Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

Педагогическая психология как отрасль знания
В XIX в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: "Педагогическая психология - та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ПЕД.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

5. Необходимо соблюдать требования  к устной и письменной речи  учащихся.

 Устные ответы должны быть полными, логичными, доказательными. Письменные работы выполняются с точным соблюдением указаний учителя, аккуратно оформляются. Те же требования предъявляются и к практическим работам учащихся: они выполняются с точным соблюдением инструкций, тщательно и аккуратно.

В дидактике сформулированы правила оценки знаний, умений и навыков учащихся. Будущему учителю надо хорошо знать и научиться применять их в учебной работе.

1. Следует рассказать учащимся  о своих требованиях, показать  на примере ответов учащихся, какие знания являются посредственными, хорошими, отличными.

2. При оценке обязательным является  анализ ответа ученика и указание, на что ему надо обратить  внимание при повторении материала.

3. Важно поощрять учащихся при  оценке, но не следует поощрять  одних и тех же.

 

 32.Стратегия и тактика преодоления субъективизма в оценивании

Субъективизм достаточно ярко проявляется непосредственно в процессе опроса студента, что крайне негативно сказывается  на его психическом состоянии  и качестве ответов. О. Кондаш на основе опроса учащихся и студентов выделил элементы в деятельности экзаменатора, которые отрицательно сказываются на ситуации экзамена. Перечислим и прокомментируем некоторые из них. Первое, на что обращают внимание  опрошенные -  это недостаток обычного человеческого контакта с экзаменатором, что проявляется в формализме, отчужденности, безразличии, суровости, индифферентности.  Иногда студенты на фоне полного отсутствия обратной связи просто прерывают в  растерянности свой ответ. Поэтому экзаменатор должен проявить искреннюю заинтересованность к ответам студентов, понять их стиль мышления, оценить затраченные ими усилия. О. Кондаш обращает также внимание на  недопустимость нервозности, проявления плохого настроения, сердитости со стороны педагога на экзамене, ибо эти эмоции в конечном счете могут существенно исказить ход и результаты экзамена.                           

Основным принципом в организации проведения проверки является единство требований ко всем студентам. На практике это требование часто нарушается. Студенты отвечают на разное количество основных, а тем более дополнительных вопросов. Одним достаются легкие вопросы, а другим повышенной трудности. Несоблюдение принципа единства требований не позволяет сравнивать успехи студентов относительно друг друга, то есть расположить их на конкретной шкале оценивания.   

В литературе выделяется ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания. Тенденция «великодушия» и «снисходительности» проявляется в выставлении завышенных оценок. Данная тенденция характерна для либеральных преподавателей, а также для тех, кто безразлично относится к своим обязанностям, «позволяет студентам делать все, чтобы не мешали». Ошибка «центральной тенденции» проявляется у экзаменаторов в  не выставлении крайних оценок: неудовлетворительных в стремлении избежать конфликтов со студентами и деканатом; отличных, чтобы не попасть под удар критики со стороны учебного отдела.                                                      

Психологическим механизмом, лежащим в основе субъективизма педагога, является установка, неосознанная субъектом готовность определенным образом воспринимать или понимать нечто.  В реальной практике экзаменатора феномен установки проявляется в том, что на оценку  оказывают влияние информация об интеллектуальных возможностях студента внешность, дисциплинированность студента.

Формализация проверки и оценки знаний при использовании тестов достижений ставит всех студентов в равные, одинаковые условия как по количеству, так и по сложности задаваемых вопросов, обеспечивает единые критерии оценивания результатов проверки, устраняет все рассмотренные выше проявления педагогического субъективизма.    

 

 

 

  1. Тестирование как метод диагностики ЗУНов

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т. е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизированно, без осознания промежуточных шагов.

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка.

Преимущества тестового контроля заключаются в следующих позициях:

- Снятие затруднений интеллектуального  характера, связанного с индивидуальными  познавательными стилями и стратегиями  личности: запоминанием излагаемого  материала, анализом материала для изучения;

- Учет гендерных особенностей  учащихся;

- Быстрота осуществления контроля;

- Гибкость;

- Высокая точность оценки;

- Систематизация среза знаний;

- большая объективность и, как  следствие, большее позитивное стимулирующее  воздействие на познавательную деятельность учащегося;

- ориентированность на современные  технические средства на использование  в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем;

Следующие принципы тестирования умений и навыков дадут нам твердую основу для создания тестов и их эффективного использования.

Первое: надо четко определить результаты, соответствующие целям обучения.

Второе: тесты должны оценивать характерные образцы учебных задач.

Третье: Тесты должны включать виды заданий, которые наиболее подходят для определения требуемых знаний.

Четвертое: Тесты должны соответствовать требованиям к результатам.

Тестирование может проводиться с разными целями. Оно может быть использовано для оценки:

1) уровня знаний в начале обучения (установочный тест);

2) усвоения знаний в течение обучения (учебный тест);

3) трудностей обучения и их  причин (диагностический тест) или

4) тест умений и навыков в  конце обучения (итоговый тест).

Первичный тест предназначен для определения требуемых знаний, имеет небольшой уровень трудности. Например, тест направленный на контроль лексики по теме «Свободное время и занятость молодёжи» перед чтением текста на данную тему, в который включена лексика, проверявшаяся в тесте. 

Пятое: Тесты должны помогать в учении.

Шестое: Тесты должны быть обоснованными и надежными.

 

  1. Виды и функции  оценки в образовательном процессе.Применяемая в настоящее время система контроля и оценки сложилась давно, в остальных условиях функционирования образовательной системы. Эти условия поменялись, что обнажило недочеты применяемого контроля и оценки. Осмысленная учебная деятельность обязана иметь три составных части: а) ориентировочно-мотивационную; б) операционально-исполнительную; в) рефлексивно-оценочную. Все они обязаны быть не лишь осознаны, но и реализованы полностью. И если вторая часть учебной деятельности обязательно находится, то о первой и третьей части это сказать нельзя. Когда нет ориентировочно-мотивационной части, деятельность преобразуется в хаотические отдельные деяния, не соединенные верно осознаваемой целью. При отсутствии третьей части, в которой обязано быть место самоконтролю и самооценке, деятельность становится состоящей из случайных и некорректируемых действий. Одна из задач педагога - обучить учащихся построению таковой учебной деятельности, которая обхватывает все её составляющие части.

Система контроля и оценки в учебном процесс обхватывает: 1.Внешний контроль и оценку педагогом учебной деятельности и её результатов. 2. Самоконтроль и самооценку учащимся собственной работы и её результатов. 3. Контроль и оценку учебной деятельности и её результатов коллективом учащихся либо учащимися -экспертами. 4. Сочетание контроля и самоконтроля, оценки и самооценки деятельности учащегося и её результатов.

Каждый из перечисленных видов контроля и оценки имеет свои цели и выполняет определенные функции.

Оценка отражает результаты контроля. С её помощью определяется степень соответствия результатов деятельности учащегося нормам. Это основной вариант, но может быть еще сравнение с плодами остальных учащихся либо сравнение деятельности и её результатов в реальном и прошедшем одного и того же учащегося.

Варианты способов оценивания получили наименования: нормативный, сопоставительный и личностный. Видимо, разные методы оценивания обязаны отыскать адекватное применение в разнообразных разработках обучения, формах организации деятельности, способах обучения.

В учебном процессе названные виды контроля и оценки могут быть использованы как педагогическое стимулирования. В этом случае нужно воспринимать во внимание, что стимулирующее действие одного и того же вида контроля и оценки, во-первых, на различных учащихся будет различное, во-вторых, при разных разработках обучения один и тот же вид контроля и оценки может иметь различную значимость.Виды контроля и оценки, значимость стимулирующего действия которых выявлялась, были выделены следующие.

Контроль и оценка деятельности учащихся и её результатов и педагогом.Самоконтроль и самооценка деятельности и её результатов учащимся.

Сочетание контроля и самоконтроля, оценки и самооценки в процессе обучения.Контроль и оценка деятельности учащегося и её результатов коллективом учащихся.Контроль и оценка деятельности учащегося и её результатов учащимися-экспертами.тут охвачены те четыре вида контроля, которые были названы ранее: контроль педагога (1), самоконтроль учащегося (2), взаимоконтроль учащихся (4,5), сочетание контроля педагога и самоконтроля учащегося (3).

 

  1. Индивидуальное и групповое обучение

 

Индивидуальное обучениеИндивидуализация обучения - это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д.

Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объёма. Целесообразно выделять основной (для всех учащихся) и варьируемый (для работы с различными группами и отдельными учениками) учебный материал. По мере продвижения ученика на более высокие уровни учебной деятельности варьируемый материал и его функции меняются: он может быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания. Каждое задание предполагает соответствующие способы действий, которые не всегда адекватны решаемой задаче. На этапе усвоения индивидуализация заключается в показе образца действия, развёрнутом пояснении, после чего учащиеся выполняют задания частично или полностью самостоятельно. В качестве компонентов индивидуализированного обучения на всех этапах учебной деятельности выступают контроль и самоконтроль. При самоконтроле предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с которым он может сличить ход и результаты учебного труда. Учитель комментирует образец действия, пробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже при первоначальном планировании учеником своей работы.Индивидуализация обучения предполагает перспективное тематическое планирование. В процессе урока учитель, допуская различный темп проработки материала, к моменту завершения работы над темой должен обеспечить усвоение знаний, формирование умений и навыков всеми школьниками. Для этого ему необходимо заранее наметить пути, которыми он поведёт учеников к конечному результату.Групповой метод обучения

 Теоретической основой группового (кооперативного) обучения являются  работы Ж.-Ж. Пиаже, Л.С. Выготского  и других ученых, подчеркивающих  особую роль в процессе интеллектуального развития ребенка фактора социального взаимодействия и межличностного общения. Исследования педагогов и психологов показывают, что кооперативная форма обучения благоприятно влияет на развитие речи, коммуникативности, мышления и интеллекта. Кроме того, она приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.Разновидности кооперативного обучения могут отличаться друг от друга по отдельным элементам.Обучение в командах достижений. Схема реализации этого метода может быть представлена следующим образом: лекция – групповая работа с текстом – индивидуальная самостоятельная работа. В начале каждого урока учитель дает обзорную лекцию по новому материалу с акцентом на тех моментах, по которым команды будут выполнять индивидуальные задания. Метод командной поддержки индивидуального обучения. Суть этого метода заключается в предоставлении малым группам возможности продвигаться по учебной программе в индивидуальном темпе. Учащиеся работают в малых группах над индивидуальными заданиями, в процессе выполнения которых они могут обращаться друг к другу за советом, помощью и консультацией.Учащиеся также могут проверять работы друг у друга, помогать исправлять допущенные ошибки.

Метод кооперативного взаимообучения заключается в постоянной взаимопомощи и взаимоподдержке учащихся посредством взаимопроверок самостоятельных работ, совместного выполнения домашних заданий, пересказа друг другу изучаемого материала, взаимоисправления ошибок, совместной подготовки к зачетам и экзаменам и т.д. При взаимообучении соблюдаются основные правила кооперативного обучения. Данный метод может применяться в работе различных по форме учебных групп: формальных, неформальных, базовых.Метод группового исследования. Особенность данного метода заключается в том, что команды, сформированные по неформальным признакам, исследуют какой-либо вопрос учебной темы с целью подготовки группового доклада и выступления перед всем классом. Вопросы по теме распределяются между командами так, чтобы в итоге выступлений охватить весь учебный материал новой темы. Внутри команды каждый учащийся исследует свою часть, собирая необходимый материал, предоставляет его в группу, и далее на основе собранных частей формируется общий доклад группы. За подготовленный доклад и выступление каждая команда получает групповую оценку.

Метод «кооп-кооп». Этот метод очень близок по содержанию к методу группового исследования, но с одним лишь отличием: каждый член группы не просто сдает материал по своей части в команду, но и выступает перед ней с мини-докладом. Лабораторный метод. Если в классе, например, 32 человека, то учащиеся рассчитываются с 1-го по 8-й, а затем формируют малые группы из «первых», «вторых», «восьмых». Цель учителя заключается в том, чтобы в укомплектованных по случайному признаку группах создать доброжелательную и плодотворную учебную атмосферу. Именно поэтому начало работы в таких группах рекомендуется организовывать с выявления общих интересов, с поиска общей цели, с формирования командного духа, и т.д. Этот метод рекомендуется использовать для подготовки начинающих учителей к работе в условиях кооперативного обучения.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"