Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:54, шпаргалка
1. Профессионально-педагогическая деятельность как система, ее структура и содержание.
Обобщенные в теории знания о структуре педагогической деятельности исключают неправомерные решения, позволяют действовать без лишних затрат энергии, без изнурительных проб и ошибок. В деятельности учителя, как в фокусе, сходятся все нити, идущие от педагогической науки, реализуются в конечном счете все добываемые ею знания. "Открытие, сделанное ученым, - писал В.А.Сухомлинский, - когда оно оживает в человеческих взаимоотношениях, в живом порыве мыслей и эмоций, предстает перед учителем как сложная задача, решить которую можно многими способами, и в выборе способа, в воплощении теоретических истин в живые человеческие мысли и эмоции как раз и заключается творческий труд учителя".
Сохраняет свою актуальность мысль КД.Ушинского о том, что факты воспитания не дают опытности. "Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, классифицироваться в нем по своим характерологическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью, и уже эта мысль, а не самый факт, сделается правилом воспитательной деятельности педагога... Связь фактов в их идеальной форме, идеальная сторона практики и будет теория в таком практическом деле, каково воспитание"
Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Компоненты педагогического мастерства
В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.
Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга'.
Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которая _необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.
Владение основами педагогической техники - необходимое условие вооружения технологией. А.С.Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно".
Из этого признания А.С.Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.
Необходимая в деятельности учителя культура речи - это четкая дикция, "поставленный голос", правильное дыхание и разумное _использование в речи мимики и жестикуляции .. "Не может быть хорошим воспитатель, - писал А.С.Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет'".
Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями: речевыми умениями мимической и пантомимической выразительности, управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерскими умениями, позволяющими влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.
3. Профессионально-
Ценностные ориентации представляют собой сложную, многоуровневую систему в связи с разнообразной иерархией ценностей, которые лежат в ее основе. В зависимости от основания существующих классификаций, выделяют различные группы ценностей:
а) ценности-предметы как объекты наших оценок и ценности-значения, которые являются сами критериями, эталонами оценок;
б) ценности материальные, социальные и духовные (познавательные, научные, эстетические, художественные, моральные и т.д.);
в) по характеру участия в регуляции поведения выделяют ценности-цели, ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства;
г) в зависимости от вида деятельности человека ценности подразделяются на профессиональные, политические, ценности досуга и т.д.
Безусловно, данный перечень не полон, поскольку множественность оснований и подходов позволяет классифицировать ценности многообразными способами.
Одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций личности занимают ориентации на профессиональные ценности, формирование которых исследователи считают важнейшим условием не только профессионального самоопределения, но и становления личности молодого человека в целом. Экспериментально доказано решающее влияние профессиональной деятельности человека, его социальных ролей на поведение и отношения личности (А.А.Бодалев, Е.М.Борисова, И.С.Кон.
Профессиональные ценностные ориентации оказывают решающее влияние, как на профессиональное, так и на личностное самоопределение учителя, ими опосредуется вся педагогическая деятельность. Формирование профессиональных ценностных ориентаций как основы мотивационно- ценностного отношения к педагогической профессии, по мнению исследователей, предопределяет формирование исполнительского (процессуального) компонента профессиональной готовности, выступающего производным от уровня их развития. (В.И. Сластенин, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов). Наличие у личности профессионально значимых ценностных ориентаций обеспечивает добросовестное отношение к делу, побуждает ее к поиску, творчеству, совершенствованию и, в какой-то мере, компенсирует недостаточно развитые умения и навыки; отсутствие же положительной ориентации может стать причиной профессионального краха, потери уже имеющегося мастерства.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, целенаправленна, а "целевая детерминация человеческой деятельности - это ценностная детерминация. Цели могут воздействовать на человеческую деятельность... как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей насущной потребностью". Выполняя, таким образом, прогностическую, проектирующую функцию, профессиональные ценностные ориентации позволяют выстроить в сознании учителя идеальную модель своей деятельности, которая становится ориентиром в профессиональном самоопределении и самосовершенствовании. Вместе с тем они играют смыслообразующую роль: осознание значимых моментов профессиональной деятельности как ценных для себя воодушевляет личность, обеспечивает ее моральную устойчивость и психологическую готовность к самым сложным и трудным моментам предстоящей деятельности.
Рассматривая профессионально-ценностные ориентации как отношения личности к значимым моментам ее профессиональной деятельности, мы обнаруживаем, как минимум, наличие трех типов отношений педагога - субъекта данной деятельности:
1) отношение к педагогической деятельности, определяющее цель и личностный смысл данной деятельности;
2) отношение к "объекту-субъекту" деятельности - личности ученика, обеспечивающее ее безусловное принятие и проектирование развития;
3) отношение к субъекту деятельности - личности учителя и к самому себе как педагогу, определяющее профессиональный идеал и Я-концепцию учителя.
Об этом свидетельствует и проведенное нами исследование личностных центраций учителя, отражающих направленность его педагогической деятельности, преобладающие ценностные ориентации (выборка составила 146 человек - учителей русского языка и литературы, а также иностранного языка). А.Б.Орлов выделяет шесть таких центраций:
1. Центрация на интересах (мнениях) своих коллег, или конформная центрация (К-центрация).
2. Центрация на интересах (потребностях) своего "Я", или эгоцентрическая центрация ("Я"-центрация).
3. Центрация на интересах детей, или гуманистическая центрация (Г-центрация).
4. Центрация на интересах, требованиях администрации (А-центрация).
5. Центрация на интересах родителей (Р-центрация).
6. Центрация на содержании, средствах и методах своей деятельности, или познавательная, методическая центрация (М-центрация)
Результаты тестирования свидетельствуют о том, что почти для половины учителей-словесников наиболее значимой является и наиболее профессионально ценная гуманистическая центрация, в то время как лишь каждый пятый учитель иностранного языка обладает ею. Полученные данные подтверждают предположение о том, что специфика преподаваемого предмета (литературы), его гуманистическая направленность во многом определяет ценностное сознание, а следовательно социальные и профессиональные установки педагога.
Необходимо обратить также внимание на устойчивую тенденцию к уменьшению с увеличением стажа работы количества педагогов со значимой "Я"-центрацией, что свидетельствует не только о снижении эгоцентрической позиции, но и о падении интереса к творчеству, самореализации в профессиональной деятельности. Помимо влияния возрастного фактора, одна из возможных причин этого - те условия, в которые они попадают в большинстве школ, когда оригинальный, нешаблонный учитель воспринимается как "выскочка", противопоставляющий себя коллективу.
Полученные данные подтверждаются результатами опроса студентов и учителей (всего 350 человек), позволившего выявить уровни сформированности профессионально-ценностных ориентаций, их динамику от курса к курсу по всем выделенным нами критериям и установить степень соответствия когнитивного и эмоционального уровня их сформированнности реальному поведению и деятельности, направленной на их актуализацию (конативный, поведенческий уровень), а также уточнить на основе контент-анализа высказываний студентов ценностные представления, лежащие в основе данных ориентаций.
Отношение к профессиональной деятельности чаще всего рассматривают как ориентацию на ценности профессии, выражающие значимость трудовой деятельности для личности, характеризующие ее потребности и мотивы участия в ней. Каждая профессия имеет свою совокупность ценностей, включающую как общие, так и специфичные только для данной деятельности. Исходя из многочисленных исследований, выделены и рассмотрены общие для представителей различных профессий ценности, к числу которых М. Титма относит:
- содержание профессиональной
деятельности и обусловленные
им возможности самореализации
личности (соответствие интересам
и способностям, творчество в
труде, возможность
- общественная значимость труда, определяемая его результатами и последствиями (полезность людям и обществу);
- общественная оценка
трудовой деятельности
- ценностное отношение
к режиму и условиям труда:
социально-экономическим (характер
труда, оплата и другие виды
вознаграждения за труд); морально-психологическим
(возможности межличностного
Низкий уровень ориентации студентов на социальную значимость труда учителя побудил меня выяснить, какой смысл они вкладывают в понятие «гражданская позиция учителя». 26% студентов не раскрыли его ценностного содержания. Остальные описания свидетельствуют о несколько формальном и стереотипном понимании этой социально и профессионально ценной категории. Большинство студентов соотносит ее с социально значимыми качествами, которые должны быть присущи любому гражданину страны (патриотизм, политическая компетентность - 23%; добросовестное отношение к работе - 14%). Лишь 14% опрошенных акцентируют свое внимание на высоком предназначении профессии учителя, на осознании и личностном принятии им социальных требований, ответственности за формирование личности школьника, за будущее страны.