Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:35, шпаргалка
Педагогическая психология как отрасль знания
В XIX в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: "Педагогическая психология - та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения".
5. Необходимо соблюдать
Устные ответы должны быть полными, логичными, доказательными. Письменные работы выполняются с точным соблюдением указаний учителя, аккуратно оформляются. Те же требования предъявляются и к практическим работам учащихся: они выполняются с точным соблюдением инструкций, тщательно и аккуратно.
В дидактике сформулированы правила оценки знаний, умений и навыков учащихся. Будущему учителю надо хорошо знать и научиться применять их в учебной работе.
1. Следует рассказать учащимся о своих требованиях, показать на примере ответов учащихся, какие знания являются посредственными, хорошими, отличными.
2. При оценке обязательным
3. Важно поощрять учащихся при оценке, но не следует поощрять одних и тех же.
32.Стратегия и тактика преодоления субъективизма в оценивании
Субъективизм достаточно ярко проявляется
непосредственно в процессе опроса студента,
что крайне негативно сказывается
на его психическом состоянии и качестве
ответов. О. Кондаш на основе опроса учащихся и студентов выделил
элементы в деятельности экзаменатора,
которые отрицательно сказываются на
ситуации экзамена. Перечислим и прокомментируем
некоторые из них. Первое, на что обращают
внимание опрошенные - это недостаток
обычного человеческого контакта с экзаменатором,
что проявляется в формализме, отчужденности,
безразличии, суровости, индифферентности.
Иногда студенты на фоне полного отсутствия
обратной связи просто прерывают в
растерянности свой ответ. Поэтому экзаменатор
должен проявить искреннюю заинтересованность
к ответам студентов, понять их стиль мышления,
оценить затраченные ими усилия. О. Кондаш
обращает также внимание на недопустимость
нервозности, проявления плохого настроения,
сердитости со стороны педагога на экзамене,
ибо эти эмоции в конечном счете могут
существенно исказить ход и результаты
экзамена.
Основным принципом в организации проведения проверки является единство требований ко всем студентам. На практике это требование часто нарушается. Студенты отвечают на разное количество основных, а тем более дополнительных вопросов. Одним достаются легкие вопросы, а другим повышенной трудности. Несоблюдение принципа единства требований не позволяет сравнивать успехи студентов относительно друг друга, то есть расположить их на конкретной шкале оценивания.
В литературе выделяется ряд типичных
субъективных тенденций или ошибок оценивания.
Тенденция «великодушия» и «снисходительности»
проявляется в выставлении завышенных
оценок. Данная тенденция характерна для либеральных преподавателей,
а также для тех, кто безразлично относится
к своим обязанностям, «позволяет студентам
делать все, чтобы не мешали». Ошибка «центральной
тенденции» проявляется у экзаменаторов
в не выставлении крайних оценок: неудовлетворительных
в стремлении избежать конфликтов со студентами
и деканатом; отличных, чтобы не попасть
под удар критики со стороны учебного
отдела.
Психологическим механизмом, лежащим в основе субъективизма педагога, является установка, неосознанная субъектом готовность определенным образом воспринимать или понимать нечто. В реальной практике экзаменатора феномен установки проявляется в том, что на оценку оказывают влияние информация об интеллектуальных возможностях студента внешность, дисциплинированность студента.
Формализация проверки и оценки знаний при использовании тестов достижений ставит всех студентов в равные, одинаковые условия как по количеству, так и по сложности задаваемых вопросов, обеспечивает единые критерии оценивания результатов проверки, устраняет все рассмотренные выше проявления педагогического субъективизма.
Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т. е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.
Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.
Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизированно, без осознания промежуточных шагов.
Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка.
Преимущества тестового контроля заключаются в следующих позициях:
- Снятие затруднений
- Учет гендерных особенностей учащихся;
- Быстрота осуществления
- Гибкость;
- Высокая точность оценки;
- Систематизация среза знаний;
- большая объективность и, как
следствие, большее позитивное
- ориентированность на
Следующие принципы тестирования умений и навыков дадут нам твердую основу для создания тестов и их эффективного использования.
Первое: надо четко определить результаты, соответствующие целям обучения.
Второе: тесты должны оценивать характерные образцы учебных задач.
Третье: Тесты должны включать виды заданий, которые наиболее подходят для определения требуемых знаний.
Четвертое: Тесты должны соответствовать требованиям к результатам.
Тестирование может проводиться с разными целями. Оно может быть использовано для оценки:
1) уровня знаний в начале
2) усвоения знаний в течение обучения (учебный тест);
3) трудностей обучения и их причин (диагностический тест) или
4) тест умений и навыков в конце обучения (итоговый тест).
Первичный тест предназначен для определения требуемых знаний, имеет небольшой уровень трудности. Например, тест направленный на контроль лексики по теме «Свободное время и занятость молодёжи» перед чтением текста на данную тему, в который включена лексика, проверявшаяся в тесте.
Пятое: Тесты должны помогать в учении.
Шестое: Тесты должны быть обоснованными и надежными.
Система контроля и оценки в учебном процесс обхватывает: 1.Внешний контроль и оценку педагогом учебной деятельности и её результатов. 2. Самоконтроль и самооценку учащимся собственной работы и её результатов. 3. Контроль и оценку учебной деятельности и её результатов коллективом учащихся либо учащимися -экспертами. 4. Сочетание контроля и самоконтроля, оценки и самооценки деятельности учащегося и её результатов.
Каждый из перечисленных видов контроля и оценки имеет свои цели и выполняет определенные функции.
Оценка отражает результаты контроля. С её помощью определяется степень соответствия результатов деятельности учащегося нормам. Это основной вариант, но может быть еще сравнение с плодами остальных учащихся либо сравнение деятельности и её результатов в реальном и прошедшем одного и того же учащегося.
Варианты способов оценивания получили наименования: нормативный, сопоставительный и личностный. Видимо, разные методы оценивания обязаны отыскать адекватное применение в разнообразных разработках обучения, формах организации деятельности, способах обучения.
В учебном процессе названные виды контроля и оценки могут быть использованы как педагогическое стимулирования. В этом случае нужно воспринимать во внимание, что стимулирующее действие одного и того же вида контроля и оценки, во-первых, на различных учащихся будет различное, во-вторых, при разных разработках обучения один и тот же вид контроля и оценки может иметь различную значимость.Виды контроля и оценки, значимость стимулирующего действия которых выявлялась, были выделены следующие.
Контроль и оценка деятельности учащихся и её результатов и педагогом.Самоконтроль и самооценка деятельности и её результатов учащимся.
Сочетание контроля и самоконтроля, оценки и самооценки в процессе обучения.Контроль и оценка деятельности учащегося и её результатов коллективом учащихся.Контроль и оценка деятельности учащегося и её результатов учащимися-экспертами.тут охвачены те четыре вида контроля, которые были названы ранее: контроль педагога (1), самоконтроль учащегося (2), взаимоконтроль учащихся (4,5), сочетание контроля педагога и самоконтроля учащегося (3).
Индивидуальное обучениеИндивидуализация обучения - это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д.
Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объёма. Целесообразно выделять основной (для всех учащихся) и варьируемый (для работы с различными группами и отдельными учениками) учебный материал. По мере продвижения ученика на более высокие уровни учебной деятельности варьируемый материал и его функции меняются: он может быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания. Каждое задание предполагает соответствующие способы действий, которые не всегда адекватны решаемой задаче. На этапе усвоения индивидуализация заключается в показе образца действия, развёрнутом пояснении, после чего учащиеся выполняют задания частично или полностью самостоятельно. В качестве компонентов индивидуализированного обучения на всех этапах учебной деятельности выступают контроль и самоконтроль. При самоконтроле предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с которым он может сличить ход и результаты учебного труда. Учитель комментирует образец действия, пробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже при первоначальном планировании учеником своей работы.Индивидуализация обучения предполагает перспективное тематическое планирование. В процессе урока учитель, допуская различный темп проработки материала, к моменту завершения работы над темой должен обеспечить усвоение знаний, формирование умений и навыков всеми школьниками. Для этого ему необходимо заранее наметить пути, которыми он поведёт учеников к конечному результату.Групповой метод обучения
Теоретической основой
Метод кооперативного взаимообучения заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержке учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, пересказа друг другу изучаемого материала, взаимоисправления ошибок, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д. При взаимообучении соблюдаются основные правила кооперативного обучения. Данный метод может применяться в работе различных по форме учебных групп: формальных, неформальных, базовых.Метод группового исследования. Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовленный доклад и выступление каждая команда получает групповую оценку.
Метод «кооп-кооп». Этот метод очень близок по содержанию к методу группового исследования, но с одним лишь отличием: каждый член группы не просто сдает материал по своей части в команду, но и выступает перед ней с мини-докладом. Лабораторный метод. Если в классе, например, 32 человека, то учащиеся рассчитываются с 1-го по 8-й, а затем формируют малые группы из «первых», «вторых», «восьмых». Цель учителя заключается в том, чтобы в укомплектованных по случайному признаку группах создать доброжелательную и плодотворную учебную атмосферу. Именно поэтому начало работы в таких группах рекомендуется организовывать с выявления общих интересов, с поиска общей цели, с формирования командного духа, и т.д. Этот метод рекомендуется использовать для подготовки начинающих учителей к работе в условиях кооперативного обучения.