Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Олигопедагогика".
5. Особенности организации образоват. процесса в условиях интегрир.обучения и воспитания, на пунктах КПП.
Интегрированное об. и восп. — организация спец. образования, при которой обуч.и восп. осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с ОПФР. В учрежд. дошк. образ., учрежд. об. ср. образования число лиц с ОПФР не д.составлять более 20% от общ. ч. обучающихся (Кодекс об обр.). Образовательный процесс для лиц с ИН носит коррекционную направленность; организуется на основе: учебного плана класса интегр-о об. и восп., который разрабатывается учреждением об. ср. образ-я на основе типового уч. плана ср. школы, а также в соответствии с нормативными предписаниями, указанными в Положении о спец. общеобразоват. школе, Положении о вспом. школе, на основе уч. плана 1-го отделения вспом. школы; учебных программ факультативных занятий; программ коррекционных занятий.
Наполняемость классов интег. об. и восп.не д. превышать 20 учащихся, из них: 3 учащихся с нарушениями однородного характера: ИН, неслышащие, незрячие, нарушения функций ОДА; или 5–6 учащихся с нарушениями однородного характера: слабослышащие, слабовидящие, ТНР, нарушения психического развития (трудности в обучении); или 3–4 учащихся с разными (не более двух) нарушениями развития.
Задачи деятельности классов:-освоение содержания образовательных программ спец. образования -исправление и (или) ослабление имеющихся физ. и (или) псих. нарушений;-обеспечение соц.-пед. поддержки обучающихся и оказания им псих. помощи;-создание спец. условий для получения спец. образования с учетом особенностей психофизич. развития.
Прием в классы осущ-тся на основании заключения гос. ЦКРОиР.На проведение кор-ых и учебных занятий выделяются учебные часы из расчета: 8 уч. ч. в нед. на 1-го уч-ся с легкой ИН. В I и II интегр. кл. уч. занятия по предметам «ИЗО», «Физ. культура», «Труд. обучение» провод-ся учителем со классом. Уч.-дефектолог проводит коррекц. и уч. занятия с детьми с ОПФР по остальным уч. предметам.
В III-V интегр. кл. провод-ся уч. занятия со классом. Уч.-дефектолог, проводит уч. занятия по всем уч. предметам, за иск. «ИЗО», «Физ. культура», «Труд. обучение».Коррекц. и уч. занятия д. проводиться в отдельном помещении, отвечающем санит.-гиг. требованиям, оснащенном необх. ср-вами обучения, оборудованием и уч. литер-ой.
В зависимости от характера нарушения в ПКПП м.б. созданы группы для обучающихся: с наруш. речи; слуха; зрения; трудностями в обучении. Наличие пункта в учр. образования не исключает открытие спец. класса или класса интегр. об. и восп.Система работы по оказанию КПП в пункте направлена на:-изучение индивидуально-типологических особенностей с целью определения оптимальных путей оказания им кор.-пед. помощи;-исправление или ослабление индив. нарушений р-тия, препятствующих успешному освоению содержания образовательных программ общ. ср. образ-я;-предупреждение возникновения вторичных нарушений психофизического р-ия;-формирование общих способностей к учебн. деят-сти;-повышение уровня интеллект. р-тия за счет р-тия психических процессов; -формирование позитивной мотивации к учебной деят-сти, р-тие способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.
Занятия по оказанию КПП проводятся в отдельном помещении, пространство в котором рекомендуется организовывать с учетом потребностей обучающихся. Помещение пункта м. разделять на функциональные зоны: учебную, игровую, релаксационную, сенсорную; зону технических средств обучения; зону развития мелкой моторики и конструктивного праксиса; зону развития артикуляционной моторики и постановки звуков.
6. Содержание, организация и принципы кор. работы с детьми с ИН.
Под коррекцией недостатков психич. и физ. р-тия УО школьников понимается исправление или ослабление этих недостатков и содействие возможно большему приближению р-тия к уровню развития норм. шк-ков.
Пед. приемы коррекц. работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы р-тия УО детей и позволяют формировать у них новые полож. качества. Результатом учебно-воспит. работы явл. овладение учащ-ся опред. объемом знаний, конкретных умений и навыков. В рез-те кор-ной работы формируются обобщенные учебные и трудовые умения, кот. отражают уровень самостоятельности учащихся при решении нов. учебных и учебно-труд. заданий.Опираясь на учение Л. С. Выготского о ведущей роли учения в развитии аномальных детей, было установлено, что кор. работа д. проводиться не на изолированных от учебн.программ спец. уроках, а во всем процессе обуч.и восп. учащихся вспомог. школ, путем использования спец. пед. приемов.Основными принципами подбора коррекц. упражнений являются:- опора на сохранные зоны развития;- организация многоканального восприятия информации ребенком;- организация полож.мотивации к упражнениям ребенка и родителей.- постепенное усложнение упражнений.
Образовательный процесс в спец. общеобразов. школах, вспом. школах, ЦКРОиР, в спец. классах, классах интегр. об. и восп.учреждений общ. ср.образ.организуется в соотв. с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образоват-х программ общего ср. образования с учетом особенностей, установленных статьей 268 Кодекса об обр., положениями о соотв. виде учреждения спец. образ., инструкцией о порядке создания спец. групп, групп и классов интегр. об. и восп., спец. классов и организации образоват. процесса в них.
Содержание образования отражается в уч. плане, уч. программе, учебниках, пособиях. Обуч. и восп. обучающихся с ИН взаимосвязаны и взаимодополняемы в коррекционно-образовательном процессе, протекающем в спец. образоват-х условиях, кот. вкл. в себя:
- наличие спец.программ (общеобр-ных и коррекционно-развивающих);
- учет особенностей р-тия каждого ребенка, индивидуальный подход, проявляющийся в особой организации кор.-пед. процесса, применение спец. методов и средств образования, компенсации и коррекции;
- адекватную среду
- проведение кор.-пед. процесса спец. педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса спец. психологами;
- предоставление мед., психологических и соц. услуг.
7. Особенности
педагогического процесса с
Пед. процесс –специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к преобразованию свойств и качеств воспитуемых (т.е. это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности).
Пед. процесс рассматривается как система и включает обучение, воспитание и развитие, а в спец. школе – и коррекции.
В п. процессе выделяются компоненты:- целевой, включающий целеполагание;- содержательный, отражающийся в документах, определяющих содержание образования;- деятельностный, обеспечивающий взаимодействие педагогов и учащихся, их сотрудничество; - результативный, который отражает эффективность протекания пед. процесса, характеризует полученные изменения в соответствии с поставленной целью.
Особенности пед. процесса: личностно-ориентировочно направленный, субъективный характер(учитель-ученик это субъекты), практико- ориентировочная направленность, гумманизация процесса, соц-ый характер.
Теория обучения детей с ИН определяется на основе тех же закономерностей, что и дидактика массовой общеобраз. школы, но с учётом специф. особенностей познават. деят-сти и личности учащихся с УО.
В обучении реал-тся 3 функ.: образовательная, коррекц-но-развивающая, воспитывающая. Процесс об. имеет практико-ориентированный, просоциальн. характер с ориентацией на личность и его соц.-эмоц-ное раз-ие.
Общие и специф.особенности обучения в спец. общеобразов. школе
особенности обучения |
описание особенности |
1. Коррекционная направленность обучения |
Содержание изучаемого материала, методы и приемы применяются не только для формирования и обогащения знаний , но и направлены на исправление определенных недостатков психич. р-тия: восприятия, представлений, мышления, речи и др.. |
2. Практический характер обучения |
В процессе об-ия н. научить применять знания на практике, в дальнейшей профес-ой деят-сти и самост. жизни. используются спец. приемы: воспроизведение и актуализация знаний, необходимых для дальнейшего их усвоения; детальный анализ заданий; обучение пользоваться планом; осмысление способов и последов-сти выполнения заданий |
3. Замедленность процесса обучения |
Учащимся с ИН н. больше времени для восприятия и осознания инструкции или объяснения учителя, воспроизведения уч. материала, выполнения заданий-необходимость согласования темпа обучения шк-ков с замедленностью развития психических процессов. |
4. Предметно-наглядная основа |
|
5. Деятельностно-ориентир-ный характер обучения. |
Обуч. д. б. деятельным (или оперативным) и предполагает организацию и включение ребенка в разл.виды деят-сти: игровую, учебную, трудовую |
6. Обучение «через упражнение» |
большое место отводится упражнениям, закреплению умений и нав., автоматизации функций. Для кажд. уч. предмета характерны определенные упраж., связанные со спецификой. Упраж. д. предлагаться в строгой последовательности и предусм-ть повторяемость. |
7. Активная роль учителя в организации учебной деятельности учащихся |
Особенности познавательной деят-и и личности определяют управление процессом обучения и организацию деят-ти учащихся, которая вкл.: постановку учебн. задачи и создание условий для ее выполнения. |
8. Стимулирование познавательной активности и формирование положительной мотивации учения. |
Приемы активизации познавательной деят-ти: - практ-я деят-сть в проц. усвоения знаний; - создание разл. ситуаций проблемн хар-тера; - осуществление межпредметных связей; - формир-ние интеллектуальных умений, кот. отличаются разл. степенью обобщённости; - актуализация и Мотивы предпочтений старш. шк-ками с ИН учебных предметов и заданий: - непосредственный - удовольствие от проц. выполн-ой работы; - успеваемость по предметам; - осознание необх-сти определ. шк. предмета для овладения буд. специальностью. С целью повышения мотивации учения рекомендуется, организуя педагогическое взаимодействие, включать школьников в деятельность при условии её личностной значимости и эмоциональной привлекательности. |
9 . Концентричность построения материала. |
Обучение учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости имеет более углубленную прикладную и социальную направленность, ориентируется на формирование жизненно значимых умений и навыков и постоянное расширение социальных связей. |
Критериями качества обучения детей с особенностями психофизического развития, в том числе и детей с интеллектуальной недостаточностью выступают:
- обученность, характеризующая учебными достижениями, оценкой уровня знаний учащихся;
- соответствие обученности обучаемости;
- овладение обобщенными общеучебными умениями и навыками.
Качество обучения предполагает постоянную и системную диагностику состояния всех звеньев учебного процесса.
8. Организация
образовательной среды для
Любая образов. среда характеризуется границами,кот.определяются совокупностью локальных сред, в кот. функционирует ребенок; я - ситуация, семья, класс (группа), учрежд. образования, двор, микрорайон и др., при этом не столько их физич. показателями, сколько культ. уровнем.
Специальная организация развивающей, безбарьерной и адаптивной образ. среды для детей с ИН на основе специф. принципов ее проектирования и моделирования, с учетом биологических (тяжесть и время возникновения дефекта, сложная структура дефекта) и соц. факторов (семья, взрослые и дети, с кот. ребенок общается) явл. одним из условий успешности образовательн. интеграции.Образ. среда, адекватная возможностям и потребностям ребенка с ИН, способствующая профилактике ограничений, обусловленных психофизич. нарушениями, оказывает стимулирующее воздействие на продвижение детей в развитии, подготавливает учащихся к независимой и самостоятельной жизни. Составл-ми элементами образовательной среды выступают средовые ресурсы:
Предметные ресурс.об. среды. Обеспечивают установление интерактивного режима взаимодействия реб. со «средой обитания» и предст. собой опред-е окружение (школьный корпус, уч. помещения, шк.мебель, уч. оборудование, учебно-дидактические материалы, предметы быта и др.), кот.обеспечивает создание комфортных и безопасных условий пребывания ребенка в учр. образ. Предм. рес. д. отвечать требованиям:- разнообразие;- доступность; - соответствие материалов опред. размеру, форме, цвету с учетом возраста, особенностей психического р-тия детей.
Пространствен. р. об. ср-предусматривают создание условий для свободного перемещения и ориентировки в микро- и макропространстве. Зоны:учебная; зона предметно-практической деятельности;игровая зона;
Организационно-смысловые р. обр. среды. -направлены на восстановление и укрепление здоровья, поддержание работоспособности, предупреждение переутомления учащихся и реализуются на основе систематического контроля со стороны мед. работников, педагогов и родителей.
Социально-психологическ. р. обр. среды. - обеспечивают удовлетворение потребностей субъектов образоват. среды в благопр-ом соц.-психолог-м климате на основе доверительного, доброжелательного общения и понимания друг друга, позитивного настроения и взаимного полож. оценивания.С целью развития самостоятельности ребенка рекомендуется обеспечивать ему освоение социального пространства и расширение границ жизненного пространства: установление социальных контактов, посещение представлений, праздников, спортивных мероприятий и по мере возможности участие в них.
Управление средообразоват-ной деят-тью обеспечивается спец.системой принципов. Пр. уважения потребностей ребенка.
Принцип уважения к мнению реб. - учитывать результаты наблюдений за деят-тью детей и мнение детей о том, к чему они проявляют склонности, какие виды активности предпочитают, какие места в школе кажутся им наиболее привлекательными и т. д.
Принцип функциональности среды Материалы и оборудование должны быть многофункциональными, вариативными и в случае необходимости легко перестраиваться из одних средовых комплексов в др. Дети сами, используя свои знания и умения, имеют возможность создавать для себя то окружение, которое им нужно в той или иной ситуации.
Принцип опережающего характера об-я. При подборе средовых ресурсов около 15 % из них должны быть ориентированы на детей старшего возраста (примерно на год).
Принцип динамичности. Ребенок постоянно изменяется, развивается, естественно, что его окружение не может быть застывшим и тоже требует изменений. Примерно один раз в два месяца рекомендуется заменять отдельные средовые ресурсы, перемещать их на новые
9. Проблема социализации учащихся с ИН..Социализация - процесс соц-ного становления человека; усвоения индивидом опред-ой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность приемлемым для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком соц. опыта, через его включенность в определенные обществ. отношения, формы общения и виды деят-сти.
Пр. социализации протекает под действием факторов:
1. Макрофакторы: общество, государство, экология, экономика.
2. Мезофакторы: этнокультурные условия и тип поселения
3. Микрофакторы: ближайшая среда в кот. происходит р-тие реб. Они в разл. степени непосредст. или опосредованно влияют на кажд. чел-а, сами динамично изменяются. Каж. чел.выступает и объектом, и субъектом
Социализация — процесс двусторонний, - индивид усваивает соц. опыт, ценности, нормы, установки, но и в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей и социальный опыт.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Олигопедагогика"