Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 06:49, шпаргалка
Языкознание XVII в. в основном шло в области теории двумя путями: дедуктивным (построение искусственных языков) и индуктивным, связанным с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков. Не первым, но самым известным и популярным образцом индуктивного подхода стала так называемая «Грамматика Пор-Рояля», впервые изданная в 1660 г. без указания имен ее авторов Антуана Арно (1612—1694) и Клода Лансло (1615—1695).Грамматика Пор-Рояля - один из наиболее значительных и знаменитых текстов мирового лингво-филологического наследия.Эта небольшая по объему книга, вышедшая первым изданием в Париже в 1660 г., послужила поворотным пунктом в развитии европейской лингвистической мысли. Авторы грамматики - выдающийся логик и философ-янсенист А.
3. А. Шлейхер.
С именем А. Шлейхера
(1821—1868)1 связано не только оформление
индоевропеистики в особую
Он рассматривал разные типы языкового строя как отражение разных стадий развития. Он разделяет несколько типов языка:1. Изолирующие языки: тайский, китайский. По Шлейхеру – аморфные. Слово = корень. Шлейхер сравнивал их с кристаллами. Они могут расти, но нет качественных изменений. 2. Агглютинативные – 2 типа морфем (корень и суффикс). Все аффиксы – это бывшие корни. Это результат эволюции изолирующих языков. Есть корень, выражающий понятие, и аффикс, выражающий отношения. Сколько грамматических значений, столько и аффиксов. Финно-угорские, тюрские, языки американских индейцев.3. Флективные - 3 типа морфем (корень, суффикс, окончание). Флексия одновременно содержит несколько грамматических значений. Шлейхер считал этот тип наиболее совершенным, т.к. флексия компактней, несет несколько грамматических значений.Внутренняя флексия – грамматическое значение, чередование в корне (come-came, foot-feet) Этот строй Шлейхер считал вершиной эволюции, т.к. это синтез изолирующего и агглютинативного строя.Шлейхер считал, что это – разные стадии развития языка. Самым совершенным он считал языки с богатством форм (например, как санскрит). Он также считал, что современные индоевропейские языки находятся в стадии разрушения, поскольку теряют флексии и возвращаются к примитивному изначальном строю. Французский и особенно английский далеко продвинулись на этом пути. Славянские же языки и балтийские во многом сохраняют флективный, совершенный по Шлейхеру строй.С Дарвином: 1) Разделение и подразделение в области языков, в сущности, такого же рода, как и в царстве естественных организмов. Виды одного рода – языки, подвиды – диалекты, разновидности – местные говоры, наречия и отдельные особи – люди. Закон изменчивости видов – языки, которые следовало бы обозначить видами одного рода, мы считаем за детей одного общего основного языка, из которого они произошли путем постепенного развития.2) Как органический мир развивается из одноклеточных организмов, так и все языки мира ведут свое происхождение от таких простейших языков, в которых еще не выражены ни глаголы, ни имена, ни спряжения, etc. Но звуковой материал, жизненные условия у различных людей были неодинаковы, что и объясняет многообразие языков.3) Борьба за существование (естественный отбор) – выживают наиболее приспособленные, жизнеустойчивые виды, в то время как слабые исчезают. Шлейхер полагает, что в настоящее время победителями оказываются языки индогерманского племени; распространение их беспрерывно продолжается, а многие другие языки ими вытеснены. В морфологической классификации языков Шлейхера чувствуется влияние немецкой школы Г.ГЕГЕЛЯ. Гегель впервые представил весь мир в виде процесса, т.е. в непрерывном движении, изменении, развитии. Он сводил все многообразие форм к трем ступеням развития – гегелевская триада (взаимоотношения между тезисом, антитезисом и синтезом). Шлейхер пишет, что в первом классе в языке только выражено значение, во втором звуками выражается значение и отношение, а в третьем эти различие включаются в единство. Выделение 3х типов языков выражает три ступени развития языка. Биологическая концепция Шлейхера активно критиковалась современниками и продолжения не имела. Он был первым языковедом, предложившим генетическую классификацию родственных языков индоевропейской языковой семьи. Он считал, что существовало множество праязыков, но родственные языки всегда происходят из одного языка-основы. Такие языки образуют языковое дерево, оно затем делится на языковые семьи (ветви). В противоположность этой схеме Иоганн Шмидт, ученик Шлейхера, выдвинул волновую теорию. Он считал, что сходство и различие между языками объясняется не столько общим происхождением, сколько территориальной близостью и языковыми контактами, иначе говоря, что язык больше похож на соседние языки. Волновой он называл теорию, сравнивая языковые явления с кругами на воде.Современное языкознание в той или иной степени учитывает и волновую теорию, и натуралистическую.
4. Психологическое направление
(лингвистический психологизм)
в языкознании — совокупность течений, школ
и отдельных концепций, рассматривающих язык как феномен психологического
состояния и деятельности человека или
народа. В разные периоды истории лингвистики
представители П. н. по-разному трактовали
исходные понятия, предмет и задачи исследования.
Существенно изменялась система взглядов
на психологическую природу языка. Поэтому
можно говорить о ряде психологических
направлений, школ и концепций, объединенных
характерными чертами: 1) общей
оппозицией логическим и формальным школам
в языкознании; 2) ориентацией на психологию
как методологическую базу; 3) стремлением
исследовать язык в его реальном функционировании
и употреблении.П. н. возникло в недрах сравнительно-
По ряду существенных вопросов
русская школа П. н. расходилась с
немецкой. Так, Потебня подчеркивал специфические
качества грамматики, её формальные свойства.
Штейнталь и Вундт большее внимание обращали
на психологическую сторону, стремясь
обнаружить, скорее, язык в психологии,
чем психологию в языке. Основатели П. н.
преувеличивали роль психологических
факторов в развитии языка, нередко отождествляли
психологические и грамматические категории.Осознание
слабых сторон П. н. этого периода привело
в 70е гг. 19 в. к формированию младограмматизма, разделявшего идеи о психологической
природе языка.младограмматики призывали
изучать не абстрактный язык, а говорящего человека.
Идеи психологизма частично разделялись
представителями казанской лингвистической школы, но их не удовлетворяла односторонняя
ориентация на индивидуальную психологию.
Они по-разному стремились подчеркнуть
социальную сущность психологии говорящих.В 1й
половине 20 в. на смену лингвистическому
психологизму приходят социологические
и формальные направления, в первую очередь структурная лингвистика, сосредоточившая внимание
на статических аспектах и синхронном
срезе языка. Однако традиции психологического
подхода к языку не были утрачены: под
влиянием новых идей как в психологии
и философии, так и в языкознании в разных
странах возникают отдельные концепции,
ориентированные на психологические принципы
анализа языка. Так, в начале 20 в. А. Марти
создал основанную на психологических
началах теорию универсальной грамматики.
Возможность создания такой грамматики
он видел в том, что все языки выражают
одно и то же психологическое содержание
и построены на единых основаниях, так
как все люди, независимо от языка, на котором
они говорят, обладают общей психофизической
организацией. По мнению Марти, основная
задача лингвистики заключается в точном
анализе и описании психических функций
и их содержания, получающих выражение
в универсальных языковых средствах. Предложенное
Марти разграничение автосемантии (самодостаточности
компонентов языка) и синсемантии (семантической
их недостаточности) с последующей детализацией
и привязкой к частям речи и другим единицам
не утратило своего значения до сих пор.В 30—40х гг.
20 в. появилась эгоцентрическая концепция
поля К. Л. Бюлера. Бюлер предлагает обратиться
к некоторым понятиям современной ему
психологии — понятию поля и ситуации.
Он обнаруживает в языке некоторые «поля»
(например, указательное поле личных местоимений,
местоименных наречий и др.), которые ставятся
говорящим в соответствие коммуникативной
ситуации.В 40х гг. 20 в. разрабатывалась теория
психологии языка (Ф. Кайнц, Э. Рихтер и другие),
направленная в основном на описание психологических
условий употребления языковых средств.
Психологической ориентации на язык в
значительной степени придерживался Л. В. Щерба,
особенно в первый период своей деятельности.Качественно
новым этапом развития П. н. в широком смысле
становится возникшая в начале 50х гг. 20 в. психолингвистика.
5. А.А.
Потебня. Концепция языка.
Генетическое определение языка. Язык – это одна из форм мысли. Одновременно это переход от бессознательного к сознанию и к самосознанию.Функции языка. Язык – это средство познания человеком мира и самого себя, а потому и средство общения.Форма и существование языка – это деятельность, направленная к познанию. Язык – это полнейшее творчество.язык – это система знаков, способная к безграничному расширению.Языкознание. Язык понимается как форма (заимствовано у Гумбольдта). Выделяет внешнюю и внутреннюю формы. Внутренняя форма – содержание. Потебня делает шаг вперёд по сравнению с Гумбольдтом. Языковое содержание, способ его представления. Способ представления внеязычного содержания – языковая форма. Мы получаем разные картины мира. Потебня пытался конкретнее сформулировать положения Гумбольдта. Выделял языковое и внеязычное (мыслительное) содержание. Мышление не обязательно имеет языковую форму. Языковое содержание – это оформленное мыслительное содержание. Между собой внеязычное и языковое содержания взаимодействуют. У языкового содержания имеется своя форма – членораздельный звук. Языковое содержание является формой по отношению к внеязычному содержанию. Форма содержательна, а содержание оформлено. Не всё, что есть во внеязычном содержании, оформлено языковым содержанием. То, что не оформлено, - это "вещь в себе" (более правильно – "вещь для себя").2 категории: звучание и значение. Должны быть и 2 дисциплины (как говорится и в Пор-Рояле): о внешней стороне (фонетика) и о значении (учение о внутренней форме языка). Выделял 2 аспекта: учение о вещественном значении (лексическом) и о грамматической форме.Обе дисциплины он делит на историческую и описательную.Языкознание – это гуманитарная наука (т.к. задействован человек и его история). Также дал новый термин – это оснОвная (базовая) наука, т.к. описывает основные формы мысли. Вторая основная наука – математика. Языкознание ещё более элементарно, чем математика, т.к. математика без языка невозможна. Языкознание – наука историческая и генетическая. Языкознание и логика. Логика – наука о законах мышления. Языковые единицы не тождественны логическим. Предложение не равно суждению. Языковые единицы не тождественны логическим, т.к.: