Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:35, шпаргалка
Педагогическая психология как отрасль знания
В XIX в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: "Педагогическая психология - та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения".
Возрастная периодизация представляет
собой одну из сложных и неоднозначно
решаемых проблем психологии (А. Валлон,
Ж. Пиаже, В. Штерн, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и
др.
Для педагогической психологии
в целом и для определения типического
«психологического портрета» обучающегося
на каждой ступени образовательной системы
важно положение Д.Б. Эльконина: «то, что в критический
период вызывает появление соответствующего
новообразования, и представляет собой
генеральную линию последующего развития
в стабильном периоде» [238, с. 45]. За изменениями в развитии
ребенка педагогическая система может
«не поспевать» (Л.С. Выготский), в результате
чего возникает эффект трудновоспитуемости,
неуспеваемости, одна из причин которого
кроется в самой динамике возрастного
становления ребенка.
Ж. Пиаже [173] подошел к определению
типических особенностей субъекта разного
возраста с позиции развития его интеллекта.
Он основывался на исходных положениях
своей теории: а) принципе равновесия как
устойчивом отношении частей и целого,
к которому стремится интеллектуальное
развитие, обеспечиваемое соотношением
между функциями (адаптацией, ассимиляцией,
аккомодацией), и б) структурности, где
структура есть «умственная система
или целостность, принципы, активности
которой отличны от принципов активности
частей, которые эту структуру составляют» [150, с. 22—23]. Ж. Пиаже выделил
четыре основных периода развития интеллекта
вслед за образованием сенсомоторного
интеллекта и появлением языка, или «символической
функции», делающей возможным его усвоение,
что происходит, по его мнению, от 1,5 до
2 лет. Соответственно
— от 1,5 до 2 лет «начинается период,
который тянется до 4 лет и характеризуется
развитием символического и допонятийного
мышления;
— в период от 4 до 7-8
лет образуется, основываясь на предшествующем,
интуитивное (наглядное) мышление, прогрессивные
сочленения которого вплотную подводят
к операциям;
— с 7-8 до 11-12 лет формируются
конкретные операции, т. е. операциональные
группировки мышления, относящиеся к объектам,
которыми можно манипулировать или которые
можно схватывать в интуиции;
— с 11—12 лет и в течение
всего юношеского периода вырабатывается
формальное мышление, группировки которого
характеризуют зрелый рефлексивный интеллект» [173, с. 177].
Если сопоставить приводимые
по разным основаниям в схемах Ж. Пиаже
и Л.С. Выготского возрастные границы периодов,
например дошкольного и младшего школьного
возраста, то очевидно, что они в целом
совпадают.
При этом отмечается,
что каждый возрастной период в жизни
человека определяется совокупностью
многих факторов, выступающих и в качестве
его показателей. Д.Б. Эльконин называет
три основных показателя, фактора, обусловливающих
как само развитие, так и его периоды. «Определенный возраст
в жизни ребенка, или соответствующий
период его развития,— это относительно
замкнутый период, значение которого определяется
прежде всего его местом и функциональным
значением на общей кривой детского развития.
Каждый возраст, или период, характеризуется
следующими показателями:
1) определенной социальной
ситуацией развития или той конкретной формой отношений,
в которые вступает ребенок со взрослыми
в данный период;
2) основным или ведущим
типом деятельности (существует несколько различных
типов деятельности, которые характеризуют
определенные периоды детского развития);
3) основными психическими
новообразованиями (в каждом периоде они существуют
от отдельных психических процессов до
свойств личности)» Все эти показатели,
по Д.Б. Эльконину, находятся в сложном
отношении взаимодействия и взаимовлияния.
^
26. Общее понятие и характеристика учебной деятельности
Для развития умственной активности используются различные методы: усовершенствование учебных программ и т.д. Но многие ученики все же не умеют учиться даже в старших классах.
Основная цель учения - в подготовке к будущей самостоятельной деятельности. Основное средство - это усвоение обобщенных результатов того, что создано человечеством. Процесс учения протекает не стихийно: учитель владеет запасом знаний, который нельзя просто так «переложить» в голову ученика. Учение имеет место там, где действия человека основываются на осознанной цели усвоить ЗУН, формы поведения, и это значит, что это специфически человеческая деятельность.
Учение - это субъективная деятельность, преобразующая собственно значимое содержание знаний, общее для всех, в личностное образование. Происходит персонификация знания, которое становится достоянием ученика как субъекта учения.
В отечественной и зарубежной психологии используется также понятие « учебная деятельность ». Чаще всего считается, что понятия «учение» и « учебная деятельность » одинаковы по значению, но не всегда.
В содержание понятия « учебная деятельность » входит не только учение как процесс и результат, но и структурная организация этого процесса, а самое главное - субъектность учения.
Разница между этими двумя понятиями состоит в том, что учение - это субъективная деятельность ученика, а учебная деятельность - это организованная деятельность в школе.
Основные характеристики учебной деятельности
1. Она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач . 2. В учебной деятельности усваиваются общие способы действий и научные понятия.3. И.И.Ильясов: Общие способы действий предваряют решение задач .4. (Эльконин) Учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, это ее основная характеристика.5. (Лингард И.) Изменения психических свойств и поведения учащихся зависят от результатов их собственных действий.
В учебной деятельности выделяются предмет, средства, способы, продукты, результаты и структура .
Предмет УД: это усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, алгоритмов, в процессе чего развивается сам ученик.
Средства УД: 1) мыслительные действия
(анализ, синтез, конкретизация, обобщение,
сравнение и т.д.); 2) языковые, знаковые
средства, в форме которых усваиваются знания.Способы
УД: Репродуктивные, проблемные, творческие,
исследовательско-
Продукт УД: Структурированные знания, умение решать задачи , формирование теоретического мышления, накопление индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического опыта человечества.
Результаты УД: Могут быть:
Положительные: потребность продолжать учение, познавательный интерес, стремление к самообразованию, продолжить учебу.
Отрицательные результаты: нежелание учиться, непосещение занятий, отрицательное отношение к школе, уход из школы и т.д.
Теория учебной деятельности разработана в отечественной психологии на базе культурно-исторической теории (Л.С.Выготский), принципа единства психики и деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), в контексте психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственных действий и типов учения (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). Она явилась одним из подходов в отечественной психологии к процессу учения реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития ребенка (В.В.Давыдов, А.К.Маркова, 1981).
Само понятие «учебная деятельность» появилось сравнительно недавно. В начале 60-х гг. Д.Б.Эльконин сформулировал следующий подход к учебной деятельности. «Основной единицей (клеточкой) учебной деятельности является учебная задача… Основное отличие учебной задачи от всяких других задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект». Вместе с тем он подчеркивал, что, «никакое изменение в субъекте невозможно вне осуществляемых им самим предметных действий» (Д.Б.Эльконин, 1961, с.12-13). По определению Д.Б.Эльконина, учебная деятельность – это специфическая форма индивидуальной активности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, а также происходят изменения в самом ученике.
По мнению В.В.Давыдова, учебная
деятельность должна отвечать следующим
требованиям:
- объектом усвоения должны быть
теоретические понятия (т.е. школьники
должны усвоить основные понятия, составляющие
теорию данного предмета);
Таким образом, главным содержанием учебной деятельности является усвоение обобщенных способов действия в сфере научных понятий и происходящие на этой основе качественные изменения в психическом развитии ребенка.
Согласно Д.Б.Эльконину, учебная деятельность - это прежде всего ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. В то же время, структура учебной деятельности является одинаковой для учащихся любого возраста.
В структуру учебной деятельности входят:1) мотивация; 2) учебные задачи; 3) учебные действия; 4) контроль, переходящий в самоконтроль; 5) оценка, переходящая в самооценку.
Учебная мотивация выступает как совокупность побудителей, включающая коммуникативно-познавательную потребность субъекта на фоне его общей потребности достижения.
^ Учебная задача - это специфическая задача, решение которой позволяет усвоить общие способы решения относительно широкого круга задач в данной области. Учебная задача отличается от конкретно практических задач тем, что ее цель и результат состоят в изменении действующего субъекта, в творческом развитии личности ученика.
^ Учебные действия специфические, умственные преобразования предмета, направленные на выявление в нем определенных отношений, составляющих содержание понятия и построение предметной или знаковой модели, в частности, выступают:-
^ Действие самоконтроля (или контроль, переходящий в самоконтроль) - это определение соответствия учебных действий условиям учебной задачи на основе предполагаемых результатов.
^ Действие самооценки (или оценки, переходящей в самооценку)– определение степени усвоения общего способа решения учебной задачи и соответствия результата учебных действий их конечной цели.
Технология уроков по системе развивающего обучения разработана А.З.Рахимовым (1996). Урок, согласно технологии А.З.Рахимова, состоит из трех этапов.
Основные характеристики учебной деятельности
И.И. Ильясов Отмечаются три основные характеристики учебной деятель¬ности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специаль¬но направлена на овладение учебным материалом и решение учеб¬ных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и на¬учные понятия; 3) общие способы действия предваряют решение задач.
Еще 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте Эльконин 5) из¬менения психических свойств и поведения обучающегося «в за¬висимости от результатов действий» И.Лингарт
Предметное содержание учебной деятельности
Предмет - усвоение знаний, овладение обоб¬щенными способами действий, отработка приемов и способов дей¬ствий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся.
Средства учебной деятельности, с помощью которых она осу¬ществляется, рассматривают в трех планах. 1) интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация 2) знаковые, языковые в форме которых усваивается зна¬ние и воспроизводится индивидуальный опыт 3) фоновые знания, посредством включения в кото¬рые новых знаний структурируется опыт.
Способы учебной деятельности: репродуктивные,
проблемно-творческие, исследовательско-
Продуктом учебной деятельности является структурирован¬ное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Также внутреннее новообразо¬вание психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смыс¬ловом планах.
Результатом учебной деятельности является поведение субъ¬екта - это либо испытываемая им потребность продолжать эту деятельность, либо нежелание.
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как
мотивация - может быть вну¬тренней, внешней.
учебные за¬дачи - определенное учебное задание в определенной учебной ситуации, совокупностью ко-торых представлен учебный процесс. Отличие учебной задачи - ее цель и результат состоят в изменении самого субъекта, а не предме¬тов, с которыми он действует. Сложная систе¬ма информации о явлении, объекте, процессе, в ко¬торой четко определена часть сведений, а остальная неиз¬вестна. В задаче выделяются цель, объекты, их функции. В некоторых указа¬ны способы и средства решения. Л.М.Фридман в состав любой задачи входят части: предметная область; отношения, которые связывают объекты; требование задачи; оператор задачи - совокупность действий которые надо произвести чтобы вы¬полнить. Способ решения задачи - процедура, кото¬рая при ее осуществлении решателем может обеспечить реше-ние данной задачи. Решение зада¬чи различными способами предоставляет большие возможности для совершенствования учебной деятельности и развития субъекта. Накапливается опыт применения знаний, что способствует разви¬тию приемов логического поиска и развивает исследовательские способности. Средства решения могут быть ма¬териальными, материализованными (тексты, схемы, формулы) и идеальными (знания). Решение задачи предполага¬ет несколько этапов. 1 понимание задачи, 2 «принятие» задачи обучающимся, 3 решение вы¬зывает эмоциональное переживание.