Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Цель:
- поиск развивающего содержания и эффективности использования игры в ознакомлении с многообразием живой природы в системе экологического образования и воспитания старших дошкольников.
Объект исследования:
- процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о многообразии живой природы.
Предмет исследования:
- система игр как эффективное средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Научные психолого-педагогические основы проблемы формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста
1.1 Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста
1.2 Многообразие живой природы в содержании комплексных и парциальных экологических программ
1.3Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы
1.4Психолого-педагогические особенности взаимодействия с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
2.1Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников(констатирующий эксперимент)
2.2 Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

диплом 2 (1).docx

— 65.30 Кб (Скачать файл)

Кроме того, необходимо,чтобы реализовался принцип "спирали", когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественно – научные представления и понятия, учась применять более сложные приёмы и методы исследования.

Следует подчеркнуть, что  для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов,неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса. Однако, только на специальных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому возникает необходимость объединения нескольких предметных областей общей тематикой, т.е. используется интеграция, что позволяет объединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе. Поэтому, почти каждую тему по природоведению необходимо подкреплять продуктивными видами деятельности(рисование, ручной труд по изготовлению поделок из природного материала).Причём, итоги работы нередко подводятся во время общих праздников, деловых игр,викторин. (Эльконин, Психология игры, с. 247).

Усложнение материала  идёт от возраста к возрасту по принципу "от простого к сложному" по мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и  содержание деятельности по уходу за растениями и животными.

Экологическое воспитание детей  требует наличия определённой материальной базы:

- экологических центров  в группах;

- озеленение на участках;

- учебно-наглядные пособия  для проведения занятий и игр.

Уголок живой природы  обогащает и расширяет знания детей, даёт возможность сформировать у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными.

На участке для проведения разнообразных наблюдения и ухода  за растениями желательно иметь "уголки"леса, сада, луга, огород и цветник.

Для проведения занятий необходимы наглядные пособия:

- натуральные объекты  живой и неживой природы;

- иллюстративные пособия;

- вспомогательные приборы  и оборудование (микроскоп, лупы, лабораторное оборудование для  проведения опытов, технические  средства обучения).

Наличие материальной базы обеспечивает возможность наблюдать  за объектами, фиксировать эти наблюдения,ухаживать за растениями и животными, отражать свои впечатления в художественной и игровой деятельности.

1.2 Многообразие живой  природы в содержании комплексных  и парциальных экологических  программ

Экологическое воспитание детей  – новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей  с природой. Для изучения вопроса  использования игры в экологическом  развитии детей необходимо проанализировать современные программы по разделам –экологическое воспитание и игра.

"Программа воспитания  и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой (30, с.64) включает в себя раздел "Ознакомление с природой" с групп раннего возраста, а также раздел "Игра".

Содержание программы  по ознакомлению с живой природой представлено по трём линиям, отражающим важнейшие биологические закономерности: многообразие животного и растительного  мира, рост и развитие растений и  животных, зависимость жизни живых  существ от факторов внешней среды. Формировать представления о  природе предлагается различными методами и средствами, соответствующими возрасту детей.

В младшем дошкольном возрасте ставят следующие задачи:

- формировать у детей  представления об отдельных, ярких,  часто встречающихся явлениях  природы ближайшего окружения;

- воспитывать интерес  и бережное отношение к растениям  и животным, желание ухаживать  за ними, умение любоваться.

Авторы отмечают, что в  процессе игровой деятельности у  детей развивается интерес к  окружающему,пытливость, стремление узнать свойства природных материалов, с которыми они играют, побуждать сравнивать, различать, называть их.

Старший дошкольный возраст:

- расширять, уточнять  и систематизировать представления  детей о растениях ближайшего  окружения, о домашних и диких  животных, об условиях жизни живых  существ, о сезонных явлениях  в природе;

- формировать обобщенные  представления на основе выделения  характерных и существенных признаков  природных объектов;

- воспитывать любовь и  бережное отношение к природе  родного края;

- учить детей культурно  вести себя в природе, бережно  относиться к цветущим растениям,  кустам, животным.

В разделе "Игра"по данному возрасту авторы предлагают использовать в сюжетно-ролевых играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед). Проводить подвижные игры в естественных условиях, используя особенности природного окружения в различные сезоны года. В дидактических играх развивать умения узнавать по описанию животное, растение и др.

Таким образом, в программе "Воспитание и обучение в детском  саду" отражена возможность использовать игру в ознакомлении дошкольников с  природой, хотя и в недостаточном  объёме.

Авторы программы "Детство"В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.(11, с. 29) делают акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, ещё важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Игра занимает важное место в программе.

Программа ставит следующие  задачи:

- развивать у детей  на основе разного образовательного  содержания эмоциональной отзывчивости,способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- способствовать развитию  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному  познанию и размышлению;

- пробудить творческую  активность детей, стимулировать  воображение, желание включаться  в творческую деятельность.

Программа "Детство"раскрывает содержание знаний о природе в разделе "Ребёнок открывает мир природы".

Главной задачей в старшем  дошкольном возрасте становится воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентиров в  поведении и деятельности.

Рассматривается материал в  следующих блоках:

- растения, животные,человек, как представители живого в мире природы;

- представления о потребностях  конкретных растений, животных, людей  в условиях среды;

- представления о различных  средах обитания;

- представления о сезонных  изменениях основных условий  в разных средах обитания, о  путях приспособления к ним  разнообразных живых существ;

- взаимосвязь и взаимодействие  живых организмов в сообществах  (экосистемах).

Авторы программы предлагают разработанные по возрастам познавательные и речевые умения, практические умения и отношения к природе, которые  должны быть сформированы у детей.

Таким образом, в программе "Детство" игра является одним  из важнейших условий развития экологических  представлений детей.

Теоретическими основами программы "Развитие" (33, с. 34) являются следующие положения:

первое – концепция  самоценности дошкольного периода развития, разработанная А.В.Запорожцем ("Избранные психологические труды" т.2, М., 1986г.). Согласно данной концепции,основной путь развития ребёнка – амплификация, т.е. обогащение, наполнение процесса развития наиболее значимыми именно для дошкольника формами и способами деятельности, изменяющими и перестраивающими его психику;

второе – концепция  развития способностей, разработанная  А.А.Венгером ("Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания" под ред.Венгера А.А.,М., 1986г.) и его сотрудниками. Способности помогают ребёнку самостоятельно обобщать имеющийся у него эмпирический опыт, анализировать новую ситуацию, находить решение различных задач;

третье – теория деятельности,разработанная А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др. Согласно их теории развитие ребёнка осуществляется в процессе различных деятельностей. Для ребёнка-дошкольника это, прежде всего, игра.

Таким образом, программа  направлена на развитие способностей дошкольника в процессе специфических  дошкольных видов деятельности, прежде всего, в игре.

В программе "Развитие"в старшем возрасте вводится самостоятельный раздел "Развитие экологических представлений". В нём решаются следующие задачи: развитие экологического сознания, а также интеллектуальных и творческих способностей.

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе и роли человека в них, с одной стороны, и умение любить и понимать всё  живое, с другой. Такая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни, в том числе, игровой деятельности.

Авторы на данном этапе  основное внимание уделяют обучению детей создавать модели живой  и неживой природы, взаимосвязей экосистем в процессе игрового сюжета. Также дети играют в дидактические  и подвижные игры, обобщая и  закрепляя знания о природе.

Авторы программы предлагают разработанные развивающие задачи, средства решения задач, материал,а также действия детей, где основой является игровая деятельность.

Таким образом, программа "Развитие"предполагает формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста в специфических детских видах деятельности, где игра занимает ведущее звено в системе.

Н.А.Рыжова в программе "Наш дом природа" (34, с. 58) основной целью выделяет воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начало экологической культуры и мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Программа рассматривает экологическое образование как неотъемлемую часть общего образования и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом воспитании дошкольников. Реализация программы предполагает конструирование педагогики окружающей среды интегрирующей подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и других форм работы с детьми. Большое внимание уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей, проведению опытов, игр и пр.

Н.А.Рыжов отмечает, что игра – любимое занятие детей. В игре легче обучать, так как чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания. Игры должны давать дополнительную информацию о природных взаимосвязях, отдельных объектах, о взаимоотношениях человека с природой. Большинство существующих игр такого типа имеют не экологическое, а природоознакомительное содержание. Желательно, чтобы игры были вариативными, то есть один и тот же момент можно было бы использовать для объяснения разных тем детям разного возраста.

С.Н.Николаева разработала программу "Юный эколог" (26, с. 42), которая основана на многолетних исследованиях в области ознакомления дошкольников с природой и экологического воспитания и опирается на достижения детской педагогики и психологии.

Важным содержательным аспектом программы являются знания о взаимоотношениях человека с природой. "Юный эколог" - программа личностного развития. Поэтому ее ведущий стержень –формирование в детях положительного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации к этому миру.

Главная цель программы –заложить в детях начало осознанно-правильного отношения к природе, к своему здоровью, вещам и материалам природного происхождения на основе усвоения систематизированных знаний. В программе представлены пять разделов. Первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Третий представляет их роль в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Пятый раздел показывает формы взаимодействия человека с природой.

Программа ориентирует на использование различных методов  экологического воспитания, в том  числе игровые обучающие ситуации, соединяющие игру дидактическими задачами познания экологических связей в  природе.

Авторы программы "Я  познаю мир" (1, с.17) отмечают, что в  системе непрерывного образования(экологического) дошкольный период развития ребёнка является исключительно важным и ответственным и считают основной задачей – воспитание основ экологической культуры, которая предполагает:

- формирование элементарных  экологических знаний;

- развитие гуманных чувств  и эмоциональной отзывчивости;

- понимание взаимосвязи  между живыми и неживыми объектами  природы, умения выделять признаки  живого;

- развитие эстетических  чувств.

Отбор содержания экологического образования и воспитания осуществляется в соответствии с общепедагогическими  принципами, среди которых особое внимание авторов обращено на следующее:

- принцип интеграции и  комплексного использования средств,  методов и приёмов работы;

- краеведческий принцип;

- принцип развивающего  характера знаний;

- принцип систематичности;

- принцип энциклопедичности  знаний;

- преемственности воспитания  основ экологической культуры  детей в ДОУ, семье, школе;

- гуманизация содержания и педагогического процесса в целом, акцентирование идей и принципов добра,мира, гуманизма, моральности, красоты, любви и уважения к жизни;

- ориентация технологии  на игру и различные виды  непосредственного общения детей  с природой и деятельностью  по охране природы.

Информация о работе Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игр