Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 12:53, курсовая работа
Целью данной работы является: реализация приоритетного права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье.
Объект работы: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети у которых родители признаны безвестно отсутствующими.
Задачи нашей работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Определить содержание понятий: усыновление (удочерение), опека / попечительство, патронат, приемная семья, школа-интернат и семейно-воспитательная группа.
3. Подробно рассмотреть формы устройства детей оставшихся без попечения родителей.
Введение.
§1 Развитие социальных умений у детей оставшихся без попечения родителей, как социально-педагогическая проблема.
§2. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
§3. Семейно-воспитательная группа, как альтернативная форма устройства детей-сирот в современной России.
Заключение.
Список литературы.
По окончании школы-интерната воспитанникам выдаются бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения.
Воспитанникам, выбывающим из школы-интерната по другим причинам, выдаются бесплатно комплект сезонной одежды и обуви, находящийся в их пользовании.
В школе-интернате дети делятся на полных сирот и на детей, оставшихся без попечения родителей. В первом случае — это дети, родители которых умерли или считаются безвестноотсутвующими, а так же родители, получившие тюремный срок в виде пожизненного заключения зачастую детей этих родителей признают полной сиротой. Во втором случае — это дети, родители которых живы, но либо отказались от своих детей, либо были лишены родительских прав по решению суда за те или иные действия/бездействия по отношению своих детей. Отличие между двумя типами этих детей в том, что полным сиротам государство ежемесячно выплачивают небольшие суммы денег на личную книжку, открытую в банке сразу же, после получения статуса полной сироты. По достижении 18-ти летнего возраста на счету этого ребёнка может накопиться приличный «стартовый» капитал в жизни (но суммы как правило не превышающие 100 000 рублей)
Детям, оставшимся без попечения родителей государство ничего не платит, суд обязывает родителей выплачивать своим детям каждый месяц с заработной платы, отец 13 % от суммы заработка, мать 10 %. Но, как показывает практика, родители таких детей редко работают официально или вообще не работают, и деньги ребёнку не зачисляются годами.
На конец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей).
§3.Семейно-воспитательная группа, как альтернативная форма устройства детей-сирот в современной России.
Семья является важнейшей ценностью в жизни многих людей, живущих в современном обществе. Для ребёнка семья — это среда, в которой непосредственно складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития. Но если её нет, замещающей формой при устройстве ребенка оставшегося без попечения родителей может являться семейно-воспитательная группа.
Семейная воспитательная группа — это новая форма социальных услуг детям и гражданам, желающим воспитывать чужого ребенка. Такая группа не является формой семейного устройства ребенка, его опекуном остается государство, однако в определенной мере она удовлетворяет потребность ребенка жить и воспитываться в семье. То есть ребенка обеспечивают всем необходимым: питанием, одеждой, медикаментами. Ребенок воспитывается в семье, а все необходимое получает в центре.
В семейно-воспитательной группе человек не берет на себя большую ответственность. Если семья сродняется с ребенком, если все члены ее принимают его, тогда – да, у них привилегированное право. Семейно-воспитательная группа действительно может рассматриваться как подготовительный этап к созданию приемной или опекунской семьи. Возможно в дальнейшем создание патронатной семьи – ребенок продолжает жить в реальной семье, но уже имеет статус воспитанника детского дома…
Вопрос лишь в том, какую цель ставит перед собой воспитатель. Разумеется, это выясняется еще до того, как создается новая семейно-воспитательная группа.
В семейную воспитательную группу определяются дети в возрасте от 3 до18 лет, оставшиеся без попечения родителей; дети-сироты; дети, родители которых ограничены в родительских правах, лишены родительских прав или решается вопрос о лишении их данного права, осуждены, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими.
СВГ может принимать, как правило, от 1 до 3 воспитанников. Срок пребывания ребенка в семейной воспитательной группе определяется индивидуально.
Определение ребенка в семейную воспитательную группу оставляет его в статусе воспитанника специализированного учреждения, а воспитателя - в статусе сотрудника. Семейная воспитательная группа - органичное совмещение интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, воспитателя и специализированного учреждения:
Интерес ребенка – развитие, воспитание в естественной семейной обстановке, получение права на персональную любовь, заботу.
Интерес Центра – продолжение реабилитационного процесса в новых условиях, решение проблемы семейного устройства ребенка.
Интерес воспитателя – реализация потребности помощи обездоленным детям, получение рабочего места.
Воспитателем СВГ могут стать лица Российской Федерации, совершеннолетние, возраст их ограничен 70-ю годами. Образование должно быть не ниже основного среднего, то есть педагогическое образование совсем необязательно. Не могут стать воспитателями лица, которые признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах. Лица, отстраненные от обязанностей опекуна, усыновителя. Лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Лица, которые имеют непогашенную судимость. И лица, ведущие аморальный образ жизни.
Воспитатель семейной воспитательной группы:
· зачисляется в штат сотрудников;
· получает заработную плату в размере 1/3 максимальной ставки воспитателя за каждого принятого в семью ребенка;
· получает довольствие на ребенка согласно нормам;
· имеет право на социальные льготы; пользуется ежегодным отпуском в размере 56 календарных дней.
Воспитатель семейной воспитательной группы несет ответственность за жизнь, здоровье, обучение и развитие ребенка, передаваемого на воспитание в СВГ, разрабатывает и осуществляет индивидуальные программы по воспитанию и социальной реабилитации ребенка, по приобретению навыков жизни в семье имеет право выбирать детей из числа тех, которые обнаружили положительную динамику в процессе реабилитации. Так же имеет право получать информацию о состоянии здоровья, особенностях поведения воспитанников, социальной ситуации в семье воспитанников, имеет право самостоятельно устанавливать режим, выбирать форму организации жизни и быта воспитанников в соответствии с рекомендациями специалистов специализированного учреждения.
Обобщая выше сказанное можно четко сказать, что данная форма устройства детей наиболее оптимальная на сегодняшний момент, так как никакое учреждение не заменят ребенку семью. Ребенок в такой семье может находиться временно и поэтому, у него есть возможность вернуться в кровную семью уже с новыми навыками и с новым мировоззрением.
Заключение.
На основе анализа, произведенного в курсовой работе можно говорить о том, что хотя семейное воспитание является приоритетным в политике государства, и в этой области ведется большая работа, но меры, предпринимаемые государством все же недостаточны. Поэтому для совершенствования системы семейного устройства сирот и безнадзорных детей необходимо предпринять следующие шаги:
Подготовить и принять областной закон об альтернативной системе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а именно - воспитание ребенка в профессиональной приемной семье.
Активнее продолжать работу по проведению широкой рекламно - информационной компании для формирования общественного мнения по отношению к альтернативным формам воспитания, в частности - к приемной семье.
Формирование семейной политики, нацеленной на укрепление семьи, как социального института, пропаганда семейных ценностей в средствах массовой информации.
Создать широкую сеть центров, где все желающие организовать семейно-воспитательную группу или организовать приемную семью могли бы пройти обучение, получить правовую, психологическую, педагогическую подготовку.
Шаг за шагом, осуществляя перечисленные задачи, государство будет способствовать развитию института приемной семьи, что в свою очередь поможет защитить детское население страны от губительного воздействия социального неблагополучия. Также можно в будущем уменьшить число детских домов и интернатов, если мы не будем равнодушны к данной проблеме.
Список литературы.
1. Проблема детей-сирот в российском общественном мнении. Социологическое исследование // Беспризорник. – 2004.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.
3. Федеральный закон РФ "Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет" (от 14 декабря 1996 г)
4. Федеральный закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (от 9 июля 1998г)
5. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о приемной семье" (1996)
6. Н. Малевич "Жить в семье" // Семья и школа. 2003. № 6
7. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е. Волкова, Л. Грибанова. Под ред. Е. Крючковой, М. Люсиной. М., 2001
8. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика)// Владимир, 2001.
9. Белякова А.М., Орлова Н.В, Пронина В.С. Правовая охрана детства. М., 1975.
10. Беспалов Ю.Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика)// Владимир, 2001.
11. Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. № 542 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью"
12. Приказ Министерства образования РФ № 199 от 19 августа 1999г. "Об утверждении Положения о порядке выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)"
13. Постановление Правительства РФ от 28 марта 2000 г. № 268 "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроля за ее осуществлением"