Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель:
- поиск развивающего содержания и эффективности использования игры в ознакомлении с многообразием живой природы в системе экологического образования и воспитания старших дошкольников.
Объект исследования:
- процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о многообразии живой природы.
Предмет исследования:
- система игр как эффективное средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Научные психолого-педагогические основы проблемы формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста
1.1 Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста
1.2 Многообразие живой природы в содержании комплексных и парциальных экологических программ
1.3Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы
1.4Психолого-педагогические особенности взаимодействия с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
2.1Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников(констатирующий эксперимент)
2.2 Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

диплом 2 (1).docx

— 65.30 Кб (Скачать файл)

Примерами игр,разработанных О.Газиной могут служить следующие: "Угадай, какой ты зверь", "Назови меня", "Хищник-добыча", "Пищевые цепочки", "Снятие копий", "Лима и зайцы", "Заячья тропинка".

Л.П.Молодова (9, с. 43)широко использует разнообразные игры на экологических занятиях ("Игровые экологические занятия с детьми", Минск, "Аскар", 1996г.). Она отмечает, что поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, нужно её использовать в формировании экологических представлений. Она подобрала из известных уже игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.

Игры придают занятиям эмоциональную окраску, делают их живыми, следовательно, и более интересными  для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у детей  самые разнообразные положительные  качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.Автором разработаны 54 занятия для детей. Содержание занятий даёт широкие возможности для импровизации.

И. Токмакова (39, с. 15)в своей статье "Животворные ключи" предлагает использовать в работе с детьми дошкольного возраста экологические игры. Она отмечает, что в игровой,эмоциональной форме легче заложить в человеке экологическое восприятие мира. Её игры отличаются тем, что в экологическое игровое содержание вплетается народный фольклор, в основном, сказка. Она подчёркивает, что экологическая деятельность с дошкольниками должна носить эмоциональный, сказочный характер. Дети должны почувствовать, что мир наполнен живыми, радующимися и страдающими существами,требующими бережного и уважительного отношения.

Г. Кирикэ (15, с. 61) в статье "Ребёнок и природа" подчёркивает, что игра является важнейшим методом решения задач экологического воспитания. Проводя своё исследование по ознакомлению детей с птицами, автор опирается на педагогические и психологические работы многих учёных (Т.А.Ковальчук, П.Г.Саморукова,Л.Е.Образцова, И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева и др.) и подчёркивает, что игры экологического содержания эффективно влияют не только на формирование элементарных экологических представлений, но и способствуют эффективному развитию мотивационной, эмоциональной и нравственной сферы ребёнка. Г.Кирикэ (см. там же) рекомендует использовать игры экологического содержания после наблюдений в природе, сочетать их с чтением художественной литературы – произведения К.Ушинского, В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова.

Автор проанализировал методику применения игр, с целью выявить  наиболее эффективную, создал ряд новых  игр, содействующих формировани ю экологических представлений дошкольников и их систематизации. К ним можно отнести такие игры, как "Птички на кормушках", "Пирамидки", "Угадай правило" и др.

Л.Павлова (29, с. 77) в статье "Игры как средство эколого-эстетического воспитания" ставит задачу – подвести детей к мировоззренческим выводам: о единстве и разнообразии природы, связях и взаимосвязях между разными объектами природы, постоянных изменениях в природе и её развитии, целесообразности взаимоотношений между живыми существами в природе, рациональном использовании природы и охране её.Параллельно с этим должно идти формирование у детей способности эстетически относиться к миру, воспринимать и оценивать прекрасное, своей деятельностью умножить красоту окружающего, побуждать задумываться о взаимоотношениях человека и природы.

Большие возможности в  воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворять  детскую любознательность, вовлечь  ребёнка в активное усвоение окружающего  мира, помочь ему овладеть способами  познания связей между предметами и  явлениями позволяет именно игра: "Отражая впечатления от жизненных  явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию, расширению их представлений о мире". (Т.С.Комарова). Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемый ребёнком в игре, не осознаётся им как процесс преднамеренного обучения – ребёнок учится играя. В своей статье Л.Павлова ( там же, с. 78) предлагает классификацию игр, направленных на экологически-эстетическое воспитание, разработанную Т.С.Комаровой:

- игра по ознакомлению  с флорой и фауной;

- игра по ознакомлению  с окружающей средой (неживой  природой);

- игра по ознакомлению  с деятельностью человека.

Игры, разработанные автором  статьи, входят в данную классификацию  и являются ярким примером развивающих  игр с эстетической основой. К  ним можно отнести такие, как: "Грибная полянка", "Приготовь лекарство", "Спланируй город", "Построй домик животному", "Карта профессий" и др.

С.Н.Николаева (23, с. 49; 21, с. 14) в своих работах отмечает большую значимость игры в системе экологического воспитания дошкольников. В книге "Общение с природой начинается с детства" она пристальное внимание обращает на изучение взаимосвязи ознакомления дошкольников с природой и игровой деятельностью.Отмечает, что психолого-педагогические исследования доказывают: игра сопровождается положительными эмоциями, является своеобразной формой отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Автор высказывает предположение – усвоение системы знаний о природе посредством игры происходит более эффективно, что находит подтверждение в её исследовательской работе и исследованиях других авторов.

В статье "Игра в экологическом  воспитании" С.Н.Николаева продолжает анализ эффективности использования игры в формировании элементарных экологических представлений.Позиция целесообразности использования игры в обучении вывела автора на проблему разработки дидактических игр, цель которых обеспечить детям условия для усвоения различных знаний, развития умственных умений и навыков.

Почему именно дидактические  игры? С их помощью решаются различные  учебные задачи: формируются навыки умственной деятельности, умения использовать приобретенные знания в новой  ситуации. Дидактическая игра –  форма организации обучения, методы закрепления знаний, средство воспитания нравственно-волевых качеств.Собственно, об этом свидетельствуют исследования А.П.Усовой, В.Н.Аванесовой,А.К.Бондаренко и др. Однако любое произвольное изменение соотношений структурных элементов игры разрушает её. Вот почему исследователи расширяют поиск связей, в частности в структуре "обучение – игра", с сюжетно-ролевой игрой как основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Включение элементов сюжетно-ролевой  игры в процессе формирования у детей  представлений о природе,несомненно, создает эмоциональный фон, который обеспечивает более эффективный результат усвоения знаний. На это указывали еще А.В.Запорожец, Л.А.Абрамян.

Таким образом, игра,вызывающая эмоциональную реакцию, сформирует у детей положительное отношение к природе. Более того, эмоциональная реакция обеспечивает возможность усвоения необходимых знаний. Корень игровой деятельности – обучение, в процессе которого дошкольники приобретают необходимые знания об окружающей действительности и овладевают образцами построения любого вида игры.

Игровая функция воспитателя  чрезвычайно ответственна. Ибо только от него зависит весь её процесс. В  противном случае замысел останется  нереализованным.

Таким образом, с одной  стороны, на лицо положительная тенденция  – сближение дидактической и  сюжетно-ролевой игры, с другой –  очевидно недостаточная проработка формы включения сюжетно-ролевых  игр в дидактическую задачу. В  результате, обучающая цель, преобладает  над игровой, что не позволяет строить в полную силу собственно игру, развернуть сюжет, ролевое поведение детей.

Научно-методический поиск  в изучении возможностей игр привёл к попытке привнести элементы сюжетно-ролевой игры в процессе обучения детей. Научно-методический поиск  в течение ряда лет,апробирования конспектов в разных возрастных группах позволили объединить игру с процессом ознакомления детей с природой.( С.Н.Николаева, И.А.Комарова)

Результаты работы были опубликованы в книге "Место игры в экологическом  воспитании дошкольников".Автор ставит вопрос, каким же образом игра может быть использована в педагогическом процессе по экологическому воспитанию, каковы её функции и место в ряду методов и приёмов, обеспечивающих формирование элементов экологических представлений дошкольников.

Заслуживает внимание совместное исследование с И.А.Комаровой, которое показало, что оптимальной формой при внесении сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления с природой являются игровые обучающие ситуации. Они создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач по экологическому воспитанию.

Авторами были выявлены три  типа игровых обучающих ситуаций. Это игровые обучающие ситуации,построенные с привлечением игрушек-аналогов, кукол, изображающих литературные персонажи, различных вариантов сюжета "Путешествие". В данной книге описана практика создания и использования игровых обучающих ситуаций всех трёх типов. В данном пособии проблема использования игры в формировании элементарных экологических представлений рассмотрена с двух позиций: теоретической и практической.

Кроме того, С.Н.Николаева обращает внимание на целесообразность и необходимость использования игр в "семейном кругу" (23, с.56) . Взрослые члены семьи могут быть прямыми и косвенными участниками игр ребёнка. В книге "Как приобщить ребёнка к природе" в разделе "Игра помогает воспитывать интерес детей к природе" даны конкретные рекомендации по организации игр в семье, советы родителям и педагогам.

На основе методических исследований и практики сложилась отечественная система экологического развития детей дошкольного возраста.

Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры, под которой  понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и  экологической деятельности.

В соответствии с этим можно  выделить основные задачи экологического образования:

- воспитание любви к  природе через прямое общение  с ней, восприятие её красоты  и многообразия;

- формирование знаний  о природе;

- развитие сопереживаний к бедам природы, желание бороться за её сохранение.

Дошкольный возраст -самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в сознании неразрывности с ней. Благодаря этому, возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они– необходимое условие выработки эмоционально – нравственного и действенного отношения к миру.

Необходимо осуществлять непрерывный педагогический процесс  по экологическому образованию детей  дошкольного возраста на единых подходах и принципах:

- непрерывности и преемственности  содержания, в котором программный  материал располагается в последовательности  с учётом возрастающей детской  компетентности;

- интеграции программных  областей знаний, которое позволяет  охватить ребёнку не только  конкретное содержание отдельных  направлений, но и целостную  картину мира;

- развивающего характера  обучения, основанного на детской  активности в экспериментировании,  решении проблемных ситуаций, усвоения  обобщённых способов действия;

- формирование универсальных  для последующих уровней образования,  способностей (рефлексии,коммуникативности, самооценки и т.д.);

- представления самостоятельности  и самоопределения в соответствии  с индивидуальными способностями  и интересами;

- рационального сочетания  разных видов деятельности;

- обеспечения психологического  комфорта, повышенного внимания  к здоровью детей;

- отношения к ребёнку  как к личности, ориентации на  его интересы, эмоциональную и  мотивационную сферу;

- сотрудничества между  детьми, педагогами и родителями.

В соответствии с этим можно  выделить следующие задачи:

- формирование у детей  основных природоведческих представлений  и понятий о живой и неживой  природе;

- развитие понимания взаимосвязей  в природе и места человека  в них;

- воспитание бережного  отношения ко всему живому  на Земле, любви к природе;

- вовлечение детей в  разнообразные виды деятельности  в природе и по её охране;

- формирование навыков  экологически грамотного, нравственного  поведения в природе;

- развитие первоначальных  географических представлений, знакомство  с простейшими способами ориентирования  на местности.

В основу работы по экологическому образованию положены принципы:

- краеведения;

- педоцентризма;

- природосообразности;

- научности и доступности  понятий;

- "спирали";

- междисциплинарности и интеграции содержания.

Обучение строится от "ребёнка"в направлении расширения его познания (педацентризм), когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребёнка этого возраста знания. При чём педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма,т.е. при соблюдении принципа природосообразности.

При отборе содержания учитываются  научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления  углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые  формируют знания. Таким образом, естественно – научные знания оформляются по схеме: "представления  – понятия – знания". Такая  последовательность обеспечивает преемственность  знаний и углубление их содержания.

Информация о работе Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игр