Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 12:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Педагогике"
1.Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи, категориальный аппарат, связь педагогики с другими науками.
Современная педагогика занимает особое место в системе наук о человеке. Она изучает и решает проблемы воспитания, обучения, образования и развития человека, возникающие на разных этапах его жизни в различных условиях социально-экономического и научно-технического развития общества, которое постоянно ставит новые задачи в области образования и воспитания.
Предметом педагогики является целостный гуманистический процесс воспитания и образования, развития социально активной личности, подготовки ее к жизни и труду, общественной деятельности с учетом общественно-экономической обстановки в стране.
Объектом изучения и исследования в педагогике является реальный процесс передачи новому поколению социально-исторического опыта и культуры человечества, пути его приумножения, гуманистическое воспитание, обучение и воспитание человека на разных этапах его жизни, формирование общественных и межличностных отношений.
Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно – конструктивная.
Аналитическая функция характеризует решение следую-щих задач педагогической науки:
1) теоретическое изучение,
описание и объяснение
2) анализ, обобщение, интерпретация
и оценка педагогического
Прогностическая функция:
1) обеспечение научно –
2) обеспечение эффективного
Проективно – конструктивная функция:
1) разработка новых
2) внедрение результатов
3) научно – методическое
Понятийно-терминологический
Рассмотрим некоторые из них.
Воспитание—целенаправленный организованный процесс, обеспечивающий всестороннее развитие личности и подготовку ее к трудовой и общественной деятельности. Как явление общественной жизни оно возникло в процессе труда.
Понятие "воспитание" употребляется в нескольких значениях:
Воспитание—явление социальное. Оно появилось с момента зарождения человеческого общества, возникнув из потребности поддержания и сохранения человеческого рода. Во всех социально-экономических формациях воспитание выполняло сходные функции и имело некоторые сходные признаки:
Сказанное не относится к цели воспитания, его принципам, содержанию, формам и методам, которые исторически менялись и зависели от общественно-экономической и политической структуры общества.
Самовоспитание — деятельность человека, направленная на самоусовершенствование в интеллектуальном, нравственно-волевом, эстетическом и физическом направлениях.
Перевоспитание—деятельность педагога, направленная на устранение тех или иных недостатков у воспитуемых.
Образование — процесс и результат овладения обучающимся системой научных знаний, умений, навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных, духовных, эстетических и других качеств личности, развитие ее творческого потенциала, гуманных межличностных и общественных отношений.
Образование представляет собой результат завершенного обучения (целенаправленного процесса двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний).
Самообразование — целенаправленный процесс самостоятельного овладения целостной системой знаний, умений и навыков, взглядов, убеждения прогрессивным опытом в определенной сфере деятельности под воздействием личных и общественных интересов.
Развитие — целостный, чрезвычайно сложный и противоречивый процесс, проявляющийся в качественных изменениях в личности человека, которые происходят в течение всей жизни, но наиболее интенсивно —в детском и юношеском возрасте.
Развитие личности, его источники и факторы ученые трактуют по-разному в зависимости от своих философских взглядов. В связи с этим выделяют концепции биологизаторскую и социологизаторскую. Представители первой концепции (Д. Дьюи, Ф. Аквинский, 3. Фрейд, Ф. Мюллер и др.) рассматривают развитие личности на основе идеалистических, метафизических представлений. Они считают, что личность формируется по заранее созданной программе (наследственности) и развитие происходит само по себе, а воспитание и среда играют вспомогательную роль.
Представители социологизаторской концепции (Э. Роттердамский, Дж. Локк, Дж. Уотсон и др.) отбрасывают значимость наследственности как фактора развития личности и считают, что человек развивается в результате социальных отношений, социальной среды.
Передовые педагоги прошлого Я. Коменский, А. Дистервег, К. Ушинский и другие считали, что человек формируется в результате комплекса воздействий — наследственности, среды и воспитания — и указывали на значимость последнего.
Современная наука о становлении и развитии личности строится на понятии многофакторности развития. Эти факторы могут быть внешними и внутренними, объективными и субъективными. Именно они и являются движущими силами развития личности. Возникающие противоречия (внутренние и внешние, общие, присущие каждому человеку, и индивидуальные, характерные для отдельно взятой личности) способствуют развитию личности, стимулируют личную активность, создают мотивы и условия деятельности, побуждают к самосовершенствованию, саморазвитию.
Современная психология и педагогика рассматривают развитие личности под воздействием трех факторов: наследственности (генетического кода), среды и воспитания.
Под наследственностью понимают воспроизведение у потомков биологического сходства с их родителями. Наследственная программа развития человека включает постоянную и меняющуюся части. Наследственность у человека проявляется в виде задатков (строения органов, нервной системы, рецепторного аппарата и физических признаков: конституции тела, цвета волос, глаз и т. д.). Психические свойства личности, черты характера, склонности не наследуются.
Среда — это природное окружение и социальные условия жизни. К ним относятся общественный строй, экономический и культурный уклад жизни и другие определяемые этими условиями обстоятельства: система народного образования, типы учебно-воспитательных учреждений, принципы (нормы, правила) жизни, бытовые традиции, средства общения и др.
Человек может активно и результативно управлять процессом воспитания, используя его для совершенствования личности.
Названные факторы активно воздействуют на личность в комплексе.
Современная педагогика прошла долгий путь развития и превратилась в разветвленную систему научных знаний с четко выраженными отраслями, которых насчитывается около двадцати,они опраются на структуру и принципы общей педагогики. Условно их подразделяют на общепедагогические и функциональные.
К общепедагогическим наукам относятся дошкольная педагогика; педагогика школы; социальная педагогика; превентивная педагогика; специальная педагогика (дефектология), которая изучает обучение и воспитание детей с определенными физическими недостатками: сурдопедагогика — обучение и воспитание глухонемых; тифлопедагогика - обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей; олигофренопедагогика — обучение и воспитание умственно отсталых детей. Отдельно стоит сравнительная педагогика — наука о сравнении систем педагогического образования в разных странах с отечественной системой образования. История педагогики — наука об исторически обусловленных педагогических системах прошлого, о вкладе выдающихся корифеев педагогической мысли в сокровищницу мирового педагогического опыта.
Функциональными педагогическими науками являются педагогика высшей школы, в том числе техникумов и колледжей; педагогика профессионально-технического образования; военная педагогика; педагогика инженерная, медицинская, культурно-образовательная; педагогика повышения квалификации и переквалификации специалистов, руководящих и рабочих кадров.
В последние годы получила развитие педагогика народоведения, в которой отражена система фундаментальных знаний о конкретном народе, особенностях его жизни и трудовой деятельности, национальном характере, мировоззрении, историко-культурном опыте, в том числе воспитании, способе жизни, воспитании в семье. Педагогика народоведения включает в себя этнографию, народную педагогику, изучение народных нравственных и национальных традиций, обычаев, обрядов и т. п.
Как известно, объектом воспитания является растущий и развивающийся человек. Поэтому для педагогики исключительно большое значение имеют ее связи с другими науками, изучающими человека в разных аспектах: философией, социологией, этикой, эстетикой, экономикой, психологией, физиологией, генетикой, гигиеной, математикой и др.
Так, философские идеи помогают определить методологическую основу педагогики, исходные позиции в теоретических исследованиях. Социология, этика, эстетика, рассматривая воспитание как фактор общественного развития, нравственного и эстетического прогресса, служат методологической основой для педагогических исследований.
Идеи психологии, физиологии, гигиены, генетики и других наук служат основой для разработки конкретных педагогических проблем. Например, психологические идеи широко используются при разработке закономерностей развития личности, организации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Физиология помогает раскрыть научные основы тех процессов, которые происходят в человеке под влиянием внешних условий и способствуют формированию умений и навыков.
2. Содержание образования. Принципы построения образования . Уровни образования
В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. При этом в Законе Российской Федерации "Об образовании" это положение конкретизируется и трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...". Следовательно, рассмотрение образования в виде педагогической системы, направленной на достижение определенных целей формирования и развития личности, предполагает, прежде всего, его анализ как общечеловеческой ценности.
Образование как общечеловеческая ценность. Следует подчеркнуть, что рассмотрение образования как единства обучения и воспитания обеспечивает культурную преемственность поколений и готовность человека к выполнению социальных и профессиональных ролей. В этом случае индивид осваивает систематизированную совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям.
Образование в соответствии с интересами и способностями личности — одно из фундаментальных прав человека. Общественная значимость культуры и нравственных ориентиров деятельности и поведения человека делают его предметом интереса не только индивида, но также общества и государства, которые, в связи с этим, активно влияют на образование, поддерживая те или иные образовательные институты, определенные модели учебно-воспитательного процесса.
Особенность культурно-исторической
преемственности образования
Классификация видов образовательной практики осуществляется по критериям формируемых и развиваемых в ее системе знаний, навыков и умений (общее или профессиональное образование) и по уровням сложности образовательных программ (дошкольное, основное школьное, среднее, высшее). Вот почему представления об образовании, его теоретическое осмысление историчны и зависят от ряда целеполагающих идей, в том числе этических, социально-философских и педагогических. Следовательно, образование выступает важной категорией целого ряда наук. Основополагающее значение имеет эта категория и для педагогической науки.
Главные идеи образования соотносятся с исторически и социально варьируемыми идеалами личности и образованного человека. Цели общества и цели учащихся связаны друг с другом: чем менее образован растущий человек, тем более расходятся его спонтанные цели с общественными и педагогическими. Снятие этого противоречия предполагает постепенное сближение и, в конечном счете, совпадение личностных смыслов деятельности участвующих в образовательном процессе сторон.