Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель:
- поиск развивающего содержания и эффективности использования игры в ознакомлении с многообразием живой природы в системе экологического образования и воспитания старших дошкольников.
Объект исследования:
- процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о многообразии живой природы.
Предмет исследования:
- система игр как эффективное средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Научные психолого-педагогические основы проблемы формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста
1.1 Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста
1.2 Многообразие живой природы в содержании комплексных и парциальных экологических программ
1.3Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы
1.4Психолого-педагогические особенности взаимодействия с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
2.1Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников(констатирующий эксперимент)
2.2 Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

диплом 2 (1).docx

— 65.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава I. Научные психолого-педагогические основы проблемы формирования экологических  знаний о многообразии живой природы  у детей дошкольного возраста

1.1 Игра как средство  формирования элементарной системы  экологических знаний у детей  дошкольного возраста

1.2 Многообразие живой  природы в содержании комплексных  и парциальных экологических  программ

1.3Методические особенности  ознакомления старших дошкольников  с многообразием живой природы

1.4Психолого-педагогические  особенности взаимодействия с  родителями по экологическому  развитию детей старшего дошкольного  возраста

Глава II. Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы  у детей старшего дошкольного  возраста посредством игры

2.1Обследование и анализ  уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников(констатирующий эксперимент)

2.2 Система организации  формирования знаний о многообразии  живой природы у старших дошкольников (формирующий эксперимент)

2.3 Контрольный эксперимент  и его результаты

Заключение

Используемая литература

Приложение

 

Введение

Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времен и народов  отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

Но, пожалуй, никогда она  не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла  над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью,одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения  возникла, в первую очередь, в связи  с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого  общества и природы. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической  опасностью, вызванной деятельностью  человека в природе, ростом промышленного  производства, использованием природных  ресурсов без учёта экологических  и биологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения  планеты.

Анализируя особенности  взаимодействия человеческого общества и природы, учёные пришли к выводу о том,что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы – научно-обоснованному и гуманистически ориентированному,человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности человека к природе.

Современные проблемы взаимоотношений  человека с окружающей средой могут  быть решены только при условии формирования их экологической грамотности и  культуры, понимания необходимости  реализации принципов устойчивого  развития, это породило новое направление  в образовании – экологическое.

С принятием законов РФ "Об охране окружающей природной  среды" и "Об образовании" созданы  предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования  населения.

Настоящее время – это  период становления экологического образовательного пространства. Это  период выработки новых понятий: "экологическое сознание", "экологическое  мышление", "экологическая культура", "непрерывное экологическое образование" и многих других, в том числе  и понятия "экологическое воспитание дошкольников". В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и  молодёжи.

Таким образом, в наши дни, когда мир находится на грани  экологической катастрофы и под  угрозой будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование является одной из актуальных проблем современности.

Разумное отношение к  природе, окружающему миру должно стать  одним из критериев оценки нравственности человека.

Наиболее благоприятным  периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст.

Маленький ребёнок познаёт  мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру,научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу,воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом будет зависеть от взрослых, участвующих в его воспитании.

Для детей дошкольного  возраста важное значение имеет экологическое воспитание. В этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека и экологической культуры личности,это является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс.

Экологически воспитанная  личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью  в природе, гуманным, природоохранным  отношением.

Результатом экологического воспитания является экологическая  культура личности. Составные экологической  культуры личности дошкольников –  это элементарные знания о природе  и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту.

Одним из залогов успешного  экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости  и отзывчивости детей. Такой деятельностью  в дошкольном воспитании является игра, которую мы рассматриваем как  важное средство, формирования экологической  направленности личности ребёнка.

Игра – это ведущая  деятельность дошкольного периода, и под её влиянием формируется  личность ребёнка.

Психолого-педагогическими  исследованиями установлено, что игра является своеобразной формой отношения  ребёнка к тому содержанию, которое  в ней воплощается. Посредством  игры происходит более эффективное  усвоение знаний. Создавая положительные  эмоции,игра оказывает стимулирующее влияние на умственную активность дошкольников, что и станет условием более эффективного их обучения. ( Р.И.Жуковская, С.Л. Новосёлова,

Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательных и занимательных  начал), экологические игры предоставляют  детям возможность оперировать  заключёнными в их содержании знаниями. (В.А. Дрязгунова, Л.П. Молодова, О. Газина).

Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство  в природу может повлечь за собой существенные проблемы.

Значимость проблемы и  недостаточная разработанность  системы ознакомления с живой  природой обусловили выбор темы квалификационной работы: "Игра как средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста".

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить противоречие между целесообразностью экологического воспитания и образования дошкольников посредством игры и недостаточной  разработанностью системы игровых  заданий, используемых в различных  видах деятельности.

Общая характеристика работы.

Цель:

- поиск развивающего содержания  и эффективности использования  игры в ознакомлении с многообразием  живой природы в системе экологического  образования и воспитания старших  дошкольников.

Объект исследования:

- процесс формирования  у детей старшего дошкольного  возраста знаний о многообразии  живой природы.

Предмет исследования:

- система игр как эффективное  средство формирования экологических  знаний о многообразии живой  природы.

Задачи исследования:

- изучить,проанализировать и систематизировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- проанализировать педагогические  условия, созданные в группе  детей старшего дошкольного возраста;

- разработать систему  диагностических заданий для  выявления уровня экологических  знаний о живой природе для  детей старшего дошкольного возраста;

- разработать систему  экологически ориентированных игр  для детей шестого года жизни;

- определить наиболее  эффективные методы и приёмы  руководства играми в системе  экологического воспитания детей  дошкольного возраста.

Гипотеза:

Игра может быть эффективным  средством формирования экологических  знаний о многообразии природы у  старших дошкольников при соблюдении следующих педагогических условий:

- специального отбора  привлекательных для детей этого  возраста игр и насыщение их  экологически значимым содержанием;

- включения игры в различные  виды деятельности детей: наблюдение, труд, эксперимент и др.

- использования разнообразных  педагогических методов и приёмов,  обеспечивающих стимуляцию детей  к самостоятельной игровой деятельности  и проявлению творчества;

- учёта особенностей развития  игровой деятельности данной  группы, индивидуальных особенностей  детей.

В исследовании были использованы разные педагогические методы исследования:

- теоретический анализ  психолого-педагогической литературы;

- изучение и анализ  педагогической документации;

- наблюдение за педагогическим  процессом;

- эксперимент;

- анализ детской речи  и продуктов деятельности;

- статистическая обработка  полученных данных.

Экспериментальная работа проведена  на базе МДОУ комбинированного вида № 85 "Гвоздика",работающего по программе "Детство". Адрес – проезд Полбина, 30А.

Эксперимент проводился с2005 по 2006г. В нём участвовало 20 детей  шестого года жизни:

- в формирующей группе 10детей, из них 3 девочки и  7 мальчиков;

- в контрольной группе 10детей, из них 7 девочек и  3 мальчика.

Список детей формирующей  группы:

1. Полина Н.

2. Юра Д.

3. Руслан К.

4. Павел Р.

5. Саша С.

6. Настя А.

7. Андрей Ю.

8. Ксюша В.

9. Саша А.

10.Слава Ш.

Список детей контрольной  группы:

1. Аня К.

2. Арина О.

3. Аня Р.

4. Ксюша Т.

5. Олег К.

6. Матвей С.

7. Антон Г.

8. Даша К.

9. Люда Р.

10. Лайли К.

 

ГлаваI. Научные психолого-педагогические основы проблемы формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста

1.1 Игра как средство  формирования элементарной системы  экологических знаний у детей  дошкольного возраста

Изучение происхождения  игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра – образное, действенное  отражение жизни, она возникла из труда,и готовит молодое поколение к труду.

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения игровых  действий, роли, способностью перевоплощаться  в образ дети создают игру. В  играх нет реальной обусловленности  обстоятельствами, пространством, временем.

Дети – творцы настоящего и будущего. В этом обаяние игры. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель – играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и  при сохранении в ней непосредственности жизни детей.

В последние годы на игровую  деятельность дошкольников обращали пристальное  внимание ведущие психологи. В этой связи необходимо упомянуть исследования Д.Б.Эльконина о социальной природе и механизме становления сюжетно-ролевой игры в онтогенетическом развитии ребёнка. Учёный сумел установить, что игровая деятельность ребёнка, многие аспекты которой ещё не использованы в педагогическом процессе, влияет на его психическое, в частности на интеллектуальное и нравственно-волевое развитие. На этот момент указывают и исследования А.В.Запорожца (32, с. 215).

Вот эта позиция целесообразности использования игры в обучении вывела исследователей на проблему разработки игр, цель которых – обеспечить детям  условия для усвоения различных  знаний, условия для развития умственных умений и навыков. С помощью игр  решаются разные учебные задачи: формируются  навыки умственной деятельности,умение использовать приобретённые навыки в новой ситуации. Игра – форма организации обучения, метод закрепления знаний, средство воспитания. Однако любое произвольное изменение структурных элементов игры разрушает её, превращая в систему ограничений.

Ж.Пиаже "критически рассмотрев" некоторые теории игры, даёт свою интерпретацию игры, исходя из структуры мышления ребёнка. Выделяет три основные, связанные в один ряд структуры игры: игра – управление, символическая игра и игра с правилами. Все они сходны в том, что являются формами поведения, в которых преобладает ассимиляция. Их различия в том, что на каждом этапе развития действительность ассимилирует разными схемами. Указывает, что упражнения, символы и правила являются тремя последовательными этапами, которые характеризуют большие классы игр с точки зрения их умственных структур. Какова структура мысли ребёнка на том или ином этапе развития, такова и его игра, ибо игра есть не что иное, как ассимиляция действительности в соответствии со структурой мысли.

Ж. Шато уделяет много  внимания анализу игр с правилами, в которых элементы волевого поведения,преодоления трудностей, социальные утверждения через подчинение правилам представлены очень реально. Однако, исследовав этот тип игры, Шато распространил их понимание на все виды игр, в частности и на имитационные игры.

Информация о работе Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игр