Система работы по анализу лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме изучения младшими школьниками лирических произведений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Исследование литературоведческих основ изучения лирических стихов.
2. Обзор методики работы над лирическими стихами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы работы над лирическими произведениями.
1.1. Теоретические основы анализа художественного произведения в начальных классах.………………………………………………………………5
1.2. Литературоведческие основы изучения лирических произведений……..8
1.3 Психология восприятия лирических произведений младшими школьниками………………………………………………………………….13
Глава 2. Методические основы работы над лирическими произведениями.
2.1. Методические аспекты изучения лирики в школе и особенности восприятия детьми лирических произведений……………………………….18
2.2. Анализ лирического текста…………………………………………….....22
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курс. рус32.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

      К тому  же  данные  определения  наводят   на  мысль  о  тождественности  поэтических  чувств  с  обычными  переживаниями.  Однако  при   всей   своей кажущейся  очевидности   представление  о  лирике  как   о   непосредственном  выражении реальных жизненных чувств и  переживаний,  в  сущности,  далеко  от истинности.

      Следующий  важный для нас вопрос - предмет  и содержание  лирики.

  По традиции предметное  содержание  лирики  ограничивается  выражением лишь внутреннего мира художника, его авторской субъективности. Если  для  некоторых  лирических  произведений   наличие   объективно-изобразительных компонентов, действительно, не обязательно, то в  целом  она как искусство без познания  и  воспроизведения  «внешних»  явлений  обойтись никак не может.

      Наиболее  полно вопрос и об особенностях  формы лирики  раскрыт в работе Т.И.Сильман: " …Лаконизм   высказывания   есть,   одно   из  существеннейших  –  никак   не   внешних,   а   внутренних   –   требований, предъявляемых  лирическому  стихотворению самой его жанровой  спецификой. Однако такая абсолютная  краткость…  мыслима лишь…в  чисто теоретической форме. Как только  состояние лирического героя обрело  выявленное  вовне словесное выражение,   оно   перестаёт   быть   «мгновением» " (20,145).

      Говоря  о лирике необходимо помнить,  что  она  не  однородна.  Об  этом необходимо помнить,  так как жанр определяет методику  работы  над  лирическим стихотворением.  Однако,  анализ  литературы  позволяет   сделать  вывод   об отсутствии деления  по  жанрам.  Лишь  в  работе  М.А.Палкина (14) мы  встречаем разграничение лирики по жанрам (элегия, лирическая сатира и её разновидности - фельетон и эпиграмма).

Вопросу о выделении  лирики среди литературных родов  уделил внимание Г.Н.Поспелов. Он   подходит к нему  сточки  зрения  социального  сознания(15,128). Г.Н.Поспелов считает, что как бы  ни  были  различны  виды  лирических произведений и как бы  ни  сменялись они исторически в развитии  всего литературного лирического рода,  существенные  свойства  и  закономерности последнего в его отличии от эпического, все  же  с  наибольшей  отчетливостью проявляются в медитативной лирике. Произведения медитативной лирики представляют  собой  воспроизведения тех  или  иных  состояний  и  процессов  внутреннего  мира,  которые   имеют совершенно  самостоятельное  и  самодовлеющее  обобщающее  значение. Существует также лирика собственно  изобразительная,  она  может  быть описательной   или   же   повествовательной,   чаще всего    описательно-изобразительная. В большинстве случаев предметом познания и  изображения  в ней  бывают  виды  природы  или,  иначе,  «пейзажи».  Пейзажная  лирика,  по определению Г.Н.Поспелова, – "это словесное искусство, и в ней находят  свое особенное выражение все основные свойства искусства. Г.Н.Поспелов выделяет также еще  одну  разновидность  лирики,  которая имеет с описательной лирикой некоторые  общие  свойства,  ее  можно  назвать лирикой «персонажной».

      О видах   лирики  также  говорится   и  в  "Методике  русского  языка  в начальной  школе"  Н.П.Каноныкина  и  Н.А.Щербаковой.  Они   полагают,   что школьной  работы  важно  различать  живописную  и  психологическую   лирику, которые,  однако,  редко  встречаются  в  чистом  виде,   т.е.   преобладает смешанный тип лирики (4).     

      Знания  о видах лирики необходимы  для организации правильной методической  работы при  работе с лирическими  произведениями. Говоря об особенностях  лирики, очень важно вспомнить  и о сюжете. Некоторые авторы  вообще отрицают  наличие сюжета  в лирической поэзии (Ревякин, В.В.Одинцов). Однако большинство исследователей считают, что лирическое произведение не может быть бессюжетным.

      Важное  место  в  характеристике  специфических  особенностей  лирики занимает лирическая образность, поскольку именно  в художественных  образах заключается основная  загадка   искусства. Некоторые авторы  говоря  об  этом,  употребляют  термин  "образ"(В.Ф.Огнев, Б.П.Городецкий),  другие - "лирический   герой" (Т.И.Сильман, Л.И.Тимофеев, Б.О.Корман). Г.Н.Поспелов  предлагает называть  субъекта  лирической   медитации   «лирическим   субъектом». Мы   в дальнейшем будем пользоваться  термином  "лирический  герой",  так как он наиболее употребим в школе.

  М.А.Палкин  выделяет  три разновидности лирического  образа:  образ  –  переживание;  образ  человека, которому  принадлежит  переживание;  образы  предметного   мира   вызывающие переживания. (14,16).

  Особенностью стиха,  являются ритмометрические  свойства  стиха.  Лирика  использует  их   сознательно   и целенаправленно в гораздо большей степени, чем эпос. Вопросу  ритма  уделили внимание М.А.Палкин в работе "Лирика  как  искусство  стихотворного  слова", Т.И.Сильман в "Заметках о лирике", В.Ф.Огнев в "Книге про стихи".

Следующая особенность стиха, которую мы рассмотрим – строфа. В.Ф.Огнев определяет её так, "Строфа -  ряд  строк,  завершающих  синтаксическую  мысль.  Это законченное предложение. От точки до точки"(12, 256). Во всех учебниках и пособиях по поэтике строфа рассматривается с точки зрения рифмы.

      Поскольку   основу  лирики  составляют  образы-переживания,  лирическое высказывание всегда  тяготеет к повышенной  эмоциональности   и  экспрессивной напряженности.  Эти качества  лирической  речи  оформляются  соответствующими  средствами словаря, синтаксиса, интонации и фонетики.  Художественно-образное   мышление   создаёт   и   широко использует  язык  иносказаний,  называемых  тропами:  сравнения,   метафоры, метонимии, гиперболы и пр. Изобразительным  средствам  языка уделили внимание в своих работах Т.И.Сильман, М.А.Палкин, А.А.Михайлов.

Таким образом, рассмотрев языковые средства, используемые  в  лирике, мы можем сделать следующий  вывод: они очень разнообразны, необходимы, но  не стоит забывать, что "Тропы,  как  и  все  в  искусстве,  могут и мешать  и помогать раскрытию содержания. Вопрос в целесообразности, в чувстве меры, как верно заметил В.Ф.Огнев (12, 64).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Психология восприятия лирических произведений младшими школьниками.

Проблеме восприятия  художественной  литературы  посвятила  свою  книгу

О.И.Никифорова.  В  «Психологии  восприятия художественной  литературы» в основном идёт речь о психологических особенностях процесса  восприятия,  его механизмах  и  условиях  более  глубокого,  верного  и  тонкого   восприятия литературы.   Читателю   процесс   восприятия   художественной    литературы представляется  простым,  т.к.,  по  мнению  О.И.Никифоровой,   «обычно   он протекает непосредственно, и только  в  затруднительных  случаях  становятся осознанными   те   или   иные   операции    воображения    или    умственные действия»(11,6).

    В  процессе   восприятия   художественной   литературы   О.И.Никифорова

различает  три  стадии.  К  первой  стадии,  она  относит   непосредственное восприятие   произведения,   т.е.   «воссоздание   и   переживание   образов произведений». Автор выделяет  ведущие  процессы,  так,  например,  на  этой стадии  ведущим  является   процесс   воображения.  

    Вторая стадия, по О.И.Никифоровой, - это понимание  идейного  содержания произведения. На этой стадии ведущим, как она  считает,  является  мышление, но поскольку оно оперирует с тем, что было  эмоционально  пережито,  оно  не убивает эмоциональности восприятия произведения, а её углубляет.

    Третья стадия  восприятия литературы - влияние  художественной литературы на личность читателей как результат восприятия произведения (11,8).

О.И.Никифорова выделила три основные стороны проблемы непосредственного восприятия художественной литературы: роль представлений в  непосредственном восприятии  литературного  произведения,   основные   особенности   процесса восприятия   литературного   произведения   и   механизм   непосредственного восприятия литературного произведения.

 Другая существенная  особенность восприятия художественной  литературы  - это эмоционально-волевые переживания читателей (11,15). Автор выделяет  три их основных вида: 1. внутренние волевые действия и переживания  за  героев  литературного произведения; 2 . личные читательские эмоционально-волевые  реакции; 3. переживания,   которые   «вызываются   восприятием   через произведение личности автора». Все три вида эмоционально-волевых переживаний сосуществуют в восприятии произведения и взаимосвязаны.

    О.И.Никифорова   также   рассматривает    механизм    непосредственного

восприятия,  она  выделяет  две  его  составляющих:  механизм  творческой  и

эмоционально-волевой активности, и механизм образного анализа художественного  текста.  Они  внутренне   связаны,   находятся   в   тесном взаимодействии друг с другом.

  О.И.Никифорова говорит и о многослойном анализе текста. «1 слой  - анализ   образных   предложений, 2  -   анализ   крупных   элементов художественного текста, 3-  анализ  приемов изображения литературных персонажей»(11,47).

    О.И.Никифорова  выделяет  условия  совершенствования   непосредственного восприятия  художественной  литературы   и   овладения   образным   анализом художественного  текста. 1. Возникновение у читателя потребности в этом (11,60). 2. Замедленное чтение с установкой на воссоздание образов, соответствующих тексту»(11,61).

    На основе  исследований о видах  установки на  понимание идеи литературных произведений, автор выявила у читателей три вида  отношения к книге, которые по-разному сказываются на процессе понимания идеи. «Первый вид - это полное равнодушие читателя к произведению,  когда  он

ничего интересного  для себя в нем не находит. Второй вид отношения к произведению  -  переживание  значения  его  для познания действительности. Третий вид - открытие в них личностного смысла для себя»(11,79).

В результате исследования также были  выявлены  критерии,  определяющие

эстетические оценки  произведения.  Это  критерии  образности,  правдивости, эмоциональности, новизны или оригинальности, типичности  и  выразительности. На них подробно мы не будем останавливаться.

    В своей  книге О.И.Никифорова  также   говорит  о  трёх  основных  формах

воздействия художественной литературы на людей: 1 наслоение  эмоционально-волевых  импульсов  от  различных  прочитанных   книг,   суммирование   этих импульсов в итоговое воздействие художественной литературы на людей; 2. влияние героя произведения, который, формируя идеал и основные  личностные  установки того или иного читателя, становится для него  конкретным  воплощением  этого идеала и этих основных  личностных  установок,  конденсирует  его  жизненный опыт  и мировоззрение. 3. частичное воздействие на читателя определенной книги. (11, 136)

Художественное восприятие - это  глубоко  творческий  процесс,  который поддается  управлению  и  совершенствованию.   О   возможности   влиять на восприятие художественного произведения указывает и А.М.Лисовский в  пособии для учителя «Изучение лирики в  школе».

    Л.В.Тодоров  в книге «Работа над стихом  в  школе» высказывает мысль о неспособности  целостного  восприятия  художественной   формы   поэтического произведения  у  школьников  до  13-15  лет. (22,33).

    Л.В.Тодоров   выделил   три   основных   типа   восприятия   поэтических произведений. К первому типу, по  его  мнению,  относятся  дети,  у  которых развито чувство стиха. Второй  тип  учащихся он считает наиболее многочисленным, дети,  относящиеся  к  этому  типу,  лучше   или   хуже   воспринимают стихотворение   после    выразительного    чтения    (учителя,    специально подготовленного ученика или мастера  художественного  слова  в  записи).  И, наконец, к третьему типу автор относит учащихся, которые плохо  воспринимают стихи. При этом он отмечает, что в числе таких учеников  могут  оказаться  и хорошо занимающиеся по литературе.

    Хотелось бы  отметить,  что  уже  в   начальной  школе  дети  неодинаково

воспринимают лирические стихи, поэтому можно сделать  вывод,  что  восприятие лирики зависит не только от возрастной  группы  учащихся,  но  и  от  склада психики, от типа нервной системы.

    В книге  «Взаимосвязь восприятия и анализа  художественных произведений в процессе изучения литературы в школе» А.В.Терлова говорит  о  важности  живых связей «объективного и  субъективного,  личного  и  общественного  в  образе лирического  переживания,  поскольку  объективные  явления  действительности воссоздаются в форме  субъективного  переживания». 

    Исследованием   зависимости  восприятия  лирики  от   возрастных   групп

учащихся занимались З.Я.Рез, Н.Д.Молдавская, В.Г.Маранцман и др.  Каждый  их них шел своим  путем,  но  результаты  их  работы  во  многом  сходны.  Так, например, исследователи сходятся на мысли, что до старших классов  некоторые учащиеся стоят на ступени наивно-реалистического восприятия поэзии.  «Однако различные уровни  восприятия  лирики  учащимися  заметны  уже  с  4  класса» (2,42)

    Т.П.Сальникова в «Методике  обучения чтению» выделяет условия,  влияющие на восприятие пейзажной лирики:

1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским  или приближающихся к ним.

2. Развитие у учащихся внимания  к  переживаниям  героев,  настроению  и  чувствам.  Целенаправленная  работа  над  обогащением  лексики  детей словами,  обозначающими  чувства  и  оттенки  чувств,   состояние   и настроение (радость, страх и т.д.).

3. Формирование у учащихся творческого  воссоздающего настроения.

Информация о работе Система работы по анализу лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе