Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель:
- поиск развивающего содержания и эффективности использования игры в ознакомлении с многообразием живой природы в системе экологического образования и воспитания старших дошкольников.
Объект исследования:
- процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о многообразии живой природы.
Предмет исследования:
- система игр как эффективное средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы.
Введение
Глава I. Научные психолого-педагогические основы проблемы формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста
1.1 Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста
1.2 Многообразие живой природы в содержании комплексных и парциальных экологических программ
1.3Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы
1.4Психолого-педагогические особенности взаимодействия с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
2.1Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников(констатирующий эксперимент)
2.2 Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Примерами игр,разработанных О.Газиной могут служить следующие: "Угадай, какой ты зверь", "Назови меня", "Хищник-добыча", "Пищевые цепочки", "Снятие копий", "Лима и зайцы", "Заячья тропинка".
Л.П.Молодова (9, с. 43)широко использует разнообразные игры на экологических занятиях ("Игровые экологические занятия с детьми", Минск, "Аскар", 1996г.). Она отмечает, что поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, нужно её использовать в формировании экологических представлений. Она подобрала из известных уже игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.
Игры придают занятиям
эмоциональную окраску, делают их живыми,
следовательно, и более интересными
для детей. Игры и игровые элементы
позволяют развивать у детей
самые разнообразные
И. Токмакова (39, с. 15)в своей статье "Животворные ключи" предлагает использовать в работе с детьми дошкольного возраста экологические игры. Она отмечает, что в игровой,эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира. Её игры отличаются тем, что в экологическое игровое содержание вплетается народный фольклор, в основном, сказка. Она подчёркивает, что экологическая деятельность с дошкольниками должна носить эмоциональный, сказочный характер. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами,требующими бережного и уважительного отношения.
Г. Кирикэ (15, с. 61) в статье "Ребёнок и природа" подчёркивает, что игра является важнейшим методом решения задач экологического воспитания. Проводя своё исследование по ознакомлению детей с птицами, автор опирается на педагогические и психологические работы многих учёных (Т.А.Ковальчук, П.Г.Саморукова,Л.Е.Образцова, И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.) и подчёркивает, что игры экологического содержания эффективно влияют не только на формирование элементарных экологических представлений, но и способствуют эффективному развитию мотивационной, эмоциональной и нравственной сферы ребёнка. Г.Кирикэ (см. там же) рекомендует использовать игры экологического содержания после наблюдений в природе, сочетать их с чтением художественной литературы – произведения К.Ушинского, В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова.
Автор проанализировал методику применения игр, с целью выявить наиболее эффективную, создал ряд новых игр, содействующих формировани ю экологических представлений дошкольников и их систематизации. К ним можно отнести такие игры, как "Птички на кормушках", "Пирамидки", "Угадай правило" и др.
Л.Павлова (29, с. 77) в статье "Игры как средство эколого-эстетического воспитания" ставит задачу – подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и её развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране её.Параллельно с этим должно идти формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножить красоту окружающего, побуждать задумываться о взаимоотношениях человека и природы.
Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворять детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет именно игра: "Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию, расширению их представлений о мире". (Т.С.Комарова). Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемый ребёнком в игре, не осознаётся им как процесс преднамеренного обучения – ребёнок учится играя. В своей статье Л.Павлова ( там же, с. 78) предлагает классификацию игр, направленных на экологически-эстетическое воспитание, разработанную Т.С.Комаровой:
- игра по ознакомлению с флорой и фауной;
- игра по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой);
- игра по ознакомлению с деятельностью человека.
Игры, разработанные автором статьи, входят в данную классификацию и являются ярким примером развивающих игр с эстетической основой. К ним можно отнести такие, как: "Грибная полянка", "Приготовь лекарство", "Спланируй город", "Построй домик животному", "Карта профессий" и др.
С.Н.Николаева (23, с. 49; 21, с. 14) в своих работах отмечает большую значимость игры в системе экологического воспитания дошкольников. В книге "Общение с природой начинается с детства" она пристальное внимание обращает на изучение взаимосвязи ознакомления дошкольников с природой и игровой деятельностью.Отмечает, что психолого-педагогические исследования доказывают: игра сопровождается положительными эмоциями, является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Автор высказывает предположение – усвоение системы знаний о природе посредством игры происходит более эффективно, что находит подтверждение в её исследовательской работе и исследованиях других авторов.
В статье "Игра в экологическом воспитании" С.Н.Николаева продолжает анализ эффективности использования игры в формировании элементарных экологических представлений.Позиция целесообразности использования игры в обучении вывела автора на проблему разработки дидактических игр, цель которых обеспечить детям условия для усвоения различных знаний, развития умственных умений и навыков.
Почему именно дидактические
игры? С их помощью решаются различные
учебные задачи: формируются навыки
умственной деятельности, умения использовать
приобретенные знания в новой
ситуации. Дидактическая игра –
форма организации обучения, методы
закрепления знаний, средство воспитания
нравственно-волевых качеств.
Включение элементов сюжетно-ролевой
игры в процессе формирования у детей
представлений о природе,
Таким образом, игра,вызывающая эмоциональную реакцию, сформирует у детей положительное отношение к природе. Более того, эмоциональная реакция обеспечивает возможность усвоения необходимых знаний. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дошкольники приобретают необходимые знания об окружающей действительности и овладевают образцами построения любого вида игры.
Игровая функция воспитателя чрезвычайно ответственна. Ибо только от него зависит весь её процесс. В противном случае замысел останется нереализованным.
Таким образом, с одной
стороны, на лицо положительная тенденция
– сближение дидактической и
сюжетно-ролевой игры, с другой –
очевидно недостаточная проработка
формы включения сюжетно-
Научно-методический поиск в изучении возможностей игр привёл к попытке привнести элементы сюжетно-ролевой игры в процессе обучения детей. Научно-методический поиск в течение ряда лет,апробирования конспектов в разных возрастных группах позволили объединить игру с процессом ознакомления детей с природой.( С.Н.Николаева, И.А.Комарова)
Результаты работы были опубликованы в книге "Место игры в экологическом воспитании дошкольников".Автор ставит вопрос, каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе по экологическому воспитанию, каковы её функции и место в ряду методов и приёмов, обеспечивающих формирование элементов экологических представлений дошкольников.
Заслуживает внимание совместное исследование с И.А.Комаровой, которое показало, что оптимальной формой при внесении сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления с природой являются игровые обучающие ситуации. Они создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач по экологическому воспитанию.
Авторами были выявлены три
типа игровых обучающих ситуаций.
Это игровые обучающие
Кроме того, С.Н.Николаева обращает внимание на целесообразность и необходимость использования игр в "семейном кругу" (23, с.56) . Взрослые члены семьи могут быть прямыми и косвенными участниками игр ребёнка. В книге "Как приобщить ребёнка к природе" в разделе "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе" даны конкретные рекомендации по организации игр в семье, советы родителям и педагогам.
На основе методических исследований и практики сложилась отечественная система экологического развития детей дошкольного возраста.
Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
В соответствии с этим можно выделить основные задачи экологического образования:
- воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
- формирование знаний о природе;
- развитие сопереживаний к бедам природы, желание бороться за её сохранение.
Дошкольный возраст -самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в сознании неразрывности с ней. Благодаря этому, возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они– необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и действенного отношения к миру.
Необходимо осуществлять непрерывный педагогический процесс по экологическому образованию детей дошкольного возраста на единых подходах и принципах:
- непрерывности и
- интеграции программных
областей знаний, которое позволяет
охватить ребёнку не только
конкретное содержание
- развивающего характера
обучения, основанного на детской
активности в
- формирование универсальных
для последующих уровней
- представления
- рационального сочетания разных видов деятельности;
- обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
- отношения к ребёнку как к личности, ориентации на его интересы, эмоциональную и мотивационную сферу;
- сотрудничества между детьми, педагогами и родителями.
В соответствии с этим можно выделить следующие задачи:
- формирование у детей
основных природоведческих
- развитие понимания
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- вовлечение детей в
разнообразные виды
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- развитие первоначальных
географических представлений,
В основу работы по экологическому образованию положены принципы:
- краеведения;
- педоцентризма;
- природосообразности;
- научности и доступности понятий;
- "спирали";
- междисциплинарности и интеграции содержания.
Обучение строится от "ребёнка"в направлении расширения его познания (педацентризм), когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребёнка этого возраста знания. При чём педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма,т.е. при соблюдении принципа природосообразности.
При отборе содержания учитываются
научность и доступность