Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель:
- поиск развивающего содержания и эффективности использования игры в ознакомлении с многообразием живой природы в системе экологического образования и воспитания старших дошкольников.
Объект исследования:
- процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о многообразии живой природы.
Предмет исследования:
- система игр как эффективное средство формирования экологических знаний о многообразии живой природы.
Введение
Глава I. Научные психолого-педагогические основы проблемы формирования экологических знаний о многообразии живой природы у детей дошкольного возраста
1.1 Игра как средство формирования элементарной системы экологических знаний у детей дошкольного возраста
1.2 Многообразие живой природы в содержании комплексных и парциальных экологических программ
1.3Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием живой природы
1.4Психолого-педагогические особенности взаимодействия с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Глава II. Система работы по формированию экологических знаний о многообразии живой природы у детей старшего дошкольного возраста посредством игры
2.1Обследование и анализ уровня сформированности знаний о многообразии живой природы старших дошкольников(констатирующий эксперимент)
2.2 Система организации формирования знаний о многообразии живой природы у старших дошкольников (формирующий эксперимент)
2.3 Контрольный эксперимент и его результаты
Заключение
Используемая литература
В технологии экологического
образования и воспитания дошкольников
следует отдать предпочтение методам,
приёмам и формам организации
детей, которые обеспечивают формирование
элементарной системы экологически-значимых
знаний, развитие устойчивого познавательного
отношения к природе и
Большое внимание авторы программы уделяют игровой деятельности. Игра один из важных методов в системе экологического образования и воспитания, используемый в сочетании и комплексе с другими средствами и методами. Особое место занимает самодеятельная сюжетно-ролевая игра, как форма практического размышления и действия на материале экологических знаний, связанных с жизненным опытом ребёнка.Содержание игры тесно связано с другими видами экологически ориентированной деятельности. Велика роль игр, возникающих по инициативе взрослых(дидактические, театрализованные, театрально-постановочные – "Экологический театр", игры развлечения). В дидактических играх экологического содержания формируются и закрепляются знания, дети знакомятся с правилами поведения в природе, решают экологические задачи и проблемные ситуации экологической ориентации. Экологичны многие народные игры на основе фольклора и национальных культурных традиций.
Использование специально ориентированных знаний предусматривает вовлечение детей в активную познавательную деятельность путём подбора педагогом интересных и разнообразных методов и приёмов, предположительно игровых, используются:
- проблемно-поисковые игры-
- словесно-дидактические игры;
- развивающие игры;
- игры-драматизации;
- игры-соревнования;
- игры-путешествия.
Данная программа включает в себя блоки:
Неживая природа.
Живая природа.Растительный мир. Животный мир.
Природа и мы.
Познавательные умения.
Речевые умения.
Авторами программы
Программа "Мы земляне" Н.Вересова (8, с.52)ё является одной из немногочисленных попыток реализации в практике дошкольного воспитания идей гуманитарного подхода к экологии. Экологическое воспитание в свете данного подхода понимается как процесс целостного приобщения растущей личности к культуре ценностно-смысловой и духовно-нравственной.
Программа является образовательной системой, в которой представлены два неразрывно связанных компонента: содержательный и технологический. Основной целью программы является создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников.
Основными особенностями программы являются – её игровой характер, открытость и вариативность.
Игровой характер заключается в том, что занятия проводятся не в форме игры, но являются самой настоящей игрой, спонтанной и свободной для ребёнка и воспитателя, создающейся ими совместно, далеко не всегда по заранее продуманному плану или сценарию.Игра интересна, прежде всего, тем, что по своей сути она есть свободное смысловыражение. На занятиях педагог организует игру как один из её равноправных участников, помогая ребёнку открыть те ценности – смыслы, которые можно открыть играя. Кроме того, взрослый становится для ребёнка важным источником информации, которая требуется для продолжения игры. Ребёнку нужно только то, что он немедленно может использовать в игре, следовательно, и усвоить и, таким образом, играя по программе, дети не замечают, что они одновременно и учатся. Не обучать, играя, а строить игру как способ образования– в этом особая роль воспитателя, работающего по программе "Мы земляне".
Таким образом, в настоящее время проводится достаточно много исследований по программам экологического воспитания и образования дошкольников, которые активно используются в практике современных дошкольных учреждений. В работе с детьми всё чаще и увереннее начинают использовать различные игры. Тем самым,подчёркивая их приоритет и значимость в дошкольном детстве.
В заключение следует отметить,
что проблемы игры во всестороннем
развитии личности ребёнка рассмотрены
как в истории педагогики, так
и в современных исследованиях,
1.3 Методические особенности
ознакомления старших
дошкольник природа
Использование тех или иных методов и приёмов зависит от возраста ребёнка и особенностей его мышления.Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление,поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать,понюхать, послушать). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами,просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании,лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных явлений и объектов переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы и модели.
Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста является наблюдение. С его помощью ребёнок не только познаёт внешние параметры объектов природы (окрас,строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т.д.).
Таким образом,практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение.Индивидуальное проявление ребёнка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в практической деятельности ребёнок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека. ( Мир природы./ Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г.. – С-П..1988, с. 142).
Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обобщения, приведения их в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
Важный метод экологического воспитания – слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причём, наибольшее значение имеет беседа – чёткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми.
Огромное значение в работе
с дошкольниками имеет игра. Освоение
детьми представлений экологического
характера осуществляется легче, если
в процессы познания природы включаются
игровые обучающие ситуации, элементы
сюжетно – ролевой игры. Например,
сопоставление животного с
Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование различных форм работы:
- занятия;
- экскурсии;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;
- проведение экологических викторин и олимпиад;
- выпуск детьми экологических листовок.
Основная роль в формировании системы первоначальных естественнонаучных представлений, понятий и знаний отводится занятиям. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе. Чтобы поддерживать в течение занятия внимание детей и интерес,необходима организация интересной мыслительной деятельности. В этом помогают нетрадиционные занятия, например, занятие-путешествие, урок-сказка, викторина,игра, конференция (с привлечением родителей) и т.д. Занятия могут проводиться в группе, в Зимнем саду, в музее Природы, на участке, в парке и т.д.