Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка
1. Понятие о науке. Социальная педагогика как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального педагога.
3. Понятие о методологии науки и методологии исследования
―промежуточного характера‖, они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов). В связи с тем, что общенаучные логические методы познания приоре используются в любом психолого-педагогическом исследовании, независимо от того на теоретическом или эмпирическом уровне оно проводится, необходимо раскрыть их сущность более подробно. Напомним, что к ним относятся методы анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации, обобщения, индукции, дедукции и аналогии.:
1. Анализ (греч. – разложение, расчленение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения.
2. Синтез (греч. – соединение,
сочетание, составление) –
3. Абстрагирование (лат. – отвлечение) как метод научного познания рассматривают с нескольких позиций:
· сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто неразвитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное);
· процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование);
· результат абстрагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле);
· мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков.
Существуют различные виды абстракций:
– абстракция отождествления, в результате которой выделяются общие свойства и отношения изучаемых методов (от остальных свойств при этом отвлекаются).
– изолирующая абстракция
– акты так называемого ―чистого
отвлечения при котором выделяются
некоторые свойства и отношения,
которые начинают рассматриваться
как самостоятельные
– абстракция актуальной бесконечности в математике – когда бесконечные множества рассматриваются как конечные.
– абстракция потенциальной осуществимости – основана на том, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе математической деятельности.
4. Идеализация как метод научного познания чаще всего рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация – это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире.
5. Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установления общих свойств и признаков предметов, результатом которого выступает обобщенное понятие, суждение, закон, теория.
6. Индукция (лат. – наведение) – логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.
7. Дедукция (лат. – выведение): – во-первых, переход в процессе познания от общего к единичному (частному), выведение единичного из общего; во-вторых, процесс логического вывода, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям (заключениям).
8. Аналогия (греч. – соответствие, сходство) – метод научного познания при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.
9. Моделирование как
метод научного познания
31. Анализ и
синтез как методы
Анализ — это метод познания, содержанием которого является процесс мысленного расчленения на части предмета исследования, выявления свойств внутренних и внешних связей как изучаемого предмета, так и его частей.
Синтез — это мысленное соединение выделенных путем анализа частей, сторон, свойств предмета исследования в некоторое новое мысленное образование, которое отражает существо изучаемого явления, причем целостная система как результат синтеза служит основой для дальнейшего познания предмета изучения. Однако синтез — это не простое суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, а образуется лишь хаотическое накопление отдельных связей. Путем анализа и синтеза только и можно вычленить объективное содержание в субъективной деятельности участников социально-педагогического процесса: детей, взрослых, руководителей,
педагогов, «схватить» несоответствия, «уловить» реальные противоречия в развитии педагогического процесса, прогнозировать развитие.
Различают несколько видов анализа, в том числе анализ по элементам и анализ по единицам.
Элементный анализ — это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпозиции, расчленения целого.
Анализ по единицам предполагает расчленение процесса с сохранением целостности его элементарных структурных элементов, каждый из которых удерживает важнейшие признаки целостного процесса.
После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, композиции, интеграции результатов анализа в общей системе. На основе синтеза предмет воссоздается как субординированная система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.
32. Информационный поиск. Метод анализа научной литературы. Изучение литературы, рукописей, документов, материалов, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы позволяет отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему. Алгоритм работы с литературой:
1. Составление списка
подлежащих изучению
реферативные обзоры, исторические и текущие архивы, авторефераты диссертаций и диссертации. Библиографию по теме исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о каждом источнике: автор, название, место и год издания, издательство, количество страниц.
2. Определение способа
обработки содержания: изучение
с конспектированием;
3. Результаты изучения литературы по каждому вопросу полезно оформить в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов, в которых, изложив суть отдельных положений, нужно четко выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающие т различающиеся в них,
обозначить мало разработанные,
неясные и дискуссионные
работы, высказать свое отношение к авторской позиции, к полученным исследователями выводам.
Изучение документов и продуктов деятельности школьников — обязательная составляющая социально-педагогического исследования. Следует помнить, что документы в зависимости от статуса классифицируется на официальные, исходящие от тех или иных органов власти, государственных и общественных учреждений и неофициальные (личные карточки, анкеты, заявления, жалобы), а также документы, составленные отдельными работниками, — отчеты, описания, статистические обобщения. При анализе документов исследователю следует:
- различать описание событий и их оценку;
- выяснить (особенно при
разрешении конфликтных
- уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ (располагала к объективности или способствовала искажению информации);
- помнить, что первичные
документы более надежны, чем
вторичные; официальные —
33. Наблюдение
как метод социально-
Это обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), диагностические, экспериментальные, праксиметрические и другие методы.
Основными видами обсервационных методов являются объективное наблюдение и самонаблюдение.
К современным видам
наблюдения следует отнести
Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и
фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов. Особенностями наблюдения как научного метода являются: направленностью к ясной, конкретной цели; планомерность и систематичность; объективность в восприятии изучаемого и его фиксации; сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов. Наблюдение может быть: целенаправленным и случайным; сплошным и выборочным; непосредственным и опосредованным; длительным и кратковременным; открытым и скрытым (―инкогнито‖); констатирующим и оценивающим; сплошным и выборочным; неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); каузальным и экспериментальным; полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальной ситуации). Средства наблюдения различны: схемы наблюдения, его длительность,
техника записи, методы сбора данных, протоколы наблюдений, системы категорий и шкалы. Весь этот инструментарий повышает точность наблюдения, возможность регистрации и контроля его результатов. Так, серьезное внимание следует уделить форме ведения протокола, которая зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, определяющих критерий наблюдения. Наблюдатель записывает в протокол только то, что прямо или косвенно содействует решению изучаемой проблемы. Это – подлинные факты, кото-
рые наиболее точно представляют конкретную ситуацию. В связи с этим наблюдение как метод исследования предполагает вы-
полнение исследователем следующих правил: четкое определение цели наблюдения; составление, в зависимости от цели, программы наблюдения; – детальная фиксация данных наблюдения; применение систем категорий и оценочных шкал. Программа наблюдения должна точно определять последовательность работы, выделять наиболее важные объекты наблюдения, способы фиксации результатов (протокольные записи, дневники наблюдений и т.д.).
Наблюдение как научный метод служит определенной исследовательской цели, носит систематический характер, результаты его фиксируются. Основное преимущество его в том, что оно дает данные о поведении, делах, поступках людей. Оно требует активного сотрудничества исследователя с испытуемым.
34. Требования к научному наблюдению. Научное наблюдение требует постановки четкой цели и планирования. Заранее определяется, какие именно социальные процессы и явления будут интересовать наблюдателя, по каким внешним признакам их можно отследить, в каких условиях будет происходить наблюдение и как предполагается фиксировать результаты.
Согласно В.А. Ядову, научное наблюдение отличается от обыденного тем, что а) подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам; б) планируется по заранее обдуманной процедуре; в) все данные фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе; г) информация, полученная путем наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
Об использовании метода наблюдения как познавательного инструмента можно говорить лишь в том случае, когда: выделены задачи и гипотезы; определены объект и предмет наблюдения, а также категории, условия, единицы наблюдения; подготовлен инструментарий (дневник, протокол, аудиовизуальные технические средства фиксации и т.д.).
Социологическое наблюдение должно быть целенаправленным: наблюдатель должен отчетливо представлять и понимать, что он собирается наблюдать и для чего, иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных, второстепенных фактов. Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. Поэтому научное наблюдение, как правило, требует более или менее продолжительного времени. Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче будет ему отделить закономерное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы.
Для того чтобы превратить обыденное наблюдение в научный метод, необходимо,:
1) вычленить в программе
исследования те задачи и
2) определить в общей
программе исследования или
♦ объект наблюдения ♦ предмет наблюдения, ♦ категории наблюдения ♦ наблюдаемые ситуации♦ условия наблюдения, ♦ единицы наблюдения
3) подготовить инструментарий наблюдения, а именно:
♦ дневник наблюдения ♦ карточки наблюдения ♦ протокол наблюдения ♦ классификатор контент-анализа ♦ аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;♦ программу обработки данных наблюдения;
4) провести пилотаж
(апробировать) инструментарий, внести
в него, если потребуется, должные
коррективы, размножить его в
необходимом количестве