Семейные ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

Все люди рано или поздно приходят к пониманию того, что главная ценность в жизни человека — это семья. Давно человечеством выведена простая и понятная всем формула счастья: если хочется идти на работу, а потом возвращаться домой, в семью — человек счастлив. Когда такие чувства испытывает большинство граждан это значит, что они живут в сильном и благополучном государстве, которое в состоянии обеспечить их работой, охраняет нравственность, поддерживает традиции, заботится о семье, как самом главном социальном институте. Семья создает человеческое общество, определяет его будущее.

Содержание работы

Глава 1. Ценности семьи 4
1.1. Семья, как особое социальное явление 4
1.2. История Российской семьи 7
1.3. Понятие «Ценности» 14
Глава 2. Семья и семейные ценности XX и XXI века 18
2.1. Примеры и статистика 18
2.2. Сравнительный анализ семьи и семейных ценностей XX и XXI века на основе опроса 21
Заключение 24
Литература 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа семейные ценности.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

В современных российских условиях, характеризующихся конфликтом между потребностями общества и социальными условиями, в которых живет семья, особенно остро поднимаются проблемы семьи на уровне государства и общества; требуют решения демографические проблемы и проблемы воспитания достойных граждан своего Отечества, выявления этнокультурных ценностей и традиций семейно-брачных отношений.

Историко-педагогический опыт свидетельствует, что воспитание имеет огромное значение в социальном и духовном становления личности, её отношении к институту брака и семьи. Духовность и нравственность, формируемые родителями в процессе семейного воспитания выступают в качестве основополагающих элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам.

В результате целенаправленного  духовно-нравственного воспитания в семье создается моральный  стержень, который определяет жизненные  установки и практическое поведение  человека на протяжении всей его дальнейшей жизни. Именно эти установки влияют на брачное поведение, выбор супруга и демографические строения семьи.

Поэтому стратегической линией государственной семейной политики на ближайшее десятилетие должно стать возрождение духовно-нравственного  потенциала российских семей. В настоящее время в обществе происходит снижение уровня нравственности, забываются и принижаются духовные традиции, которые составляют основу идейного единства народа. Истоки этих процессов находятся в семье, в её моральном климате, в существующей системе семейного воспитания. Экономические проблемы заставляют людей больше времени, чем раньше затрачивать для материального обеспечения своих семей. Жизнь заставляет мно-их искать работу вдали от дома, постоянно думать лишь о «хлебе насущном», забывая о «пище духовной», о внимании, в котором нуждаются все члены семьи.

Непрерывный массовый социальный стресс, испытываемый гражданами от социально-экономических  неурядиц, от финансовых и производственных проблем, проявляется возросшими конфликтами  на семейном уровне. Они травмируют детскую психику, отталкивают детей от родителей, снижают их авторитет. После этого становится трудно установить семейный диалог, найти общие интересы для всех членов семьи и заниматься духовным воспитанием подрастающего поколения. Во многих семьях нет даже простого взаимопонимания.

В результате формируется  тенденция снижения ролевой позиции  старшего поколения, родители не являются авторитетом и примером для подростков. Забота старших воспринимается ими  как вмешательство в личную жизнь. Происходит разрыв в общении поколений на семейном уровне и нарушается преемственность, необходимая для передачи духовных ценностей от поколения к поколению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Семья и семейные ценности в XX и XXI века.

    1. Примеры и Статистика.

Изменение - это естественный процесс, который происходит со всеми явлениями нашей жизни. Чтобы проследить основные изменения в российской семье нам необходимо заглянуть в прошлое, ознакомиться с переписью населения и изучить выборочные статистические исследования.

Со временем меняется все. Вопрос только в том, как сильно и с какой скоростью? Самые заметные изменения с семьей, как социальным явлением, происходили в те годы, когда страна находилась в необычных для себя условиях, в кризисных ситуациях. Такими ситуациями можно считать революцию, войны или распад СССР.

Социальный институт семьи в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. Начиная с 1917 года институт семьи в стране медленно разрушался, утеряны русские христианские традиции большой семьи, прочность родственных связей, семейного воспитания, в течение десятилетий формировалось «родительское иждивенчество». Строя социализм, родители отдавали ребенка в ясли с двух месяцев в ожидании, что им вернут уже воспитанного и образованного человека. После Октябрьской революции 1917 года в России/СССР стали распространяться идеи женского равноправия. О браке говорили как о любовном и товарищеском союзе двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых.

Советское государство  с первых дней своего существования приступило к активному реформированию гражданского законодательства, в том числе в части, регулирующей брачно-семейные отношения. Прежде всего, из процесса этой регуляции была исключена Православная церковь. Так, уже в 1917 году «18 декабря отнята у церкви регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу». Обсуждение проекта нового кодекса законов о браке и семье в начале 20-х годов сопровождалось призывами к отмене любых форм регистрации брака, в том числе и светской государственной регистрации: «Уничтожая суеверие необходимости церковного венчания для законности брака, нет надобности заменять его другим суеверием – необходимости облечения свободного союза женщины и мужчины в форму регистрированного брака» .

Второй советский кодекс законов о браке, семье и опеке  был принят в 1926 году. В целом кодекс продолжал западническую либеральную  традицию в сфере семьи и семейных отношений, сложившуюся в первые послереволюционные годы. Так, например, регистрация браков стала необязательной, поскольку кодекс признавал существующие фактические браки.

После окончания войны  в Российской Федерации в целом  наблюдался кратковременный рост брачности. Анализ текущей статистики показал, что наибольшее число браков было зарегистрировано в 1946 г. - 12,3 (на 1000 населения). Это было связано с вступлением в брак лиц, не успевших создать семьи до войны и отложивших это на период после ее окончания. Уже в последующие два года наблюдается снижение брачности. В 1947 г. на 1000 населения по РСФСР в целом было зарегистрировано 10,4 брака, а в 1948 г. - 10,6.

В связи со значительной убылью мужского населения в сельской местности брачность там была ниже, чем в городе - на 1000 населения  в 1946 г. было зарегистрировано 8,5 брака, в 1947 г. - 8,0, в 1948 г. - 8,0, в 1949 г. - 8,4. Тем не менее в 50-е годы брачность сельчан увеличилась и в 1955 г. составила (на 1000 населения) 10,4. Снижение брачности среди населения Российской Федерации после кратковременного всплеска обусловливалось послевоенной диспропорцией полов. Это повлияло на снижение числа замужних женщин. По данным переписи населения 1959 г., по сравнению с материалами переписи населения 1939 г. видно уменьшение числа замужних женщин практически во всех возрастных группах. После войны по сравнению с 1940 г. произошло снижение брачного возраста женщин. В 1959 г. большая часть браков заключалась женщинами в 20-24-x летнем возрасте. Причем максимальное число вступивших в брак имело возраст 22 года. Значительная часть женщин, чья молодость пришлась на годы войны, не имела возможности по ее окончании найти супруга.

Война оказала дестабилизирующее  влияние на брак в результате диспропорции полов и дефицита мужчин в брачном  возрасте. После окончания войны  стал наблюдаться рост разводов. Последствия военных лет обусловили специфику повторных браков, которая состояла в возросшей брачной активности мужчин. Избыток женского населения вселял уверенность в том, что в случае развода мужчина без особых затруднений мог создать новую семью.

В СССР в 1950-1954 гг. на 1000 разошедшихся или овдовевших через 5 лет вступили в повторный брак 552 мужчины и 146 женщин; через 10 лет - 673 мужчин и 219 женщин; в 1955-1959 гг. соответственно 544 и 159, 653 и 234.

Возникшая ситуация привела  к росту продолжительности жизни в браке у мужчин и сокращению у женщин.

Материалы Всесоюзной переписи населения 1959 г. показывают преобладание женатых мужчин во всех возрастных группах. Они были членами полных семей, причем в большинстве случаев - главами семей. Женщины, особенно в возрасте 50 лет и старше, наоборот, часто являлись одиночками или членами неполных семей.

По итогам Всесоюзной переписи населения 1979 года, численность  населения была

262,5 млн., доля  городского населения на этот  раз составила 62%. На каждую

тысячу мужчин приходилось 1774 женщины, то есть женщины  составляли 54% от

всего населения. Обстановка с брачностью состояла следующим  образом: на 1000 мужчин старше 16 лет женатых  было 707 человек, а женщин – всего 580, зато вдовых и разведенных было 190 и 66 соответственно. У мужчин эти показатели намного

ниже, на 1000 приходиться  всего 20 вдовцов и 32 разведенных.

В 90-е годы во всем мире и в нашей стране происходило  стремительное падение числа  регистрируемых браков. Второй актуальной тенденцией нашего времени является нестойкость современных семейных союзов. Число разводов сейчас превышает число браков (на 100 разводов приходится 60 браков). Конечно, следствием всех этих изменений является падение рождаемости и уменьшение численности населения.

Трудности возникали  во все времена, ценности менялись, что-то оставалось неизменным, но каждое новое поколение всегда сравнивало, и будет сравнивать свое время с предыдущем.

 

    1. . Сравнительный анализ семьи и семейных ценностей XX и XXI века на основе опроса.

 

В опросе приняли участие  студенты (15 человек) и их родители (27 человек).

1. Отношение к незарегистрированному  браку (сожительству).

10 % опрошенных студентов  выступили против, 40 % относятся к  сожительству нейтрально и ровно  половина, 50 % опрошенных, положительно отозвались о незарегистрированном браке.

Среди старшего поколения  положительное отношение проявили только 35 %, 25 % относятся к такому виду брака нейтрально и большая  часть опрошенных, 40 %, отозвались о  сожительстве негативно.

  1. Оптимальный возраст для вступления в брак.
  • до 20 лет – 0 % студентов и 10 % родителей
  • 21 – 25 лет – 40 % (большинство) студентов и 50 % (большинство) родителей
  • 26 – 30 лет – 30 % студентов и 30 % родителей
  • После 30 лет – 10 % студентов и родителей
  • Возраст не имеет значение – с этим согласны 20 % студентов и ни один родитель.

 

 

 

 

 

 

  1. Причины заключения официального брака:

Причины:

Студенты

Родители

Любовь

70 %

60 %

Рождение ребенка

10 %

20 %

Желание создать семью

10 %

20 %

Расчет

0 %

0 %

Независимость от родителей

10%

0 %


 

Таб. 1

  1. Жизненные приоритеты двух поколений:
 

Студенты

Родители

Любовь

25 %

20 %

Образование

15 %

10 %

Дети

10 %

20 %

Семья

10 %

10 %

Работа

20%

20 %

Творчество

5 %

0 %

Здоровье

5 %

10 %

Уважение окружающих

10 %

10 %


 

Таб. 2

  1. На вопрос «Является ли для Вас образцом семейная жизнь ваших родителей?» 90 % студентов ответили положительно, 10 % затруднились ответить, но не нашлось тех, кто ответил бы «нет». Что же касается родителей – 90 % ответили положительно и, так же, 10 % затруднились ответить.
  2. 50 % студентов считают, что супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения. 30 % считают главой семьи мужчину, 20 % - женщину. Среди родителей большинство, 60 %, считают мужчину главой семьи, только 10 % считают главой семьи женщину и 30 % думают, что решения в семье принимаются сообща.
  3. Кто должен обеспечивать семью материально? Мнения студентов разделились следующим образом: 50 % считают, что это должен быть мужчина, 50 % полагают, что муж и жена обеспечивают семью вместе. Никто из молодого поколения не ответил, что «добытчиком» в семье должна быть женщина. Старшее поколение, точнее его 10 %, все же полагают, что женщина способна и должна материально обеспечить семью. 30 % доверяют это мужчине. Большинство, 60 %, уверены, что семью должны обеспечивать оба супруга.

 

  1. Самые важные семейные ценности.
 

Студенты

Родители

Любовь

17 %

10 %

Соц.защита

0 %

10 %

Поддержка, забота

13 %

10 %

Совместный досуг

8 %

10 %

Эмоциональный комфорт

13 %

10 %

Материальная обеспеченность

8 %

14 %

Преемственность поколений

0 %

5 %

Постоянные сексуальные  отношения

17 %

5 %

Стабильность

7 %

8 %

Дети

17 %

18 %

Информация о работе Семейные ценности