Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Олигопедагогика".
Требования к примен. методов стимулир. поведения и деятельности:
- мотивация прав. поведения на основе внутр. убеждений и нравств. мотивов;- осуществление личностного подхода и учёт особенностей влияния методов стимулирования не только на одного ребёнка, но и на всех членов коллектива;- оценка не только результатов поведения ученика, но и определение мотивов и способов деятельности.Поощрение как наиб. действенный метод восп. опред-ет полож. оценку поступков, поведения.
Классификация методов И.Г. Еременко (1985):
1. методы убеждения:– направленные на формирование взглядов, убеждений и обеспечивающиеся как обмен информацией в системе педагогической деятельности; – помогающие организовать деятельность ученика, стимулирующие мотивы деятельности; – помогающие формированию у воспитанников самооценки, регуляции поведения; – формирующие сознание: убеждение, разъяснение, внушение. Внушение в системе коррекционного воспитания обеспечивается замечанием, советом, просьбой, этической беседой, рассказом.
2. упражнение, т.е. практическая деятельность, способствующая формированию поведения. Эти методы реализуются через приучение, упражнение, игру, создание воспитывающих ситуаций.
3. м. стимулирования – поощрение и наказание. Сила воздействия поощрения и наказания на воспитуемых специальной (коррекционной) школы зависит от уровня воспитанности и оценки его учащимися, а также воспитателем. Наказание в коррекционной школе используют в том случае, когда воспитуемый понимает степень своей вины и действует сознательно и злонамеренно.
В коррекционно-воспитательной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью методы воспитания применяются в комплексе, с учетом ряда условий: возрастных, индивидуальных и личностных особенностей воспитанников; целей и задач воспитания; средств воспитания; уровня компетенции педагога.
21. Характ-ка осн.
направлений и форм взаимод. пед. коллектива
спец.учр. и семьи/В совр. условиях семья, воспитывающая
ребёнка с ИН, наряду с осн. функциями –
воспитательной, хозяйственно-бытовой,
экономической, досуговой и эмоцион-ой
– решает и спец. фу-ции – абилитационно-
В воспит.ребёнка педагоги и родители выступают как партнёры, что означает: равенство сторон, вза-о.е уважение, выс. уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успеш. осуществлении сотрудничества.Задачи сотрудничества пед. коллектива и семьи:
- определение путей
2 направления в работе с семьёй:1)– образовательное, обеспечивающее понимание ребёнка, его принятие и оказание ему квалифицированной помощи;2) – укрепление физич. и психического здоровья родителей.
Осуществляя комплексный подход с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения, работает междисциплинарная команда специалистов – невролог, психиатр, олиго-педагог, логопед и др. На лекционных занятиях в родительской группе, кот. проводят специалисты образов. учреждения, осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деят-стей, родители знакомятся с приемами и методами работы в процессе эффективного взаимодействия с ребенком, семинары и тренинги становятся осн. способами по формированию адекватного восприятия ребенка родителями.Для непоср.обучения близких взрослых пед.техникам взаимодействия с ребенком, формирования навыков сотрудничества у детей с род.и, со сверстниками, др.взр. предназначена групповая форма работы в детско-род. коллективе. Предусматривается индивид. консультирование.Н. учитывать ряд условий:
психофизические особенности учащихся; социокультурный, психологический и экономический статус родителей;стиль и тип родительского воспитания (авторитарная гиперсоциализация, инфантилизация ребенка, отвержение ребенка, социально-желательный образ, симбиоз с ребенком);уровень родительской мотивации (высокий, средний, низкий).
Формы сотрудничества пед. кол-ва и семьи: массовые, груп. и индивид.
К коллективным ф-ам относятся:- общешк. род. собрания;- род. конференции;- общешк. вечера, дет. утренники и праздники;- лектории;- круглые столы;- выставки детского творчества.
К групповым ф. относятся:- консультации;- беседы;- семинары-практикумы;- родит. клубы;- вечера вопросов и ответов;- род. собрания;
- малые пед.род.советы.К индивидуальным ф. относятся:
- посещ-е семьи;- беседы;- консульт.;- практикумы;- переписка с род.
Самыми продуктивными форм.работы с род. зарекомендовали индивид. формы, применение кот. обусловлено необходимостью учета образовательного уровня родителей и индив.х приемов коррекц. воздействия на ребенка. Формы и содержание работы с родит. определяются степенью их готовности к сотрудничеству, установлению отношений партнерства с пед.коллективом.Многоплановую работу с родит. и специалистами учр. образ. осуществляет обществ. объединение Бел. Ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам. По инициативе организации проводятся семинары, конференции, создаются общественные реабилитационные центры.
22. Структура управленческих органов в спец. учр. образования.
Управление учреждением специального образования осуществляется во взаимодействии с органами государственного управления образования:
Мин-во образ-я-Управление спец. образ-ия-Областн. упр-ие образ.-Городское управл. образ.-Районное упр. об.-Руководство деят-стью педколл-ва осуществляется в направлениях: -рациональное планирование работы; -организация работы с педкадрами по повышению их проф. уровня; -организация квалифицированного внутреннего контроля.
Управление осущ-тся в соотв-ии с законодат-вом и уставом учреждения.
Непосредственное управление вспом. школой осуществляет руководитель, назначаемый и освобождаемый учредителем. Руководитель несет ответственность перед гос-вом, учредителем, законн. представителями учащихся за св.деят-сть в соотв. с функциональными обязанностями, предусм-и квалификац-ми требованиями, труд. договором и уставом вспом. шк. Руководитель вспом. шк. утверждает структуру и штаты на основании типовых штатов и нормативов численности работников школ-инт. и общеобразов-х школ.
Структура управленческих органов (Органы управления):
-органы коллегиального управления: совет учреждения, педсовет;-административные органы (директор, заместитель);-управленческие органы различных общественных организаций: методические объединения, родительский комитет, профсоюз, учком (ученический комитет).
Высший коллегиальный орган - совет учрежения (например школы)
Совет учреждения формируется с привлечением общественных организаций и решает задачи:-социальная защита несоверш-их;-представление интересов детей в гос. и общ. организациях;-принятие решений по различным вопросам организации и содержания учебно-воспит. работы.
Принципы управления:-гласности;-
-самоуправления.Педагогический
совет-это коллегиальный, постоянно-действ.
Большое значение имеет предварительная подготовка вопросов повестки дня заседания: создаются рабочие группы (3-4 человека) для проверки состояния дел, изучения вопроса и разработки конкретных мероприятий.
23. Формы методической работы в спец. учр. образования
Методич. раб. рассматривается как часть системы непрерывн. образования педагогов, кот. направлена на всестороннее повышение квалификации и профе. мастерства педагогов и всего педколлектива в целом (цель – повышение проф. компетенции). Задачи метод.работы:
-знакомство с нов. теоретич. разработками области теории обуч. и в.;-внедрение инноваций в пед. деятельность;-творческий обмен опытом м/у членами кол. В учреждении спец. обр.общ. вопр.организации учебно-методиче. и научно-исследов. деят-сти решает научно-методический совет, деят-сть кот. регламент-тся «Полож-м о научно-методич. совете».
Задачи НМС:-развитие пед. творчества;-совершенствование содержания образования;-внедрение эффективных форм и технологий об. и в.
Управление методич. работой вкл. реализацию функций:
а) анализ осуществления методической и инновационной работы в ОУ;
б) прогнозирование и планир-ие мет. и инновационной работы;
в) организация метод. и инновационной деятельности в ОУ;
г) контроль за осуществлением метод. и инновационной работы;
д) стимулирование участия работников ОУ в метод.и инновац.деят.
е) коррекция и координация проц. осуществ-я метод. и иннова. деят.
Формы метод.работы:Метод. объединения;Проблемные семинары; Творч. группы;Школа передового опыта;Ролевые и организационно-деятельностные игры. Формы работы метод. объединений:
1.Теоретические: -изучение нормативных документов; -презентация новой психолого-пед. литературы; -обмен опытом по проблеме; -сообщение по одному из теоретических вопросов; -научно-метод. конференция; -деловая игра.
2.Практические:-открытые уроки и занятия; -презентация дидакт. материала; -семинары-практикумы; -научно-практ. конференции.
Школа передового опыта – высокого уровня профессиональной компетентности курирует 1-2 молодых педагогов, которым требуется профессиональная помощь.
24. Виды и содержание внутр. контроля в спец.учр. обр.
Внутренний контроль – это целенаправленная деят-сть административных органов учреждения, направленная на выявление отклонений от программы управления. Задачи ВК: -создание благопр. условий для осуществления ВК;-обеспечение взаимодействия управляющей и управляемой систем; -обеспечение сочетания администр. и персон. контроля;
-создание информац.банка данных о деят-сти кажд.члена педколлект.
Функции ВК:
-стимулирующая;-обучающая;-
Дидакт. требования
к контролю:-объективность;-
Содержание ВК (включает составляющие):1.Пед. процесс (контроль за выполнением уч. программ, качеством обучения и воспитания).2. Пед. кадры (кон. за выполнением нормат.-прав. документов, деят-стью метод.объединений, самообразованием пед.).3 метод. база учреждения -контроль за документацией и делопроизводством, уч. оснащением каб.
Виды ВК:Тематический - направлен на глубокое изучение отд.вопроса в системе деят-сти педколлектива ( объект контроля – качество знаний учащихся, формирование умений, навыков). Проводится в течение года.-Фронтальный - на всестороннее изучение деят-сти педколлектива, метод.объединения или отд. учителя. 1 раз в четверть.-Персональный – осуществляется за деят-стью отд. педагога.Формы ВК:
-беседы с педагогами и детьми;-изучение системы работы отд. педагогов и проверка ее эффективности;-изучение работы лучших педагогов с целью обобщения их опыта;.-фронтальное изучение состояния преподавания отде. уч. предметов;-взаимопосещение уроков и занятий педагогами;
-изучение письм. документации педагога.
Методы ВК:-наблюдение;-анкетирование;
25. Общ. характ-ка сферы проф. деят-сти олиго-педагога
Педагог – человек, имеющий спец. подготовку и проф-но занимающийся пед. деят-тью.Пед. деят.им.структуру:
I.Подготовительный этап1. Целеполагание.2. Диагностирование.Чтобы управлять процессом обучения необходимо знать учащихся.
3. Прогнозирование.4. Проектирование – сост-ие проекта, конструир-ние модели предстоящей деят-сти, выбор спос-ов и ср-ств для достиж. цели.
5. Планирование – сост-е плана уч.-восп. деят-сти.
II. Этап реализации знаний.6. Организационная деят-сть – вовлечение учащ-я в намеченную работу, сотрудничество в достижении цели.
7. Информационная –8. Контрольная 9. Оценочная 10. Коррекционная
III. Завершающий этап.
11. Аналитическая деятельность – анализ завершенного дела.
Профессионализм – способность рассчитывать
течение пед. процессов, предвидеть их
последовательность,это умение мыслить
и действовать профессионально.Проф.
Цель деят-ти пед.-дефект. - содействие человеку с огран. возможностями жизнед-сти в его соц. адаптации и интеграции средствами спец. образования.Осн. направления коррекционно-пед. деят-ти.
- коррект-е воздействие на реб. средовыми факторами (прир., соц.);
- организация коррекц. направленности уч. процесса;
- спец. подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
- психогигиена семейного воспитания
Спец. умения, необх. для реализации коррекц.-пед. деят-сти о-педагога:
1.Для диагностической деят-сти:- увидеть отклонения в развитии;- спланировать, организовать и осуществить коррекционную работу- оценить научную, научно-пед. и метод. информацию;- анализировать и оценивать результаты собств. кор.-пед. работы и своих коллег
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Олигопедагогика"