Шпаргалка по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по психологии и педагогике.

Файлы: 1 файл

Шпаргалка по психологии и педагогике, И.Резепов.doc

— 745.50 Кб (Скачать файл)

определяет специфику возраста, а изменение отношения между  ними обусловливает 

необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

Итак, возраст характеризуется  особенностями условий жизни и требований,

предъявляемых ребенку на данном этапе  его развития, особенностями его  отношений 

с окружающими, уровнем развития психологической  структуры личности ребенка,

уровнем развития его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических

особенностей

 

 

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СМЕНЫ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ

Возрастной период определяется связью между уровнем развития отношения  с окружающими 

и уровнем развития знаний, способов, способностей. Изменение отношения  между 

этими двумя разными сторонами процесса развития составляет важнейшее внутреннее

основание перехода к следующим  возрастным этапам. Например, связь  с внешней 

действительностью у ребенка раннего  детского возраста опосредствуется  его 

отношением со взрослым. На основе именно такой системы отношений ребенок

овладевает определенными навыками, у него формируются элементарные уровни

представлений, обогащаются способы  общения со взрослыми, развивается  речь и т. д.

Все это создает основу для расширения возможностей самостоятельных действий

ребенка, следовательно, и для изменения  способов отношения с окружающими.

Аналогичная ситуация возникает в  подростковом возрасте, когда совокупность

достижений предшествующего развития и изменения условий жизни  ребенка приводят к 

необходимости изменить содержание и способы взаимоотношений ребенка с

окружающими, изменить формы отношений  к нему со стороны взрослых. Так  называемые

кризисные периоды развития возникают  при таких условиях воспитания, когда  не

учитываются изменившиеся отношения, нарушается соответствие между сложившимися и

характерными для предыдущего  этапа способами взаимоотношений  с окружающими и развивающимися

в течение этого периода возможностями  детей.

В учебно-воспитательном процессе необходимо учитывать, что отношение между

способами взаимоотношений с окружающими  людьми и уровнем любой психической  деятельности

ребенка развивается с двух сторон. Так, расширение возможностей деятельности

ребенка, изменение его потребностей приводят к необходимости изменить всю систему

его отношений с окружающими. А  новая система отношений сама становится основанием

дальнейшего развития деятельности ребенка.

Обучающие занятия в детском  саду, подготовительная работа к школе  существенно 

изменили границы и содержание дошкольных возрастов. Опыт психолого-педагогических

исследований показал, что при  определенной организации учебного процесса,

преобразовании содержания и методов  обучения существенно изменяются возрастные

особенности младших школьников. В  частности, у них развиваются  начальные теоретические

формы мыслительной деятельности.

Важно иметь в виду, что общие  возрастные характеристики являются усредненными. В 

педагогической работе необходимо наряду с возрастными особенностями  детей 

учитывать также и индивидуальные особенности, которые могут существенно различаться

у детей одной возрастной группы.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДО ТРЕХ ЛЕТ

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности.

Психоаналитики говорят, что это  первая травма, которую переживает ребенок, и она

настолько сильна, что вся последующая  жизнь проходит под знаком этой травмы.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения. У него нет единой сложившейся 

формы поведения. В ходе антропогенеза  практически исчезли какие бы то ни было

инстинктивные функциональные системы. К моменту рождения у ребенка  нет ни одного

заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этом

и заключается биологическая сущность беспомощности.

В младенчестве общение должно носить эмоционально-положительный характер. Тем

самым у ребенка создается эмоционально-положительный  характер и эмоционально-положительный 

тонус, что служит признаком физического  и психического здоровья. Большинство  исследователей

отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные

нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток 

на всю его жизнь.

Социальная ситуация развития в  раннем воз растетакова: «ребенок –  предмет – 

взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе

противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия

принадлежит взрослому, а ребенок  в то же время должен выполнять индивидуальное

действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который  рождается 

в период раннего возраста. Это  предметная деятельность, направленная на усвоение

общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте

становится формой организации  предметной деятельности. Оно перестает  быть

деятельностью в собственном смысле слова, та к как мотив перемещается от

взрослого на общественный предмет. Общение  выступает здесь как средство осуществления 

предметной деятельности, как орудие для овладения общественными  способами 

употребления предметов.

Несмотря на то что общение перестает  быть ведущей деятельностью, оно  продолжает

развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с

предметными действиями, не может  быть только эмоциональным. Оно должно стать 

опосредованным словом, имеющим  предметную отнесенность. Все основные

новообразования связаны с развитием  основного типа деятельности: развитие восприятия,

интеллекта, речи. Благодаря отделению действия от предмета происходит сравнение

своего действия с действием  взрослого человека.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым в дошкольном

возрасте распадается. Отделение  от взрослого создает новую социальную ситуацию,

в которой ребенок стремится  к самостоятельности. Тенденция  естественна и постоянна.

Так как ребенок уже открыл, что  существуют взрослые, то перед ним  возникает 

сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со

взрослыми. Эта тенденция сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь  – 

жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять  участие в той 

жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму

совместной со взрослыми жизни. Такой формой становится для ребенка  игра.

Единица игры включает следующие компоненты:

1) роль взрослого человека, которую  ребенок берет на себя;

2) мнимая ситуация, создаваемая  для воплощения ребенком своей роли в жизнь;

содержание этой ситуации составляет замещение предметов (игрушки);

3) игровые действия; так как ребенок  имеет дело не с теми предметами, которые используют 

взрослые, то с ними нельзя работать так, как работает взрослый.

Таким образом, игра сенситивна к сфере  человеческих отношений и общественных

функций. В игре воссоздается общий  смысл человеческого труда, норм и способов

взаимоотношения людей. В ней в  идеальной форме воспроизводится  смысл человеческой

деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их

реальной жизни. Игра имеет громадное  значение для развития личности ребенка.

Мышление в этот период находится  на уровне конкретных операций, т. е. оно 

наглядно-образное. Феномен центрации  – основная особенность, которая

обусловливает основные его характеристики: отсутствие понимания противоречий,

отсутствие дискурсивности. С этим связана эгоцентрическая логика ребенка.

Дошкольный возраст – время  интенсивного развития у детей ориентировочной основы

их действий. Ориентация и пробы  превращаются в развернутую поисковую  деятельность,

которая является одним из оснований  мышления дошкольников. Вместе с тем 

дошкольный период – один из периодов становления личности, который включает в 

себя систему мотивов (их соподчинение) и первичные этические нормы. Хорошо известно,

что именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается  произвольное

поведение.

Произвольность – наличие не столько цели, сколько средств  и способов осуществления 

этой цели, что выступает как важное психологическое обеспечение личности ребенка.

В этом возрасте возникают также  элементы самосознания.

 

 

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В  МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Это период детства, ведущей в котором  становится учебная деятельность . С

момента поступления ребенка в  школу она начинает опосредовать всю систему его 

отношений. Один из ее парадоксов заключается  в следующем: будучи общественной по

своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо

индивидуально, а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения.

В процессе учебной деятельности ребенок  осваивает знания и умения, выработанные

человечеством. Но ребенок их не изменяет. Предметом изменения в учебной 

деятельности является сам ее субъект . Конечно, субъект изменяется в любой

другой деятельности, но нигде больше он не становится специальным предметом 

изменения. Именно субъект учебной  деятельности ставит перед собой  задачу

измениться посредством ее развернутого осуществления.

Вторая особенность этой деятельности – приобретение ребенком умения подчинять

свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил как общественно-выработанной

системе. Подчинение правилам формирует  у ребенка умение регулировать свое

поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное 

словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно 

перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте

становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти

и восприятию дети способны в последующем  успешно осваивать подлинно научные 

понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно

назвать умение детей произвольно  регулировать свое поведение и управлять  им, что 

становится важным качеством личности ребенка.

Поступление в школу значительно  расширяет круг социальных контактов  ребенка ,

что не избежно влияет на его «Яконцепцию». Школа способствует самостоятельности

ребенка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности  для 

изучения окружающего мира –  как физического, так и социального. В школе приобретают 

более важное значение его собственные  действия и проявления, он уже вынужден

отвечать за себя сам. Здесь он сразу  же становится объектом оценки с точки 

зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого 

школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается

бурное развитие самооценки ребенка. В школе его достижения и неудачи  приобретают 

официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются публично.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА

Важнейшими процессами переходного  возраста являются расширение жизненного мира

личности , круга ее общения, групповой  принадлежности и типа людей, на которых 

она ориентируется. Поведение подростка  определяется промежуточностью (маргинальностью)

его положения. Это проявляется  и в психике, для которой типичны внутренняя

застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия,

агрессивность, склонность к крайним  точкам зрения и позициям. Конфликтность  тем 

больше, чем резче различия между  миром детства и миром взрослости. Подростковый

кризис знаменует собой второе психологическое рождение ребенка. Подростком этот

конфликт переживается как страх  потери «Я», как дилемма: быть собой  со своим 

особым и отдельным душевным миром и индивидуальными способностями  или быть вместе– 

с теми, кто дорог и ценим.

Объектом недовольства и беспокойства родителей , как правило, являются:

1) поведение ребенка дома или  в школе – неуправляем, «не  желает подчиняться школьным 

требованиям», «невозможно заставить  за собой вымыть чашку»;

2) черты характера, расцениваемые как не приемлемые, – «на первом месте

удовольствие», «сын агрессивен» и  т. п.

Выделяют следующие типы самоотношения  подростка:

1) «самооценка» ребенка является  прямым воспроизводством оценки  матери. Дети 

отмечают в себе прежде всего  те качества, которые подчеркиваются родителями.

Если внушается негативный образ  и ребенок разделяет полностью  эту точку зрения,

у него формируется устойчивое негативное отношение к себе с преобладанием 

чувства неполноценности и самонеприятия;

Информация о работе Шпаргалка по психологии и педагогике