Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме изучения младшими школьниками лирических произведений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Исследование литературоведческих основ изучения лирических стихов.
2. Обзор методики работы над лирическими стихами.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы работы над лирическими произведениями.
1.1. Теоретические основы анализа художественного произведения в начальных классах.………………………………………………………………5
1.2. Литературоведческие основы изучения лирических произведений……..8
1.3 Психология восприятия лирических произведений младшими школьниками………………………………………………………………….13
Глава 2. Методические основы работы над лирическими произведениями.
2.1. Методические аспекты изучения лирики в школе и особенности восприятия детьми лирических произведений……………………………….18
2.2. Анализ лирического текста…………………………………………….....22
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….32
К тому же данные определения наводят на мысль о тождественности поэтических чувств с обычными переживаниями. Однако при всей своей кажущейся очевидности представление о лирике как о непосредственном выражении реальных жизненных чувств и переживаний, в сущности, далеко от истинности.
Следующий важный для нас вопрос - предмет и содержание лирики.
По традиции предметное содержание лирики ограничивается выражением лишь внутреннего мира художника, его авторской субъективности. Если для некоторых лирических произведений наличие объективно-изобразительных компонентов, действительно, не обязательно, то в целом она как искусство без познания и воспроизведения «внешних» явлений обойтись никак не может.
Наиболее
полно вопрос и об
Говоря
о лирике необходимо помнить,
что она не однородна.
Об этом необходимо помнить,
так как жанр определяет
Вопросу о выделении лирики среди литературных родов уделил внимание Г.Н.Поспелов. Он подходит к нему сточки зрения социального сознания(15,128). Г.Н.Поспелов считает, что как бы ни были различны виды лирических произведений и как бы ни сменялись они исторически в развитии всего литературного лирического рода, существенные свойства и закономерности последнего в его отличии от эпического, все же с наибольшей отчетливостью проявляются в медитативной лирике. Произведения медитативной лирики представляют собой воспроизведения тех или иных состояний и процессов внутреннего мира, которые имеют совершенно самостоятельное и самодовлеющее обобщающее значение. Существует также лирика собственно изобразительная, она может быть описательной или же повествовательной, чаще всего описательно-изобразительная. В большинстве случаев предметом познания и изображения в ней бывают виды природы или, иначе, «пейзажи». Пейзажная лирика, по определению Г.Н.Поспелова, – "это словесное искусство, и в ней находят свое особенное выражение все основные свойства искусства. Г.Н.Поспелов выделяет также еще одну разновидность лирики, которая имеет с описательной лирикой некоторые общие свойства, ее можно назвать лирикой «персонажной».
О видах лирики также говорится и в "Методике русского языка в начальной школе" Н.П.Каноныкина и Н.А.Щербаковой. Они полагают, что школьной работы важно различать живописную и психологическую лирику, которые, однако, редко встречаются в чистом виде, т.е. преобладает смешанный тип лирики (4).
Знания
о видах лирики необходимы
для организации правильной
Важное место в характеристике специфических особенностей лирики занимает лирическая образность, поскольку именно в художественных образах заключается основная загадка искусства. Некоторые авторы говоря об этом, употребляют термин "образ"(В.Ф.Огнев, Б.П.Городецкий), другие - "лирический герой" (Т.И.Сильман, Л.И.Тимофеев, Б.О.Корман). Г.Н.Поспелов предлагает называть субъекта лирической медитации «лирическим субъектом». Мы в дальнейшем будем пользоваться термином "лирический герой", так как он наиболее употребим в школе.
М.А.Палкин выделяет три разновидности лирического образа: образ – переживание; образ человека, которому принадлежит переживание; образы предметного мира вызывающие переживания. (14,16).
Особенностью стиха, являются ритмометрические свойства стиха. Лирика использует их сознательно и целенаправленно в гораздо большей степени, чем эпос. Вопросу ритма уделили внимание М.А.Палкин в работе "Лирика как искусство стихотворного слова", Т.И.Сильман в "Заметках о лирике", В.Ф.Огнев в "Книге про стихи".
Следующая особенность стиха, которую мы рассмотрим – строфа. В.Ф.Огнев определяет её так, "Строфа - ряд строк, завершающих синтаксическую мысль. Это законченное предложение. От точки до точки"(12, 256). Во всех учебниках и пособиях по поэтике строфа рассматривается с точки зрения рифмы.
Поскольку
основу лирики составляют образы-переживания,
лирическое высказывание
Таким образом, рассмотрев языковые средства, используемые в лирике, мы можем сделать следующий вывод: они очень разнообразны, необходимы, но не стоит забывать, что "Тропы, как и все в искусстве, могут и мешать и помогать раскрытию содержания. Вопрос в целесообразности, в чувстве меры, как верно заметил В.Ф.Огнев (12, 64).
1.3. Психология восприятия лирических произведений младшими школьниками.
Проблеме восприятия художественной литературы посвятила свою книгу
О.И.Никифорова. В «Психологии восприятия художественной литературы» в основном идёт речь о психологических особенностях процесса восприятия, его механизмах и условиях более глубокого, верного и тонкого восприятия литературы. Читателю процесс восприятия художественной литературы представляется простым, т.к., по мнению О.И.Никифоровой, «обычно он протекает непосредственно, и только в затруднительных случаях становятся осознанными те или иные операции воображения или умственные действия»(11,6).
В процессе восприятия художественной литературы О.И.Никифорова
различает три стадии. К первой стадии, она относит непосредственное восприятие произведения, т.е. «воссоздание и переживание образов произведений». Автор выделяет ведущие процессы, так, например, на этой стадии ведущим является процесс воображения.
Вторая стадия, по О.И.Никифоровой, - это понимание идейного содержания произведения. На этой стадии ведущим, как она считает, является мышление, но поскольку оно оперирует с тем, что было эмоционально пережито, оно не убивает эмоциональности восприятия произведения, а её углубляет.
Третья стадия восприятия литературы - влияние художественной литературы на личность читателей как результат восприятия произведения (11,8).
О.И.Никифорова выделила три основные стороны проблемы непосредственного восприятия художественной литературы: роль представлений в непосредственном восприятии литературного произведения, основные особенности процесса восприятия литературного произведения и механизм непосредственного восприятия литературного произведения.
Другая существенная
особенность восприятия
О.И.Никифорова также рассматривает механизм непосредственного
восприятия, она выделяет две его составляющих: механизм творческой и
эмоционально-волевой активност
О.И.Никифорова говорит и о многослойном анализе текста. «1 слой - анализ образных предложений, 2 - анализ крупных элементов художественного текста, 3- анализ приемов изображения литературных персонажей»(11,47).
О.И.Никифорова выделяет условия совершенствования непосредственного восприятия художественной литературы и овладения образным анализом художественного текста. 1. Возникновение у читателя потребности в этом (11,60). 2. Замедленное чтение с установкой на воссоздание образов, соответствующих тексту»(11,61).
На основе исследований о видах установки на понимание идеи литературных произведений, автор выявила у читателей три вида отношения к книге, которые по-разному сказываются на процессе понимания идеи. «Первый вид - это полное равнодушие читателя к произведению, когда он
ничего интересного для себя в нем не находит. Второй вид отношения к произведению - переживание значения его для познания действительности. Третий вид - открытие в них личностного смысла для себя»(11,79).
В результате исследования также были выявлены критерии, определяющие
эстетические оценки произведения. Это критерии образности, правдивости, эмоциональности, новизны или оригинальности, типичности и выразительности. На них подробно мы не будем останавливаться.
В своей книге О.И.Никифорова также говорит о трёх основных формах
воздействия художественной литературы на людей: 1 наслоение эмоционально-волевых импульсов от различных прочитанных книг, суммирование этих импульсов в итоговое воздействие художественной литературы на людей; 2. влияние героя произведения, который, формируя идеал и основные личностные установки того или иного читателя, становится для него конкретным воплощением этого идеала и этих основных личностных установок, конденсирует его жизненный опыт и мировоззрение. 3. частичное воздействие на читателя определенной книги. (11, 136)
Художественное восприятие - это глубоко творческий процесс, который поддается управлению и совершенствованию. О возможности влиять на восприятие художественного произведения указывает и А.М.Лисовский в пособии для учителя «Изучение лирики в школе».
Л.В.Тодоров в книге «Работа над стихом в школе» высказывает мысль о неспособности целостного восприятия художественной формы поэтического произведения у школьников до 13-15 лет. (22,33).
Л.В.Тодоров выделил три основных типа восприятия поэтических произведений. К первому типу, по его мнению, относятся дети, у которых развито чувство стиха. Второй тип учащихся он считает наиболее многочисленным, дети, относящиеся к этому типу, лучше или хуже воспринимают стихотворение после выразительного чтения (учителя, специально подготовленного ученика или мастера художественного слова в записи). И, наконец, к третьему типу автор относит учащихся, которые плохо воспринимают стихи. При этом он отмечает, что в числе таких учеников могут оказаться и хорошо занимающиеся по литературе.
Хотелось бы отметить, что уже в начальной школе дети неодинаково
воспринимают лирические стихи, поэтому можно сделать вывод, что восприятие лирики зависит не только от возрастной группы учащихся, но и от склада психики, от типа нервной системы.
В книге
«Взаимосвязь восприятия и
Исследованием зависимости восприятия лирики от возрастных групп
учащихся занимались З.Я.Рез, Н.Д.Молдавская, В.Г.Маранцман и др. Каждый их них шел своим путем, но результаты их работы во многом сходны. Так, например, исследователи сходятся на мысли, что до старших классов некоторые учащиеся стоят на ступени наивно-реалистического восприятия поэзии. «Однако различные уровни восприятия лирики учащимися заметны уже с 4 класса» (2,42)
Т.П.Сальникова в «Методике
обучения чтению» выделяет
1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или приближающихся к ним.
2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх и т.д.).
3. Формирование у учащихся