Школьная неуспеваемость, как психолого-педагогическая проблема в современной школе. Пути ее разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

При всем многообразии форм и методов процесса обучения, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами.
Для решения этой задачи в условиях общеобразовательной школы предлагается широкая пропаганда передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований и школьной практики. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования данной проблемы.

Содержание работы

Введение
1. Неуспеваемость – как психолого- педагогическая проблема.
2.Особенности неуспеваемости в общеобразовательных школах.
3.Пути и способы преодоления неуспеваемости в современной школе.
Заключение.
Литература.

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ  БIЛIМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ  МИНИСТРЛIГI

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 

Қозыбаев атындағы Солтүстiк Қазақстан мемлекеттiк университетi

Северо-Казахстанский  государственный университет им. М. Козыбаева

 

Саз-педагогикалық факультетi

Музыкально-педагогический факультет

«Педагогика» кафедрасы

Кафедра «Педагогика»

 

 

КУРСТЫҚ  ЖҮМЫС

КУРСОВАЯ  РАБОТА

«Школьная неуспеваемость, как психолого-педагогическая проблема в современной школе. Пути ее разрешения.»

 

 

Шифр специальности

Форма обучения

Группа 

5В010500

заочная

зМО-у-10


 

 

 

 

АВТОР:                            студент  __________                                                                                                  

                                                                                                                                      подпись                                                                                                  

 

РУКОВОДИТЕЛЬ:    

к.п.н., доцент кафедры «Педагогика» Хрущёв В.А.                             __________

                                                                                                                        подпись

                                           

                                         

 

Петропавл, 2012

Петропавловск, 2012

 

 

 Содержание.

Введение

1. Неуспеваемость –  как психолого- педагогическая  проблема.

2.Особенности неуспеваемости в общеобразовательных школах.

3.Пути и способы  преодоления неуспеваемости в современной школе.

Заключение.

Литература.

 
Введение

 

При всем многообразии форм и методов  процесса обучения, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами.

Для решения этой задачи в условиях общеобразовательной школы  предлагается широкая пропаганда передового опыта и внедрение  результатов педагогических  исследований и школьной практики. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования данной проблемы.

Широкое распространение  феномена оценки в учебно-воспитательном процессе школы послужило причиной того, что оценивание учителем результатов учебной деятельности учащихся выделилось в последние годы в самостоятельное направление.

Согласно теории учебной деятельности, оценочная деятельность порождает  потребность ученика или учителя  получить информацию о том, соответствует  или нет качество знаний и умений учащихся по предмету требованиям программы.

Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом успех, либо неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успеваемость учащихся в процессе обучения.

Проблемой неуспеваемости и   её  преодоления занимались: И. Борисов (1925г.), П. И. Растегаев (1920 г.), П. Н. Блонский, В. И. Самохвалов (1952 г.), М. Н. Волокитина (1956 г.), Л. С. Славина (1958 г.), А. Н. Цимбалбк (1974 г.), А. А. Бударный (1963 г.), А. М. Гельмонт (1954 г.), и т. д.

В 50-е и 60-е годы в  ряде работ совмещаются дидактические  и психологические аспекты изучения проблемы, высказывается мысль о необходимости типизации неуспеваемых школьников для обоснования дифференцированного подхода к ним в условиях массовой школы.

Характеристики неуспевающих детей, появившиеся в психолого-педагогических исследованиях в это время содержат в основном два аспекта: обучаемость ребенка и характер его работоспособности.

Характеризуя неуспевающих школьников, авторы в своих работах  отмечают: беспчное отношение детей  к учению, отсутствие у них чувтсва  дома, невнимательность, неорганизованность, импульсивность, неуравновешенность и пассивность.

В своей курсовой работе мне бы хотелось раскрыть актуальность проблемы успеваемости в школе, осветить причины неуспеваемости учащихся, а также попробовать найти способ решения данной проблемы в процессе обучения. В процессе изучения теоретического материала мне стало интересно, насколько же актуальна данная проблема в современной школе.

Цель исследования- раскрыть сущность неуспаваемости в современной школе и выявить пути ее разрешения.

Объектом исследования является школьная неуспеваемость, как психолого-педагогическая проблема в современной школе.

Задачи исследования:

1.Проанализировать психолого  – педагогическую литературу  по проблеме.

2.Раскрыть сущность  понятия неуспеваемость.

3.Определить элементы  неуспеваемости.

4.Сформировать рекомендации к учебно – воспитательной работе с неуспевающими.

 

 

 

1. Неуспеваемость – как  психолого- педагогическая проблема.

В современных условиях развития общества, когда решаются сложные задачи всемерного повышения качества рабоы, возрастает ответственность за уровень обучения подрастающего поколения. Высокий уровень подготовки в условиях общеобразовательного учреждения во многом определяет дальнейшее становление будущего специалиста.

Поэтому преодоление возникающей к школьников неуспеваемости является важнейшей задачей. Ее решение предполагает не только практический, но и теоретический уровень. Следовательно требуются новые теоретические знания по сущности самгог явления, о признаках и формах его проявления в современной школе.

Действительно проблема школьной неуспеваемости очень сложна, ее исследование предполагает множество  различных подходов, но все они  группируются вокруг двух основных аспектов рассмотрения проблемы: как преподаватель  учит, как школьник учится и как при этом осуществляется его развитие. В связи с этим специаоисты разных отраслей педагогической науки уделяли преимущественное внимание одной или другой стороне данной проблемы.

Так, дидакты основным объектом изучения делали педагогические условия, особенности учебно-воспитательного процесса, которые способствуют преодоления неуспеваемости или, наоборот, являются их причиной. Психологи же направляли внимание на изучение особенностей личности неуспевающих школьников, проявляющихся в процессе учения, на выявление своеобразия самого процесса их учебной деятельности.

Следует отметить, что  проблема школьной неуспеваемости всегда находилась в поле зрения исследователей в области педагогики и психологии. Различные подходы к ее решению позволили разработать множество концепций и теорий. Еще в 20-е и 30-е годы прошлого века ученые, наряду с «клиническими» приемами неуспеваемости, выделили в отдельное направление организацию специального обучения детей «с понименным общим развитием» ( И. Борисов 1925 г.) и «временно ненормальных детей» ( П. И. Растегаев 1920г.). В это же время было опубликовано большое количество работ, в которых указывалось, что причиной неуспеваемости учащихся могут быть: недостаточная подготовка учителя; несовершенство методов обучения; специфические особенности детей. Путь решения проблемы, предлагаемый в психологических исследованиях тех лет основывался на специальной подготовке учителя, создании банка методов и технологий работы с неуспевающими детьми, необходимости дифференцированного подхода к процессу обучения.

Неоценимый вклад в  разработку данной проблемы внес известный  педагог начала 20 века П. Н. Блонский  Он считал основной причиной неуспеваемости биологическую неполноценность  ребенка, выражающуюся в низкой работоспособности, связанной с состоянием здоровья; неумением работать; отсутсвии интереса к учению и желанию учится; слабом общем развитии.

  Ряд важных теоретических  положений содержит исследование  В. С. Цетлина, так с точки  зрения автора изучение состава  неуспеваемости и обоснования средств ее предупреждения требует использования двух терминов «неуспеваемость» и «отставание».

Под неуспеваемостью  понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, а под отставанием понимается невыполнение требований, которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса который служит временной рамкой для определения успеваемости. Понятие «отставание» обозначает и процесс накопления невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого невыполнения.

 Также имеется ряд причин неуспеваемости такие, как недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствия трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной работы, отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия  вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при  столкновении с ними.

Эти же особенности личности школьников могут быть причиной небрежного выполнения работы, и частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать  и характерная для данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить  трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик сравнительно легко отказывается  от усилий, как только встречает трудности. Терпения и выдержки  ещё  недостаточно. Известная поверхность, легкомыслие, неусидчивость свойственны школьному возрасту и это отражается в той или иной  степени  на успешности обучения, особенно таким учебным предметам, как математика и языки.

Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для  подросткового возраста  неустойчивость  устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увличениям. Общеизвестен факт увлечения подростков приключенческими книгами, кино, телевизионными передачами в ущерб школьным занятиям и познавательному чтению. Многие дети уделяют  много времени спортивным  тренировкам и подвижным играм, работе в кружках. Обычно во внешкольных детских учреждениях следят за тем, чтобы эти занятия не шли в ущерб учебе.

Наличие разнообразных  и сильных внеучебных интересов  подростков связано, как отмечают специалисты, с важнейшими особенностями  подросткового  возраста;  избытком неистраченной энергии, стремление  к

подвижным  видам деятельности, расположением к совместным действиям  и играм, всевозрастающим стремлением  к самостоятельности освобождению от опеки взрослых. Установлено, что наличие сильных  внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников.

При эпизодической неуспеваемости и в случае отставания характерно равнодушие в  школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную  повинность, выполняет  требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже  иногда активность, но все это для того, чтобы  не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалось довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что всё это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.

Не только отрицательное  отношение к школе и учение по принуждению вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только  ради отметки, когда получение  хорошей или удовлетворительной  отметки, становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи  и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи  с возможностью или невозможностью получить желаемою оценку.

Радость познания нового, удовольствия от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей – всё заслоняется отметкой. Урок наносится  не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения отметки, выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной дома награды («заработать пятерками» велосипед, фотоаппарат, часы). Во всех  этих случаях имеет место внеучебная  мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов,  возникновению стремления совершенствовать  свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.

Таковы некоторые черты  личности учащихся, вызывающие отставания. Мы не говорили о пробелах в знаниях, умениях, навыках, так как эти  причины являются одновременно и  признаками отставания.

Условия жизни детей  в нашей стране постоянно улучшается (спортивные сооружения, площадки, бассейны). Все большее число детей учится в новых школьных зданиях, отвечающих современным требованиям. Однако в отдельных случаях условия, в которых дети находятся в школе, не вполне удовлетворительны. Так, в ряде старых школ отсутствуют  просторные помещения для отдыха на перемене, классные комнаты подчас недостаточно проветриваются, не всегда достаточно тепло зимой. Всё это, и  главным образом недостаток свежего воздуха, вызывает ослабленность некоторой части школьников, особенно в больших городах.

Информация о работе Школьная неуспеваемость, как психолого-педагогическая проблема в современной школе. Пути ее разрешения