Семейно-воспитательная группа, как альтернативная форма устройства детей-сирот в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: реализация приоритетного права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.
Объект работы: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети у которых родители признаны безвестно отсутствующими.
Задачи нашей работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Определить содержание понятий: усыновление (удочерение), опека / попечительство, патронат, приемная семья, школа-интернат и семейно-воспитательная группа.
3. Подробно рассмотреть формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.

Содержание работы

Введение.

§1 Развитие социальных умений у детей оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема.

§2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

§3. Семейно-воспитательная группа, как альтернативная форма устройства детей-сирот в современной России.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

курс2 олеся.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 

 


§2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Забота о детях, не достигших совершеннолетия, составляет прямую и естественную обязанность родителей, но если дети, в силу тех или иных обстоятельств, остались без попечения родителей, то эта обязанность ложится на плечи государства. Оказание помощи этим детям является важнейшим направлением социальной политики государства. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, они же избирают форму устройства детей.

Усыновление (удочерение) ребенка - это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их родителями возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна быть не менее 16 лет, однако по причинам, признанным судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления является уголовным преступлением. Уголовным преступлением также является незаконное усыновление.

В 2007 г. укрепился приоритет усыновления гражданами Российской

Федерации. Подобные результаты во многом связаны с принятием комплексных мер на уровне субъектов Российской Федерации, направленных на моральное и материальное стимулирование граждан, усыновляющих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2006 г. число детей, переданных на усыновление российскими гражданами, в 1,2 раза превышало усыновление иностранными гражданами, в 2007 год – это превышение составляло уже 2,1 раза, в 2008 г. – 2,2 раза.

В то же время общее число детей, отданных на усыновление, сократилось незначительно. Из них в 2008 г. иностранными гражданами усыновлено 4126 детей, при этом менее половины 1773 из них – гражданами США. Среди других иностранных граждан среди усыновителей российских детей граждане Испании (905 детей), Италии (496 детей), Франция (325детей), Германии (188 детей) и другие. В общей численности детей–инвалидов, переданных на усыновление, 89% приходится на усыновление

иностранными гражданами.

Опека / попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ.

Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе.   Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Бывают случаи, когда родители живы - здоровы, вполне могут лично воспитывать своих детей, но по каким-то причинам делать этого не хотят и добровольно передают их под опеку другим лицам. В этом случае на ребенка не выплачивается государственное пособие: считается, что его может содержать собственный и не лишенный прав родитель. Однако в большинстве случаев родители, оставившие своих детей в основном на бабушек, если и подбрасывают им какие-то деньги, то мало и нерегулярно. Так что страдают от "социальной справедливости" и ребенок, и опекун. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.

Опекунами в подавляющем большинстве становятся бабушки ребенка (88%), в меньшем (12%) – дедушки, поэтому можно говорить, что опека сложилась как форма устройства ребенка в семью родственников, которые не хотят оставить его в беде, отдать в интернат. Поэтому такую опеку часто называют «вынужденной». Чаще всего опекун является пенсионером (20%– старше 70 лет, 40% – от 50 до 60 лет).

Среди переданных под опеку доля детей младших возрастов (до 7 лет) составляла в 2008 г. 40,2%.

В России 40001 ребенок добровольно передан родителями под опеку и

попечительство (добровольная опека).

Патронат - это форма семейного воспитания, которая в Европе и в США имеет большое распространение. Развитие патронатного воспитания в России в основном опирается на опыт Великобритании. "Первый проект такого рода был осуществлен при поддержке англичан в Москве, на базе детского дома № 19, потом было еще несколько экспериментальных площадок, а сейчас существует уже в 22 регионах, статья о нем внесена в федеральную программу развития образования".

Патронатные родители заключают договор с местными органами власти и получают зарплату как воспитатели.

Существуют две формы патронатного воспитания. Первая - это социальный патронат над семьей, попавшей в критическое положение. Причины трудностей могут быть самые разные: болезнь родителей, развод, другие травмирующие ситуации. То есть речь идет о временном помещении ребенка в другую семью - на месяц, а может быть, на полгода, на год. А с конфликтной семьей в это время работают психологи, социальные педагоги. Иными словами, патронат применяется, когда надо вывести ребенка из дома, где сложилась неблагополучная обстановка, но хотелось бы предотвратить полный распад семьи. Это важно, так как в нашем обществе и без того хватает решений о лишении родительских прав. Иногда ребенок сбегает из дома, патронатная семья и в этом случае поможет ему, постарается помочь и кровной семье, сохранить ее.

Вторая форма - семейный патронат. В этом случае патронатная семья становится своеобразной малой ячейкой детского дома: ребенок живет в домашних условиях, но законным представителям его интересов является детский дом, а патронатные родители числятся его сотрудниками.

Организация патронатной службы связана с такой важной и неотложной задачей как укрепление служб, защищающих интересы детей. Создаваемая служба патроната будет существовать - и уже существует на базе детских учреждений, но между этими учреждениями и органами опеки заключается договор о разделении ответственности за ребенка. Таким образом, появляется возможность быстро поместить ребенка в патронатную семью. Детский дом же готовит эти семьи. Кроме того, в патронатной службе будут психологи, педагоги, социальные работники.

На патронате в 2007 г. находилось около 5 тысяч детей. В 2008 г. на долгосрочном патронате воспитывается 5 326 детей, еще 4 168 детей находится на краткосрочном или гостевом патронате (менее 6 мес.). В семейных воспитательных группах находится 3 067 детей.

Патронатное воспитание является гибкой формой получения семейного опыта жизни и часто промежуточным этапом в переходе на постоянную форму семейного устройства.

С сентября 2008 г. идет сокращение патрона (в новом законе – опека/попечительство по договору о патронатной семье) в связи с неопределенностью его правового статуса на федеральном уровне с практической точки зрения.

 

Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) на срок, установленный договором.

Согласно "Положению о приемной семье", в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь по юридическим вопросам, материальную помощь, организации лечения, обучения, досуга, летнего отдыха детей; способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей. Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Кроме того, за ребенком оставляется возможность в любой момент покинуть эту приемную семью и либо вернуться в детское учреждение, либо выбрать другую приемную семью. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер, за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.

Наибольшие изменения произошли в 2007 г. с развитием института замещающей семьи. В 2007 г. в среднем по стране рост числа детей в приемных семьях составил 144%. Однако развитие этого института идет неравномерно. В несколько раз увеличилось число приемных семей в 35% субъектах Российской Федерации. Этому способствовали созданные системы материального и морального стимулирования кандидатов в приемные родители. К выплатам из федерального бюджета субъекты ввели дополнительные выплаты за счет собственных средств. В результате в среднем размер выплат на содержание одного ребенка, переданного в приемную семью, составил почти 30%, а размер оплаты труда приемных родителей вырос в среднем на 33% по России.

В 2008 г. темпы развития приемных семей по–прежнему остаются самыми высокими среди других форм.

Но нужно помнить, что работа в приемной семье требует особой подготовки. Одной доброй воли здесь мало. Далеко не все выразившие желание - часто сгоряча, после какой-нибудь особенно рвущей сердце публикации, - взять приемного ребенка, доводят свое намерение до конца. Живые дети оказываются не такими умилительными, как рисовалось в воображении, некоторых взрослых раздражает их крик и даже смех. Честнее и полезнее признаться, что не годишься в воспитатели, и ограничиться другой формой помощи сиротам; можно навещать их в приюте или детском доме, вести у них кружки, водить в гости и на экскурсию.

Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются назначением:

        для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

        для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д.)

        спец. для детей со способностями (отбираемых в т.ч. на олимпиадах, см. напр. выше)

        спец. для «трудных» подростков, т.е. не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами).

 

В отличие от других образовательных учреждений, дети, находящиеся в школах-интернатах называются воспитанниками.

В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).

Прием детей в школы-интернаты с углублённым изучением отдельных предметов, гимназии-интернаты и лицеи-интернаты для получения среднего (полного) общего образования проводится по заявлениям на конкурсной основе.

За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.

В исключительных случаях по решению учредителя (учредителей) родители (лица, их заменяющие) могут быть освобождены от платы за содержание детей в школе-интернате полностью или частично.

Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарём, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарём.

Информация о работе Семейно-воспитательная группа, как альтернативная форма устройства детей-сирот в современной России