Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие о науке. Социальная педагогика как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального педагога.
3. Понятие о методологии науки и методологии исследования

Файлы: 1 файл

Otvety-1.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

Методику исследования необходимо рассматривать как совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретацию, полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня методов и общей квалификации исследователя.

25. Структура  метода исследования. Методика – это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования. При выборе методики учитывается много факторов, и прежде всего предмет, цель, задачи исследования. Методика исследования, несмотря на свою индивидуальность, при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. Ее основные компоненты: – теоретико-методологическая часть, концепция, на основании которой строится вся методика; – исследуемые явления, процессы, признаки, параметры; – субординационные и координационные связи и зависимости между ними; – совокупность применяемых методов, их субординация и координация; – порядок применения методов и методологических приемов; – последовательность и техника обобщения результатов исследования; – состав, роль и место исследователей в процессе реализации исследовательского замысла. Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения и есть искусство исследования. Хорошо продуманная методика организует исследование, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы. Структура и логика научно-педагогического исследования 
1-й ЭТАП Общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, определение объекта и предмета, конкретной темы исследования. Формулировка общей и промежуточной целей исследования и соответствующих целям задач 
2-й ЭТАП Выбор методологии - исходной концепции, определяющих теоретических положений, исследовательского подхода 
3-й ЭТАП Формулировка гипотезы исследования - научного предположения, истинность которого требуется доказать. Выбор методов исследования на основе специфики содержания проблемы и задач, поставленных исследователем. 
4-й ЭТАП Организация и проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного состояния педагогического явления, исследуется. 
5-й ЭТАП Организация и проведение формирующего эксперимента, который направлен на активное преобразование изучаемого явления. 
6-й ЭТАП Проведение контрольного эксперимента, который фиксирует показатели с исследуемого объекта после применения формирующих воздействий. 
7-й ЭТАП Теоретический анализ, интерпретация и оформление результатов исследования. Определение выводов и педагогических рекомендаций и широкое внедрение их в практику.

26. Классификация  методов исследования: многообразие  подходов. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д. В этом плане все методы научного познания, по мнению В.П. Кохановского, могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте их применения).

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. К их числу также относятся такие методы как аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.

2. Общенаучные подходы  и методы исследования выступают  в качестве своеобразной ―промежуточной методологии‖ между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как:

―информация‖, ―модель‖, ―структура‖, ―функция‖, ―система‖, ―элемент‖,

―оптимальность‖, ―вероятность‖ и др.

3. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально

4. Дисциплинарные методы  – система приемов, применяемых  в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук.гуманитарных наук.

5. Методы междисциплинарного  исследования – совокупность  ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Так, например, Э. И. Моносзон в соответствии с тем, что любое  психолого-педагогическое исследование реализуется на трех уровнях –  эмпирическом, теоретическом и методологическом, предлагает соответствующим образом классифицировать методы исследования.

В.И. Загвязинский считает, что методы психолого-педагогического  исследования могут быть сгруппированы  по различным признакам.

В частности, по назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его  теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др. Вместе с тем, по уровням проникновения в сущность изучаемых психолого-педагогических явлений он выделяет две группы методов – эмпирического и теоретического исследования. Первая группа методов основана на

опыте, практике, эксперименте и т. п., а вторая связана с абстрагированием от чувственной реальности, построением  моделей и т. д.

Исходя из сказанного, В.П. Давыдовым условно выделяются группы эмпирических и теоретических методов психолого-педагогического исследования. К группе теоретических методов исследования он относит – теоретический анализ и синтез, абстрагированиюе и конкретизацию, индукцию и дедукцию, метод моделирования; а к группе эмпирических – наблюдение,

беседу, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент и другие. Вместе с тем, отличием классификации, предложенной В.П. Давыдовым, является выделение в отдельную группу сравнительно-исторических

методов психолого-педагогического  исследования: генетического, исторического  и сравнительного.

27. Оптимальная  классификация методов исследования. В настоящее время определились некоторые подходы к построению

системы методов психологии и педагогики. В самом общем  виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы:

1. Всеобщий метод научного  исследования – диалектический. В этом пункте система методов психологии и педагогики тождественна методологии и методам любого научного познания. Диалектический метод как основа всех других методов исследования имманентно присутствует в них.

2. Методы исследования, применяемые в психологии и  педагогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методы познания.

3. Частные методы психологии  и педагогики, присущие только  этим наукам.

28. Критерии  и принципы выбора методов  исследования. Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону ре-

зультатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.). Нужно различать два способа представления научной новизны результатов исследования: описание новизны и ее содержательное изложение. Простое описание (упоминание) полученных исследователем научных результатов уместно в том случае, когда новые результаты входят в состав других характеристик исследования, например, защищаемых положений или заключения о теоретической значимости работы. Для экспертизы качества исследовательской работы может потребоваться содержательное изложение новых результатов, объединенное с их описанием, чтобы читатель мог ясно представить, в чем конкретно они состоят.

Критерий теоретической значимости определяет влияние результатов  исследования на имеющиеся концепции, идеи, теоретические представления в области теории и истории педагогики. Он дает возможность судить о сущности и закономерности психолого-педагогических процессов и явлений, непосредственно связан с научной новизной и степенью сформированности теоретических положений, то есть концептуальностью, доказательностью сделанных выводов, перспективностью результатов исследования для разработки вопросов прикладного плана.

Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого социально-экономического эффекта.

Критерий готовности результатов  психолого-педагогического исследования к использованию и внедрению  определяет степень этой готовности:

а) результаты работы готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебные пособия;

б) результаты исследования в основном готовы к внедрению, разработаны  психолого-педагогические указания, методические предписания;

в) результаты не готовы к внедрению.

29. Всеобщие  методы исследования. К числу характерных признаков научного метода чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др

 Методы входят в единую систему научной деятельности и имеют общие онтологические и гносеологические основания, поэтому они во всей своей совокупности образуют некоторую общность, относясь к классу научных методов. Их единство, взаимная связь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке.

Для осуществления эффективного исследования в какой-либо области научного познания применяется одновременно и во взаимной связи набор методов. Все методы исследования разделяются на эмпирические и теоретические. В литературе по гносеологии, методологии повсеместно встречается двойное разбиение научных методов, в частности, теоретических методов.

 Так, диалектический  метод, теорию (когда она выступает  в функции метода), выявление и  разрешение противоречий, построение  гипотез и т. д. принято называть  методами познания.

А такие методы, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т. д., т.е. основные мыслительные операции, - методами теоретического исследования.

Аналогичное разделение имеет место и с эмпирическими  методами исследования.

В них выделяют частные  методы:

 изучение литературы, документов и результатов деятельности; наблюдение, опрос (устный и письменный); метод экспертных оценок;

тестирование.

Вторую группу составляют комплексные методы:

 обследование, мониторинг, изучение и обобщение педагогического  опыта, опытная педагогическая работа, эксперимент.

Теоретические методы, используемые в педагогических исследованиях, являются общенаучными и общепризнанными.

 Поскольку нас более  всего интересуют частные методы  психолого-педагогических исследований, то наиболее приемлемой с этой точки зрения является классификация, когда все методы исследования разделяются на четыре большие группы:

Организационные.

Эмпирические.

Методы обработки данных.

Интерпретационные методы.

Сравнительный метод как способ организации исследования получил в педагогической науке наибольшее распространение.

Лонгитюдный метод связан с многократным обследованием одних и тех же объектов в течение продолжительного времени.

 В последние годы  при изучении различных явлений  в больших масштабах применяется комплексный подход.

Комплексный способ организации  исследования предполагает при едином объекте исследования определенное разделение функций между исследователями  по изучению отдельных сторон исследуемого объекта.

Комплексный метод - эффективный способ организации системных исследований, призванных раскрывать структурно-функциональные связи сложного целостного объекта.

30. Общенаучные  методы исследования. Общенаучные подходы и методы исследования выступают в качестве

своеобразной ―промежуточной методологии‖ между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как: ―информация‖, ―модель‖, ―структура‖, ―функция‖, ―система‖, ―элемент‖, ―оптимальность‖, ―вероятность‖ и др.

Если философские категории  воплощают в себе предельно возможную степень общности – конкретно-всеобщее, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами.

На основе общенаучных  понятий и концепций формулируются  соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системно-личностный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других. Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"