Семейные ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

Все люди рано или поздно приходят к пониманию того, что главная ценность в жизни человека — это семья. Давно человечеством выведена простая и понятная всем формула счастья: если хочется идти на работу, а потом возвращаться домой, в семью — человек счастлив. Когда такие чувства испытывает большинство граждан это значит, что они живут в сильном и благополучном государстве, которое в состоянии обеспечить их работой, охраняет нравственность, поддерживает традиции, заботится о семье, как самом главном социальном институте. Семья создает человеческое общество, определяет его будущее.

Содержание работы

Глава 1. Ценности семьи 4
1.1. Семья, как особое социальное явление 4
1.2. История Российской семьи 7
1.3. Понятие «Ценности» 14
Глава 2. Семья и семейные ценности XX и XXI века 18
2.1. Примеры и статистика 18
2.2. Сравнительный анализ семьи и семейных ценностей XX и XXI века на основе опроса 21
Заключение 24
Литература 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа семейные ценности.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Глава 1. Ценности семьи 4

1.1. Семья, как особое  социальное явление  4

1.2. История Российской  семьи  7

1.3. Понятие «Ценности» 14

Глава 2. Семья  и семейные ценности XX и XXI века 18

2.1. Примеры и статистика   18

2.2. Сравнительный анализ  семьи и семейных ценностей XX и XXI века на основе опроса  21

Заключение 24

Литература 26

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Семья - это та первичная  среда,

где человек должен учиться  творить добро».

В. Сухомлинский

Актуальность темы:

Семья, как основа социализации человека, может быть отнесена к категории вечных ценностей, что обосновывает актуальность изучения этого феномена относительно всех периодов его исторической эволюции.

Все люди рано или поздно приходят к пониманию того, что  главная ценность в жизни человека — это семья. Давно человечеством выведена простая и понятная всем формула счастья: если хочется идти на работу, а потом возвращаться домой, в семью — человек счастлив. Когда такие чувства испытывает большинство граждан это значит, что они живут в сильном и благополучном государстве, которое в состоянии обеспечить их работой, охраняет нравственность, поддерживает традиции, заботится о семье, как самом главном социальном институте. Семья создает человеческое общество, определяет его будущее. В отличие от других социальных институтов семья первична по отношению к государству и определят его социальные и духовные основы.

Семья - это единственный социальный институт, который обладает функцией воспроизводства населения  и включения новых поколений  в социальную жизнь. Именно семья осуществляет рождение, воспитание и социализацию новых членов общества.

Для русского человека семья  всегда была смыслом его существования, интересы семьи определяли нравственные и материальные устремления личности.

Семья для русского человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка.

 

 

 

 

Цель исследования состоит в сравнении ценностей семьи XX и XXI века

 

Задачи:

1.Дать общую характеристику семье.

2.Изучить развитие  семьи в России.

3.Раскрыть понятие  «Семейные ценности».

 4. Сравнить семью и семейные ценности XX и XXI века.

 

Экспериментальная база: Новосибирский Государственный Педагогический Университет. В исследование приняли участие студенты 3 курса и их родители.

 

 

      Объект исследования – Семейные ценности.

      Предмет – влияние времени на семейные ценности.

      Гипотеза: Сравнение семейных ценностей двух столетий позволит найти пути      улучшения современной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Ценности семьи.

    1. Семья, как особое социальное явление.

Что такое Семья? Казалось бы, ответ на этот вопрос лежит на поверхности, и первое, что возникает в нашем сознании - это «ячейка общества». Действительно, в научной и популярной литературе утвердилось представление, что семья - первичная ячейка общества, которая призвана, в первую очередь, обеспечить демографическое воспроизводство. Что же лежит в основе столь популярного и всем нам привычного понятия?

Причины возникновения семьи всегда интересовали людей. Многие из них интуитивно чувствовали, что понятие "семья" имеет громадное значение, как для одного человека, так и для всего общества.

Семья возникает благодаря  социальным отношениям супругов, родителей  и детей, а также их совместной общесемейной деятельности, направленной на создание и поддержание необходимых для жизнедеятельности условий. Если отсутствует хотя бы один из отмеченных признаков семьи, то правильно говорить не о семье, а малой социальной группе, которая стремится к достижению статуса семьи или наоборот утратила его. Специалисты предлагают называть их «семейными группами».

Ядро семьи составляет супружеская пара, имеющая детей. Это очень важное и принципиальное положение. В английском языке есть устойчивое выражение «to start a family». Для русского человека, не знающего английского языка в совершенстве, но знающего слова «to start» - начинать и «family» - семья, эта фраза (досл. «начинать семью») скорее всего, будет означать «жениться». Так как в сознании русского человека семья начинается с двух человек: мужа и жены. На самом деле английская фраза «to start a family» означает «обзаводиться первым ребенком». А то, что мы привыкли называть «молодой семьей» (не имеющей детей), в английском языке будет звучать как «a married couple» или супружеская пара. В последние годы в связи с кризисом семьи на Западе ряд специалистов и ученых стали сводить суть семьи лишь к одному из указанных отношений, игнорируя основную функцию семьи — воспроизводство человека.

Например, в американской энциклопедии брака и семьи много написано об альтернативных формах семьи. Под ними подразумевается банальное сожительство, которое в нашей стране принято называть «гражданским браком», что на самом деле таковым не является, т.к. гражданский брак – это синоним официального брака.

На самом деле это  попытка скрыть глубокий кризис и  распад института семьи, который  ставит под угрозу существование современной западной цивилизации. Ведь именно семья была и остается основой общества. По её самочувствию и положению можно судить о состоянии общества и делать прогнозы о его развитии. Для этого необходимо знать не только современное состояние института семьи, но и историю его становления с учетом национальных особенностей.

Возникновение семьи обусловлено биологическими, социальными и экономическими факторами. Всегда ближайшие родственники стремились держаться вместе. Глава семьи выполнял властные и политические функции. Власть произрастала из старшинства в семье. Но люди рождались, популяция возрастала. Довольно быстро, через несколько поколений семья превращалась в род.

Уникальность семьи состоит в том, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного.

В структуре семьи  можно условно выделить три основных и тесно взаимосвязанных блока отношений.

Первый включает природно-биологические взаимодействия представителей разных полов, связанные с продолжением человеческого рода.

Второй — экономические  отношения по поводу ведения домашнего хозяйства, быта, семейной собственности.

Третий — духовно-нравственные, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, воспитанием детей, заботами о престарелых родителях, моральными нормами поведения.

Совокупность всех названных  отношений, их единство создает семью  как особое социальное явление. Другие отношения между мужчиной и женщиной, не имеющие правового оформления, не связанные общностью быта и воспитанием детей не создают семью.

Семья не переставала утрачивать свое значение и тогда, когда объединялись роды и возникали племена, а потом и народы. Наоборот, её значение возрастало. Она начинала выполнить новые более сложные функции. Решая задачи естественного воспроизводства, семья вместе с тем становилось основным средством воспроизводства социальных отношений общества. Именно здесь возникали традиции и обычаи, оформившиеся потом в законы государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. История Российской семьи.

В советский период люди стремились рано создавать семьи и исключительно на основе заключения брака, рано рождались первые дети, семья имела в среднем два-три ребенка, мало рождалось внебрачных детей. Семьи, основанные на неформальных семейных связях, были редкостью и не встречали общественного одобрения.

Во многом это было продолжением традиций, которые формировались  на протяжении нескольких столетий. Понять их суть и значение можно, лишь осмыслив всю историю становления института  семьи и брака в нашей стране.

 В древнерусском обществе существовало два основных типа семьи. Малая семья, состоявшая из супругов и их детей, еще не вступивших в брак. Она жила в отдельном небольшом жилище, вела свое хозяйство.

Также была большая семья, или «род». Эта семья включала несколько поколений: стариков-родителей, их сыновей с женами и внуков. Большая семья была экзогамна: браки между ее членами, даже троюродными братьями и сестрами, были запрещены. Члены большой семьи обязательно жили под одной кровлей. Малая семья выделялась из состава большой.

Большие семьи преобладали там, где происходило освоение лесных территорий, которые можно было обработать только большими коллективами. Поэтому коллективный труд, кооперация трудовой деятельности уходят своими корнями в большие семьи.

Большие и малые семьи, жившие в одном или нескольких селениях, объединялись в общины. На ранней стадии своего развития община, в лице старших или выборных ее представителей, обладала очень большой  властью по отношению семьям, входившим  в её состав.

Ни одно человеческое общество не может существовать, если в нем не решены такие вопросы как непрерывное воспроизводство и распределение благ, обеспечение детей и стариков, больных и беременных, воспитание и социализация подрастающих поколений.

Первоначально эти вопросы решались как обязательства близких родственников друг перед другом и передавались от поколения к поколению через традиции и обычаи. Вне семьи их просто не могло быть. Отказ от выполнения этих обязательств жестоко преследовался, потому что таил опасность социальной дезорганизации и разрушение существующего социума.

Общества и государства, имеющие перспективу развития, всегда стремились укрепить институт семьи. Для  этого использовались как методы нравственно-духовного воспитания, так и методы морального, правового и экономического принуждения.

В российском обществе, в котором доминировали земледельцы, брак рассматривался как главное условие благонадежности и порядочности человека, его материального благополучия и общественной значимости.

 С принятием христианства на Руси семья на протяжении многих веков была социально санкционированной общностью, основанной на церковном браке. Церковь на Руси приобрела право утверждения брака и пропагандировала его заключение как одно из божественных таинств, непостижимых для человека.

С 988 года, с принятием  православия, на Руси вопросы семейно-брачных отношений регулировались Номоканоном, который представлял из себя свод византийского семейного права. В последующие годы он был дополнен постановлениями русских князей и получил название Кормчей книги.

К середине XI века в результате взаимодействия языческих норм и христианской религии сформировались основы древнерусского семейного и брачного права. Они были частично зафиксированы в 1051-1053 гг. в «Уставе князя Ярослава о церковных судах». Кроме того, в XI-XIII веках ряд норм семейного и брачного права нашел отражение в княжеских кодексах — Краткой и Пространной редакциях "Русской Правды", в летописях и различных грамотах.

Не иметь жены или  мужа в зрелом возрасте было нелепым, противоестественным и греховным явлением.

 Считалось, что не создают семью физически больные и духовно ущербные люди. Холостой мужчина до женитьбы в деревне не являлся полноценным членом социума. Он не имел права голоса при решении принципиально важных вопросов в семье и на крестьянском сходе. Община могла не разрешить ему покинуть деревню даже на короткий срок. Только после создания семьи он становился полноправным членом «мира» — сельской общины. Ведь, как правило, только семейный семьи крестьянин получал земельный надел — главный источник средств существования и после этого начинал платить налоги, нести повинности. Тот, кто не нес затрат в виде налогов и повинности, не имел никаких прав в сельской общине.

Также не простым было положение незамужних крестьянских девушек. Поздний брак для девушек рассматривался как чрезвычайное обстоятельство, а не замужество вызывало общественное

осуждение. Молодые люди до венчания могли не знать друг друга. Половая жизнь до или вне  брака считалась недопустимой, греховной.

Вступление в первый брак полностью зависело от воли родителей. «Устав князя Ярослава» предписывал наказывать родителей за принуждение к вступлению в брак только лишь в одном случае — когда жених или невеста, несогласные с родительской волей, совершали покушение на убийство или самоубийство. Во всех других случаях воля родителей — неписаный закон, обязательный для выполнения.

За невыдачу дочери замуж семья наказывалась штрафом в пользу митрополита. Боярские семьи платили от одной до пяти гривен золота, семьи простолюдинов — гривну серебра.

Физическая и духовная интимность и единение, возникающие  в процессе совместной жизни, были в  значительной степени обусловлены появлением детей. Бездетная семья воспринималась как большое личное горе супругов и вызывала осуждение окружающих.

Информация о работе Семейные ценности