Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 06:33, курсовая работа
Все люди рано или поздно приходят к пониманию того, что главная ценность в жизни человека — это семья. Давно человечеством выведена простая и понятная всем формула счастья: если хочется идти на работу, а потом возвращаться домой, в семью — человек счастлив. Когда такие чувства испытывает большинство граждан это значит, что они живут в сильном и благополучном государстве, которое в состоянии обеспечить их работой, охраняет нравственность, поддерживает традиции, заботится о семье, как самом главном социальном институте. Семья создает человеческое общество, определяет его будущее.
Глава 1. Ценности семьи 4
1.1. Семья, как особое социальное явление 4
1.2. История Российской семьи 7
1.3. Понятие «Ценности» 14
Глава 2. Семья и семейные ценности XX и XXI века 18
2.1. Примеры и статистика 18
2.2. Сравнительный анализ семьи и семейных ценностей XX и XXI века на основе опроса 21
Заключение 24
Литература 26
Супруги до конца жизни обязаны были заботиться друг о друге.
Русская патриархальная семья являлась достаточно большой социальной общностью, объединяющей несколько поколений родственников, а так же работников, приемышей, приживалок. Подобная семейная община, владеющая земельными угодьями и хозяйственным имуществом, могла занимать целое поселение (поэтому в некоторых российских деревнях по настоящее время большинство жителей одной фамилии), и насчитывала до 250 человек, оставаясь стабильной в течение 150-200 лет.
Семья всегда была одной из традиционных основных ценностей православия. Православная церковь рассматривает брак как священнодействие, а развод как тяжкий грех, поскольку по православным канонам брак свят и не расторжим. Благодаря этому у православного населения существовали твердые нравственные установки: «Брак и дети святое дело. Холостое состояние в зрелом возрасте — безнравственно. Дети Божья благодать. Развод — невозможен, повторный брак только в случае вдовства».
Такие убеждения способствовали тому, что дореволюционная Россия была страной высокой рождаемости. Лишь в исключительных случаях церковь санкционировала разводы, которые в России были большой редкостью.
Массовое отрицательное отношение большей части населения к холостой жизни стимулировало создание и сохранение семей.
Поэтому в начале XX века только 3 процента мужчин и около 4 процентов женщин не состояли в браке. Таким образом, личностные духовные устремления и экономическая и морально-этическая необходимость заставляли людей вступать в брак, формировали критическое отношение к холостым и не замужним.
С установления и поддержания таких требований берет начало семейная политика. Важным российским документом в этой области был знаменитый «Домострой» — свод правил общественного, религиозного и, в особенности, семейно-бытового поведения, написанный в середине XVI века протопопом Сильвестром.
На протяжении многих лет он определял порядок и характер внутрисемейных отношений. Вера в Бога, верность государю и отчеству, почитание родителей, бережливость, трудолюбие, терпение, трезвость, забота о близких, строгость, гостеприимство, взаимовыручка — это краткий перечень качеств, которыми в «Домострое» наделены идеальные хозяева дома — государь и государыня.
Интересно само название документа, состоящее из двух славянских слов: дом и строить. В национальном сознании русских дом всегда рассматривался не просто как жилище. Это более емкое понятие, которое включало семью, хозяйство, отношения полов, родителей и детей, их традиционный образ жизни.
Русский человек воспринимал
окружающий мир как Божий дом.
Поэтому «домостроительство»
Домострой начинается с духовно-религиозных наставлений, касающихся вопросов веры, православных обрядов и традиций. Государство, церковь и семья по "Домострою" связаны воедино. Фундамент государства — православная семья, государь — глава государства, хозяин в семье — голова всему дому.
В «Домострое» содержаться рекомендации по воспитанию детей. Родители должны заботиться о нравственности детей и приобщать их к труду, научить их жить по правилам общины и выполнять свой долг по отношению к государству.
Жена домохозяина, или «государыня» как она называется в «Домострое», занимала особое место в семейной иерархии. В её руках находилось все руководство домашним хозяйством. Она вела учет домашнему хозяйству, обеспечивала питание семьи с учетом православных постов и традиций, должна была заботиться об одежде всей семьи, заниматься ткачеством и шитьем, баней, домашней живностью и многим, многим другим. Домохозяйка своим неустанным трудом создает богатство дома.
В период революционных преобразований и последующие годы было сформировано массовое критическое отношение к православию, термин «домострой» стал использоваться как синоним косности, социального и духовного застоя. Между тем, долгое время именно благодаря «Домострою» обеспечивалась социальная стабильность и преемственность российского общества. Другого какого-либо свода правил внутрисемейной жизни в России так больше и не появилось.
Россия долгое время была классической аграрной страной с преобладающим сельским населением. Индивидуальное крестьянское хозяйство основано на использовании, в первую очередь, семейного труда, имевшим половозрастное разделение. Было четкое и устоявшееся деление женской и мужской работы. Полевые работы лежали в основном на плечах мужчин, хотя и здесь не обходилось без женской помощи. Зато вся работа по дому, ведение домашнего хозяйства, быт считались женским делом. Такое разделение труда в семье обеспечивала максимальную эффективность семьи как субъекта экономической деятельности и, самое главное, создавало возможность для расширенного демографического воспроизводства.
Изменение в распределении трудовых обязанностей внутри семей в дальнейшем способствовало уменьшению размеров семей за счет сокращение числа детей. Рост женского труда вне дома, вне семьи потребовал отказа от многодетности.
Индустриализация и коллективизация страны свели к минимуму значение семейного производства. Одновременно ряд функций семьи в какой-то мере стал переходить к другим социальным институтам. Воспитанием детей, трудовым обучением, социализацией занялись государственные и общественные организации.
В результате всех этих перемен начали ослабевать семейные связи. Наличие большого числа детей в семьях постепенно утратило свое экономическое значение. Более того, многодетность стала фактором ухудшения экономического положения многодетных семей. Ослаблению семейных установок на многодетность содействовало и постепенное уменьшение детской смертности, сближающее число рожденных детей с числом доживающих до совершеннолетия.
Плата за индустриализацию — широкомасштабная урбанизация населения — способствовала массовому распространению городского образа и стиля жизни, который снижает ценность семьи и домашнего очага, меняет ценностные ориентации и установки людей. Как следствие, сокращается не только число многодетных семей, но количество состоящих в браке.
В итоге за прошедшее 100-летие почти в три раза снизилось число детей в стране. Сегодня насчитывается всего лишь около 6,6 миллионов детей в возрасте до 5 лет. Кроме того, ни одно поколение людей, родившихся в двадцатом веке на территории России, не обеспечивало своего простого воспроизводства. Именно эти обстоятельства привели Россию к демографическому кризису. Сейчас в России за одну минуту рождается три человека, а умирает четыре.
Наша страна переживает уже четвертый период сокращения численности населения. Три предшествующих были обусловлены социальными потрясениями — революциями и войнами, и сопутствующими им эпидемиями и голодом. Современный этап — результат изменений в воспроизводстве населения, являющихся прямым следствием эволюции семьи.
Конечно же, социальные потрясения внесли свою лепту в ухудшение российской демографии. Но, главные причины — девальвация института семьи, трансформация ценностей и семейных идеалов, распространенных в массовом сознании.
Урбанизация, ломка традиционной модели семьи и введение в массовую практику средств медицинского снижения рождаемости — все это способствовало росту демографических проблем российского общества. К началу 1960-х годов проводимая социальная политика привела к тому, что в российских городах наиболее типичной стала одно- или двухдетная семья, количество абортов стало превышать количество рождений.
Городские семейные стереотипы получили распространения в сельской местности, где традиционные многодетные семьи также стали редкостью. Изменение репродуктивных настроений населения в сочетании со снижением духовно-нравственных принципов привело к тому, что в конце XX века в стране 2 беременности из 3-х стали прерываться абортами.
Оценка демографических потерь, связанных с абортами, показывает возможные биологические резервы восстановления численности российского населения в XXI веке. Это становится одним из главных демографических ресурсов. Но, чтобы его задействовать, необходимо коренным образом изменить сложившиеся стереотипы семейно-брачного поведения, ориентированного на малодетную семью и существенным образом повлиять на нравственную атмосферу российского общества.
Переломить демографические тенденции можно, лишь оказав существенную поддержку и помощь российским семьям. Для этого необходим комплекс практических мер в рамках государственной семейной политики. Целью такой политики должно быть благополучие российских семей, гармонично сочетающее улучшение их духовно-нравственного состояния и материального положения.
Первая попытка определения семьи и семейных ценностей принадлежит философам афинской школы (Сократ, Платон, Аристотель).
Семья в Античную эпоху была представлена как экономическая и хозяйственная структура, сущность брака заключалась в деторождении и наследовании богатства отца; семья не являлась духовной ценностью, рассматривалась как элемент государства, необходимый для удовлетворения повседневных надобностей. Греческий мыслитель Марк Аврелий формулирует основные каноны христианского брака и принципы католицизма. Брак не рассматривался как прочная форма соединения, равно как и семья и родственные отношения вообще. Церковь проповедовала аскетический взгляд на брак: сдержанное отношение к семье, страх перед женщиной, пренебрежение к ребенку; ценность семьи рассматривалась исключительно во имя Бога.
В эпоху Возрождения широко развивается философия любви; любовь мужа и жены стремится занять законное место в семье. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе, появились новые духовные веяния. Однако, по-прежнему, большинство браков определялось денежными и сословными отношениями. Данное положение поддерживалось философами М. Монтень, Ф. Бэкон, Т. Гоббс.
В эпоху Средневековья
семья и брак считались
До середины XVIII века доминирует деловая установка на брак, однако, прежние предписания постепенно устаревают, "место сословного статуса занимают "личные качества". Отношения между мужем и женой в браке находятся в тесной зависимости от социокультурных представлений существующих в обществе. Женщина была заключена дома, ей были предписаны черты характера, которые предопределяли ее для семьи и домашнего очага. Данную точку зрения поддерживают Ж.Ж. Руссо, И. Кант, И.Г. Фихте, Г. Гегель.
До середины 19 века семья
рассматривалась как
Со второй половины 19 века особое значение в изучении проблем семьи стал представлять конкретный исторический материал (Л.Г.Морган, Э. Вестермарк, Ф.Энгельс) необходимый для объяснения основных закономерностей исторического развития семьи, отмечающий зависимость форм семьи и системы ценностей от общего изменения исторических условий.
Постепенно на протяжении Нового и, позднее, Новейшего времени, на первый план выходит индивидуализация личности в семье и браке; в супружеской связи стали видеть союз двух индивидов, любящих и уважающих друг друга за свойственные им качества. Несмотря на то, что брак по-прежнему устраивается как коммерческая сделка, прочность, длительность и эффективность этой сделки теперь зависят от таких факторов, как личные склонности и симпатии.
По мере развития социальной
жизни на рубеже 19 и 20 столетий, серьезной
трансформации подверглись
В России на каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведениям. С возникновение христианской модели семьи (12 -14 в.в.) основной нормой семейно-брачных отношений на Руси явилась моногамная семья, фундаментом которой был христианский брак. Одной из основных характеристик традиционной патриархальной семьи являлось единство брачного и репродуктивного поведения. В 15-16 веках регулирование семейных отношений стало основываться на нормах, фундаментом которых явились нормы обычного права. Позже в 18 и к середине 19 века в России начала преобладать малая индивидуальная семья, что послужило предпосылкой «Христианизации структуры русской семьи» (В. Н. Дружинин). Христианизация отношений повлекла за собой преодоление забитости младшего поколения семьи, что предполагало участие детей в хозяйственной деятельности, равноправие мужа и жены в семье.
Тема любви, семейных
ценностей развивается в