Система работы по анализу лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме изучения младшими школьниками лирических произведений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Исследование литературоведческих основ изучения лирических стихов.
2. Обзор методики работы над лирическими стихами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы работы над лирическими произведениями.
1.1. Теоретические основы анализа художественного произведения в начальных классах.………………………………………………………………5
1.2. Литературоведческие основы изучения лирических произведений……..8
1.3 Психология восприятия лирических произведений младшими школьниками………………………………………………………………….13
Глава 2. Методические основы работы над лирическими произведениями.
2.1. Методические аспекты изучения лирики в школе и особенности восприятия детьми лирических произведений……………………………….18
2.2. Анализ лирического текста…………………………………………….....22
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курс. рус32.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Восточно-Казахстанский Государственный  Университет

Им. С. Аманжолова.

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Система работы по анализу лирических произведений

на уроках литературного чтения в начальной школе.

 

                                                                                          Выполнила:

                                                                                         студентка 3 курса

                                                                                       специальности ПиМНО

                                                                        Лапина Инесса

 

                                                                                         Проверила: 

                                                                                          преподаватель

                                                                                          методики русского языка                                                                                                

 

                                                                    Бенеш Н.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усть-Каменогорск

2008г.

Оглавление.

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы работы над лирическими произведениями.

1.1. Теоретические основы анализа художественного произведения в начальных классах.………………………………………………………………5

1.2. Литературоведческие основы изучения лирических произведений……..8

1.3 Психология восприятия лирических произведений младшими школьниками………………………………………………………………….13

 Глава 2. Методические основы работы над лирическими произведениями.

2.1. Методические аспекты изучения лирики в школе и особенности восприятия детьми лирических произведений……………………………….18

2.2. Анализ лирического текста…………………………………………….....22

Заключение……………………………………………………………………..31

Список литературы…………………………………………………………….32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Как отражение явлений  действительности в литературе было  бы неполным без лирического рода, так и школьное гуманитарное образование без изучения лирики не могло бы в полной  мере выполнить стоящую перед ним задачу – быть средством формирования всесторонне развитой личности.

      Лирическая  поэзия приобщает к духовному   богатству  народа,  формирует   их  нравственный  мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

      Являясь   высшим  выражением  духовной  культуры  народа,  она   играет  чрезвычайно  важную  роль   в   формировании   гуманистических   идеалов   и эстетических потребностей личности,  особенно  в  период  её  становления  и развития.  Особое значение лирики  заключается  в  её  способности  доходить  до  самых тайных глубин душевного мира ученика и оставлять в  нём  неизгладимый  след.

Многие методисты и  исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия, литературного и эмоционального развития школьников - постижение лирического текста.

Для эффективного изучения лирики в школе необходима определенная методическая система подготовки учащихся к восприятию, пониманию и интерпретации лирического произведения. С этой целью методика уроков по изучению лирики должна опираться на ряд условий, принципиально важных для реализации главной цели, ради которой и идёт работа над анализом лирического произведения.  Сложность приобщения школьников к поэтическим текстам, их равнодушие к поэтическому образу стиха, его музыке являются главной проблемой полноценного читательского восприятия при изучении лирики.

Вот  почему  и  теоретическая  разработка  проблем  лирического   творчества приобретает практическую значимость.

Однако проблема изучения лирических стихов в начальной школе  остаётся недостаточно разработанной.

      При  всей кажущейся простоте изучение  лирического произведения в   школе требует от  учителя   большого  литературоведческого  такта  и  методического мастерства. Ведь в лирическом произведении нет широкого  изображения  событий  или  действий  героев. Лирическая поэзия  отражает   жизнь  специфическими,  только  ей  доступными средствами. Поэтому попытка перенести  на  анализ  лирического  произведения методы и  приёмы  изучения  эпического  произведения  приводит  к  обеднению восприятия поэзии. Лирика  может  стать  средством  духовного  обогащения  и нравственного воспитания учащихся только в том случае,  когда  они  научатся понимать  её  идейно-эстетическое  богатство,  воплощенное  в  специфической форме лирического монолога. Этим обосновывается актуальность темы  курсовой работы.

Объектом исследования являются учащиеся младших классов в учебном процессе.

Предметом исследования является процесс формирования у учащихся способности к анализу лирического произведения на уроках литературного чтения.

Цель  курсовой  работы  -  изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме изучения младшими школьниками лирических произведений.

      Реализация  поставленной цели предполагает  решение следующих задач:

     1. Исследование  литературоведческих основ изучения  лирических стихов.

     2. Обзор методики работы над лирическими стихами.

     3. Раскрытие  особенностей восприятия лирических  произведений  младшими школьниками.

          Для  решения  поставленных  задач  использовались   следующие   методы исследования: анализ литературоведческой, психолого-педагогической  и  учебно-методической литературы; наблюдение за учебным процессом в школе.

 

 Глава 1. Теоретические основы работы над лирическими произведениями.

1.1 Теоретические основы анализа художественного произведения в начальных классах.

Объективным содержанием любого произведения является действительность, разные ей стороны, факты и проявления их во взаимодействиях. В художественном произведении жизнь представлена в образах. Образная форма отражения, как отмечается в литературоведении, является существенным отличием художественного произведения от научного. При этом под образом понимается, по словам Тимофеева Л.И. «обобщённое отражение действительности в форме единичного, индивидуального». Иначе говоря, для образного отражения характерны две ведущие черты: обобщённость и индивидуальность.

Необходимо также подчеркнуть, что в центре художественного  произведения находится человек во всей сложности его отношений с обществом и природой.

В литературном произведении, наряду с объективным содержанием, имеет место и всегда субъективная оценка автором событий, фактов, человеческих отношений и т.д. Эта субъективная оценка передаётся также через образ. Сам отбор жизненных ситуаций , в которых оказывается действующее лицо, его поступки, отношения с окружающими людьми и природой несут в себе авторскую оценку.

Приведённые выше положения  имеют большое теоретико-практическое значение для методики.

Во-первых, при организации  работы над художественным произведением  учитель в центре внимания ставит образ и авторское отношение  к изображаемому. Учащиеся постепенно подводятся к пониманию специфики образного отображения действительности.

Во-вторых, в любом  художественном произведении описываются  события определённого исторического  периода, а не жизнь людей вообще вне времени и пространства. Поэтому  правильное прочтение текста, правильное понимание мотивов поведения действующих лиц, достоверная оценка фактов и событий возможны  при условии исторического похода к изображаемому в произведении.  Применительно к начальным классам это означает, что, с одной стороны, необходимость краткого ознакомления учащихся со временем, которое нашло отражение в произведении, с другой – развитие у  учащихся оценочного подхода  к поступкам действующих лиц.

В – третьих, целесообразно  знакомить школьников с жизнью писателя, его взглядами (в доступной для их возраста форме и последовательности).

Оценка писателем жизненного материала составляет идейный стержень, идею художественного произведения, создаваемого на основе реальных жизненных  фактов. Идейная направленность произведения обусловлена мировоззрением писателя.

В  - четвёртых, при  анализе художественного произведения важно учить школьников понимать идейную направленность произведения, так как это необходимо для  правильного восприятия произведения, для формирования умений работать с текстом, для формирования мировоззренческих взглядов учащихся, их гражданских чувств. Воспитательная значимость произведения, сила его воздействия на читателя определяется его идейной направленностью.

Для правильной организации  работы над художественным произведением необходимо также исходить из положения о соотношении формы и содержания.  Форма литературного произведения шире специфики художественных средств изображения, она охватывает в целом способ изображения писателем действительности и в соответствии с идеей рассказывает о жизни, используя образную форму. В свою очередь, для создания того или иного образа писатель использует вполне определённые изобразительные средства, определяющие языковую форму, в наибольшей степени соответствующей сущности образа и максимально позволяющую передать его внутреннее содержание. Так форма и содержание вступают во взаимодействие. Это взаимодействие – довольно сложное явление и пронизывает все компоненты произведения, включая образы, композицию, сюжет, изобразительные средства. Не существует содержания без формы. Поэтому и при анализе  произведения в комплексе рассматриваются его конкретное содержание, образы, художественные средства изображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Литературоведческие основы изучения лирических произведений.

На специфичности лирики как особого искусства решительно  настаивал  в начале нашего  века  видный  теоретик  и  историк  литературы Д.Н.Овсянико-Куликовский. Из современных литературоведов  взгляд на лирику как  на  особое искусство последовательно развивает В.В.Кожинов (6). Как своеобразное и очень сложное искусство рассматривает лирическую поэзию Т.И. Сильман (20).

Признание за лирикой  статуса самостоятельного, хотя  и  тесно  связанного  с другими  видами  словесного  творчества,  искусства  ведет  к  необходимости определить ее место не только внутри литературного ряда, но и  среди  других искусств. В решении этого вопроса  пока  много  спорного  и  неясного.  Одни авторы без всяких оговорок относят лирическую поэзию к  числу  выразительных искусств (Г.Н.Поспелова, В.В.Кожинов, Т.И. Сильман), а другие рассматривают поэзию как самостоятельное искусство,  уделяя большое внимание изобразительных средствам языка (Т.И.Сильман, М.А.Палкин, А.А.Михайлов). В широком смысле  в настоящее время  в  лирику  включают   и   стихотворные,   и   прозаические произведения, пронизанные лирическим  мироощущение.  И,  тем  не  менее,  как замечает М.А.Палкин «когда говорят о лирике, то чаще всего  имеют  в виду  не лирическую прозу, а лирические стихи»(14,3).

       В  настоящее время термин «лирика»  имеет достаточно много  определений,  которые  можно  найти,  в   частности,  у  таких  авторов   как   Р.М.Вернер, Г.Л.Абрамович,  Ф.М.Головенченко, Т.И.Сильман и др. Эти определения  во многих   работах   получают   скорее  описательно-психологический,   нежели методологический характер.

      Г.Л.Абрамович  дает такое  определение лирики:  «Эпический  способ  был  основан   на  воспроизведении  внешнего  по отношению к  писателю  мира.  Лирический  -  на  непосредственном  выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями  жизни»(1,46). 

В работе Ф.М.Головенченко «Введение в литературоведение»  мы  встречаем  такое определение: «Лирика - поэзия, выражающая переживания, ощущения,  настроения человека…»(3, 260).

      Т.И.Сильман  дает определение произведениям  лирического жанра,  лирике: «…Лирика  моделирует  отношения  между   личностью  и  окружающим  миром  через парадигму субъективного  переживания и с установкой  на обнаружение  подлинной  сути этого переживаемого отношения»(20, 27).

      Такие   определения  (за  исключением   определения  Т.И.Сильман)  никак  нельзя  признать   соответствующими   действительности   и   методологически  убедительными. Получается, что эпический  писатель только изображает  внешний мир и не выражает своего  осмысления  этого  мира  и  своего  эмоционального отношения к нему,  а  писатель  лирический  только  выражает  свои  мысли  и чувства, но не изображает тех явлений внешнего мира, которые вызвали  в  нем эти мысли и чувства.

Информация о работе Система работы по анализу лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе