Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по психологии и педагогике.
Ильдар Шамильевич Резепов
Шпаргалка по психологии и педагогике
ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В современной педагогической практике уже невозможно грамотно, эффективно и на
уровне современных культурных требований строить свою деятельность без
интенсивного внедрения научных психологических знаний. Педагогическая психология
изучает условия и закономерности формирования психических новообразований под
воздействием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное
место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения
взаимосвязей между
Например, одной из педагогических проблем является осознание того, что учебный
материал усваивается не так и не настолько, как хотелось бы.
В связи с этой проблемой складывается
предмет педагогической психологии,
исследующей закономерности усвоения,
учения. На основе сложившихся научных
представлений формируется
Можно часто встретить ситуацию, когда человек учится, но очень слабо развивается.
Предмет исследования в этом случае – закономерности развития интеллекта, личности,
способностей, вообще человека. Данное направление педагогической психологии разрабатывает практику не обучения, а организации развития.
Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями,
умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах,
закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия,
при которых достигается
рассматривает вопросы взаимоотношений
между педагогом и учащимися,
взаимоотношения между
В структуре педагогической психологии можно выделить направления:
1) психологию образовательной
деятельности);
2) психологию учебной
3) психологию педагогической
4) психологию педагогического
Таким образом, предмет педагогической психологии
– факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком,
закономерности
учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях
образовательного процесса.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЧАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Зарождение педагогической психологии относится ко второй половине XIX в. и
связано с проникновением генетических идей в психологическую науку. Значительный
вклад в развивающуюся
русского педагога К.Д. Ушинского. Он считал, что педагог, стремящийся все
сторонне воспитать человека, должен прежде узнать его во всех отношениях.
Педагог должен изучать законы тех психических явлений, которыми он хочет управлять,
и поступать в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, в которых
он хочет их приложить.
Серьезное влияние на развитие возрастной психологии имели эволюционные идеи Ч.
Дарвина. Они привлекли внимание к проблеме источников психического развития.
Значение психической
изучаемых психологией, подчеркивал и выдающийся русский ученый И.М. Сеченов. В
педагогическую психологию начинают проникать экспериментальные исследования.
Педагогам и психологам становилось очевидным, что экспериментальное исследование
может дать объективную характеристику психического развития детей и подростков,
обосновать научный подход к обучению и воспитанию. Однако в конце XIX и в начале
XX вв. не были найдены специфические
пути применения
Более того, некоторые данные могли даже ввести педагога в заблуждение.
Стремление связать педагогику с общей психологией и увидеть в этом симбиозе
новую педагогическую психологию оказалось безуспешным еще и потому, что
теоретические основы общей психологии, на которую пытался ориентироваться А.П.
Нечаев, были идеалистическими по своему
характеру. Несостоятельность
психологии («экспериментальной педагогики», как она называлась с 1910 г.) стала
для всех очевидной.
Важнейший вывод, который мог быть тогда сделан в результате первых опытов
построения педагогической психологии, заключался в том, что сближение психологии
с педагогической практикой возможно только на пути экспериментального
исследования в самом процессе обучения и воспитания.
БИОГЕНЕТИЧЕСКОЕ И СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Проблема психического развития детей, источников и закономерностей этого
развития всегда центральная для педагогической психологии. От ее решения зависит
определение путей обучения и воспитания, их важнейшие приемы, подход кребенку и
понимание его специфических особенностей в сравнении с взрослым человеком.
В начале XX в. в области педагогической психологии выявляются два течения, по-разному трактующие источники психического развития детей. Эти направления отличались друг от друга тем, какой из факторов брался за основу развития ребенка: биологический или социальный.
Для биогенетического направления характерна установка на «врожденные особенности»,
тенденции к упрощенно-механистическому пониманию поведения и развития ребенка.
Для биологизаторов биологические и социальные факторы развития стоят как будто
бы рядом, однако определяющим фактором является биологический, и прежде всего
наследственность. Качественные и количественные стороны развивающейся личности
роковым образом определяются наследственностью, асреда только «регулятор», «проявитель», некий неизменный фактор, с которым взаимодействует пластичная наследственность, заключающая в себе множество возможностей.
Характерную переоценку наследственных факторов психического развития наиболее
полновыявляет следование биогенетическому закону в психологии, в основу которого
была положена идея спонтанности психического развития ребенка в не зависимости
от воспитания. Последний выступает как внешний фактор, способный либо затормозить,
либо ускорить процесс выявления неких природных, наследственно обусловленных
психических качеств.
Не менее ошибочным было и социогенетическое направление в педагогической
психологии. По мнению сторонников этого направления, среда выступает в качестве
фатального фактора развития ребенка, и поэтому, для того чтобы изучить человека,
достаточно проанализировать структуру его среды, какова окружающая среда, такова
окончательно личность человека, механизм его поведения, пути его развития – в
непосредственном окружении
Однако оставалось неясным, как
в одних и тех же условиях социальной
среды формируются различные
по множеству показателей
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИ
Теория активного формирования
психических процессов и
важнейших концепций современной психологии лежит мысль, связанная с идеями Л.С.Выготского о том, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Тогда только личность может стать полноценным членом общества.
Идея, согласно которой психическое развитие осуществляется путем усвоения
социального опыта, через учение, является центральной не только для психологии
обучения, но и для психологии воспитания. Формирование личности молодого
человека, усваивающего социальный опыт, происходит не автоматически, апутем
изменения его внутреннего мира, его внутренней позиции, которая опосредует все
воспитательные воздействия. Позиция личности, совокупности мотивов деятельности,
в которой проявляются
Теория поэтапного формирования умственных действий. Центральная идея этой теории
состоит в том, что получение знаний осуществляется в процессе деятельности
учащегося, в результате и при условии выполнения им определенной системы действий.
Человек не получает от природы в готовом виде мыслительную деятельность, а
учится мыслить, усваивает мыслительные операции. Задача педагога – умело управлять
этим процессом, контролировать не только результаты мыслительной деятельности,
но и ход ее формирования.
Структурная теория. В работе ряда психологов было обнаружено, что усвоение
учащимися материала зависит от структуры их познавательной деятельности, которая,
в свою очередь, определяется методами обучения, т. е. была показана зависимость
усвоения знаний и развития мышления учащихся от характера обучения, его
содержания и методов. В тех случаях, когда школьники под руководством учителя осуществляют самостоятельный поиск признаков усваиваемых понятий и способов решения новых типов решения задач, в обучении возникает более развивающий эффект. Усвоение оказывается особенно эффективным, если в процессе обучения создаются условия для перехода от интериоризации к экстериоризации (это проявляется в применении знаний к решению нагляднодейственных задач), для выработки приемов умственной деятельности, имеющих обобщенный характер.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Являясь отраслью психологической науки, педагогическая психология располагает
двумя основными методами получения психологического факта, который может быть
подвергнут научному анализу, – наблюдением и экспериментом. Однако специфика
предмета современного психологопедагогического исследования порождает особые
модификации в использовании указанных
методов. В педагогической психологии
существенно возросла роль психологического
эксперимента. Лабораторный эксперимент
по частоте использования в
естественному эксперименту.
Осуществляемый в условиях учебно-воспитательного процесса, естественный
эксперимент позволяет изучать познавательную деятельность учащихся, особенностей
формирующейся личности и межличностные отношения в социально организованных и
преднамеренно изменяемых экспериментатором условиях, близких к естественной
обстановке. Весьма важным для педагогической психологии является особый вариант
естественного эксперимента – формирующий (обучающий) эксперимент .
Здесь изменения психической
активного воздействия исследователя (выступающего в роли педагога) на испытуемого
(ученика). Так, все данные, свидетельствующие
о возможности усвоения
понятий в младшем школьном возрасте, были получены в итоге целого ряда обучающих
экспериментов.
Особый способ получения
Изучение развития психики ребенка можно вести по методу поперечного среза ,
когда исследователь стремится узнать о психологических особенностях данного момента
формирования психики. Подобные срезы, неоднократно повторяемые, позволяют получить сведения о значительном числе испытуемых. Порой психологи изуча ют одного и того же испытуемого на протяжении значительного времени (иногда в продолжение ряда лет), последовательно фиксируя ряд существенных изменений в его психике.
Подобное изучение именуется продольным исследованием .
Педагогическая психология широко применяет огромное количество конкретных
исследовательских методик, включающих в себя все виды наблюдения и эксперимента