Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:26, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по психологии и педагогике.
личности школьника. С возрастом ведущая направленность учащихся может изменяться,
принимая ту или иную разновидность.
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
Всякая деятельность включает в себя ряд элементов. Все вместе они характеризуют
структуру деятельности. Ее составляют мотив – то, ради чего выполняется данная
деятельность, цель – представление о том, что должно быть получено в результате
выполнения деятельности, операции и способ , которые необходимы для получения
данного продукта, объект – тот материал, преобразование которого приводит к
нужному результату.
Цель и ее связь с мотивами, определяющими в деятельности. В развитии ребенка
целенаправленность
еще не могут организовать свои действия в соответствии с заранее намеченной целью,
они легко утрачивают цель. Для детей пяти—семи лет характерно то, что их
действия определяются во многом материалом, той предметной ситуацией, в которой
они действуют. К концу дошкольного возраста представление о будущем продукте,
результате начинает занимать все
более ведущее место в
достигается далеко не у всех детей. Низкие уровни развития целенаправленности,
организованности, произвольности деятельности характерны для многих детей, пришедших
в школу, и это чрезвычайно затрудняет успешность их обучения.
К концу младшего школьного возраста у большинства учащихся формируется умение
произвольно устанавливать отношения между целью деятельности и мотивом. При
изменении общего смысла выполнения деятельности дети могут изменить конкретную
цель, перестроить свои действия. Это обнаруживается, например, в следующем эксперименте.
Учащимся 1–4х классов предлагали строить город, используя кубики идругой
материал. При этом менялась общая задача: один раз, например, дети должны были
построить город, в котором будут жить карлики и великаны; в другой раз им
говорили, что жители города различают только два цвета: красный и синий; в
третий раз город строили для летающих существ. Многие дети 1го и 2го классов во
всех случаях существенно не меняли тип постройки и конкретные способы ее осуществления.
Учащиеся же 3го и особенно 4го класса при разных задачах меняли и цель, и свои
действия. С возрастом развивается умение планировать свою деятельность и реализовывать
свой план. Все эти особенности
проявляются и в учебной
при выполнении учебных заданий ориентируются лишь на элементы задачи, другие
подбирают способы в зависимости от понимания задачи в целом и т. д.
Таким образом, в процессе развития психологической структуры деятельности
изменяются особенности как общего поведения детей, так и строение собственно
учебной деятельности
РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЗНАНИЯ
В процессе развития сознания изменяются содержание, структура и механизмы
идеального отражения ребенком действительности. Это проявляется, в частности, и
в изменении особенности его мыслительной деятельности. Например, для дошкольника
характерно преимущественное отражение целостных ситуаций и внешних свойств предметов,
позднее дети начинают выделять функции предметов, затем их строение и т. д.
Постепенно формируются
Чем выше уровень развития сознания и мышления ребенка, тем большим богатством
признаков и сложностью характеризуются используемые и усваиваемые им понятия.
Это объясняется тем, что сознание представляет собой не простое механическое
отражение внешних свойств предметов, а в нем осуществляется переработка,
связывание разного содержания, которое было ранее выделено ребенком. Поэтому один
из важных показателей развития сознания ребенка – способность ребенка связывать
, синтезировать разные признаки в едином, целостном предмете.
Детям, например, перечисляют от четырех до семи признаков (быстрый, зеленый,
длинный, жесткий) и предлагают назвать такие предметы, каждый из которых включал
бы в себя всю группу признаков. Оказывается, что разные дети выполняют это
задание не одинаково. Одни могут учесть все заданные признаки (называют поезд,
змея), другие только часть признаков (например, лук, лист). Некоторые дети
затрудняются объединить даже два признака и дают ответ, учитывая только один
признак, по привычной ассоциативной связи (зеленая – елка, жесткий – камень).
С возрастом увеличивается не только количество тех признаков, которые дети могут
связывать в некоторое целое, но меняется и характер синтезируемых признаков .
Старшие дошкольники и учащиеся 1го класса могут связывать в основном лишь
конкретные признаки. Во 2—3х классах повышается возможность синтеза абстрактных
признаков. Лишь на более высоких уровнях развития появляется способность
синтезировать абстрактные и конкретные признаки. Результаты исследований показывают,
что умение анализировать как абстрактные, теоретические, так и конкретные признаки
и связывать их в некоторое единое содержание взаимосвязано с успешностью мыслительной
деятельности, возможностью самостоятельного, творческого решения задач.
Важным критерием развития сознания является уровень рефлексии , осуществляемой
ребенком, осознание своих действий с предметами, предметов в разных их свойствах
и, наконец, осознание самого себя, своего «я». Осознание своего «я» становится
основным механизмом, опосредствующим развитие разных сторон личности ребенка.
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА КАК УСЛОВИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Одна из общих закономерностей
состоит в том, что появление
у ребенка новых
образований обязательно связано с активностью самого ребенка. Новое, даже если
оно задается в обучении извне, например в виде способа, должно быть включено в
деятельность, связано с преобразованием этой деятельности. Усвоение одного и
того же материала происходит поразному, а следовательно, требует и разных педагогических
условий в зависимости от уровня развития ребенка. В процессе усвоения ребенок
проявляется как личность с присущими ей особенностями направленности, сознания и
деятельности. Развитие основных сторон личности ребенка обусловливает изменение
механизмов усвоения, что должно отражаться в методах обучения. Например,
необходимо учитывать особенности ведущей направленности, характерной для детей данного
возраста. Известно, что в дошкольном возрасте многие важнейшие новообразования
появляются на основе игровой деятельности. Поэтому занятия здесь часто
происходят в форме
активность ребенка при
В младшем школьном возрасте усвоение нового тесно связано со значимостью учебной
деятельности, а также с ростом познавательных интересов. Важно так формировать
учебную деятельность ребенка, чтобы она включала направленность на учение, умение
контролировать себя (свое знание, свое умение), оценивать собственные достижения.
В процессе учебы для ребенка должно быть значимо, интересно познание нового. В
дальнейшем сама учебная деятельность начинает побуждаться более широкими мотивами.
Обучение наиболее успешно тогда,
когда в нем учитываются
мотивации, характерные для детей
данной возрастной или индивидуально-
группы.
Личностная значимость учебной деятельности – главное условие ее эффективности.
Общая закономерность развития психи
ческих образований состоит в том, что они формируются на основе деятельности
субъекта. Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под
руководством взрослого. Новое вносится в деятельность ребенка извне, организуется
в форме внешней деятельности. Постепенно происходит преобразование внешней
деятельности во внутреннюю, идеальную, психическую. Следовательно, развитие
мотивационной сферы, развитие сознания, мышления и деятельности составляют
основное внутреннее условие, которое определяет и опосредствует становление и
развитие новых
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ, МЕХАНИЗМОВ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ОБЩИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ
Доказано, что помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения,
важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных
сторон развития психики ребенка. В процессе обучения ученики овладевают знаниями
и способами действий в разных учебных предметах. Обучаясь, дети не повторяют
путь, проделанный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не
открываются детям заново, а передаются им извне и усваиваются. Новые действия,
новый способ вводятся в обучение обязательно в связи со специфической задачей и
являются средством решения этой задачи. Дети должны понимать особенности новой
задачи по сравнению с теми, которые они уже выполняли раньше, и особенности нового
действия как средства ее решения. Только в таком случае усвоение новых действий,
особенно усвоение операций со знаками, будет осознанным, осмысленным.
Результатами многих психологических и педагогических исследований доказано, что
наиболее эффективный метод передачи нового содержания такой, при котором данное
содержание специально выделяется для ребенка и фиксируется посредством моделирования.
Оно усваивается, таким образом, в обобщенноабстрактной форме, а затем применяется
в конкретных условиях.
Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которое
непосредственно «не видно» в конкретных предметах, т. е. при усвоении
теоретических, собственно научных знаний.
В иных педагогических условиях происходит формирование и развитие психологических
механизмов, обеспечивающих успешное применение способов и знаний в конкретной
деятельности учащихся. В отличие от способа эти компоненты деятельности нельзя передать
детям в готовом виде, как обобщенное действие. Они формируются постепенно, в
процессе выполнения действий с конкретным материалом. С помощью специальных
упражнений у детей можно сформировать такие умственные действия, которые
обеспечивают наиболее высокие уровни применения знаний и способов действий.
Формирование и развитие общих свойств личности , например целенаправленности,
организованности, произвольности (т. е. более высоких уровней структур
деятельности), также требует особых условий. Необходимо, чтобы дети овладели
средствами организации своей деятельности. Они обучаются выделять определенные
ее этапы: планирование, подготовку, осуществление, контроль и оценку. Их
осуществление нужно постоянно поддерживать извне, сначала путем прямых указаний
и контроля со стороны педагога, затем внешними знаками.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТА
Одна из существующих точек зрения понимания природы психического развития
человека сводится к утверждению неизменности, абсолютности возрастных стадий.
Такое представление о возрасте связано с пониманием психического развития как
естественного биологического процесса. Противоположная точка зрения– фактическое
отрицание понятия возраста. В этом случае развитие рассматривается лишь как
простое накопление знаний и навыков. В процессе исторического развития изменяются
общие социальные условия, в которых развивается ребенок, изменяются содержание
иметоды обучения, и это все не может не сказаться на изменении возрастных этапов
развития.
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития
и характеризуется множеством изменений, доставляющих в совокупности своеобразие
структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Л.С. Выготский рассматривал
возраст как определенную эпоху или ступень развития, как известный, относительно
замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем
цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно
своеобразное выражение. При переходе от одной возрастной ступени к другой
возникают новые образования, не существовавшие в предыдущие периоды, перестраивается
и изменяется самый ход развития.
Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система
требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни, и сущность
отношений с окружающими, и тип знаний и деятельности, которыми он овладевает, и
способы усвоения этих знаний. В совокупность условий, определяющих специфику
возраста, входят и особенности различных сторон физического развития ребенка.
Внешние условия , определяющие особенности возраста, действуют на ребенка не
непосредственно. Объективно одни и те же элементы среды влияют по-разному на
каждого ребенка в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические
свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и