Система работы по анализу лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме изучения младшими школьниками лирических произведений.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Исследование литературоведческих основ изучения лирических стихов.
2. Обзор методики работы над лирическими стихами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы работы над лирическими произведениями.
1.1. Теоретические основы анализа художественного произведения в начальных классах.………………………………………………………………5
1.2. Литературоведческие основы изучения лирических произведений……..8
1.3 Психология восприятия лирических произведений младшими школьниками………………………………………………………………….13
Глава 2. Методические основы работы над лирическими произведениями.
2.1. Методические аспекты изучения лирики в школе и особенности восприятия детьми лирических произведений……………………………….18
2.2. Анализ лирического текста…………………………………………….....22
Заключение……………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………….32

Файлы: 1 файл

курс. рус32.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)
  • Кому посвящено это стихотворение? Почему?
  • Как относится автор к няне?
  • Не удивительно ли, что так пишет барин о крепостной крестьянке?
  • В чем он уверен, думая о ней? Почему вы так думаете?
  • Как можно понять выражение "горюешь, будто на часах"?
  • Какая из картин представляется вам?
  • Только ли любовь и сочувствие к няне чувствуете вы в этом стихотворении?
  • Какое чувство мучает поэта?
  • Почему поэт обрывает себя, не заканчивает стихотворение?

Если дети последовательно отвечают на вопросы, то понимают, как поэт любит эту старую женщину, как жалеет ее, называет "голубкой" свою крепостную крестьянку, как видит образ няни до мельчайших деталей ("спицы медлят в наморщенных руках"), чувствует ее душевное состояние, тоску, разделяет ее предчувствия (может быть, поэтому и не заканчивает стихотворения?).

Проанализируем с помощью  системы вопросов текст стихотворения  С.Есенина.

Поет зима – аукает, 
Мохнатый лес баюкает 
Стозвоном сосняка. 
Кругом с тоской глубокою 
Плывут в страну далекую 
Седые облака. 
А по двору метелица 
Ковром шелковым стелется, 
Но больно холодна. 
Воробышки игривые, 
Как детки сиротливые, 
Прижались у окна. 
Озябли пташки малые, 
Голодные, усталые, 
И жмутся поплотней. 
А вьюга с ревом бешеным 
Стучит по ставням свешенным 
И злится все сильней. 
И дремлют пташки нежные 
Под эти вихри снежные 
У мерзлого окна. 
И снится им прекрасная, 
В улыбках солнца ясная 
Красавица весна.

Вопросы для анализа.

  • Чем отличается первоначальный вариант первых строк стихотворения от окончательного варианта:

Пришла зима холодная, 
Подула вьюга грозная, 
Застынула река...

  • Найдите слова, рисующие образ зимы, в первых двух строчках стихотворения. Эти слова взяты из жизни природы или людей? Найдите еще подобные слова в тексте. Что можно сказать об отношении автора к природе?
  • Вначале С.Есенин назвал стихотворение "Воробышки". Сохранился ли этот образ? Остался ли он главным, центральным, самым важным для автора или нет?
  • Как нарисованы птицы, какими словами автор передает свое отношение к ним? Почему он к ним так относится? Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателя?
  • Образы зимы и весны придуманы автором или они еще где-то вам встречались?
  • Какие слова и выражения С.Есенина вам особенно понравились? Почему?

Для более глубокого  понимания целого ряда стихотворений  необходимо знать обстоятельства жизни  автора. Особенно это касается поэтов Серебряного века: А.Блока, И.Бунина, К.Бальмонта, Б.Пастернака. Например, для более точного восприятия детьми стихотворения И.Бунина "Детство" им нужно рассказать о том, что происходил Иван Алексеевич Бунин из старинного дворянского рода. Детство его прошло в дворянской усадьбе, "осененной старыми липами", где буквально царил дух Пушкина, особенно страстно поддерживаемый матерью Бунина. Мать читала детям его стихи "певуче и медленно, на старомодный лад". Воспоминания о детстве поэт сам называл "сладчайшими", наверное, еще и потому, что род Буниных обеднел, усадьба была разорена, да и сам поэт вынужден был уехать за границу. После такого предисловия можно читать и анализировать само стихотворение И.Бунина.

ДЕТСТВО

Чем жарче день, тем сладостней в бору 
Дышать сухим смолистым ароматом, 
И весело мне было поутру 
Бродить по этим солнечным палатам! 
Повсюду блеск, повсюду яркий свет, 
Песок – как шелк!.. Прильну к сосне корявой 
И чувствую: мне только десять лет, 
А ствол – гигант, тяжелый, величавый. 
Кора груба, морщиниста, красна, 
Но так тепла, так солнцем вся прогрета! 
И кажется, что пахнет не сосна, 
А зной и сухость солнечного света.

Вопросы и  задания

  • Подчеркните слова, которыми автор рисует картину (одним цветом) и передает настроение (другим цветом).
  • Автор вспоминает о былом или рассказывает о том, что с ним происходит сейчас?
  • Нарисуйте картины, которые вам представились отчетливо.
  • Расскажите, что вы чувствовали, читая стихотворение И.Бунина.
  • Как вы понимаете выражения "солнечные палаты", "ствол – гигант", "кора груба"? Найдите в тексте слова, помогающие объяснить их.

Технология анализа через систему вопросов и заданий – традиционна и, на наш взгляд, явно репродуктивна, ведь вопросы и задания детям задает учитель и в процессе анализа приводит их тому, что сам видит в тексте. Конечно, и ученики работают над текстом, ищут в нем ответы на вопросы, выполняют задания, вдумываются, всматриваются в картины, которые им представляются, рассказывают о них. Но, говоря о развитии ребенка, понимая его как переход со ступеньки на следующую ступеньку литературного образования, учитель должен отдавать себе отчет в том, что читательское развитие – это способность воспринимать и понимать тексты любой сложности, в том числе и те, с которыми столкнет учеников жизнь уже за пределами школы. А это значит, что нашего ученика-читателя, который будет жить в XXI веке, надо обучить универсальной технологии анализа художественного текста, чтобы он смог воспринять новейшую литературу, тем более что и литература тоже развивается. Эту задачу можно с успехом решать в работе с поэзией XX века.

Поэзия начала XX века, так называемый Серебряный век русской поэзии, сложная, может быть, в чем-то даже непонятная. В работе с такой поэзией более подходит еще один технологический прием анализа лирики – медленное чтение с остановками на "непонятных" словах.

ЧЕРЕМУХА

Черемуха душистая 
С весною расцвела (1) 
И ветки золотистые, 
Что кудри, завила. (2) 
Кругом роса медвяная (3) 
Сползает по коре, (4) 
Под нею зелень пряная (5) 
Сияет в серебре. 
А рядом, у проталинки, 
В траве, между корней, 
Бежит, струится маленький 
Серебряный ручей. (6) 
Черемуха душистая, (7) 
Развесившись, стоит, 
А зелень золотистая 
На солнышке горит. (8) 
Ручей волной гремучею (9) 
Все ветки обдает 
И вкрадчиво под кручею 
Ей песенки поет.

(С.Есенин)

Вопросы и  задания

(1) Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему автор говорит: "с весною расцвела", а не "весною"? 
(2) Почему такое сравнение? 
(3) Почему у поэта роса цвета меда? 
(4) Автор говорит, что "роса сползает по коре". А если бы поэт сказал "стекает", была бы другая картина? 
(5) Что означает слово "пряная"? Почему оно применимо к черемухе? (Запомним цвет этой картины – серебряный!) 
(6) Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет? 
(7) Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как вначале? Почему? 
(8) Черемуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине. А теперь? Почему? 
(9) А ручей – такой же? (Хотя какой же он ручей, если у него волна, да еще гремучая!) Каким он стал? Почему?

Толкование этого текста, такого знакомого и, кажется, такого простого, оказывается, требует достаточных усилий, причем прежде всего работы воображения, умения представить во всех деталях картину. 
Опишем поэтапно технологию работы над стихотворением С. Есенина.

1. Первичное чтение текста с ориентировкой учеников на то, чтобы они постарались в своем внутреннем видении представить картину. Задание: "Нарисуйте то, что вы увидели". В большинстве случаев на рисунках детей отсутствуют детали, у некоторых вообще нет ручья, то есть они при первом чтении этот образ не увидели. (Можно прочитать текст второй раз, особенно если дети сами просят и если действительно многие не увидели ручья.) 2. Медленное чтение текста с анализом системы образов и "ключевых" слов. Слова объясняются (почему автор именно этот эпитет, метафору, сравнение подыскал). Эти слова подчеркнуты в нашем тексте. К ним написаны вопросы. 3. Загадка этого текста в том, что в нем две картины, причем разделенные временем. Особенно это ясно видно в образе ручья; сначала – "струится маленький", да еще и рифмуется с "проталинкой", а потом его "гремучая волна" обдает все ветки черемухи ("Это прямо море какое-то!" – сказали дети). Да и отношения с черемухой изменились: то он просто был рядом с ней, а потом – "вкрадчиво под кручею ей песенки поет". Наличие двух картин подтверждается еще и тем, что сам автор снова говорит: "черемуха душистая", как бы заново всматриваясь в нее. А она уже другая: "развесившись стоит", уже не в "серебре", а в золоте "на солнышке горит". Эти изменения дети объяснили тем, что прошло время, черемуха распустилась, расцвела, и ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды. Так мы выходим с детьми на понятие времени в тексте, учим их видеть развитие лирического сюжета, сопряженность пространственных и временных отношений в художественном произведении. 4. Возвращаемся к первым рисункам, оцениваем их, и дети сами приходят к выводу, что надо нарисовать два разных рисунка, что в рисунке можно запечатлеть лишь один момент, а поэт рисует картину в движении.

Надо сказать особо  и о роли такого методического  приема, как выразительное чтение. Им должна начинаться и заканчиваться работа над каждым стихотворением.

Заключение.

В проведенной работе были раскрыты многие вопросы, касающиеся изучения лирических произведений  в начальной школе.  В частности,  была  сделана попытка  рассмотреть  лирику,   как   особый   вид   искусства со   своими особенностями. Были рассмотрены характерные черты лирических  стихотворений, взгляд на лирику литераторов и методистов.

      Раскрытие  теоретического вопроса позволило  лучше узнать  о  подходе   к

методике работы над лирическими стихами, ведь без основ теории нельзя  вести разговор   о   правильно    поставленной    работе    над    художественными произведениями.

В данной курсовой работе так же были представлены основные приёмы работы над лирическими произведениями, проиллюстрированные примерами. Таким образом, мы пришли к выводу, что существуют различные подходы и приёмы работы с лирическими произведениями, такие как:

  • первоначальное ознакомительное чтение, повторное чтение текста с целью уточнения деталей картины и характера переживания;
  • медленное, филологическое чтение с выявлением и осмыслением изобразительно-выразительных средств;
  • устное словесное рисование представившихся картин (или рисунок) как способ проявления зрительного образа, формирующегося в сознании читателя;
  • структурно-образная схема (система образов произведения);
  • работа над выразительным чтением (как путь и результат анализа).

И использование того или иного приёма при анализе  обусловлено рядом причин, к примеру, таких как: учёт возрастных и психологических особенностей учащихся; учёт их теоретических знаний о таком специфическом жанре, как лирика; сам материал лирического текста, который подсказывает направление анализа и т. д.

Список литературы.

1. Абрамович Г.Л. Введение  в литературоведение. – М.,1979.-325с.

2. Взаимосвязь восприятия и анализа худ. произведений в процессе  изучения литературы в школе. - М., Издат. МГУ, 1990. - 148с.-120

3. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. - М.,1979.-318с.

4. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А.  Методика  русского  языка  в начальной школе. –Л.: Учпедгиз, 1950.-518с.

5. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят…».  Кн.  для учителя.  -  М.,

    Просвещение, 1991. - 173с.-121

6. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 века. – М.,1978.-304с.

7.  Маранцман В.Г.  Анализ  литературного произведения  и   читательское

    восприятие  школьников. - Л., Учпедгиз., 1974. - 211с.-116

8. Медведев  В.П.  Изучение  лирики  в школе:  Кн.  для учителя.  -  М.,

    Просвещение, 1985. - 208с.-43

9. Михайлов А.А. Азбука стиха. – М.: Мол. гвардия, 1982.-319с.

10. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. -  М.,«Книга», 1972. - 168с.-123

11. Никифорова О.И. Восприятие  художественной литературы школьниками. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1959. - 85с.-118

12. Огнев В.Ф. Книга про стихи.  Заметки,  наблюдения,  выводы.  – М.,  "Сов.писатель", 1963.

13.  Основы  методики  начального  обучения  русскому  языку.   /Под   ред.

    Н.С.Рождественского. - М., "Просвещение", 1965.-534с.

14.  Палкин  М.А.  Лирика  как искусство стихотворного слова.  – Минск:

    Высш.шк., 1986.-270 с.

15. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. – М.,1974.-325с.

16. Рамзаева Т.Г., Львов  М.Р. Методика обучения русскому  языку в начальных классах  . – М., Просвещение, 1979 . - 431с.

17.  Редозубов С.П.  Методика  русского  языка  в  начальной  школе.  – М.,

    Учпедгиз, 1954.-288с.

18.  Рождественский  Н.С.,  Кустарева В.А.  Методика  начального  обучения

    русскому языку.  – М., "Просвещение", 1965.-348с.

19. Сальникова Т.П. Методика  обучения  чтению:  учеб.-метод.  пособие для

    преп. и студ. пед. учеб. завед. - М., Просвещение, 1996. - 154с.-111

20. Сильман Т.И. Заметки о лирике. – Л.: "Сов. писатель". Ленингр.  отд-ние,

    1977.-223с.

21.Тимофеев Л.И. Основы  теории литературы. – М.,1976

22. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе.  - М.,  Просвещение,  1965.  -

    184с.-55

23. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе. - Куйбышев,  1974.  -

    115с.-119.




Информация о работе Система работы по анализу лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе