Семейные ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:33, курсовая работа

Описание работы

Все люди рано или поздно приходят к пониманию того, что главная ценность в жизни человека — это семья. Давно человечеством выведена простая и понятная всем формула счастья: если хочется идти на работу, а потом возвращаться домой, в семью — человек счастлив. Когда такие чувства испытывает большинство граждан это значит, что они живут в сильном и благополучном государстве, которое в состоянии обеспечить их работой, охраняет нравственность, поддерживает традиции, заботится о семье, как самом главном социальном институте. Семья создает человеческое общество, определяет его будущее.

Содержание работы

Глава 1. Ценности семьи 4
1.1. Семья, как особое социальное явление 4
1.2. История Российской семьи 7
1.3. Понятие «Ценности» 14
Глава 2. Семья и семейные ценности XX и XXI века 18
2.1. Примеры и статистика 18
2.2. Сравнительный анализ семьи и семейных ценностей XX и XXI века на основе опроса 21
Заключение 24
Литература 26

Файлы: 1 файл

Курсовая работа семейные ценности.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Супруги до конца жизни обязаны были заботиться друг о друге.

Русская патриархальная семья являлась достаточно большой социальной общностью, объединяющей несколько поколений родственников, а так же работников, приемышей, приживалок. Подобная семейная община, владеющая земельными угодьями и хозяйственным имуществом, могла занимать целое поселение (поэтому в некоторых российских деревнях по настоящее время большинство жителей одной фамилии), и насчитывала до 250 человек, оставаясь стабильной в течение 150-200 лет.

Семья всегда была одной из традиционных основных ценностей православия. Православная церковь рассматривает брак как священнодействие, а развод как тяжкий грех, поскольку по православным канонам брак свят и не расторжим. Благодаря этому у православного населения существовали твердые нравственные установки: «Брак и дети святое дело. Холостое состояние в зрелом возрасте — безнравственно. Дети Божья благодать. Развод — невозможен, повторный брак только в случае вдовства».

Такие убеждения способствовали тому, что дореволюционная Россия была страной высокой рождаемости. Лишь в исключительных случаях церковь санкционировала разводы, которые в России были большой редкостью.

Массовое отрицательное  отношение большей части населения к холостой жизни стимулировало создание и сохранение семей.

Поэтому в начале XX века только 3 процента мужчин и около 4 процентов  женщин не состояли в браке. Таким образом, личностные духовные устремления и экономическая и морально-этическая необходимость заставляли людей вступать в брак, формировали критическое отношение к холостым и не замужним.

С установления и поддержания  таких требований берет начало семейная политика. Важным российским документом в этой области был знаменитый «Домострой» — свод правил общественного, религиозного и, в особенности, семейно-бытового поведения, написанный в середине XVI века протопопом Сильвестром.

На протяжении многих лет он определял порядок и характер внутрисемейных отношений. Вера в Бога, верность государю и отчеству, почитание родителей, бережливость, трудолюбие, терпение, трезвость, забота о близких, строгость, гостеприимство, взаимовыручка — это краткий перечень качеств, которыми в «Домострое» наделены идеальные хозяева дома — государь и государыня.

Интересно само название документа, состоящее из двух славянских слов: дом и строить. В национальном сознании русских дом всегда рассматривался не просто как жилище. Это более емкое понятие, которое включало семью, хозяйство, отношения полов, родителей и детей, их традиционный образ жизни.

Русский человек воспринимал  окружающий мир как Божий дом. Поэтому «домостроительство» понималось им очень широко и было своеобразным видением существующего мироустройства и места в нем человека.

Домострой начинается с  духовно-религиозных наставлений, касающихся вопросов веры, православных обрядов и традиций. Государство, церковь и семья по "Домострою" связаны воедино. Фундамент государства — православная семья, государь — глава государства, хозяин в семье — голова всему дому.

В «Домострое» содержаться  рекомендации по воспитанию детей. Родители должны заботиться о нравственности детей и приобщать их к труду, научить их жить по правилам общины и выполнять свой долг по отношению к государству.

Жена домохозяина, или  «государыня» как она называется в «Домострое», занимала особое место в семейной иерархии. В её руках находилось все руководство домашним хозяйством. Она вела учет домашнему хозяйству, обеспечивала питание семьи с учетом православных постов и традиций, должна была заботиться об одежде всей семьи, заниматься ткачеством и шитьем, баней, домашней живностью и многим, многим другим. Домохозяйка своим неустанным трудом создает богатство дома.

В период революционных  преобразований и последующие годы было сформировано массовое критическое отношение к православию, термин «домострой» стал использоваться как синоним косности, социального и духовного застоя. Между тем, долгое время именно благодаря «Домострою» обеспечивалась социальная стабильность и преемственность российского общества. Другого какого-либо свода правил внутрисемейной жизни в России так больше и не появилось.

Россия долгое время была классической аграрной страной с преобладающим сельским населением. Индивидуальное крестьянское хозяйство основано на использовании, в первую очередь, семейного труда, имевшим половозрастное разделение. Было четкое и устоявшееся деление женской и мужской работы. Полевые работы лежали в основном на плечах мужчин, хотя и здесь не обходилось без женской помощи. Зато вся работа по дому, ведение домашнего хозяйства, быт считались женским делом. Такое разделение труда в семье обеспечивала максимальную эффективность семьи как субъекта экономической деятельности и, самое главное, создавало возможность для расширенного демографического воспроизводства.

Изменение в распределении трудовых обязанностей внутри семей в дальнейшем способствовало уменьшению размеров семей за счет сокращение числа детей. Рост женского труда вне дома, вне семьи потребовал отказа от многодетности.

Индустриализация и  коллективизация страны свели к минимуму значение семейного производства. Одновременно ряд функций семьи в какой-то мере стал переходить к другим социальным институтам. Воспитанием детей, трудовым обучением, социализацией занялись государственные и общественные организации.

В результате всех этих перемен начали ослабевать семейные связи. Наличие большого числа детей в семьях постепенно утратило свое экономическое значение. Более того, многодетность стала фактором ухудшения экономического положения многодетных семей. Ослаблению семейных установок на многодетность содействовало и постепенное уменьшение детской смертности, сближающее число рожденных детей с числом доживающих до совершеннолетия.

Плата за индустриализацию — широкомасштабная урбанизация населения — способствовала массовому распространению городского образа и стиля жизни, который снижает ценность семьи и домашнего очага, меняет ценностные ориентации и установки людей. Как следствие, сокращается не только число многодетных семей, но количество состоящих в браке.

В итоге за прошедшее 100-летие почти в три раза снизилось  число детей в стране. Сегодня насчитывается всего лишь около 6,6 миллионов детей в возрасте до 5 лет. Кроме того, ни одно поколение людей, родившихся в двадцатом веке на территории России, не обеспечивало своего простого воспроизводства. Именно эти обстоятельства привели Россию к демографическому кризису. Сейчас в России за одну минуту рождается три человека, а умирает четыре.

Наша страна переживает уже четвертый период сокращения численности населения. Три предшествующих были обусловлены социальными потрясениями — революциями и войнами, и сопутствующими им эпидемиями и голодом. Современный этап — результат изменений в воспроизводстве населения, являющихся прямым следствием эволюции семьи.

Конечно же, социальные потрясения внесли свою лепту в ухудшение  российской демографии. Но, главные причины — девальвация института семьи, трансформация ценностей и семейных идеалов, распространенных в массовом сознании.

Урбанизация, ломка традиционной модели семьи и введение в массовую практику средств медицинского снижения рождаемости — все это способствовало росту демографических проблем российского общества. К началу 1960-х годов проводимая социальная политика привела к тому, что в российских городах наиболее типичной стала одно- или двухдетная семья, количество абортов стало превышать количество рождений.

Городские семейные стереотипы получили распространения в сельской местности, где традиционные многодетные семьи также стали редкостью. Изменение репродуктивных настроений населения в сочетании со снижением духовно-нравственных принципов привело к тому, что в конце XX века в стране 2 беременности из 3-х стали прерываться абортами.

Оценка демографических  потерь, связанных с абортами, показывает возможные биологические резервы восстановления численности российского населения в XXI веке. Это становится одним из главных демографических ресурсов. Но, чтобы его задействовать, необходимо коренным образом изменить сложившиеся стереотипы семейно-брачного поведения, ориентированного на малодетную семью и существенным образом повлиять на нравственную атмосферу российского общества.

Переломить демографические тенденции можно, лишь оказав существенную поддержку и помощь российским семьям. Для этого необходим комплекс практических мер в рамках государственной семейной политики. Целью такой политики должно быть благополучие российских семей, гармонично сочетающее улучшение их духовно-нравственного состояния и материального положения.

 

 

    1. Понятие «ценности».

Первая попытка определения семьи и семейных ценностей принадлежит философам афинской школы (Сократ, Платон, Аристотель).

Семья в Античную эпоху была представлена как экономическая и хозяйственная структура, сущность брака заключалась в деторождении и наследовании богатства отца; семья не являлась духовной ценностью, рассматривалась как элемент государства, необходимый для удовлетворения повседневных надобностей. Греческий мыслитель Марк Аврелий формулирует основные каноны христианского брака и принципы католицизма. Брак не рассматривался как прочная форма соединения, равно как и семья и родственные отношения вообще. Церковь проповедовала аскетический взгляд на брак: сдержанное отношение к семье, страх перед женщиной, пренебрежение к ребенку; ценность семьи рассматривалась исключительно во имя Бога.

В эпоху Возрождения  широко развивается философия любви; любовь мужа и жены стремится занять законное место в семье. Стали  возможны браки, основанные на добровольном союзе, появились новые духовные веяния. Однако, по-прежнему, большинство браков определялось денежными и сословными отношениями. Данное положение поддерживалось философами М. Монтень, Ф. Бэкон, Т. Гоббс.

 В эпоху Средневековья  семья и брак считались важнейшими  учреждениями в интересах эволюции. Человеческие связи, основанные на общности крови и происхождения, играли важную роль; семья и отношения родства являлись базовыми социальными структурами, поскольку обеспечивали не только производство самого человека, продолжение рода, но и производство средств существования.

До середины XVIII века доминирует деловая установка на брак, однако, прежние предписания постепенно устаревают, "место сословного статуса занимают "личные качества". Отношения между мужем и женой в браке находятся в тесной зависимости от социокультурных представлений существующих в обществе. Женщина была заключена дома, ей были предписаны черты характера, которые предопределяли ее для семьи и домашнего очага. Данную точку зрения поддерживают Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И.Г. Фихте, Г. Гегель.

До середины 19 века семья  рассматривалась как микромодель  общества. Основной формой организации  семейной жизни являлась моногамная семья. Система семейных ценностей  в различных семейных сферах определялась господствующим в данном обществе способом производства, производства и образом жизни.

Со второй половины 19 века особое значение в изучении проблем  семьи стал представлять конкретный исторический материал (Л.Г.Морган, Э. Вестермарк, Ф.Энгельс) необходимый для объяснения основных закономерностей исторического развития семьи, отмечающий зависимость форм семьи и системы ценностей от общего изменения исторических условий.

Постепенно на протяжении Нового и, позднее, Новейшего времени, на первый план выходит индивидуализация личности в семье и браке; в супружеской связи стали видеть союз двух индивидов, любящих и уважающих друг друга за свойственные им качества. Несмотря на то, что брак по-прежнему устраивается как коммерческая сделка, прочность, длительность и эффективность этой сделки теперь зависят от таких факторов, как личные склонности и симпатии.

По мере развития социальной жизни на рубеже 19 и 20 столетий, серьезной  трансформации подверглись семейные ценности и семья перестала быть основным способом включения молодого поколения в культурную традицию. В этот же период в современных социальных и философских науках особую значимость приобретают теоретические концепции изменений института семьи (Г. Локк, Т.Парнсон, У.Гуд, Э.Ботт и др.) получившие активное распространение в Западной Европе и Америке, и рассматривающие проблемы семейных изменений в контексте процесса модернизации современного общества.

В России на каждом этапе  развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведениям. С возникновение христианской модели семьи (12 -14 в.в.) основной нормой семейно-брачных отношений на Руси явилась моногамная семья, фундаментом которой был христианский брак. Одной из основных характеристик традиционной патриархальной семьи являлось единство брачного и репродуктивного поведения. В 15-16 веках регулирование семейных отношений стало основываться на нормах, фундаментом которых явились нормы обычного права. Позже в 18  и к середине 19 века в России начала преобладать малая индивидуальная семья, что послужило предпосылкой «Христианизации структуры русской семьи» (В. Н. Дружинин). Христианизация отношений повлекла за собой преодоление забитости младшего поколения семьи, что предполагало участие детей в хозяйственной деятельности, равноправие мужа и жены в семье.

Тема любви, семейных ценностей развивается в творчестве Ф.М. Достоевского, Вл. Соловьева, Л. Толстого, Н. Бердяева, В. Розанова и др. Семья  ассоциировалась с высшей нравственной ценностью, сферой реализации любви, продолжением рода, уважением к женщине.  Русская мысль всегда отличалась установлением сочетания устойчивости семьи как прочной опоры государственной жизни с развитием творческих потенций семейного быта.

Информация о работе Семейные ценности