоять давлению, разрешать конфликты и проблемы, устанавливать позитивные отношения с окружающими, находить и оказывать социальную поддержку.
Уметь анализировать свои желания и поступки.
Уметь распознавать ситуации группового давления и противостоять им, распознавать поведенческие риски в групповом поведении.
Уметь составить план (проект) группового взаимодействия и поэтапно его выполнять.
Уметь найти выход в ситуации внешнего разрушительного давления.
Уметь уважать себя.
Иметь навыки саморегуляции, эмпатии.
Владеть навыками самостоятельной фитнес-тренировки, утренней гимнастики.
Уметь анализировать влияние различных факторов, образа жизни на состояние своего самочувствия, здоровья и корректировать образ жизни, строить режим дня, учебы и отдыха.
Но стоит отметить, что все эти умения и навыки активней приобретаются и лучше усваиваются в родной семье, чем в замещающих ее формах.
В процессе формирования социальных умений и навыков у детей-сирот появляется ряд проблем личностного и социального характера.
Основную тяжесть попечения о детях, оставшихся без родителей, несет государство. В российской системе воспитания сирот самая обычная и распространенная форма - большие государственные детские дома. Обычно они рассчитаны на 100-200 детей. Главное, что дает ребенку государственная система, - это социальные гарантии: жилье по выходе из детского дома, право на бесплатное второе образование и др. Однако приходится признать, что с делом воспитания государство не справляется. Почему так происходит? Дело в том, что у этой системы есть несколько серьезных изъянов.
Во-первых, она устроена как огромный конвейер, "перерабатывающий" жизнь ребенка. Сироту передают по цепочке - из одного учреждения в другое. До четырех лет он живет в доме ребенка, после четырех попадает в детский дом, а в семь лет его переводят в школу-интернат (тоже детский дом, но с собственной школой). Часто в таких интернатах младшая школа со своим директором и коллективом воспитателей расположена в одном корпусе, а в старших классах дети переходят в другой корпус, и им опять необходимо привыкать к новым воспитателям.
В результате за свою жизнь ребенку три-четыре раза приходится начинать все сначала. Эта проблема известна всем, кто работает в детских домах. Детдомовцы привыкают к тому, что взрослые вокруг них - это временщики, которые постоянно меняются.
Другая проблема - замкнутость "детдомовского" мира. Дети живут в детдоме и здесь же учатся, даже в школе видя вокруг себя только таких же сирот. В результате ребенок просто не знает, как общаться с внешним миром.
Воспитанные в государственном детдоме дети чаще всего не приучены к труду и не хотят работать. Они знают, что их накормят и оденут - государство обязано. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне - это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. В результате дети растут иждивенцами: не умеют ни готовить, ни убирать, ни зашивать свои вещи. И это не просто лень - искажается склад личности, способность принимать решения.
Проблема хорошо изучена психологами и социологами. "Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения со взрослыми, - Казалось бы, в подобных условиях следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовывать себя, планировать свое поведение. Как показали исследования, проведенные в интернатах и детских домах, это далеко не так. Ограниченное, преимущественно групповое общение детей со взрослыми на самом деле не предоставляет ребенку самостоятельности: твердый режим дня, постоянные указания взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей - все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к пошаговому выполнению чужих указаний.
Когда ребенок выходит из детдома, он совершенно не приспособлен к жизни. Он получает квартиру, но не может жить один - в детском доме в комнате с ним всегда было еще четыре-пять человек. Он никогда сам не ходил в магазин, не покупал себе еду. Он не знает, как расходовать деньги, не разбирается в людях и ничего не знает о нормальной жизни в семье. Вполне закономерно, что, вырастая, он становится жертвой криминальных структур или спивается.
Так бывает даже в благополучных внешне детских домах. Конечно, очень важно, чтобы в детском доме детей кормили, одевали, заботились об их здоровье. Но ребенку нужно нечто большее - нужен идеал. А воспитатели должны уметь вдохновить им ребенка. Государство же, само такого идеала не имеющее, не может дать детям полноценного нравственного воспитания.
Придешь иногда в какой-нибудь интернат, а там дети бродят толпами и где-то в холле сидит один воспитатель и с ними же курит, а иногда и выпивает. В одном из государственных детских приютов дети живут "семьями" - мальчики с девочками. Отношения у них там, если можно так сказать, неформальные. Все об этом знают, и это считается нормальным, лишь бы все было тихо.
В старших классах сиротам начинают читать лекции об их правах, объясняя, что они имеют право на жилье, на пособие. Но отличное знание своих прав имеет и оборотную сторону. Прививается завышенная самооценка, знание прав и отказ от обязанностей. Ребенок воспитывается маленьким эгоистом.
Судьбы воспитанников одного из интернатов за последние 15 лет исследовали сотрудники лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства психолого-педагогического университета. Только у 10% выпускников сложились судьбы - они работают, состоят в браке. И даже в этой, самой благополучной группе очень мало родившихся детей и большое количество отказов от ребенка.
Естественно государство борется с этими проблемами, но не всегда получаются положительные результаты.