Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель:
- поиск развивающего содержания и эффективности использования игры в ознакомлении с многообразием живой природы в системе экологического образования и воспитания старших дошкольников.
Объект исследования:
- процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о многообразии живой природы.
Предмет исследования:
- система игр как эффективное средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы.
Введение
Глава I. Научные психолого-педагогические основы проблемы формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста
1.1 Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста
1.2 Многообразие живой природы в содержании комплексных и парциальных экологических программ
1.3Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы
1.4Психолого-педагогические особенности взаимодействия с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
2.1Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников(констатирующий эксперимент)
2.2 Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
Кроме того, необходимо,чтобы реализовался принцип "спирали", когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественно – научные представления и понятия, учась применять более сложные приёмы и методы исследования.
Следует подчеркнуть, что
для детей дошкольного возраста
характерны кратковременность интересов,
Усложнение материала идёт от возраста к возрасту по принципу "от простого к сложному" по мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Экологическое воспитание детей требует наличия определённой материальной базы:
- экологических центров в группах;
- озеленение на участках;
- учебно-наглядные пособия для проведения занятий и игр.
Уголок живой природы обогащает и расширяет знания детей, даёт возможность сформировать у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными.
На участке для проведения разнообразных наблюдения и ухода за растениями желательно иметь "уголки"леса, сада, луга, огород и цветник.
Для проведения занятий необходимы наглядные пособия:
- натуральные объекты живой и неживой природы;
- иллюстративные пособия;
- вспомогательные приборы и оборудование (микроскоп, лупы, лабораторное оборудование для проведения опытов, технические средства обучения).
Наличие материальной базы
обеспечивает возможность наблюдать
за объектами, фиксировать эти наблюдения,
1.2 Многообразие живой
природы в содержании
Экологическое воспитание детей
– новое направление
"Программа воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой (30, с.64) включает в себя раздел "Ознакомление с природой" с групп раннего возраста, а также раздел "Игра".
Содержание программы
по ознакомлению с живой природой
представлено по трём линиям, отражающим
важнейшие биологические
В младшем дошкольном возрасте ставят следующие задачи:
- формировать у детей
представления об отдельных,
- воспитывать интерес
и бережное отношение к
Авторы отмечают, что в процессе игровой деятельности у детей развивается интерес к окружающему,пытливость, стремление узнать свойства природных материалов, с которыми они играют, побуждать сравнивать, различать, называть их.
Старший дошкольный возраст:
- расширять, уточнять
и систематизировать
- формировать обобщенные
представления на основе
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;
- учить детей культурно
вести себя в природе, бережно
относиться к цветущим
В разделе "Игра"по данному возрасту авторы предлагают использовать в сюжетно-ролевых играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед). Проводить подвижные игры в естественных условиях, используя особенности природного окружения в различные сезоны года. В дидактических играх развивать умения узнавать по описанию животное, растение и др.
Таким образом, в программе "Воспитание и обучение в детском саду" отражена возможность использовать игру в ознакомлении дошкольников с природой, хотя и в недостаточном объёме.
Авторы программы "Детство"В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.(11, с. 29) делают акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, ещё важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Игра занимает важное место в программе.
Программа ставит следующие задачи:
- развивать у детей
на основе разного
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению;
- пробудить творческую
активность детей,
Программа "Детство"раскрывает содержание знаний о природе в разделе "Ребёнок открывает мир природы".
Главной задачей в старшем
дошкольном возрасте становится воспитание
у детей элементов
Рассматривается материал в следующих блоках:
- растения, животные,человек, как представители живого в мире природы;
- представления о потребностях конкретных растений, животных, людей в условиях среды;
- представления о различных средах обитания;
- представления о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ;
- взаимосвязь и взаимодействие
живых организмов в
Авторы программы предлагают разработанные по возрастам познавательные и речевые умения, практические умения и отношения к природе, которые должны быть сформированы у детей.
Таким образом, в программе "Детство" игра является одним из важнейших условий развития экологических представлений детей.
Теоретическими основами программы "Развитие" (33, с. 34) являются следующие положения:
первое – концепция самоценности дошкольного периода развития, разработанная А.В.Запорожцем ("Избранные психологические труды" т.2, М., 1986г.). Согласно данной концепции,основной путь развития ребёнка – амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику;
второе – концепция развития способностей, разработанная А.А.Венгером ("Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания" под ред.Венгера А.А.,М., 1986г.) и его сотрудниками. Способности помогают ребёнку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решение различных задач;
третье – теория деятельности,разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др. Согласно их теории развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребёнка-дошкольника это, прежде всего, игра.
Таким образом, программа направлена на развитие способностей дошкольника в процессе специфических дошкольных видов деятельности, прежде всего, в игре.
В программе "Развитие"в старшем возрасте вводится самостоятельный раздел "Развитие экологических представлений". В нём решаются следующие задачи: развитие экологического сознания, а также интеллектуальных и творческих способностей.
Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение любить и понимать всё живое, с другой. Такая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни, в том числе, игровой деятельности.
Авторы на данном этапе основное внимание уделяют обучению детей создавать модели живой и неживой природы, взаимосвязей экосистем в процессе игрового сюжета. Также дети играют в дидактические и подвижные игры, обобщая и закрепляя знания о природе.
Авторы программы предлагают
разработанные развивающие
Таким образом, программа "Развитие"предполагает формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в специфических детских видах деятельности, где игра занимает ведущее звено в системе.
Н.А.Рыжова в программе "Наш дом природа" (34, с. 58) основной целью выделяет воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начало экологической культуры и мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Программа рассматривает экологическое образование как неотъемлемую часть общего образования и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом воспитании дошкольников. Реализация программы предполагает конструирование педагогики окружающей среды интегрирующей подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и других форм работы с детьми. Большое внимание уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей, проведению опытов, игр и пр.
Н.А.Рыжов отмечает, что игра – любимое занятие детей. В игре легче обучать, так как чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания. Игры должны давать дополнительную информацию о природных взаимосвязях, отдельных объектах, о взаимоотношениях человека с природой. Большинство существующих игр такого типа имеют не экологическое, а природоознакомительное содержание. Желательно, чтобы игры были вариативными, то есть один и тот же момент можно было бы использовать для объяснения разных тем детям разного возраста.
С.Н.Николаева разработала программу "Юный эколог" (26, с. 42), которая основана на многолетних исследованиях в области ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания и опирается на достижения детской педагогики и психологии.
Важным содержательным аспектом
программы являются знания о взаимоотношениях
человека с природой. "Юный эколог"
- программа личностного
Главная цель программы –заложить в детях начало осознанно-правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения на основе усвоения систематизированных знаний. В программе представлены пять разделов. Первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий представляет их роль в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый раздел показывает формы взаимодействия человека с природой.
Программа ориентирует на
использование различных
Авторы программы "Я познаю мир" (1, с.17) отмечают, что в системе непрерывного образования(экологического) дошкольный период развития ребёнка является исключительно важным и ответственным и считают основной задачей – воспитание основ экологической культуры, которая предполагает:
- формирование элементарных экологических знаний;
- развитие гуманных чувств и эмоциональной отзывчивости;
- понимание взаимосвязи
между живыми и неживыми
- развитие эстетических чувств.
Отбор содержания экологического образования и воспитания осуществляется в соответствии с общепедагогическими принципами, среди которых особое внимание авторов обращено на следующее:
- принцип интеграции и
комплексного использования
- краеведческий принцип;
- принцип развивающего характера знаний;
- принцип систематичности;
- принцип энциклопедичности знаний;
- преемственности воспитания основ экологической культуры детей в ДОУ, семье, школе;
- гуманизация содержания и педагогического процесса в целом, акцентирование идей и принципов добра,мира, гуманизма, моральности, красоты, любви и уважения к жизни;
- ориентация технологии
на игру и различные виды
непосредственного общения