Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:54, шпаргалка
1. Профессионально-педагогическая деятельность как система, ее структура и содержание.
Развивающая функция состоит в психическом развитии личности учащихся: их сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Перед педагогом стоит сложная задача не только психического развития, но и его коррекция, т.к. среди учащихся профессиональной школы немало педагогически запущенных подростков. Наряду с этим встает проблема формирования профессионально важных свойств и качеств.
Производственно-
Организаторская функция реализуется
в ходе профессионально-
Диагностическая функция очень важна в деятельности педагога профессиональной школы. Это обусловлено несколькими причинами: во-первых, диагностику нужно проводить в очень короткие сроки; во-вторых, в профессиональной школе большее число подростков с отклонениями в психике и поведении; в-третьих, у многих учащихся не сформированы познавательные потребности и способы учебных действий, т.к. они пришли в училище получать профессию, а не учиться.
Виды профессионально-педагогической деятельности
Традиционно основными видами педагогической деятельности являются преподавание и воспитательная работа, в профессиональной школе целесообразным было бы выделить еще и методическую работу.
Преподавание - это вид деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью. Преподаванием занимается преимущественно преподаватель теоретического обучения как в процессе обучения, так и во внеурочное время. Преподавание осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Логику преподавания можно жестко запрограммировать. Мастер производственного обучения решает задачу вооружения обучающихся знаниями, умениями и навыками рационально выполнять различные операции и работы при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда.
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач профессионального развития. Логику воспитательного процесса нельзя предопределить заранее. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Воспитание и преподавание неотделимы друг от друга.
Хороший мастер производственного обучения не только передает свои знания учащимся, но и направляет их гражданское и профессиональное становление. В этом заключается суть профессионального становления молодежи. Только мастер, знающий и любящий свое дело, может привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в совершенном овладении специальностью.
Методическая работа направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. Педагоги, осуществляющие профессиональное обучение, должны самостоятельно отбирать научно-техническую информацию, методически ее перерабатывать, трансформировать в учебный материал, планировать его, выбирать эффективные средства обучения. Многие преподаватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету. Методическая работа порождает у педагогов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности.
Производственно-
9. Современные педагогические
Основные элементы государственной концепции воспитания видны в Законе РФ об образовании и других источниках. Этот подход можно назвать личностно-ориентированным воспитанием, целью которого является стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития, помощь личности в жизненном самоопределении. Содержание воспитания описывается как базовая культура личности, включает культуру жизненного самоопределения , семейные отношения, культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру.
Методы и
формы воспитания: клубы, объединения
детей и взрослых по интересам,
традиционные и новые формы
обучения и взаимодействия
Авторы концепции,
не отвергая в основном
Основное, что
характеризует эту концепцию
и отличает от модели
10. Содержание образования как
основа базовой культуры
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных его средств и факторов развития личности.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутые в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знаниево-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
При таком подходе в центре внимания находятся знания как духовное богатство человечества, накопленное в процессе поисков и накопления исторического опыта. Знания, конечно, важные социальные ценности, поэтому и знаниево-ориентирован-ное содержание образования имеет безусловное значение. Оно способствует социализации индивида, вхождению человека в социум. С этой точки зрения такое содержание образования является жизнеобеспечивающей системой.
Однако при знаниево-ориентированном подходе к содержанию образования знания становятся абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека. Это приводит к идеологизации и регламентации научного ядра знаний, их академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика и другим негативным последствиям.
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается уже упоминавшийся выше личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. Этот подход нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина, В.С. Леднева, Б.М. Бим-Бада и А.В. Петровского.
Содержание образования - это содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием которого является особым образом организованная деятельность. В этой связи оно выступает как содержание триединого целостного процесса образования личности через усвоение опыта, воспитания и развития.
Школа призвана помочь ребенку наиболее безболезненно войти в сложный мир человеческого социума через культуру. Корчак отмечал, что "ребенок в этом мире - иностранец; он не знает названия городов, направления улиц; ему необходим гид, который вежливо ответит на все его вопросы; уважайте его незнание". Игнорирование этого, недооценка в учебных планах и программах, курс на нивелировку детей в реальном учебном процессе не могут быть признаками современного содержания образования, которое имеет стратегической целью развитие личности, субъектности человека.
При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и обеспечение возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
В соответствии со сказанным личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.
11. Вклад отечественных ученых
в развитие педагогики и
Н.К. Крупская (1869–1939)
– один из наиболее видных
деятелей советского
Крупская активно
разрабатывала проблемы теории коммунистического
воспитания, формирования коммунистического
мировоззрения, коммунистической нравственности,
патриотизма и интернационализма. Многое
сделано Крупской для развития теории
и практики трудового воспитания и политехнического
образования, для развития профессионального
образования.
Большое значение имеют работы Крупской
по теоретическому обоснованию детского
и молодежного движения.
П.П. Блонский (1884–1941).
Свою научную и педагогическую деятельность
начал еще до революции. После революции
активно включился в строительство советской
школы. Автор фундаментальных трудов по
педагогике и психологии; автор учебников
для школ и вузов. Наиболее значимы его
идеи в области психологии мышления.
С.Т. Шацкий (1878–1934)
– организатор советского образования,
создатель экспериментальных учебно-воспитательных
учреждений. Организовал первую опытную
станцию по народному образованию, которая
включала в себя детский сад, школу 1-й
и 2-й ступени. В ней на основе труда давали
умственное, эстетическое и физическое
воспитание. Видный теоретик советской
школы.
А.С. Макаренко (1888–1939).
Возглавлял колонии им. Горького и им.
Дзержинского, работа которых получила
широкую известность. На основе этого
опыта написал несколько художественных
и педагогических произведений. Важнейшей
в педагогической теории Макаренко является
идея коллектива. Согласно Макаренко,
только в условиях правильно организованного
коллектива возможно успешное воспитание
личности ребенка. Разработал организацию,
содержание, формы и методы жизнедеятельности
коллектива. Большую роль в его организации
отводил производительному труду. Макаренко
ввел в педагогику такие понятия, как педагогическое
отношение, перспективные линии, педагогика
параллельного действия и др. В последние
годы разрабатывал проблемы семейного
воспитания.
Л.С Выготский (1896–1934)
– выдающийся психолог, внесший огромный
вклад в развитие общей, возрастной и педагогической
психологии. Им разработана культурно-историческая
концепция психического развития человека,
согласно которой все высшие психические
функции развиваются в процессе освоения
человеком исторически выработанного
социального опыта. Он раскрыл механизмы
этого процесса, показал закономерности
формирования научных понятий в процессе
обучения и т.д. Опираясь на свою культурно-историческую
концепцию, Выготский определил стадии
психического развития ребенка. Ввел в
науку понятие зоны ближайшего развития,
опережающего обучения и т.д. Учение Выготского
получило широкое признание в нашей стране
и положило начало созданию многих теорий
и концепций психического развития ребенка
и развивающего обучения.
Важно сказать, что,
несмотря на тяжелейшие гонения в этот
период, сохранилось православное направление
российской педагогической мысли, представителем
которого был патриарх Тихон (1865–1925). В
своих трудах, проповедях патриарх Тихон
показал, что потеря православного начала
самым пагубным образом сказалась на всех
сторонах жизни русского народа, но особенно
– на его духовно-нравственном состоянии.
Видными деятелями психолого-педагогической
науки 20–30-х гг. также были: М.Я. Басов,
В.М. Бехтерев, М.Я. Болтунов, М.Я. Головковский,
Б.А. Залкинд, А.С. Залужный,
Н.Н. Иорданский, А.Г. Калашников, К.Н. Корнилов,
М.В. Крупенина, И.Ф. Куразов, С.С. Моложавый,
А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак, М.М. Рубинштейн,
С.М. Фридман,
Н.В. Шульгин и др.