Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие о науке. Социальная педагогика как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального педагога.
3. Понятие о методологии науки и методологии исследования

Файлы: 1 файл

Otvety-1.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

менты функционируют  в исследованиях, раскрывающих взаимодействие школы и социальной среды, личности и коллектива,

педагога и воспитанника, человека и культуры, становление и развитие личности в разных образовательных системах.

20. Понятие  о формах организации исследования и их классификация в зависимости от решаемых задач. В зависимости от того, какой критерий берется за основание классификации, выделяют несколько видов эмпирического исследования.

По глубине анализа  социальной проблемы и масштаба охвата событий различают пpoбное, описательное и анaлитическое исследования.

По применяемому методу сбора данных различают опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент.

По цели исследования - изучается статика или динамика явления - выделяют еще два вида социологического исследования: точечное и повторное.

По объему охвата объекта  исследования типы исследования делятся  на сплошные и выборочные.

По месту проведения в социологии и антропологии выделяют полевые (естественные), а в социальной психологии как полевые, так и лабораторные исследования.

  • Пробное, описательное  и  аналитическое исследования
  • Термин «пробное исследование»  в литературе употребляется как: 1) синоним поискового (разведывательного) исследования; 2) синоним пилотажного исследования; 3) собирательное понятие, включающее как свои разновидности (подвиды) поисковое (разведывательное) и пилотажное исследования. Будем считать, что поисковое (разведывательное) и пилотажное - два основных подвида пробного исследования.

     Поисковое (разведывательное) исследование проводится с целью  уточнения проблемы, более корректной  постановки задач и выдвижения  обоснованных гипотез. Разведывательное  исследование - наиболее простой вид социологического анализа: круг задач ограничен, число опрошенных невелико, программа и инструментарий крайне упрощенные; данные нерепрезентативные. Поисковое исследование может проводиться следующими методами: интервью (лучше неформализованное) с потенциальными респондентами; наблюдение; фокус-группа по центральной проблеме исследования; опрос экспертов - специалистов или просто людей, имеющих отношение к интересующей вас проблемной области; изучение документов, статистических данных, содержащих необходимые сведения по выдвинутым задачам и гипотезам.

    Но в отличие от разведывательного, пилотажное исследование предназначено для отработки  технических процедур и приемов, чаще всего - для апробации вопросника. В социологии пилотаж проводится до основного исследования и выступает способом проверки обоснованности гипотез и задач, а также профессионального уровня и методической отработанности инструментария. Пилотаж помогает оценить правильность модели выборки и внести в нее в случае необходимости соответствующие исправления; угочнить некоторые характеристики объекта и предмета исследования, обосновать финансовые расходы и сроки проведения главного исследования. Пилотаж полезен также для тренировки группы интервьюеров (анкетеров).

    Описательное исследование более сложный тип научного поиска, чем разведывательное исследование. Описательным оно именуется не потому, что дает поверхностный срез явления, а только потому, что не выявляет причинных связей. Описательное исследование дает целостную картину явления. Более того, оно описывает структуру и динамику явления. Оно основано на репрезентативных сведениях, надежных данных и соответствует всем требованиям научного метода.

    Аналитическое исследование - самый углубленный вид социологического анализа. К нему относятся все признаки доброкачественного научного изучения, свойственные описательному исследованию: репрезентативность, надежность, достоверность и т.д. Но, кроме того, оно выявляет скрытые от глаз причины возникновения социального явления.

    Монографическое исследование системное изучение социальных явлений, характеризующееся всесторонним, сущностным анализом единичных объектов. Иногда М. и. называют «монографическим методом», что не совсем точно, так как его специфика состоит не в наличии особого метода исследования (оно само невозможно без различных методов, методик), а в выборе единичного объекта. В этом смысле М. и. можно рассматривать как минимальный вариант выборки, в чем и состоит его «монографичность» (от гр. monos-один, единый grapho-пишу, т. е. буквально-»описание одного»).

    Под  оценочным исследованием  мы будем понимать аналитическую  процедуру, представляющую собой систематический  анализ социально значимых инноваций, находящихся на этапе разработки, внедрения или завершения с целью  облегчения

    заинтересованных сторон процесса принятия решений относительно данной инновации, и направленную на улучшение  процесса разработки инновации в  будущем.

    21. Повторное  исследование и его виды. Повторные исследования — это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят: 
    ♦ лонгитюдное исследование — длительное изучение одной совокупности лиц; 
    ♦ когортное исследование — изучение лиц одного возраста (поколение) на протяжении длительного времени. Цель — анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения. Объекты исследования меняются, но люди сохраняются; 
    ♦ трендовое исследование — исследование, проводящееся на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики. Цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений. Пример — переписи населения; 
    ♦ панельное исследование — исследование, проводящееся по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени. Цель — анализ динамики событий. Люди могут меняться, но объекты исследования (цех, предприятие) сохраняются.

    Панель — это совокупность одних и тех же респондентов, опрошенная в базовом и повторном (например, через 15 лет) исследовании. В повторном  это будут уже люди, повзрослевшие  на 15 лет. Псевдопанель — совокупность респондентов подобранная так, что по основным параметрам — возраст, образование, профессия — она напоминает базовую, но это не одни и те же люди (например, молодые рабочие в 1962 г. и молодые рабочие в 1976 г.). В зависимости от выдвигаемых целей повторный сбор информации может проходить в два, три и более этапов. Длительность временного интервала между начальной и повторной стадиями может быть самой разной, так как скорость протекания самих социальных процессов различна. Часто именно свойства самого объекта подсказывают временные интервалы для проведения повторного исследования. Лонгитюдное исследование (от англ. longitude — долгота) — исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию определенных показателей через строго установленные промежутки времени с целью определить динамику их изменения и взаимовлияния.

    22. Полевое  исследование. Полевое исследование — это прежде всего изучение экоценностных ориентации ограниченных в пространстве общностей людей, социальных или профессиональных групп, в естественных повседневных заботах, обычных условиях и рамках жизнедеятельности. Основная цель полевых экопсихологических исследований — открытие еще неизвестных процессов, явлений и определяющих факторов экологического сознания. В зависимости от задач, используемых организационных и психодиагностических средств в экологической психологии выделяют три типа полевых исследований. 
    1. Пилотажное исследование — предусматривает сбор разнообразной информации, подробное описание феноменологии, частных случаев, исключительных явлений в экологической сфере, особенно их отражения в сознании людей, в их переживаниях, мыслях и суждениях.  
    2. Диагностическое исследование — в полевых условиях осуществляется уточнение экопсихологической феноменологии с применением специальных методик, открываются новые явления, которые невидимы из наблюдений и бесед, уточняются психологические или социальные механизмы их действия, даются пояснения фактам, устанавливается истинная картина эко психологической действительности. 
    3. Экспериментальное исследование — направлено в основном на проверку гипотез, теоретических представлений, сложившихся или выдвигаемых концепций, но может быть также ориентировано и на внедрение неких коррекционных программ, информационных блоков, приемов психологической поддержки, социально-педагогических, медико-психологических и других новаций. Экспериментальное исследование призвано проверить, уточнить, оценить экопсихологическое явление, в отдельных случаях выполнить экспертизу предпринимаемых мер, определить направления профилактики нежелательных вариантов развития. 
    Полевое исследование предполагает обеспечение такого присутствия наблюдателя, которое не искажает естественный ход наблюдаемых процессов.

    23. Социально-педагогическое  обследование. Психолого-педагогическое обследование — комплекс диагностических процедур, необходимых прежде всего для достаточно полной первоначальной ориентировки относительно объекта изучения, его структуры, уровня развития, гармоничности, соответствия предъявляемым требованиям, характера внутренних и внешних связей. Обследование предполагает целенаправленное и планомерное изучение личности, коллектива, образовательного учреждения согласно принятой программе. Обследование может проводиться и на заключительном этапе исследовательской работы, но тогда оно приобретает несколько иные функции: всесторонне выявить полученные результаты, как запланированные, так и побочные, свести их воедино, установить влияние проведенной работы на всю включенную в эксперимент или поисковую работу социально-педагогическую сферу.

    В обследовании, необходим  как анализ — поэлементное, отдельное  изучение компонентов, блоков, подсистем  изучаемого процесса, так и последующий  синтез — создание целостного представления, обобщенных характеристик, формулирование выводов о состоянии, тенденциях развития объекта изучения.

    Можно выделить несколько  видов обследования. Разведывательное (поисковое, пилотажное, зондирующее) обследование связано с опробованием подобранных методик, предварительной ориентацией в ситуации, получением исходных данных для разработки всего комплекса процедур изучения. Частичное обследование проводится с целью изучения отдельных сфер, звеньев, блоков объекта или же для выяснения отдельных сквозных, проблемных вопросов.

    Комплексное обследование — это изучение объекта во всей его полноте на основе предварительных представлений о необходимом объеме работы и последовательного (систематического) изучения компонентов объекта.

    Системное обследование — то же комплексное изучение, но выполненное на основе мысленного (модельного) представления

    об объекте, предварительного выделения предмета исследования. Такое  обследование предполагает акцентирование внимания на

    ведущих (системообразующих) факторах, на связи и взаимовлиянии  целого и его элементов, на выявлении основных, исходных и

    производных факторов динамики развития. Любое обследование должно производиться по заранее намеченной схеме или программе и включать три основных этапа: сбор информации, ее обработку и систематизацию и  подведение итогов (конструирование выводов).

    Сбор информации требует  тщательной подготовки. Составляется общая программа или план работы (объекты, сроки), отражается характер и объем необходимой информации, способы ее получения, источники, последовательность работы с ними. Определяется методический инструментарий, и прежде всего — методы и исследовательская документация. В процессе сбора информации широко используются такие исследовательские методы, как наблюдение, интервью, анкетирование, коллективное собеседование, диагностические ситуации, изучение документации, экспертная оценка и др.

    Собранная информация (экономическая, демографическая,социологическая, психологическая, педагогическая и т.д.) должна

    быть систематизирована  согласно заранее определенным критериям  и обработана на основе определенных логических схем вручную или с помощью ЭВМ, если опросники были стандартизированными.

    Подведение итогов и  выводы связаны с интерпретацией, объяснением, истолкованием собранной  информации, воссозданием общей картины, уровня, состоятельности, функционирования исследуемого объекта.

    24. Понятие  о методе, методике и технологии  исследования. Методы исследования – способы, пути познания и преобразования ре-альной действительности; система приемов и принципов, регулирующих по-знавательную деятельность. Основная функция метода состоит в организации процесса познания и получения достоверных данных, поэтому метод включает совокупность определенных правил, приемов способов, норм и средств позна-ния.

    Исследовательские методы группируют по различным признакам. По назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др. По уровню проникновения в сущность выделяют группу .методов эмпирического исследования, основанного на опыте, практике, эксперименте, методы обработки материалов и методы теоретического исследования, связанного с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого. Основными исследовательскими методами являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение и эксперимент применяются во многих других науках, и поэтому их можно считать общенаучными. Кроме этих методов используются и другие методы, которые специфичны для социальных наук, в том числе для психологии и педагогики, и позволяют конкретизировать и реализовать в соответствии с задачами исследования требования методологических положений. Это следующие исследовательские методы: метод беседы, метод изучения процесса и продуктов деятельности, метод анкетирования, метод тестирования, оценивания и др. При использовании исследовательских методов в зависимости оттого, какие задачи необходимо решать, приходится выявлять и фиксировать условия возникновения и особенности протекания изучаемых психических явлений, определять процедуру проведения исследования, снятия данных экспериментов, их анализа и интерпретации. Для решения подобных задач используются конкретные методики психологического исследования. Их арсенал достаточно широк, все они выступают как способы (средства) конкретизации и воплощения исследовательского метода.

    Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"