Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие о науке. Социальная педагогика как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального педагога.
3. Понятие о методологии науки и методологии исследования

Файлы: 1 файл

Otvety-1.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)


1. Понятие о  науке. Социальная педагогика  как наука. Наука представляет собой форму духовной деятельности людей, направленную на производство знаний о природе, обществе и самом процессе познания. Непосредственная цель науки – постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения ре-альных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции разви-тия действительности и способствовать ее изменению. Наука – сложная об-ласть интеллектуальной деятельности человека, которая исторически возникла позже религии, искусства и образования. С одной сто-роны, это - творческая деятельность по получению нового знания; с другой стороны,это и результат этой деятельности в форме совокупности знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов.

Объект науки - определенная область, природная или социальная, явления которой могут быть исследованы инструментарием данной науки. Объект науки специфичен и имеет множество сторон, свойств, связей, одна из которых становится предметом науки. Предмет науки - главная системно-структурная характеристика целостной картины исследуемой реальности, определенная часть, своеобразный «срез» объекта. Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею закономерностей.

Социальная  педагогика как сфера научного знания раскрывает основные пути и технологии гуманизации среды, исследует закономерности совершенствова-ния взаимодействия человека и его социального окружения. Как любая при-кладная область научного знания она нацелена на расширение границ и воз-можностей практики. Как наука социальная педагогика исследует закономер-ности конкретных социальных процессов и явлений, порождаемых социаль-ными отношениями и непосредственно связанных с жизнедеятельностью лич-ности ребенка, семьи, подростково-молодежной группы, а также детей и под-ростков, попавших в трудную жизненную или социально опасную ситуацию и нуждающихся в социально-педагогической помощи. Она развива-ется на «стыке» научный дисциплин благодаря влиянию деятельности ученых из смежных наук: политологов, историков, социологов, психологов, психоте-рапевтов, педагогов, экономистов, юристов, медиков. Развитие социальной педагогики как науки связано с развитием методики и методов исследования.

Как наука социальная педагогика выполняет  ряд важных функций, связан-ных с  процессом исследования: 1) информационную – накапливает и содержит сведения о реальных соци-альных и социально-педагогических процессах; несет в себе новые зна-ния, новации, которые расширяют представления о той области предмет-ного пространства, которая в социальной педагогике не иссследована или исследована недостаточно; 2) объяснительную – описывает и объясняет причинно-следственные связи, закономерности, тенденции; 3) эвристическую – выявляет существенные необходимые связи, законо-мерности, принципы и методы преобразования социальной реальности с целью минимизции нарушений нормальной социализации человека 4) прикладную – служит теоретической основой для совершенствования практики социально-педагогической деятельности; формирует на основе научных знаний новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в микросоциуме.

2. Поисково-исследовательская  функция социального педагога. Социально-педагогическая деятельность предполагает овладение принципами и методами поиска оптимальных вариантов решения социально-педагогических проблем разного уровня сложности. Т.е., возникает такое понятие как «исследовательская компетентность» – готовность и умения исследовательской деятельности. Исследование, как целесообразная деятельность по получению новых знаний, в своем прикладном аспекте позволяет социальному педагогу понимать, критически оценивать и избирательно использовать новую информацию, результаты обследования, эмпирические данные.

С помощью исследования социальные педагоги могут достаточно объективно оценить уровень психо-социального  развития своих подопечных, их потребности  в социально-педагогической помощи, подвергнуть анализу проблемные социальные ситуации; в отстаивании интересов детей и подростков в документах и при вербальном взаимодействии, предполагает общественную направленность деятельности и обмен опытом, насыщение социальной педагогики как науки фактологическими данными путем исследования, а значит реализации исследовательской функции, насыщение социальной педагогики как науки фактологическими данными путем исследования, а значит реализации исследовательской функции. Анализ профессиональной социально-педагогической деятельности свидетельствует о том, что по своей сути она предполагает исследовательский под-ход. В связи с этим, актуальным представляется развитие поисково-исследовательской функции социального педагога, которая включает в себя три важных аспекта:

1. аналитический аспект предполагает: - теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей в исследуемых процессах и явлениях - анализ, обобщение, интерпретацию и оценку опыта решения проблем в практике социально-педагогической деятельности.

2. прогностический аспект включает: - научно обоснованное целеполагание,  планирование развития изучаемых  социальных систем; - эффективное  управление поцессом изучения  социальных явлений путем прогнозирования  возможных рисков.

3. проективно-конструктивный аспект  предполагает: - разработку новых  социально-педагогических технологий, содержания, форм и методов социального  воспитания; - проектирование инновационных  социально-педагогических систем; - внедрение результатов исследования в практику социально-педагогической работы; научно-методическое обеспечение внедрения полученных результатов в социальную сферу.

3. Понятие о  методологии науки и методологии  исследования. Методология есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методологией называют систему принципов научного исследования, обозначают совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данных.

Методология науки –  это учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности.

 Методология науки  включает в себя: - систему принципов  и способов организации науки; - совокупность методов, применяемых  в науке; - учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования действительности. Главной целью методологии науки является изучение тех средств, методов и приемов научного исследования. Методология социальной педагогики есть учение о научном знании, составляющем предмет социальной педагогики как науки, практики и профессиональной деятельности; о процессе его добывания, способах объяснения и практического применения для преобразования и совершенствования социальной действительности. Объектом методологии науки является процесс научного исследования в его целостности, то есть вся научно-познавательная деятельность в органическом единстве ее составных частей. Предметом методологии науки являются сами знания, их генезис, способы их получения и практического использования.

Методология исследования имеет дело с процедурами и  операциями познания, при помощи которых  конструируется знание.

Содержательное понимание  методологии исследования исходит  из того, что в ней реализуется  эвристическая функция предметной области исследования, т.е методология – это инструмент поиска нового знания, который выполняет три основные функции: - ориентирующую – направляет усилия исследователя в отборе данных; - предсказательную – опирается на установление причинно-следственных зависимостей; - классифицирующую – помогает систематизировать факты путем выявления их существенных свойств и связей.

Методология научного исследования есть теоретическая основа познавательной деятельности. Методология – это философское учение о системе методов научного познания и преобразования реальной действительности, а также учение о применении принципов, категорий, законов диалектики и закономерностей социальной работы как науки и практики к процессу познания в интересах приобретения новых знаний. В процессе познания методология разрабатывает стратегию познавательной и практической деятельности и выполняет следующие основные функции: - обеспечивает получение и создание нового знания и его преобразование в виде новых понятий, категорий, идей, концепций и теорий; - направляет ход научного исследования по оптимальному пути в интересах приобретения нового истинного знания; - регулирует применение методов, средств и приемов в процессе познания практики; - обобщает результаты научного познания в различные формы знания; - формирует общие принципы и методы научного исследования; - организовывает использование новых знаний в практической деятельности. Методология исследования как методология научного познания рассматривает структуру научного исследования и формулирует требования к нему. Владение методологией исследования в социальной педагогике есть понимание со стороны исследователя определенного миропорядка, признание закономерностей развития социальных явлений и знаний о них. Соци-альная педагогика определяется как междисциплинарная наука и практика гармонизации взаимодействия человека и социальной среды.

4. Научное познание и его уровни. Научное познание - это опосредованное и обобщенное отражение в мышлении человека свойств, отношений и закономерных связей между объектами и явлениями; это сознательно осуществляемая деятельность и процесс, нацеленный на производство знаний. Научное познание характеризуется четким выделением предмета исследования, использованием специального инструментария, наличием специализированного научного языка. Как правило, познание идет от описания к объяснению. Описание предполагает эмпирический уровень познания, т.е. непосредственную деятельность по регистрации явлений. Объяснение – это выход за пределы данных непосредственного познания действительности, переход от явления к сущности, т.е.на теоретический уровень познания.

5. Понятие о научном исследовании. Структура социально-педагогического исследования. Научное исследование - процесс, направленный на приращение объективно истинного и логически обоснованного знания в соответствии с поставленной целью. Как деятельность научное исследование характеризуется целенаправленностью, преобладанием умственного труда; творческим характером; свойством всеобщности и состоит из исследовательских действий – процедур и операций. Процедуры (методологический анализ, объяснение, логическое обоснование, построение гипотезы, идеализация и пр.) - акты духовно- логического мысленного освоения познаваемого объекта (теоретический уровень). Операции (измерение, опытное экспериментирование, моделирование и др.) – практические действия в научном поиске (эмпирический уровень). Научное социально-педагогическое исследование - система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур и операций, связанных между собой единой целью – получить достоверные знания об изучаемом социально-педагогическом явлении или процессе для их последующего использования в практике социально-педагогической деятельности.

Структура научного исследования:

1. Объект исследования -  данность, не зависящая от  исследователя и инструментов  познания. В социальной педагогике - часть объективной социальной  реальности, на которую направлено познание (социальные и социально-педагогические процессы, явления, ситуации, социальные системы различной степени сложности, семья, детско-подростковые сообщества, группы и специфические совокупности детей и подростков, например: социальные сироты, подростки, совершившие правонарушения; несовершеннолетние матери, дети в ситуа-ции социальной депривации, дезадаптации и других социально опасных по-ложениях).

2. Субъект исследования  – исследователь или группа  исследователей, то есть сторона,  осуществляющая познание объекта исследования.

3. Цель как предполагаемый  результат и задачи исследования. Цель исследования = направление научного поиска. Целеполагание = выявление, обоснование неких закономерностей на основе анализа полученных исследователем научных результатов. Задачи = решение конкретных вопросов, которые служат достижению цели.

4. Методы и средства  исследования. Применяются общенаучные,  конкретно-научные методы и специальные  методики междисциплинарного характера. 

5. Результаты исследования - совокупность новых идей, теоретических и практических выводов, полученных в соответствии с целью и задачами исследования, в форме:

- новых сведений об  изучаемом объекте и предмете  исследования;

- подтверждения ранее  известных знаний;

- разработки способов  применения знаний на практике.

В СП научные исследования проводятся в интересах практики; дальнейшего развития теории; для преодоления трудностей в процессе познания социальных явлений; для объяснения ранее неизвестных фактов; для выявления неполноты старых способов объяснения известных фактов. Первичными результатами исследования являются факты. Научные факты – объективно достоверные и зафиксированные результаты исследовательской деятельности. Получение факта – сложный процесс, включающий их установление, констатацию, интерпретацию, изучение ранее установленных фактов и обобщение их совокупности. Критериями научной достоверности фактов являются: точность, типичность, новизна, логическая непротиворечивость.

6. Особенности  социально-педагогических исследований Социально-педагогическое исследование — это специально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании методах и формах деятельности социального педагога (М.А. Галагузова).

Специфика социально-педагогического  исследования состоит в том, что  предметом исследования становится вся система взаимоотношений  развивающегося человека с окружающей его средой, все многообразие социальных связей.

Эффективность научных исследований в социальной педагогике во многом зависит от того, какие источники она использует в своей творческой деятельности: подходы, образцы, идеи, технологии и т. д.

В.И. Загвязинский выделяет пять таких источников:

1. Общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в так называемом социальном заказе общества.

2. Достижения всего  комплекса наук о человеке: психологии, педагогики, валеологии (это наука  о здоровом образе жизни), философии,  социологии.

3. Теоретические концепции  и отечественный и зарубежный опыт.

4. Педагогический потенциал  окружающей ребенка социальной  среды (семьи, школы, учреждений  культуры и т. д.).

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"