Шпаргалка по "педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:54, шпаргалка

Описание работы

1. Профессионально-педагогическая деятельность как система, ее структура и содержание.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по педагогике.docx

— 156.13 Кб (Скачать файл)

Формирование профессионально-ценностных ориентаций учителя требует:

- осознания самоценности человеческой личности, ее индивидуальности и общественной сущности, целостности и разносторонности, гармоничности и противоречивости;

- признание развития и  становления личности учащегося  целью и смыслом педагогической  деятельности;

- осмысления учителем  своей профессии как общественного  долга, принятого не только разумом, но и миром чувств как единство  личного и общественного, приносящего  высшее удовлетворение человеку, составляющее смысл и счастье  его жизни;

- понимания творческой  сущности педагогической деятельности, требующей энергии, оптимизма, диалектического  отношения к миру, огромных духовных  затрат, постоянной работы над  собой;

- ориентации на профессионально  ценные качества личности учителя, обеспечивающие становление его  позитивной профессиональной Я-концепции, самоопределение и саморазвитие в профессиональной деятельности;

- ориентации на сотрудничество  с детьми и коллегами, содержательное  общение, обмен духовными ценностями  и многое другое.

       Целенаправленное создание условий для присвоения личностью данных ценностей обеспечивает целостное формирование всех трех ведущих блоков профессионально-ценностных ориентаций учителя: отношения к педагогическому труду, отношения к личности ученика, отношения к личности педагога и к самому себе как педагогу, составляющих содержание мотивационно-ценностного компонента культуры профессионально-личностного самоопределения учителя.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Вербальный и невербальный  компоненты педагогического общения  как составляющие педагогического  мастерства. 

Общение,будучи сложным социально-психологическим прессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой(вербальный-от лат. слова устный, словесный) и неречевой (невербальный)каналы общения. Речь,как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодейсвия собеседников.  

В структуру речевого общения входят:

1.Значение и смысл слов,фраз(“Разум человека проявляется в ясности его речи”).Играет важную роль точность употребления слова,его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2.Речевые звуковые явления:темп речи (быстрый, средний, замедленный),модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая),ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. 

Наблюдения показывают,что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3.Выразительные качества  голоса: характерные специфические  звуки,возникающие при общении: смех, хмыканье,плач, шепот, вздохи и др.;разделительные звуки-это кашель; нулевые звуки-это паузы, а также звуки назализации-“хм-хм”, ”э-э-э” и др. 

Исследования показывают,что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие-53%(“говорим голосом,беседуем всем телом” Публиций).  

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

а)кинесика(жесты,мимика,походка,поза,визуальный контакт);

б)просодика и  экстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох,смех,плач,т.е. интонационные характеристики голоса);

в)токесика(тактильные взаимодействия);

г)проксемика(ориентации,дистанция,т.е. пространственная организация общения).  

Большинство исследователей разделяют мнение,что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для“обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. 

Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется,как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.о.,отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше,чем вербальному каналу общения. 

Вот 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек:              

-индивидуально-личностная              

-эстетическая              

-эмоциональная              

-психологическая              

-социально-иерархическая              

-возрастная              

-половая              

-медицинская              

-пространственная и другие.  

А сейчас рассмотрим наиболее важные позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика.

1.Общетелесное самораспоряжение:манера перемещаться по классу, излюбленные позы и избираемые точки-позиции той или иной длительности пребывания.

-повышенная подвижность  во всех ее формах легко  становится отвлекающим фактором;

-у каждого человека  в силу его индивидуальности,например,типологической,имеется свой диапазон подвижности. И, скажем,у учителя-флегматика с его умеренной подвижностью есть свой максимум этого качества, и он воспринимается школьниками приблизительно так же, как и предельно интенсивное выражение подвижности у учителя-сангвиника;

-психологический эффект  педагогического воздействия в  малой степени зависит от абсолютной  силы поведенческого фактора, он  обусловлен его уместностью и  относительной мерой в рамках  возможностей учителя;

-умеренная или даже  намеренно ослабленная интенсивность  поведенческого воздействия нередко  приводит к желательным и значительным  результатам.

2.Жестикулярная выразительность  является одним из самых ярких  средств выражения отношения  к ученикам. Отметим следующий  парадокс: то, что наиболее частотно  в нашем двигательно-поведенческом  облике, то - менее всего нам известно. Это происходит в силу укоренившейся  привычки жестикулировать определенным  образом, выходящей на уровень  во многом автоматизированного  поведения. Однако воспринимающим  нас людям эта форма поведения  первоочередно бросается в глаза и учитывается при формировании мнения о человеке.

3.Мимическая выразительность.

Эта поведенческая сфера имеет еще более высокий информационно-выразительный и воздейственный уровень.Ведь мимика наиплотнейшим образом смыкается с речью, хотя, безусловно, может быть использована преподавателем и автономно - в “чистом виде” без словесного сопровождения.

4.Интонационное поведение - это психическое явление вполне  правомерно обозначить термином  “поведение”, поскольку оно охватывает  большую сферу учительской деятельности, динамично и по воздейственности превосходит другие поведенческие показатели. Совершенно не случайно,что одно и то же обращение педагога может восприниматься школьниками по-разному.

5.Саморегуляция речи - выражается  в управлении учителем громкостью  звучания речи и ее темпо-ритмической  характеристикой. 

Известно,что собственно информационная сторона речи учителя еще не является фактором передачи знаний. Весьма важно и то, как звучит содержательная речь.Это требование к устной речи особо возрастает,когда в роли воспринимающих ее выступают дети и подростки - главная учительская аудитория.  

 Микровывод:передача информации от учителя к ученику осуществляется вербальным и невербальным путями. В педагогическом общении важны оба эти вида,так как они всегда существуют вместе.

Невербальное общение как компонент педагогического мастерсва

Эффективность процесса обучения зависит, в первую очередь, от личности самого педагога и его профессионального мастерства. Педагогическое мастерство обусловливается триединством педагогической теории, педагогической техники и методом работы над материалом темы урока, его организации [23, 133].

Главную роль несомненно играет общение.

Все эти требования складываются в единое понятие “компетентности в педагогическом общении”. Учителю необходимо не только хорошо владеть вербальными средствами общения, но также и невербальными.

Учителю на уроке приходится выполнять ряд заданий – то играть роль режиссера, артиста, то критика.

“Внутреннее состояние человека, его мысли, желания, отношения, должны быть выражены как в слове, так и в определенном физическом поведении… Вы увидите, что как только вы включили свое тело в работу, вам станет легче говорить от имени вашего героя” Эти советы Кнебеля Н. О. начинающим артистам, бес сомнения, актуальны и для учителя.

В педагогическом процессе важны все средства невербального общения: от мимики до знаков одежды.

Учеными выделяется от 5-15 основных функций невербальных средств в педагогическом общении.

Так, Шпанхель Д. Выделяет 8 основных дидактических функций: 1) мотивации; 2) презентации знаний; 3) привлечения внимания и, вообще, регулирование психологической активности учащихся; 4) постановка задачи или конечной цели; 5) управление интеллектуальной деятельностью учащихся; 6) перенос знаний и умений на новый материал; 7) контроль за успехами учащегося; 8) обеспечение обратной связи

Выделяет три блока функций:

функции самовыражения; воздействия, передачи информации и подразделяет их на более мелкие единицы, например, функция вступления в контакт; поддержка и усиление контакта; завершение контакта т. е. в данной классификации каждое действие процесса общения рассматривается как отдельная функция.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Формы  и методы воспитательной работы  как факторы, обеспечивающие реализацию  принципов, целей и удержания  воспитания.

1 Сущность  методов воспитания и их классификация

В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти - со многими неизвестными, со сложным и вариативным составом исходных данных и возможных решений. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами воспитания.

        Подметодами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а под знаком ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.

Метод воспитания распадается на составляющие его элементы (части, детали), которые называются методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер.    Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.

     Методы воспитания и методические приемы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. В одних обстоятельствах метод выступает как самостоятельный путь решения педагогической задачи, в других - как прием, имеющий частное назначение. Беседа, например, является одним из основных методов формирования сознания, взглядов и убеждений. В то же время она может стать одним из основных методических приемов, используемых на различных этапах реализации метода приучения.

       Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы учителя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. Кроме того, используя разнообразные приемы, можно обойти или сгладить сложности динамичного учебно-воспитательного процесса.

Нередко методические приемы и сами методы отождествляют со средствами воспитания, которые тесно связаны с ними и применяются в единстве. К средствам относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и др.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, историческая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, технические приспособления, средства массовой информации и т.п.).

      Процесс воспитания характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов воспитания. Есть методы, отражающие содержание и специфику воспитания; есть методы, непосредственно ориентированные на работу с младшими или старшими школьниками; есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методы воспитания в системе образования. Общими они называются потому, что сферы их применения распространяются на весь воспитательный процесс.

Информация о работе Шпаргалка по "педагогике"