Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:35, шпаргалка
Педагогическая психология как отрасль знания
В XIX в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: "Педагогическая психология - та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения".
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Самоопределение представляет собой сознательный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, профессии, условий жизни.
К методам самовоспитания относятся:
– самопознание;
– самообладание;
– самостимулирование.
Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.
Одно из наиболее примечательных явлений, связанное с подростковым возрастом, – это сильная тяга к самовоспитанию. Активный процесс самовоспитания начинается именно в этом возрасте и обычно продолжается в той или иной форме в течение всей последующей жизни человека. Говоря о начале самовоспитания в подростковом возрасте, мы имеем в виду тот факт, что, достигнув возраста 12–13 лет, дети впервые начинают задумываться над возможностями интеллектуального и личностного самосовершенствования и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия.
Вторая ступень – нравственное самосовершенствование, ранний юношеский возраст. Наиболее часто встречающаяся цель самовоспитания в это время – духовное, моральное развитие, понимаемое как выработка у себя благородных качеств личности: порядочности, доброты, щедрости, верности другу, преданности любимому человеку, готовности прийти на помощь и др.
Третья ступень – профессиональное самовоспитание – средний и поздний юношеский возраст, начало взрослости (от 20 до 40 лет). Этот период жизни можно рассматривать как время делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по избранной специальности. Цель профессионального самосовершенствования, возникнув в этом возрасте, у многих людей закрепляется и становится одной из главных в жизни.
Четвертая ступень – социально-мировоззренческое самовоспитание, период жизни после 40–45 лет. Здесь задачей самосовершенствования становится выработка
социальной позиции, мировоззрения, определенного взгляда на жизнь. Иногда встречается и пятая ступень, соответствующая постановке и реализации человеком цели самоактуализации, отмеченной как высшая ступень личностного развития в гуманистической психологии.
Две из пяти перечисленных ступеней в развитии самовоспитания человека приходятся на подростковый и ранний юношеский возраст. Успешность занятий личностным самосовершенствованием в эти годы, его результаты определяют характер человека как личности.
Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания. Если говорить о движущих силах развития личности, то следует выделить биогенетическую и социогенетическую концепции психического развития личности.
Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие человека определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором.
Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей среды. Социогенетики игнорируют собственную активность развивающегося человека. Они отводят человеку пассивную роль существа, которое только приспосабливается к окружающей среде. Активность личности обусловливается совокупностью потребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Потребности не могут удовлетворяться немедленно после их возникновения. Для их удовлетворения нужны материальные средства, определенный уровень подготовки личности к деятельности, знания, опыт, умения и т. п. Отсюда следует, что движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.
Развитие личности – это общественно обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее – воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые преследует общество.
В исследовании проблемы личности психология опирается на положения философов. Психологию интересуют вопросы структуры личности, ее развития. Фрейд полагал, что развитие психики – это приспособление к враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения.
По Фрейду, психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, где и есть основные структуры личности. Им выделено три части в структуре личности: 1) ид; 2) эго; 3)суперэго.
Ид располагается в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, так как в ней расположены врожденные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению.
Вторая структура личности – эго – тоже врожденная. Располагается в сознательном слое и в предсознании. Содержание эго в процессе жизни сужается. Со временем человек начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, сужая свое «я» до объема эго.
Третья структура личности – суперэго. Она формируется в процессе жизни ребенка, в процессе общения с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием супер-эго.
Между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как направления их развития противоположны друг другу.
По выражению академика И. П. Павлова, человек - это система, которая сама себя регулирует, исправляет и даже совершенствует. Психическая саморегуляция осуществляется в сочетании ее энергетических, динамических и социально- содержательных аспектов. Человек не автоматически переключается с одной деятельности на другую, а сознательно, с учетом социальной ситуации, важности выполняемых операций, возможных результатов своих поступков и т.д. Она имеет возможность выбора, и в этом состоит ее свобода воли. Как сознательный индивид, личность несет ответственность за последствия совершенных выборов и совершенных действий.
Анализ общих закономерностей саморегуляции индивида позволил установить, что они зависят также от особенностей нервной деятельности, от личностных качеств и от его привычек в организации действий, сформированных в процессе воспитания.
Личность как самоуправляемая система может осуществлять:
• контроль за деятельностью посредством сравнения намеченной программы и выполненных действий;
• согласование побуждений, переключение психической активности, координацию действий;
• санкционирование - вызов или задержку процессов (действий, поступков.
• усиление или ослабление активности (ускорение или замедление психической деятельности.
Чем сложнее осуществляемая психическая деятельность, том больше препятствий на пути к цели, тем более волевое усилие требуется человеку, особенно если она устала, испытывает внутреннюю слабость. Таким образом, усилия выступает как важный проявление волевой саморегуляции личности.
В центре проявлений саморегуляции личности - система «Я» , которое формируется под влиянием жизненных впечатлений и воспитания как центр самосознания. Будучи элементом психологической структуры личности, «Я» выступает как установка относительно самого себя и включает следующие компоненты:
• когнитивный - представление о «Я» реальное и «Я» идеальное;
• эмоциональный - самоуважение (самоунижения) и т.п.;
• оценочно -волевой - стремление повысить самооценку, завоевать авторитет и уважение.
Самоуправление личности может быть оперативным (повседневным и перспективным, обусловленным удаленным целью.
В зависимости от целей, которые ставит перед собой личность, моральных качеств и особенностей волевой саморегуляции, выделяют четыре типа самоуправления: морально - волевой, аморально - волевой, абуличний (слабый), импульсивный. Естественно, что наибольшую ценность для общества составляет морально- волевой тип, волевая саморегуляция которого направлена на достижение общественно значимых целей, соответствующих высоким нравственным нормам.
Теоретическое рассмотрение проблемы устойчивости целесообразно начинать с раскрытия ее интегративного характера. В самом деле, некоторые характеристики устойчивости, такие, как относительная эмансипированность, самостоятельность, стабильность, присущи различным уровням живой материи. Но, несмотря на многообразие их форм, устойчивость тем не менее характеризуют некоторые общие принципы, а качественное преобразование этих принципов не означает их отмену.
Принято считать, что устойчивость не есть результат действия отдельных элементов (свойств) личности – она результат деятельности в целом. Весьма стойкими во времени являются не только личностные качества, оцениваемые со стороны, но и самооценки. Было также установлено, что личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в течение подросткового, юношеского и раннего взрослого возраста, например, в диапазоне от 20 до 40-45 лет.Помимо этого имеются значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость психологических особенностей личностного характера, напротив, обнаруживается довольно поздно: только в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами. Менее всего личностно изменяются и довольно рано обнаруживают устойчивые черты характера те люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, не вступали в конфликты со взрослыми, сверстниками, социальными ценностями и нормами.
Гораздо меньшая устойчивость поведенческих реакций личностных проявлений обнаруживается в том случае, когда мы рассматриваем личность не в течение длительного периода времени, а от ситуации к ситуации. За исключением интеллекта и познавательных способностей (эти качества человек приобретает и развивает в течение длительного периода жизни) многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы. Это относится, например, к таким индивидуальным особенностям человека, как агрессивность поведения, честность, саморегуляция, зависимость. Всего за одну неделю у человека десятки раз может меняться настроение; встречаясь с разными людьми, человек ведет себя по-разному, к одним относится агрессивно, к другим – доброжелательно; на работе служащий зависит от работодателя, но у себя дома он сам становится причиной чьей-то зависимости.
Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала воспитывать ребенка в духе высоких принципов морального кодекса строителя коммунизма, формировать у него необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе - поступки, соответствующие нормам поведения гражданина советского общества.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы социалистического общества.
Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
В среднем дошкольном возрасте нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.
В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.
В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию.