Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 10:40, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Олигопедагогика".
Программированное обучение. Во вспом. школе применяются элементы програм. об. при закреплении знаний в старших классах. Программированные задания по проверке знаний учащихся с помощью перфокарт.
Проблемное обучение. Во вспом.школе проб. об. в полном объеме не используется, однако м. использовать некот. формы, методы и приемы.Н., в старших классах м. организовывать пробл. изложение нов.уч. материала с помощью рассказа, беседы. Оно представляет собой обсуждение проблемной ситуации, которая содержит в себе противоречие между знанием и незнанием.
13. Сущность и модификация пед. технологий в раб.с детьми с ИН
Пед. технология —совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заранее заданными свойствами. Две группы технологий:
1. предметно-ориентированные
в качестве основной цели
2. Личностно-ориентированные тех. об. направлена на р-тие личностного потенциала учащегося. - по типу школы С. Френе, технологии пед. мастерских, уч. проектирования, обучения «Мозговой штурм» и др.
Требования к инновационным технологиям.
1. Деятельностный подход.
2. Обучение каждого ученика в зоне его ближайшего развития.
3. Воспитание эмоционально-
Общие технологии реализуются с учетом особенностей детей, которые нуждаются в полож.эмоциональном климате во взаимоотношениях.
Технология проблемного обучения.Цель пр. об.–– поднять уровень усвоения учебного материала и обучать не отдельным мыслительным операциям, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач, т.е. учить ребенка анализировать, сравнивать, обобщать, мыслить логично, научно, творчески преодолевать затруднения.Сложности взаимодействия учителя и учащихся:-Дефицит внимания-Слабая выраженность произвольности психических процессов -Сложность в организации самостоятельных действий –Импульсивность –Интел-ая недостаточность
Условия успешн.организации техн-ии пробл. обучения: -Восп-ие интереса к учебному материалу, формирование познавательных потребностей -Учёт индив. степени трудности учебного материала -Сочетание слова и наглядности, использование ТСО, соблюдение принципа доступности
Структура проблемного урока:-возникновение пробл. ситуации и постановка проблемы, ее формулировка; -анализ условий: отделение известного от неизвестного; -выдвижение предложений и обоснование гипотезы, поиск нового подхода;-доказательство гипотезы;-проверка правильности решения проблемы.
Классификация проблемных ситуаций:
1-й класс — проб. ситуации, где неизв-ым явл-ся цель (предм. действия).
2-й кл. —пробл. ситуации, где неизвестным является способ действия.
3-й класс — пробл. сит., где неизв. являются новые условия действия.
Технология индивидуального обучения (И.Э.Унт, А.С. Границкая)
- такая организация уч. процесса, при кот. индивид. подход и инд-я форма обучения являются ведущими.предполагает проектирование пед. деят-сти на основе индив-ых качеств реб. (интересов, потребностей, возможностей). Инд. под. как принцип осущ-тся во всех технологиях, поэтому индивидуализацию об-я м. также считать «проникающей технологией». Использ-ие техн. инд. об. нормализует уч. деят-сть, пом-т в форм-ии умения ориен-ся в задании, в восп-и нав-ов самок-роля и самооценки.
Техн. коллект. способа деят-сти (КСД)- коллектив обучает и воспитывает каждого своего участника и каждый ученик активно участвует в об. и восп.своих товарищей по совместной работе. Цели КСО -усвоение ЗУНов; р-тие коммуникативных качеств; социализация личности.КСД состоит из четырёх компонентов: 1.индивидуально-обособленные занятия, 2.работа в парах постоянного состава, 3.групповые учебные занятия, 4.коллективные учебные занятия.Условия успешности КСД:Внешние: адекватная образовательная среда, учитель-фасилитатор (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию), осуществляющий индив. подход с целью включ. ученика в эффективную деят-сть и р-ие личности.Внутренние усл: поэтапность организации деятельности (структура КСД)I –Мотивационный этап;II – Позиционно-установочный этап;III – Этап непосредственной деятельности;IV – Заключительный этап;V – Этап рефлексии.Сложности организации детей с особенностями р-тия связаны с поддержанием дисциплины в классе в условиях необычн. организационных форм деятельности.
Техн. коммуникативного обучения языку (Змушко А.М.)
Цель - формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Идея технологии состоит в комплексном овладении четырьмя видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом.
Условия:
Критерии эффективности: степень владения коммуникативными умениями (т.е. умениями слушать, говорить, читать, писать)Формы работы на уроке: групповая, парная, коллективная
14. Урок как осн. форма организ. об.: классификация, структура и особенности ур. с учащимися с легк. ИН/.
В общей пед. выдел. формы организации обучения: урок, экскурсия, занятия в учебных мастерских, факультативные занятия, домашняя учебная работа, формы внеклассной работы (И.Ф. Харламов, 2004). Наряду с перечисленными формами, в олиго-педагогике рассм-тся стимулирующие и поддерживающие занятия, занятия коррекц. компонента уч.плана.
Традиционной явл-ся классификация уроков в зав-сти от дидакт. задач:
- уроки комбинированные или смешанные; - уроки изучения нового материала; - уроки закрепления знаний и умений; - уроки обобщения и систематизации изученного материала; - уроки проверки и оценки знаний и умений.Самый распространенный тип урока - комбинированный
И.Г.Ерёменко (1985), наряду с перечисленными, определяет следующие типы уроков: - уроки пропедевтические; - уроки коррекции; - уроки практические; - уроки-экскурсии.
Каждый урок имеет свою структуру, которая определяется задачами и содержанием урока, методами и средствами обучения, уровнем подготовки учащихся. Структура комбинированного урока:● Организация учащихся (готовность к предстоящей работе, психологический настрой)
● Проверка домашнего задания (пройденного);● Изучение нового учебного материала;● Закрепление изученного;● Домашнее задание;● Подведение итогов урока и выставление отметок.
В связи с тем, что ученики с ИН испытывают затруднения при переключении с одного вида деят-сти на др., сложности адаптации к нов. виду деятельности, А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская (2006) рекомендуют выделять в организации урока 2 части начала и окончания урока: инвариантная (неизменная) и вариативная (ситуационная, изменяющаяся). Вариативная часть у. требует от учителя креативности, эмоцион. насыщенности. Ее содержание создает положит. установку на урок и обеспечивает физическое и психическое здоровье учащихся, хорошее самочувствие, ожидание нового и интересного на уроке.
Урок во 2-ом отделении вспом. школы имеет психодинамическую и комбинированную (комплексную) структуру. Содержание урока предусматривает пост. активную предметно-практич. деят-сть детей; постепенное усложнение самост-ных действий учащихся; большую повторяемость материала и применение его в новых ситуациях; разл. тренировочные упражнения.
Урок отраж. осн. тенденции развития пед. процесса, к. проявляются в:
- целеполагание урока определяет направленность на развитие учеников, формирование качеств личности;
- наполнение содержания
урока жизненно важным
- применение интерактивных методов обучения;
- отбор оптимального набора
разнообразных средств
По своей организации и структуре уроки трудового обучения и изобразительного искусства отличаются от традиционных типов уроков.
15. Особенности урока с учащимися с умеренной и тяж. ИН
Урок - это основная форма организации учебной работы в современной школе, часть педагогического процесса, органически связанного со всей его системой. Следовательно, на каждом уроке решаются три задачи (дидактическая триада) - обучающая, воспитательная и коррекционная.К уроку предъявляются как общие, так и специфические требования: 1.Правильное определение места данного урока в системе уроков по данной теме или разделу на основе действующей программы и планирования, связь с предыдущим материалом и подготовка к изучению последующего 2. Определение и реализация триады задач – дидактической (обучающей), коррекционно-развивающей, воспитательной;3. Обеспечение психологической комфортности и создание ситуации успеха; 4. Формирование у учащихся жизненной компетенции, практических умений для самостоятельной жизни; 5. Использование полисенсорного подхода при формировании новых знаний; 6. Отбор и дозировка учебного материала; 7.Оптимальное сочетание различных методов и средств обучения; фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы на уроке; 8. Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся; 9 учёт индивидуальных особенностей детей и организация индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения.10. Организация учителем учебной деятельности учащихся и управление этой деятельностью.
Урок имеет как общие, так и специфические особенности:
- включение в урок игрового
материала и занимательных
- закрепление нового учебного
материала в практической
- многократное и вариативное повторение материала;
- частое чередование различных видов деятельности, что определяет цикличность урока.
Особое значение в специальной школе на каждом уроке имеет его коррекциоппая направленность. Коррекция мышления, памяти и речи проводится практически на всех общеобразовательных уроках, уроках труда и профессионально-трудового обучения. Коррекция физических недостатков, двигательной сферы, общесоматическое развитие организма - на уроках физического воспитания. Развитие фонематического слуха, ритмики, цветовосприятия, пространственного восприятия - на уроках изобразительного искусства, ручного труда, пения и музыки.
16. Доп. и вспом. формы обуч. шк. с ИН/К ним относятся:
1. Спец.коррекционные занятия (коррекц. занятия, логопедические занятия, лечебная физкультура, ритмика);
2. Сопутствующие (доп.) занятия (консультации, доп. индивид. занятия, факультативы, группы выравнивания);
3. Нетрадиц-ные формы об-ия (уроки-соревнования, викторины, конкурсы, игры, концерты, праздники, театрализованные ур., ур. типа КВН).
Уч. экскурсии. Своеобразие познавательной деят-сти учащихся не обеспечивает полноту и правильность сведений, получаемых ими в процессе спонтанного наблюдения. Обучение в условиях школы-интерната или школы с продленным днем не позволяет в должной мере ознакомиться с предметами и явлениями окруж.дейст. Самое большое количество экскурсий предусматривается в 1 классах. Основными задачами являются коррекция познават. деят-ти шк., р-тие их мышления и речи. У учащихся формируются элемент. представления и понятия, необходимые при обучении родному языку, чтению, математике, естествознанию, географии, истории, труду.
Коррекционные занятия по логопедии проводятся как индивид., так и малогрупповые. проводятся в спец. оборудованном кабинете, оснащенном необходимым учебно-дидактическим материалом.На каждого ученика заполняется речевая карта.
Занятия ритмикой проводятся со всеми учащимися класса в течение целого урока. проводятся с музыкальным сопровождением, в удобных костюмах. Занятия начинаются с разминки, содержат разучивание танцевальных движений, игровые ситуации. Дети могут пользоваться простейшими музыкальными (шумовыми) инструментами.
Отдельные учащиеся часто имеют различные физ. недостатки (сколиозы, парезы) и нуждаются в их коррекции. Для них организуются занятия лечебной физкультурой (ЛФК).
Уроки социально-бытовой ориентировки, кот. д. подготовить к организации своего быта, домашней повседн. жизни. Гигиен. знания и умения, оборудование жилища и поддержание в нем порядка, приготовление пищи, уход за людьми преклонных лет и детьми, ведение дом. хоз-ва и др. занятия входят в курс данного предмета. Таким образом, перечисленные коррекционные занятия призваны создавать условия для сглаживания индивидуальных недостатков учащихся, более совершенно готовить их к самостоятельной жизни.
17. Проверка и оценка учебных достижений учащихся с ИН
Функции. Обучающая ф-я - процесс проверки знаний осуществляется как целостная система, где знания уточняются, систематизируются, актуализируются и обобщаются. Воспитывающая ф. - оценка знаний помогает ученику осознать свои возможности, дисциплинирует его, поощряет к активной деятельности, стимулирует заинтересованность.
Диагностико-прогностическая ф. способствует определению возможностей ученика с ИН, его способностей, обучаемости, разработке основ коррекционно-развивающих мероприятий и подходов.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Олигопедагогика"