Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 06:49, шпаргалка
Языкознание XVII в. в основном шло в области теории двумя путями: дедуктивным (построение искусственных языков) и индуктивным, связанным с попыткой выявить общие свойства реально существующих языков. Не первым, но самым известным и популярным образцом индуктивного подхода стала так называемая «Грамматика Пор-Рояля», впервые изданная в 1660 г. без указания имен ее авторов Антуана Арно (1612—1694) и Клода Лансло (1615—1695).Грамматика Пор-Рояля - один из наиболее значительных и знаменитых текстов мирового лингво-филологического наследия.Эта небольшая по объему книга, вышедшая первым изданием в Париже в 1660 г., послужила поворотным пунктом в развитии европейской лингвистической мысли. Авторы грамматики - выдающийся логик и философ-янсенист А.
Лескин,Остхоф,Бругман,
Герман Пауль «Принципы истории языка» (1880) — здесь излагаются основные проблемы компаративистики с позиций младограмматизма.
Младограмматики отвергли многие высказывавшиеся ранее идеи:
- учение Гумбольдта, что внутренняя форма языка обусловлена национальным духом народа;
- учение Шлейхера о том, что язык — это природный организм и что в истории языка есть период творческого развития и период упадка.
Младограмматики считали язык индивидуально-психологическим явлением. Они подчёркивали, что нужно изучать не «язык на бумаге», а говорящего человека. Два основных методических принципа младограмматизма:
1. Регулярность фонетических изменений, их всеохватность.
В науку введено понятие
фонетического закона,—
2. Принцип аналогии
В древнейших периодах истории языка изменения по аналогии играют не меньшую роль, чем в современности.каждое слово имеет свою историю.
КРИТИКА МЛАДОГРАММАТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Вначале XX в., когда вслед
за крупными открытиями, сделанными в
области языкознания с помощью
младограмматических методов
Г. Шухардт, выступая против младограмматиков, отрицал:
1. Закономерность в звуковых изменениях.
2. Возможность деления
истории языка на четко
3. Наличие границ между отдельными говорами, диалектами и языками.
4. Метод простого описания фактов языка.
Шухардт был против термина «филология» и против отнесения филоло- гии к особой.По Г. Шухардту, вещь по отношению к слову – это нечто первичное и устойчивое.
Эстетическая школа К. Фосслера
Эта школа немногочисленна,
и к ней принадлежали несколько
лингвис тов в области
Эстетическая школа К. Фосслера выдвинула перед языкознанием ряд новых задач
1. Создание лингвистической стилистики.
2. Определение взаимоотношения
языка писателей и
3. Связь истории культуры с развитием языка.
4. Изучение роли художественной
литературы в развитии
В начале XX века возникает направление, подчеркивающее обществен-ную функцию языка как средства общения. Это направление, основателями которого были Фердинад де Соссюр и его ученик Антуан Мейе, имело философ- скую опору в социологических построениях Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля. Французско-швейцарская социологическая школа придает большое значение изучению живых языков и диалектов, признает произвольность лингвистического знака по отношению к предмету.
Лингвистическая теория Ф. Де Соссюра.Структу́рная лингви́стика — языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в плане выражения, так и в плане содержания.
Основателем структурной
лингвистики принято считать Фе
Лингвистическая теория Ф. Де Соссюра. Концепция Соссюра была направлена против младограмматиков, у которых не было чёткого понимания специфики и системного характера языка. После смерти учителя Ш. Балли и А. Сеше в 1916 г. публикуют книгу ''Курс общей лингвистики'', основанную на записях лекций Ф. де Соссюра. Он использует в построении своей лингвистической теории методологический принцип редукционизма, в соответствии с которым в исследуемом объекте выделяются только существенные моменты, противопоставляясь моментам несущественным, второстепенным. В этой работе авторы раскрывают понимание Ф. де Соссюром языка в целом как системы, состоящей из трёх частей: собственно язык (langue), речь (parole), и речевую деятельность (langage). - Понятие речевой деятельности исходно, и ему не даётся чёткого определения. К ней относятся любые явления, традиционно рассматриваемые лингвистикой: акустические, понятийные, индивидуальные, социальные и т. д. Вместе с тем это и система выразительных возможностей данного народа, которая весьма разнообразна и соприкасается с физикой, физиологией, психологией.Соссюр писал: ''Язык – только часть – правда, важнейшая часть – речевой деятельности. Он является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка. Язык представляет собою целостность сам по себе''. Язык – это грамматическая система и словарь.Как общественный продукт и как средство взаимопонимания людей, язык не зависит от индивида, который на нём говорит. Изучение языка – чисто психологический процесс. Тем самым впервые реализуется подход к языку как к явлению, внешнему по отношению к исследователю и изучаемому с позиции извне. Языку противопоставляется речь. Это всё, что имеется в речевой деятельности минус язык. Причины такого противопоставления в следующем: язык социален, это общее достояние всех говорящих на нём, тогда как речь индивидуальна.единственным и истинным объектом лингвистики является язык, рассматриваемый в самом себе и для себя. Он резко отделяет лингвистику внутреннюю (языковую систему) от лингвистики внешней (внешние условия развития и функционирования языка) .Однако Соссюр отмечает связь истории языка с историей цивилизации и общества. - Соссюр различал в языке два аспекта, две оси – синхронию (единовременно существование языка, статический аспект, язык в его системе) и диахронию (последовательность языковых факторов во времени, исторический или динамический аспект). Эти два понятия учёный считал основополагающими для всех наук, пользующихся понятием значимости. Следовательно, нужно выделить две независимых лингвистики – синхроническую и диахроническую. Соссюр всячески подчёркивал системный характер языка и обосновал его знаковую природу. По его мнению, языковые факты как элементы взаимно определяют друг друга. Каждый знак имеет две стороны: означающее (план выражения) и означаемое (план содержания).
Речь и язык не существуют друг без друга
1) без языка речь не будет понятна;
2) исторически речь первична. Речь необходима, чтобы сложился язык;
3) вся диахрония обусловлена речью;
4) образование по аналогии – это следствие взаимодействия языка и речи.
Для нас более значимой является синхрония.Следовательно, и означаемое и означающее – величины относительные. Значимость каждого элемента зависит лишь от его противоположения всем прочим элементам. Слова не служат для выражения заранее данных понятий. Языковые символы не состоят ни в каких отношениях с тем, что они могут обозначать.
Язык есть система чистых значимостей. Весь механизм языка зиждется исключительно на тождествах и различиях.
Итак: 1) язык – система
знаков; 2) язык – система значимостей;
3) язык – совокупность отношений. Так
постепенно понятие системы редуцируется
до понятия структуры как
Синтагматические отношения – отношения сочетаемости, комбинаторики языковых единиц одного ранга. Включают взаимоотношения между частями синтагмы и их отношения к синтагме в целом. Значимость целого определяется его частями, значимость частей – их местом в целом.
Ассоциативное отношение соединяет сходные той или иной чертой единицы вне процесса речи, in absentia. Они локализуются в мозгу, в сознании, в памяти и принадлежат собственно языку.В языке меньше всего возможностей для проявления инициативы.Язык – это семиологическая система с принудительным и произвольным характером, преемственностью, непрерывностью функционирования, охватывающая всех членов общества независимо от воли индивида и коллектива.Воля говорящего не имеет отношения к языку, но предопределяет изменения.
Язык и мышление. Язык – это форма. Мышление без языка не существует. Язык – это посредник между мыслью и звуком. Язык не материален, он психичен. До формы (до языка) и мысль, и звук бесформенны. Мы мыслим языком. нельзя отделить ни звук от мысли, ни мысль от звука. Смыслы и функции без материальной оболочки – ничто. Никакой язык никогда не отражал психический склад народа, т.к. ни один язык не принадлежит раз и навсегда данному лингвистическому типу.
Постулаты Соссюра.
1. О
произвольности/
Знак – это основной элемент языка. Знак – это двусторонняя сущность, единство означающего и означаемого. Означающее – линейное, протяжённое (~мыслительная субстанция); материальное (~звуковая субстанция). Означаемое – непротяжённое; нематериальное. Связь между означающим и означаемым условная, случайная.
2. О тождествах/различиях.
В языке нет ничего, кроме тождеств и различий.
3. О синтагматике/парадигматике.
1) ассоциации по смежности,
сегментация, синтагматические
2) ассоциации по сходству,
субституция, ассоциативные
4. О языке как системе.
Язык – это система, все части которой должны рассматриваться в их синхронной связи, т.е. в статическом состоянии.
язык |
социален |
пассивен |
системен |
психичен |
потенция |
форма |
устойчив,долговечен |
речь |
индивидуальна |
активна |
бессистемна |
психофизична |
реализация |
субстанция |
неустойчива,однократна, |
Синхрония |
Диахрония |
Отношения между одновременно существующими элементами (отношение) |
Замена 1 элемента другим во времени (событие) |
Системна. Оперирует значимостями. |
Асистемна. Это видоизменяющее язык событие. |
Каждое данное состояние языка регулярно, но не императивно. Состояние членов системы – случайный невольный результат эволюции. |
Императивна. Она навязывается обществу. |
Синхр. лингвистика должна заниматься логическими и психологическими отношениями в системе, т.к. они воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием. |
Диахрон. лингвистика должна изучать отношения, связи и элементы, не воспринимаемые одним коллективным сознанием, последовательно сменяющие друг друга |
Метод
синхронии – это метод |
Методы диахронии: проспективный (опирается на изучение памятников) и ретроспективный (реконструкция, сравнение). |
понятие |
понятие |
означаемое |
концептуальные ценности |
совокупность смысловых отличий признаков |
результат совокупности ряда ассоциативных и синтагматических отношений с означаемыми других знаков |
слово |
акустический образ |
означающее |
материальные ценности |
совокупность звуковых отличий признаков |
результат совокупности ряда ассоциативных и синтагматических отношений с означающими других знаков |