Школьная неуспеваемость, как психолого-педагогическая проблема в современной школе. Пути ее разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

При всем многообразии форм и методов процесса обучения, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами.
Для решения этой задачи в условиях общеобразовательной школы предлагается широкая пропаганда передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований и школьной практики. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования данной проблемы.

Содержание работы

Введение
1. Неуспеваемость – как психолого- педагогическая проблема.
2.Особенности неуспеваемости в общеобразовательных школах.
3.Пути и способы преодоления неуспеваемости в современной школе.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

2) не стремится получать новые знания теоретического характера;

3) избегает трудностей творческой деятельности, пассивен при столкновении с ними;

4) не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и навыки;

5)не усвоил понятий в системе.

Причины неуспеваемости Ю.К. Бабанский правомерно разделяет на причины внутреннего и внешнего плана. К причинам внутреннего плана  он относит дефекты здоровья детей, их развития, недостаточный объем знаний, умений и навыков. К причинам внешнего порядка отнесены в первую очередь педагогические:

а) недостатки дидактических и воспитательных воздействий;

б) организационно-педагогического  характера (организация пед. процесса в школе, материальная база);

в) недостатки учебных  планов, программ, методических пособий  и прочие.

К причинам внешнего порядка отнесены также недостатки внешкольных влияний, включая и семью.

Очень важно в схеме  Ю.К.Бабанского, то, что показаны связи  между группами причин, различаются явления первого и второго порядка, соотносящиеся между собой как причины и следствия. Так, например, отрицательно влияние семьи связано с не дисциплированностью ученика. Связи причин рассматриваются в динамике; на каждый данный момент изучения отдельного ученика выделяется доминирующая в комплексе причина его неуспеваемости, прослеживается движение от одной причины к другой. Например, пропуску по болезни привели к проблемам в знаниях, эти проблемы вызвали потерю познавательных интересов.

Прежде чем переходить к конкретному анализу причин отставания в сопоставлении с  причинами неуспеваемости, необходимо в общем плане определить различие в их системах.

Комплекс причин отставания проще, чем комплекс причин  неуспеваемости. Имеются в виду только те условия, которые порождают отдельные невыполнения требований, не  слившиеся друг с  другом. В качестве причин не рассматривается те или иные поступки учащегося, так как они в большинстве своём отражены в признаках отставания. В системе причин отставаний, кроме того, на первый план выдвигаются иные явления, чем в системе причин неуспеваемости, в частности, большее  значение приобретают условия деятельности ученика. Это связано с тем, что в одном случае  анализируются познавательная деятельность и черты личности длительно

 неуспевающих школьников, а в другом – деятельность  и личностные свойства успевающих  школьников (у которых отставание  может появиться).

Ю.К.   Бабанский   выделял следующие признаки неуспеваемости:

а) пробелы в фактических знаниях и умениях применять их на 
практике;

б) пробелы в интеллектуальном развитии;

в) пробелы в навыках учебного труда;

г) отсутствие ответственного от ношения и интереса к учению.

 

 

Указанные черты составляют, признаки понятия «неуспеваемость» для тех учебных предметов, в  которых ведущая роль принадлежит  деятельности творческого характера, основанной на  знаниях, умениях  и навыках.

Подход к изучению неуспеваемости путем анализа порождающих её условий представлен в многочисленных публикациях, посвященных причинам неуспеваемости.

Задаче раскрытия внутреннего  содержания понятия «неуспеваемость» больше отвечает другой метод её изучения – определения видов неуспеваемости. Материал по этим вопросам имеется в целом ряде работ. А.А.Бударный различает, например, два вида неуспеваемости.

Он справедливо указывает, что неуспеваемость есть понятие  в известной мере условное, конкретное содержание которого зависит от  установленных правил перевода учащихся в следующий класс.

Поскольку в школе  переводят в следующий класс  тех, кто удовлетворяет  минимуму требований, соотносящихся  с баллом «3», то неуспеваемость выражается оценками «2» и «1». Эта та  «абсолютная» неуспеваемость, которая  соотносится с минимум требований.

Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только в минимумом  требований, но и с возможностями  отдельных учащихся. Это так называемая относительная неуспеваемость –  недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые  могли бы превысить обязательные  требования .

При решении вопросов повышения успеваемости в целом, а это является необходимым контекстом преодоления неуспеваемости, введения понятия относительной неуспеваемости оправдано. Оно, однако, не вносит ясности в содержание понятия «абсолютная неуспеваемость».

Определение видов неуспеваемости содержится  и в работе А.М. Гельмонта, который выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания: 1 – общее  и  глубокое  отставание – по многим или  всем учебным предметам длительное время; П- частичная, но относительно  стойкая неуспеваемость – по одному – трём наиболее сложным  предметам (как правило, русский  и иностранный языки, математика); Ш- неуспеваемость эпизодическая – то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая. Во всех случаях А.М. Гельмонт имеет в  виду фиксированную неуспеваемость: к неуспевающим он относит тех учащихся, которые «приходят к концу четверти с грузом неудовлетворительных оценок».

Скрытая и ранняя неуспеваемость, как особый её вид, в литературе не выделяется и, как правило, терминологически не обозначается. А.М.Гельмонт, ранжируя виды неуспеваемости по степени их запущенности и исходя из трудности  их ликвидации, называет глубоким и полным отставанием самый запущенный случай неуспеваемости . Во многих других работах используется только термин «неуспеваемость». Так Ю.К Бабанский среди разных видов неуспеваемости указывает кратковременную  и эпизодическую. Эти виды приближаются к отставанию, однако этот  термин не использован.

         Успеваемость учащихся официально  определяется как степень   усвоения знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочности. Для установления успеваемости имеется определенная нормативная шкала. Тогда неуспеваемость есть такая степень усвоения знаний, умений и навыков, которая ниже некоторой нормы.

Многие авторы различают  такие понятия, как пробел в знаниях, умениях и навыках, отставание, неуспеваемость и второгодничество, как ступени одного и того же явления неуспеваемости.

Изучение тех учащихся, для которых неуспеваемость стала  устойчивой характеристикой их личности, не самый прямой путь для проникновения в сущность этого сложного явления. Такой путь может привести к смешению совершенно разных явлений, ибо здесь взаимодействуют и личностные свойства учащихся, и условия их обучения, и постепенно накапливающихся, влияющие друг на друга  элементы неуспеваемости.

Характеризуются, например, такие причины неуспеваемости, как  перегрузка учащихся домашними заданиями  и их неумение работать самостоятельно, слабая эффективность уроков и неудовлетворительная постановка учета  и контроля знаний.

Причинами неуспеваемости называют и некоторые постоянно  действующие обстоятельства (бытовые, условия, отрицательное влияние родителей), и отдельные поступки, акты поведения учащихся, которые могут вызываться этими обстоятельствами (например, пропуски уроков, невыполнение домашних заданий).

Исследовать неуспеваемость как явление педагогической действительности удобнее в том ее состоянии, когда  она находится в процессе становления  и когда различные её элементы ещё не переплелись. Бороться с неуспеваемостью  в этих условиях – значит проводить профилактическую работу. Вот почему исследование, направленное на раскрытие существа неуспеваемости, более плодотворно, если оно упирается на практику предупреждения неуспеваемости.

  Неуспеваемостью  можно назвать отставание.

Отставание – это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одно из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который  служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание»  обозначает и процесс накапливания невыполнении требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения, то есть один из моментов этого процесса.

Отставание предстает, таким образом, одновременно и как  дискретная единица, момент процесса, перерыв непрерывности, и как  сам процесс в его непрерывности. Противоречивость такого понимания и терминологии заложена в самой сущности исследуемого явления: процесс отставания складывается из актов отставания.

Отставание  ученика в усвоении данного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

 
        1. Ученик не  может сказать, в чем трудность  задачи, задания, не может наметить  план его выполнения, не может решить задачу самостоятельно, указать, что нового получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, указать, что нового он узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при   решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2.Ученик не задает  вопросы по существу изучаемого  и не читает дополнительных к учебнику источников, которые рекомендовал учитель.

3.Ученик не активен  и отвлекается в те моменты  урока, когда идет поиск решения  проблемы, задачи, когда требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.

4.Ученик не реагирует  эмоционально на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работы, не контролирует себя.

5. Ученик не может  объяснить цель выполненного  им упражнения, не может сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает отдельные действия, путает порядок, не может проверить полученный результат.

6.Ученик не может  воспроизвести определения понятий,  формулы, формулировки теорем, их  доказательство, не понимает прочитанный текст или излагает понятие по заученному тексту, а не своими словами.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания, она итог процесса отставания.

Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, - переплетаются с друг другом, образуют в конечном счёте неуспеваемость. Задача  состоит  в том, чтобы не допустить  переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Нам представляется, что  дидактический анализ отставания укрепит  позиции гуманистической педагогики, будет содействовать борьбе с реакционными концепциями. В нашей работе центр тяжести переносится с устойчивых характеристик личности  школьника на более или менее  преодолимые недостатки его учебной деятельности; раскрытие признаков направлено на то, чтобы  получить данные для корректирования деятельности, для оказания своевременной помощи ученику, а не на то, чтобы  причислить его к той или иной  категории (слабоуспевающий, отстающий).

Ведущее значение понятия  «признак отставания» в данной логике исследования не означает, что вопрос об условиях, вызывающих это явление, снимается. Причины отставания и неуспеваемости должны получить освещение, но удельный вес и плоскость рассмотрения этих вопросов меняются. Прежде всего необходимо разделить причины отставания и причины неуспеваемости.

По логике разрабатываемого нами подхода основные причины  неуспеваемости коренятся  в слабости профилактической работы. Но такое объяснение недостаточно, оно несколько упрощено. Остается открытым вопрос об условиях, вызывающих отставание.

Следует разграничить общие  условия,  порождающие эти явления, и конкретные причины, относящиеся к отдельным школьникам. В литературе посвященной причинам неуспеваемости задачи разграничены недостаточно, мало различаются общие предпосылки неуспеваемости и условия, вызывающие неуспеваемость конкретных учеников. Терминологически эта нерасчлененность проявляется в том, что для всех уровней обобщение служит  одно и то же слово – « причины».

Л.С. Славина выделила следующие типы неуспевающих учащихся по доминирующей причине неуспеваемости:

1.Учащиеся с неправильным отношением к учению. Для того 
чтобы ученик стремился хорошо учиться, выполнять обязанности 
ученика, преодолевал трудности в учении, у него должны быть личностные и общественные мотивы для учения. Отсутствие таких мотивов 
по какой-либо причине приводит к неуспеваемости этих учащихся.

           2. Второй причиной неуспеваемости  являются  чрезмерные трудности          при усвоении учебного материала, что сочетается с интеллектуальной пассивностью в преодолении этих трудностей.

     3.Доминирующей причиной неуспеваемости могут быть неправильно сформированные у учащихся способы учебной работы. Ученик не умеет заучивать учебный материал, составлять план своей работы, не умеет решать задачи, пользоваться схемами,   картами.   Возможными причинами   неуспеваемости могут быть отсутствие у ученика режима дня, или неправильно составленный режим, или систематическое несоблюдение режима дня.

Информация о работе Школьная неуспеваемость, как психолого-педагогическая проблема в современной школе. Пути ее разрешения