Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка
1. Понятие о науке. Социальная педагогика как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального педагога.
3. Понятие о методологии науки и методологии исследования
Методику исследования необходимо рассматривать как совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретацию, полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня методов и общей квалификации исследователя.
25. Структура
метода исследования. Методика – это как бы модель исследования,
причем развернутая во времени. Определенная
совокупность методов продумывается для
каждого этапа исследования. При выборе
методики учитывается много факторов,
и прежде всего предмет, цель, задачи исследования.
Методика исследования, несмотря на свою
индивидуальность, при решении конкретной
задачи имеет определенную структуру.
Ее основные компоненты: – теоретико-методологическая
часть, концепция, на основании которой
строится вся методика; – исследуемые
явления, процессы, признаки, параметры;
– субординационные и координационные
связи и зависимости между ними; – совокупность
применяемых методов, их субординация
и координация; – порядок применения методов
и методологических приемов; – последовательность
и техника обобщения результатов исследования;
– состав, роль и место исследователей
в процессе реализации исследовательского
замысла. Умелое определение содержания
каждого структурного элемента методики,
их соотношения и есть искусство исследования.
Хорошо продуманная методика организует
исследование, обеспечивает получение
необходимого фактического материала,
на основе анализа которого и делаются
научные выводы. Структура и логика научно-педагогического
исследования
1-й ЭТАП Общее ознакомление с проблемой
исследования, обоснование ее актуальности,
определение объекта и предмета, конкретной
темы исследования. Формулировка общей
и промежуточной целей исследования и
соответствующих целям задач
2-й ЭТАП Выбор методологии - исходной концепции,
определяющих теоретических положений,
исследовательского подхода
3-й ЭТАП Формулировка гипотезы исследования
- научного предположения, истинность
которого требуется доказать. Выбор методов
исследования на основе специфики содержания
проблемы и задач, поставленных исследователем.
4-й ЭТАП Организация и проведение констатирующего
эксперимента с целью определения исходного
состояния педагогического явления, исследуется.
5-й ЭТАП Организация и проведение формирующего
эксперимента, который направлен на активное
преобразование изучаемого явления.
6-й ЭТАП Проведение контрольного эксперимента,
который фиксирует показатели с исследуемого
объекта после применения формирующих
воздействий.
7-й ЭТАП Теоретический анализ, интерпретация
и оформление результатов исследования.
Определение выводов и педагогических
рекомендаций и широкое внедрение их в
практику.
26. Классификация методов исследования: многообразие подходов. Так, в зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различения методов естествознания и методов социально-гуманитарных наук. В свою очередь методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы и т.п. Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д. В этом плане все методы научного познания, по мнению В.П. Кохановского, могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте их применения).
1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. К их числу также относятся такие методы как аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др.
2. Общенаучные подходы
и методы исследования
―информация‖, ―модель‖, ―структура‖, ―функция‖, ―система‖, ―элемент‖,
―оптимальность‖, ―вероятность‖ и др.
3. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально
4. Дисциплинарные методы
– система приемов,
5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.
Так, например, Э. И. Моносзон
в соответствии с тем, что любое
психолого-педагогическое исследование
реализуется на трех уровнях –
эмпирическом, теоретическом и
В.И. Загвязинский считает, что методы психолого-педагогического исследования могут быть сгруппированы по различным признакам.
В частности, по назначению различают в одном случае методы сбора фактического материала, его теоретической интерпретации, направленного преобразования. В другом случае выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирования, коррекции, статистической обработки материала и др. Вместе с тем, по уровням проникновения в сущность изучаемых психолого-педагогических явлений он выделяет две группы методов – эмпирического и теоретического исследования. Первая группа методов основана на
опыте, практике, эксперименте и т. п., а вторая связана с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей и т. д.
Исходя из сказанного, В.П. Давыдовым условно выделяются группы эмпирических и теоретических методов психолого-педагогического исследования. К группе теоретических методов исследования он относит – теоретический анализ и синтез, абстрагированиюе и конкретизацию, индукцию и дедукцию, метод моделирования; а к группе эмпирических – наблюдение,
беседу, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование, социометрия), эксперимент и другие. Вместе с тем, отличием классификации, предложенной В.П. Давыдовым, является выделение в отдельную группу сравнительно-исторических
методов психолого-педагогического исследования: генетического, исторического и сравнительного.
27. Оптимальная
классификация методов
системы методов психологии и педагогики. В самом общем виде все они обычно подразделяются по степени общности на три группы:
1. Всеобщий метод научного исследования – диалектический. В этом пункте система методов психологии и педагогики тождественна методологии и методам любого научного познания. Диалектический метод как основа всех других методов исследования имманентно присутствует в них.
2. Методы исследования, применяемые в психологии и педагогике и являющиеся общими для ряда наук. Эти методы часто называют общенаучными логическими методы познания.
3. Частные методы психологии и педагогики, присущие только этим наукам.
28. Критерии и принципы выбора методов исследования. Критерий научной новизны характеризует содержательную сторону ре-
зультатов исследования, то есть новые теоретические положения и практические рекомендации, которые ранее не были известны и не зафиксированы в психолого-педагогической науке и практике. Обычно принято выделять научную новизну в теоретических результатах (закономерность, принцип, концепция и т. д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т. п.). Нужно различать два способа представления научной новизны результатов исследования: описание новизны и ее содержательное изложение. Простое описание (упоминание) полученных исследователем научных результатов уместно в том случае, когда новые результаты входят в состав других характеристик исследования, например, защищаемых положений или заключения о теоретической значимости работы. Для экспертизы качества исследовательской работы может потребоваться содержательное изложение новых результатов, объединенное с их описанием, чтобы читатель мог ясно представить, в чем конкретно они состоят.
Критерий теоретической
Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов исследования в практику. Прикладная значимость результатов зависит от числа и категорий лиц, заинтересованных в результатах научного труда, масштаба внедрения, степени готовности к этому результатов исследования, предполагаемого социально-экономического эффекта.
Критерий готовности результатов
психолого-педагогического
а) результаты работы готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы, программы, учебные пособия;
б) результаты исследования в основном готовы к внедрению, разработаны психолого-педагогические указания, методические предписания;
в) результаты не готовы к внедрению.
29. Всеобщие методы исследования. К числу характерных признаков научного метода чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др
Методы входят в единую систему научной деятельности и имеют общие онтологические и гносеологические основания, поэтому они во всей своей совокупности образуют некоторую общность, относясь к классу научных методов. Их единство, взаимная связь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке.
Для осуществления эффективного исследования в какой-либо области научного познания применяется одновременно и во взаимной связи набор методов. Все методы исследования разделяются на эмпирические и теоретические. В литературе по гносеологии, методологии повсеместно встречается двойное разбиение научных методов, в частности, теоретических методов.
Так, диалектический
метод, теорию (когда она выступает
в функции метода), выявление и
разрешение противоречий, построение
гипотез и т. д. принято
А такие методы, как анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация и т. д., т.е. основные мыслительные операции, - методами теоретического исследования.
Аналогичное разделение имеет место и с эмпирическими методами исследования.
В них выделяют частные методы:
изучение литературы,
документов и результатов
тестирование.
Вторую группу составляют комплексные методы:
обследование, мониторинг,
изучение и обобщение
Теоретические методы, используемые в педагогических исследованиях, являются общенаучными и общепризнанными.
Поскольку нас более
всего интересуют частные
Организационные.
Эмпирические.
Методы обработки данных.
Интерпретационные методы.
Сравнительный метод как способ организации исследования получил в педагогической науке наибольшее распространение.
Лонгитюдный метод связан с многократным обследованием одних и тех же объектов в течение продолжительного времени.
В последние годы
при изучении различных
Комплексный способ организации исследования предполагает при едином объекте исследования определенное разделение функций между исследователями по изучению отдельных сторон исследуемого объекта.
Комплексный метод - эффективный способ организации системных исследований, призванных раскрывать структурно-функциональные связи сложного целостного объекта.
30. Общенаучные методы исследования. Общенаучные подходы и методы исследования выступают в качестве
своеобразной ―промежуточной методологии‖ между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям чаще всего относят такие понятия, как: ―информация‖, ―модель‖, ―структура‖, ―функция‖, ―система‖, ―элемент‖, ―оптимальность‖, ―вероятность‖ и др.
Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности – конкретно-всеобщее, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что и позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами.
На основе общенаучных
понятий и концепций