Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:54, шпаргалка
1. Профессионально-педагогическая деятельность как система, ее структура и содержание.
13. Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д.Ушинский).
Точная дата рождения К.Д.Ушинского не известна. По некоторым данным он родился на19 февраля 1823 г., а в 1824г. и даже в 1985. в Туле, в небогатой дворянской семье. Сразу сделать запись в церковную книгу местный кладбищенский смотритель по каким-то причинам не смог. Какое-то время мальчик жил вообще без документов. И только, когда возникла необходимость поступления в гимназию, документы были выправлены. Правда год (а может и два) ему приписали, так как мальчик отличался хорошими способностями и достаточными знаниями для обучения в школе.
Константин Дмитриевич Ушинский. Имя К. Д. Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.
К. Д. Ушинский по праву считается создателем русской народной школы. На протяжении многих лет практической педагогической деятельности и исследования воспитательных систем и учреждений разных времен и народов, изучения реальных условий и факторов, благоприятствующих и мешающих школьному делу в России, великий русский. педагог наметил пути, продвигаясь которыми школа обретала прочные основы своего существования. Он указал школе ее действительное назначение: пробуждать в народе жажду познания, развивать его ум, вносить свет знания во все сферы жизни.
К. Д. Ушинский сформулировал теоретические принципы содержания общего образования, разработал методы развивающего обучения. С его именем связано широкое распространение в школах России звукового аналитико-синтетического метода, применение которого в несколько раз сокращало сроки обучения детей грамоте, облегчало труд учителя и ученика, придавая ему радость познания.
К. Д. Ушинским созданы «Родное слово»—учебник русского языка для первоначального обучения — и «Детский мир»— своеобразная энциклопедия элементарных, доступных пониманию ребенка знаний. Эти книги и методические материалы к ним многие десятилетия служили незаменимыми пособиями для учителей и родителей в повседневной практике обучения и воспитания. Педагогическое учение
К. Д. Ушинского строилось на знании закономерностей познавательной и воспитательной деятельности, и в этом его непреходящая ценность. Он внес неоценимый вклад в формирование педагогики как общественной науки, определил ее место в общей системе наук, ее характер и взаимодействие со смежными науками. В своем фундаментальном, не имевшем аналогов в мировой педагогической литературе труде «Педагогическая антропология» он рассмотрел физиологические механизмы психической деятельности, знание которых имеет первостепенное значение для воспитателя.
Как никто из педагогов, К. Д. Ушинский раскрыл роль человека в социальном, научном и техническом прогрессе общества, доказав при этом, что правильное воспитание способно умножить физические, интеллектуальные и нравственные силы человека. Он утверждал, что прогрессирующее развитие общества возможно только при условии организации целеустремленного воспитания подрастающих поколений. Осуществить же эту возможность призван учитель, дело которого, «скромное по наружности»,—«одно из величайших дел истории». Этому делу была посвящена и жизнь самого К. Д. Ушинского, полная самоотверженного труда, напряженных и плодотворных научных исканий.
14. Выдающиеся отечественные педагоги (А.С.Макаренко).
Анто́н Семёнович Мака́ренко (1 (13) марта 1888, Белополье, Сумской уезд, Харьковская губерния, Российская империя — 1 апреля 1939, станция Голицыно, Московская область) — советский педагог и писатель.
Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.
Огромное значение в жизни Макаренко сыграл А. М. Горький, для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет. Так, Ф. Э. Дзержинский занялся беспризорниками только после того, как М.Горький написал письмо В. И. Ульянову о необходимости срочно заняться этим вопросом. В последующие годы Горький помогает подготовить книгу о «гремевшей» в конце двадцатых годов Болшевской коммуне (Подмосковье) под рук. М. С. Погребинского (Погребинский М. С. Фабрика людей), на основе опыта которой (коммуны) был снят всемирно известный фильм «Путёвка в жизнь». В этой коммуне так же, как у Макаренко, правонарушители перевоспитываются полезным производительным трудом, так же нет заборов и охраны[10]. В этом смысле Макаренко для Горького был очередным примером передового опыта в воспитании. Горький всячески настаивал на издании записок Макаренко о его опыте воспитания в виде книги, как известнейший писатель помог разместить в печать в литературных альманахах сначала отдельные главы «Педагогической поэмы», а затем и выпустил всю книгу под своей редакцией.
Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук. НКВД Украины Всеволода Апполинариевича Балицкого [1892 или 1893—1937]. Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького … продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского) уже в составе НКВД (А. С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., то есть в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии). Достоверно известно и то, что осенью 1936 г. по прямому указанию Балицкого фамилию Макаренко вычеркнули из списка лиц, уже оговорённых в ходе допроса по делу бывшего начальника Макаренко по отд. трудовых колоний Украины Л. С. Ахматова, как троцкистов.[11]
В то же время Макаренко при жизни постоянно подвергался критике, в том числе весьма жёсткой.
Во-первых, его достижениям зачастую не верили («мальчики в сладком сиропе» — характерный отзыв о книге «Флаги на башнях», то есть «сказка, такого не бывает»).
Во-вторых, его подходы воспринимались чуждыми («Система Макаренко есть система не советская» — это уже оценка чиновников, приведённая в «Педагогической поэме»).
В-третьих, ему приписывалось постоянное рукоприкладство и т. п. Именно на основе сообщений от подобных «доброжелателей» Н. К. Крупская выступила на съезде комсомола в мае 1928 г. с жёсткой критикой системы Макаренко (выступление было напечатано в «Комсомольской правде»), что имело целый ряд печальных, а порой и трагических, последствий не только для самого Макаренко (в самом скором времени уволенного из Колонии им. Горького), но и его последователей (например, для семьи С. А. и Г. К. Калабалиных).
Первая советская канд. диссертация по макаренковедению на тему: «Педагогический опыт А. С. Макаренко» была защищена в Москве 21 июня 1941 г. в Учёном совете института им. К Либкнехта Иваном Фёдоровичем Козловым. Впоследствии им же были предприняты усилия по изданию сначала избранных произведений Антона Семёновича Макаренко, а затем и полного собрания сочинений и подготовлена книга (Козлов И. Ф. Педагогическая система А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1987 г. 159 с.)
Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» — исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено.[12] Признание и известность как среди российских, так и зарубежных макаренковедов, получили, в частности, труды проф. Гётца Хиллига (ФРГ), иностр. члена РАО РФ и АПН Украины, президента (до 2002 г.)
Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903—1972) и его супругу Галину Константиновну[17] (1908—1999, в «Педагогической поэме» — Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»)) и А. Г. Явлинского[18] (1915—1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского).
Среди последователей, не являвшихся непосредственно воспитанниками Антона Семёновича, известны фамилии проф., д.п.н. В. В. Кумарина (1928—2002, начал с успешного внедрения системы Макаренко в детском доме Владимирской обл., затем трудился в России и на Украине, обе диссертации посвящены изучению системы Макаренко), Г. М. Кубракова (Казахстан), И. А. Зязюна (Украина), а также А. А. Католикова, А. А. Захаренко, А. С. Гуревича, В. М. Макарченкова и др.
Любопытным продолжением макаренковского движения проявили себя ряд представителей комсомола, занявшихся в середине 1960-х годов работой с «трудными» подростками. Некоторые из них, к примеру, Виталий Ерёмин, вполне сознательно использовали опыт и подходы А. С. Макаренко, о чём упоминают в описании своего педагогического опыта.
15. Выдающиеся отечественные педагоги (Б.М.Неменский).
Бори́с Миха́йлович Неме́нский (р. 1922) — советский и российский живописец, педагог в области психологии художественного образования и воспитания.
Б.М.Неменский - известный российский живописец. Его картины находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, во многих художественных музеях городов России, а также в галереях и частных собраниях многих стран мира. Целый ряд картин Б.М.Неменского, юность которого прошла на дорогах Отечественной войны, стали хрестоматийными: "Мать", "Сестры наши", "О далёких и близких", "Дыхание весны", "Безымянная высота", "Земля опалённая" Сегодня Б.М.Неменский - художник больших драматических полотен и живописных циклов- "Притча об инакомыслии", "Здесь твой сын", "Четыре истины", "Чужие жизни", автор многих портретов современников.
Большое место в жизни Неменского занимает педагогическая деятельность: им воспитаны многие известные художники. Особое значение имеет вклад Б.М.Неменского в художественное просвещение детей и молодежи. Художник стремится, чтобы искусство заняло достойное место в становлении личности каждого ребёнка, а в учителе формировало качества творческого художника.
Под руководством Б.М.Неменского разработан и получил широкое распространение принципиально новый подход к эстетическому воспитанию и художественному образованию детей, сутью которого является последовательное и поэтапное раскрытие в сознании ребёнка связей его личного мира с искусством как духовной летописью человечества.
На этой основе создана программа для общеобразовательных школ "Изобразительное искусство и художественный труд", обеспеченная глубоко разработанными художественно-педагогическими технологиями и методиками.
Более двадцати лет существует программа «Изобразительное искусство и художественный труд » для общеобразовательных школ, созданная Б.М. Неменским. За это время программа получила общественное признание, имеет многочисленных почитателей не только в нашей стране, но и за рубежом. При общем положительном отношении к программе, практика показывает, что часто учителя используют ее так, как им удобно : переставляя местами уроки, темы четвертей, собирая «свою » из разделов программ разных авторов. Рассмотрим программу как систему: познакомимся с целями, задачами, структурой и принципами построения содержания образования по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд » под руководством Б.М. Неменского .
Главным предметом изучения является связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка . Предусматривается привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности .
Целью программы является духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира . Иными словами, необходимо создать условия для развития творческого начала, для формирования внутренне свободного человека .
Художник убежден, что обычная грамотность в любой области, даже художественной, является лишь свидетельством овладения определенным уровнем ремесла, что, как показывает практика, совсем не гарантирует духовного развития и духовного богатства человека. Б.М. Неменский впервые провозгласил важность художественного воспитания в системе общего школьного образования чувств ребенка -- до этого эмоционально-чувственная сфера оставалась уделом внеклассной деятельности школьников. Общение с искусством вне эмоций невозможно (это касается и художника, и зрителя), поэтому искусство формирует личностное отношение человека к миру. «Эмоции человека -- это та почва, на которой прочнее всего закрепляются убеждения и привычки, и особенно прочным -- на всю жизнь -- оказываются приобретенные в детстве, отрочестве, юности, ибо именно в это время мировосприятие человека наиболее эмоционально». Поскольку эмоциональная память намного сильнее рациональной, именно через искусство наиболее успешно может проходить освоение ребенком социального опыта, содержание которого активно влияет на формирование мировоззрения человека.