Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 17:11, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие о науке. Социальная педагогика как наука.
2. Поисково-исследовательская функция социального педагога.
3. Понятие о методологии науки и методологии исследования

Файлы: 1 файл

Otvety-1.doc

— 478.00 Кб (Скачать файл)

♦   взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям;

♦   заказчик может  непосредственно наблюдать за ходом обсуждения, спрятавшись за стеклом с обратным видом, делать собственные выводы, причем еще до получения окончательного научного отчета;

♦   такой метод  оперативнее и дешевле, чем анкетирование  или интервьюирование; его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат;

♦   он позволяет  за короткий срок определить причины  возникновения проблемы, например, падения спроса на конкретный товар в этом регионе по сравнению с другими, где он великолепно раскупается.

Выгоды фокус-группы:

- си-нергетизм, эффект  снежного кома, групповое поощрение,  безопасность, спонтанность,

- исключительно богатое  количество детальной информации, не получаемой ни при каком  другом методе. Смысл метода заключается в синергетическом эффекте, создаваемом ситуацией группового обсуждения: здесь легче преодолевается скованность, механизмы психологической зашиты, межличностные барьеры, люди проще и более открыто выражают свои эмоции.

К недостаткам метода специалисты дружно относят трудности обработки данных. Приходится пользоваться транскриптами, специально подготовленными кодировочными таблицами, контент-анализом, дорогостоящими способами расшифровки магнитофонных записей, ручным подсчетом данных либо очень сложными компьютерными программами.

Метод «Дельфы» направлен  на усовершенствование процесса принятия экспертных оценок, но с такой целью, чтобы общую оценку выводила не математика и статистика, а сами люди, ориентируясь на мнение других, если надо корректируя его, усиливая свою аргументацию или отказываясь от нее в пользу наилуч шей, более обоснованной точки зрения. Подобная техника позволяет уменьшить влияние недостаточно компетентных экспертов на групповую оценку, как это наблюдается при простом анкетировании. ». Метод предусматривает опрос экспертов в несколько туров, обработку результатов каждого тура, информирование их об этих результатах и вновь повторение такой же процедуры. В первом туре ответы даются без аргументации. После обработки выделяются крайние и средние суждения и сообщаются экспертам. Во втором туре опрашиваемые вновь обращаются к своим оценкам. Так как они имели достаточно времени на размышление и узнали о существовании других позиций на этот счет, им предоставляется возможность пересмотреть свои взгляды либо, напротив, аргументировать. После второго тура обрабатываются новые оценки: крайние и средние мнения обобщаются, итоги вновь докладывают экспертам. Так повторяется 3—4 раза. Практика показывает, что после третьего или четвертого тура мнения экспертов не меняются. В ходе подобной процедуры вырабатывается согласованная оценка, при этом исследователь не должен игнорировать мнение тех, кто после неоднократных опросов остался на своей позиции.

65. Обработка  результатов исследования. Для обобщения и представления в систематизировано сжатой форме полученных данных необходимы знания методов статистической обработки данных и умение ими пользоваться.

Различают следующие  методы статистической обработки в  социопсихологических исследованиях:

  • Метод шкал (шкалирование)
  • Многомерные методы анализа данных
  • Метод дисперсии
  • Метод гипотезы

Шкала это форма фиксации совокупности признаков изучаемого объекта и упорядочиванием их в определенную числовую систему. Различают следующие виды шкал: шкала наименований; шкала порядка; интервальная шкала; шкала отношений.

Целью многомерных методов анализа данных сделать наглядными скрытые закономерности и выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными. Различают: факторный анализ; кластерный анализ; латентно-сруктурный анализ; многомерное шкалирование. Радикальной разницы между этими методами нет. Различие заключается лишь в удобстве представлений тех или иных данных или в личностных предпочтениях.

Дисперсия выступает как одна из характеристик индивидуальных результатов разброса значений исследования переменной вокруг среднего значения Анализ взаимосвязи между большим количеством переменных осуществляется путем использования многомерных методов статистической обработки вручную или с применением компьютера. Цель применения подобных методов – сделать наглядными скрытые закономерности, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными. Перечислим многомерные статистические методы:

Многомерное шкалирование обеспечивает наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами, описываемые большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве.

Факторный анализ заключается  в выявлении и интерпретации  факторов.

Фактор – обобщенная переменная, которая позволяет свернуть часть информации, то есть, представить  ее в удобообозримом виде. Например, факторная теория личности выделяет ряд обобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертами личности.

Кластерный анализ позволяет  выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков.

Латентно-структурный  анализ представляет совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а так же внутренней структуры связей между этими признаками. Он дает возможность исследования проявления сложных взаимосвязей непосредственно наблюдаемых характеристик психосоциальных явлений. Латентный анализ может являться основой для моделирования указанных взаимосвязей.

Радикальной разницы между перечисленными методами многомерного анализа данных, в первом приближении, нет. Преимущество заключается лишь в удобстве представления тех или иных данных или в личностных предпочтениях исследователей. Проводя анализ полученных данных, недостаточно иметь эталон для сравнения. Помимо этого необходимо знать, в каком порядке располагаются изучаемые явления, как они соотносятся друг с другом, насколько или во сколько раз одно явление отличается от другого, что помогает выявлять причинно-следственную зависимость в структуре воспитательного процесса.

Решение этой проблемы приводит исследователя к необходимости  свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий  на уровень количественных – в  виде чисел, граф, схем, формул. Использование  таких знаковых заменителей определяет возможности оперировать понятиями, сравнивать между собой такие, которые в данной психологической ситуации взаимодействуют, и на этом уровне строить модель изучаемого процесса.

66. Качественные  методы обработки результатов  исследования. Методы качественной обработки данных выступают в виде разнообразных приемов классификации, дифференциации, категоризации на основе заданных критериев.

Интерпретационные методы тесно связаны с организационными. Они задают способ обобщения и  объяснения установленных фактов и  их связей.

 Выделяют два ведущих  метода интерпретации – генетический  и структурный. 

При первом методе обработанный материал объясняется с точки  зрения генетических связей изучаемых  явлений.

При структурном методе полученные данные интерпретируются в  терминах и характеристиках взаимосвязи между частями и целым.

67. Понятие  об измерении в социально-педагогическом  исследовании. Физическое измерение обычно осуществляется двумя способами:

1) Проводится некоторое  количество опытов, дающих нам  числовые данные, с помощью которых мы определяем не только характер (качество), но и меру (количество) наблюдаемых изменений. Большая часть физических измерений – есть измерение длин, так как при измерении определяется положение стрелок, нитей, световых индексов или уровней жидкости. Измеряемая величина определяется расстоянием положения показателя от нулевого, то есть длиной.

2) Измерение включает  в себя три элемента: объект  или систему, над которой проводится  некоторая операция; свойства системы,  которая подвергается наблюдению и сравнению, и инструмент, с помощью которого эта операция совершается.

 Методологически физическое  измерение определяется следующим  образом: 

-                   измерение производится над реальными  объектами, которые не зависят  от познающего субъекта;

-                   измерение связано с наблюдением  и экспериментом, что предполагает  наличие наблюдаемых свойств  объекта, а эмпирическая процедура  необходима для установления  числовых значений с помощью  шкал измерительных приборов;

-                   основными элементами измерения являются наблюдаемые свойства (качества) и мера (количество) измеряемых объектов, с одной стороны, и определения в виде числовых значений качеств и количеств, с другой стороны. Процедура измерения позволяет устанавливать числовые значения измеряемых свойств на основе данных измерительных устройств с использованием соответствующей единицы измерения, однородной с измеряемым объектом.

 Процесс измерения  основывается на сравнении измеряемого  свойства с единицей измерения. 

 Продолжая наши размышления, попробуем дать описание нефизическому измерению.

 Данный тип измерения  имеет два компонента: измерительное  устройство в виде понятной  и достаточно удобной шкалы,  которая предлагается испытуемым  или используется при выставлении баллов, и свойства личности, подлежащие измерению.

 Нефизическое измерение  – есть ни что иное, как классификация  объектов или явлений, позволяющая  каждой определенной группе приписать  определенный знак.

 Сравнивая физическое  и нефизическое измерение, мы видим, что нефизическое измерение связано с личностными свойствами человека, с его эмоциями, желаниями, установками, то есть с такими свойствами, которые не поддаются физическому измерению.

 Особенностью нефизического  измерения является также методологическая связь нефизического измерения с классификацией. Если физическое измерение только связано с наблюдением и экспериментом, то нефизическое измерение может, в ряде случаев, быть и наблюдением, и экспериментом.

 Любое измерение  предполагает в качестве исходной посылки наличие объекта и результата измерения, но при нефизическом измерении в качестве результата выступает цифровая символизация свойств измеряемого объекта.

 Сама операция измерения,  в отличие от физического измерения,  определяется достаточно нечетко. Многие источники относят к измерительным инструментам, помимо шкал, наблюдения, анкеты, беседы и др. Если в физическом измерении под шкалами подразумеваются шкалы измерительных инструментов, то в нефизическом измерении шкалами являются концептуальные средства, представляющие результаты измерений либо типа, либо уровня. Другими словами, инструментом становятся шкалы измерений.

 Наиболее систематично  проблему измерений исследовал  в своих работах Н.Р.Кэмпбелл, давший различные определения  понятия “измерение”:

-                   измерение есть “присваивание  цифр для представления свойств”;

-                   измерение есть “процесс присваивания  чисел для представления качеств”;

-                   измерение есть “присваивание  цифр для представления свойств в согласии с научными законами”;

-                   измерение есть “присваивание  цифр вещам так, чтобы они  представляли факты или конвенции  о них”.

 Все эти определения  схожи между собой в главном  – измерение есть процесс присваивания  чисел или цифр.

 Обосновав числовое  присваивание в процессе измерения,  Н.Кэмпбелл заложил основы репрезентативной  теории измерений. Числовой результат,  согласно этой теории, позволяет  нам, при условии выполнения  определенных правил и процедур, делать существенные заключения об определенных свойствах объекта измерения. Математические методы применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

Наиболее распространенными математическими методами, применяемыми  в педагогике, являются:

регистрация – выявление  наличия определенного качества у каждого члена группы и общий  подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных);

ранжирование (ранговая оценка) – расположение собранных  данных в определенной последовательности (в порядке убывания или  нарастания каких-то показателей)  и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников);

шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных  сторон педагогических явлений; для  этой цели испытуемым задают вопросы, отвечая на которые они должны выбрать одну из указанных оценок (например, в вопросе о занятии какой-либо деятельностью в свободное время выбрать один из оценочных ответов: увлекаюсь, занимаюсь регулярно, занимаюсь нерегулярно, ничем не занимаюсь).

Статистические методы применяются при обработке массового   материала – определения средних величин полученных показателей: среднего арифметического, медианы – показателя середины ряда, подсчет степени рассеивания около этих величин – дисперсии, коэффициента вариации и др.

68. Понятие  о выборочном методе. Генеральная и выборочная совокупность. Под выборочным понимается метод статистического исследования, при котором обобщающие показатели изучаемой совокупности устанавливаются по некоторой ее части на основе положений случайного отбора. При выборочном методе обследованию подвергается сравнительно небольшая часть всей изучаемой совокупности (обычно до 5 — 10%, реже до 15 — 25%). При этом подлежащая изучению статистическая совокупность, из которой производится отбор части единиц, называется генеральной совокупностью. Отобранная из генеральной совокупности некоторая часть единиц, подвергающаяся обследованию, называется выборочной совокупностью или просто выборкой.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"