Шпаргалка по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

Педагогическая психология как отрасль знания
В XIX в. Павел Блонский, занимавшийся детской психологией, проблемами развития памяти и мышления, так определял педагогическую психологию: "Педагогическая психология - та ветвь прикладной психологии, которая занимается приложением выводов теоретической психологии к процессу воспитания и обучения".

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ ПЕД.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

Построение в соответствии с потребностями ребенка

Среда должна быть красивой, гармоничной и чистой

Порядок

Корректировки для содействия и прогресс

Ограничение материалов; определение  материалов, в которых есть только вклад в развитие ребенка

 

 

  1. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения. Суггестопедическая концепция обучения.

В соответствии с данной теорией сформулированы дидактические принципы, разработано подавляющее большинство методов обучения. В основе ассоциативно-рефлекторной теории обучения лежат выявленные И.М.Сеченовым и И.П.Павловым закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга человека. Согласно их учению, во время жизни в мозгу человека происходит постоянный процесс образования условно-рефлекторных связей - ассоциаций. Образовавшиеся ассоциации - своеобразный опыт, жизненный багаж человека. От того, какие ассоциации будут устойчивыми и закрепятся в сознании зависит индивидуальность каждой личности. На основе учения о физиологии умственной деятельности известные отечественные ученые психологи, педагоги С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов, Ю.А.Самарин, П.А.Шеварев, и др. разработали ассоциативно-рефлекторную теорию обучения. Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями.

1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека - есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций: простых и сложных.

2. Приобретение знаний, формирование  навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:восприятие учебного материала; его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий; запоминание и сохранение в памяти изученного материала; применение усвоенного в практической деятельности.

3. Основным этапом процесса обучения  выступает активная мыслительная  деятельность обучаемого по решению  теоретических и практических  учебных задач.

4. Наивысший результат в обучении  достигается при соблюдении ряда  условий: формирования активного отношения к обучению со стороны обучаемых; подачи учебного материала в определенной последовательности; демонстрации и закрепления в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; применения знаний в учебных и служебных целях и т.п.

Из данных теоретических положений можно сделать следующие практические выводы:

Во-первых, овладение учебным материалом начинается с его восприятия.    Для улучшения восприятия учебной информации важно задействовать различные органы чувств (анализаторы): слуховые, зрительные, двигательные и др.

Чем больше органов чувств участвует в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается.

Важно также помнить, что при восприятии учебного материала ученик может удерживать в своем внимании примерно 6-9 различных элементов или информационных блоков. Все остальное выступает в качестве определенного фона и нередко затрудняет восприятие информации. Поэтому, если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы: выделять главное; использовать подчеркивание; использовать цвет; предложить обратить особое внимание и т.д.

Во-вторых, деятельность по осмыслению учебного материала представляет собой работу мысли, которая отличается большой сложностью. Мышление "работает" только тогда, когда в сознании есть для этого необходимый материал в виде определенного количества представлений, понятий, фактов, примеров и т.д.

Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был: доступным; логически взаимосвязанным; правильно понятым; актуализированным.

В этих целях лучше всего использовать яркие и точные формулировки, схемы, рисунки, примеры, сравнения с тем, что знакомо.

В-третьих, в процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. При этом можно использовать как произвольное, так и непроизвольное запоминание.

Забывание полученной информации у человека идет по нисходящей кривой: вначале забывание интенсивнее, чем в последующем. Следовательно, руководителю занятия необходимо предотвратить быстрое забывание учебного материала сразу после его сообщения.

Наиболее эффективным средством запоминания учебной информации является ее активное воспроизведение: составление конспекта изученного; повторение; рассказ; объяснение; показ усвоенного товарищу; применение полученных знаний в практической деятельности.

В-четвертых, основой процесса овладения знаниями является их применение на практике. Оно осуществляется во всех видах деятельности.

Учителю важно помнить, что применение знаний на практике дает эффект лишь в том случае, если оно выполняется осмысленно, если ученики хорошо усвоили теоретические основы своих действий. В противном случае они будут неспособны обнаружить свои ошибки, осознать различные способы применения приобретенных знаний и творчески действовать в различных ситуациях.

Характерными чертами ассоциативно-рефлекторной теории обучения являются: направленность на активизацию познавательной деятельности; направленность на умственное развитие учеников; формирование у учеников самостоятельного творческого мышления.

Реализуется это посредством использования активных, в том числе и игровых, форм обучения, позволяющих накапливать у обучаемых разнообразные профессиональные ассоциации и развивать интеллектуальные способности.

Суггестопедическая концепция обучения - это обучение на основе эмоционального внушения в бодрствующем состоянии, приводящее к сверхзапоминанию. Оно предполагает комплексное использование всех вербальных и невербальных, внешних и внутренних средств суггестии (внушения).

Реализация данной концепции предполагает создание особых психолого-педагогических условий обучения.

Для преподавателя это означает: высокий авторитет: широкая известность, впечатляющие успехи в обучении, выдающиеся личные качества, сила убеждения и др.; инфантилизация - установление естественной обстановки доверия, когда обучаемый как бы вверяет себя преподавателю; двуплановость при введении нового материала: каждое слово, несущее самостоятельную смысловую нагрузку, сопровождается соответствующей интонацией, жестом, мимикой и т.д.

Для обучаемого необходимы:

формирование веры в осуществимость задач обучения; постоянное положительное эмоциональное подкрепление за счет эстетических и комфортных условий; внушения мысли об огромных возможностях интеллекта обучаемых; демонстрации быстрого продвижения вперед в изучении дисциплины и др.; "погружение" в учебную дисциплину, концентрированное изучение материала: каждый день только одна учебная дисциплина по 4-6 часов в течение 2-3 месяцев и др.

Основы суггестопедии заложены в трудах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыгина, Г.К. Лозанова и др.

 

 

  1. Теория обучения на основе нейролингвистического программирования

Теория нейролингвистического программирования (НЛП) представляет процесс обучения в виде движения информации сквозь нервную систему человека.

В теории НЛП выделяются:

информационная модель:

вход информации;

хранение информации;

переработка информации;

выход информации - ее воспроизведение в той или иной форме;

виды информации:

сенсорная (нейро);

вербальная (лингво).

Отсюда и произошло название "нейролингвистическое".

Три типа детей (обучающихся) в зависимости от преобладающего развития определенной модальности (канала) восприятия и прохождения информации:

визуалисты (видение);

аудиалы (слышание)

кинестетики (прикосновение) каналов прохождения информации.

Два типа детей, отличающихся развитием различных полушарий мозга: левополушарные (где локализованы процессы логического, вербального мышления) и правополушарные (где в основном сосредоточены эмоциональные процессы).

Каждый ребенок имеет свое индивидуальное сочетание особенностей нервной системы, которые и определяют успешность или неуспешность данной системы обучения.

Таким образом, педагогической наукой разработано достаточно много разнообразных педагогических теорий, концепций, позволяющих на научной основе, эффективно и качественно обучать. Выбор соответствующей теории, концепции обучения зависит от характера подготовки специалистов, содержания проводимых учебных занятий, профессиональной компетенции и методического мастерства преподавателя.

 

 

  1. Знаково-контекстное обучение

Психолого-педагогическая концепция знаково-контекстного обучения, разработанная А.А. Вербицким и его научной школой; 
Источником концепции выступают деятельностная теория усвоения социального опыта и опыт активного обучения; 
Системообразующие принципы составляют принципы связи теории и практики, связи обучения с жизнью. 
В проекте реализуется парадигма: с опорой на прошлые знания («основы наук») – через настоящую (актуальную) активность личности – к будущим социокультурным, жизненным и профессиональным ситуациям;

Знаково-контекстное обучение представляет собой «тип обучения, в котором с помощью всей системы форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание реальной жизнедеятельности личности, а усвоение ею абстрактных знаний как знаковых систем осуществляется в контексте этой деятельности» (А.А. Вербицкий).

В проекте реализуются следующие принципы контекстного обучения: имитационного моделирования конкретных условий и динамики реальной жизнедеятельности, активности личности в обучении, проблемности содержания образования и процесса его развертывания на занятиях, совместной деятельности и диалогичности педагогического взаимодействия, единства обучения и воспитания личности.

Целью контекстного обучения в проекте является формирование целостной структуры профессиональной деятельности будущего специалиста и реальной жизнедеятельности личности.

Виды контекста: деятельностный, культурный, исторический, социальный, эмоциональный, поведенческий; внешний, внутренний; социальный, предметный.

Содержание контекстного обучения представлено в проекте синтезом предметного и социального содержания реальной жизнедеятельности личности и будущей профессиональной педагогической деятельности студентов.

Основная единица контекстного обучения в проекте – ситуация «во всей своей предметной и социальной многозначности и противоречивости» (А.А.Вербицкий). 

Технология контекстного обучения предполагает переход, трансформацию, превращение учебной деятельности в профессиональную. В контекстном обучении рассматриваются не два типа деятельности – учебная и профессиональная, а два этапа развития одной и той же деятельности. Переходным звеном между ними выступает квазипрофессиональная деятельность.

    1. Интерактивная концепция обучения

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра. М.В. Клариным, Ю.С. Тюнниковым и др. изучены образовательные возможности игры, применяемой в процессе обучения: игры предоставляют педагогу возможности, связанные с воспроизведением результатов обучения (знаний, умений и навыков), их применением, отработкой и тренировкой, учетом индивидуальных различий, вовлечением в игру учащихся с различными уровнями обученности. Вместе с тем игры несут в себе возможности значительного эмоционально-личностного воздействия, формирования коммуникативных умений и навыков, ценностных отношений. Поэтому применение учебных игр способствует развитию индивидуальных и личностных качеств школьника.

Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

В структуре процесса обучения с применением ТИО можно выделить следующие этапы:

1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Учитель предлагает режим работы, разрабатывает вместе со школьниками главные цели и задачи занятия, формулирует учебную проблему. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры и выдает пакеты материалов.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогике"