Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования, что обусловливает поиск соответствующего механизма. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, так как важнейшим условием повышения качества учебно-воспитательного процесса является правильно организованный контроль.
Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности обучающихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают повышение эффективности руководства учебно-воспитательным процессом.
Введение
Глава I. Теоретическая основы проблемы внутришкольного контроля
1.1 Сущность внутришкольного контроля, его виды и формы
1.3 Обеспечение эффективности внутришкольного контроля
Выводы
Глава II. Основные направления организации внутришкольного контроля
2.1 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
2.2 Планирование и осуществление внутришкольного контроля
Выводы
Заключение
Список литературы
Система внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС
Содержание
Введение
Глава I. Теоретическая основы проблемы внутришкольного контроля
1.3 Обеспечение эффективности внутришкольного контроля
Выводы
Выводы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения задают новые ориентиры развития системы образования. В связи с этим меняется и модель внутришкольного контроля как инструмент контроля за деятельностью учителей и основы мониторинга по достижению учащимися планируемых результатов и усвоению ими универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС НОО.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования, что обусловливает поиск соответствующего механизма. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, так как важнейшим условием повышения качества учебно-воспитательного процесса является правильно организованный контроль.
Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности обучающихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают повышение эффективности руководства учебно-воспитательным процессом.
Субъектами образовательного процесса являются руководители школы, учителя, ученики, родители. Для согласованности их действий и успешного достижения образовательных целей оптимальными путями правомерно ставить вопрос о совершенствовании системы контроля образовательным процессом.
В данной работе
мы хотели более подробно
Цель данной работы:
Объект исследования: внутришкольный контроль
Предмет исследования: система внутришкольного контроля как одно из направлений.
Гипотеза иссдедования: управление образовательным процессом в образовательном учреждении будет эффективным при создании системы внутришкольного контроля.
Задачи исследования:
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод: для обеспечения эффективности реализации инноваций такого масштаба, как ФГОС необходимы анализ и совершенствование существующей в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований как к результатам, так и к процессу их получения.
Глава I. Теоретические основы внутришкольного контроля
Элементы контроля успеваемости известны были с древности. Как отмечает Жураковский, вопросы контроля обсуждались в работах мыслителей античности. Так в педагогической деятельности Сократа обучение носило характер поучающих бесед знающего с незнающим, где постигалась истина. Сведения о контроле обнаруживается в первом педагогическом сочинении дошедшим до нас, Квинтилиана М.Ф. «О воспитании оратора». В средневековье проводились контрольно проверочные занятия, где опрос осуществлялся в устной форме. Но контроль знаний в средневековых университетах осуществлялся главным образом в процессе экзаменов.
В XVII впервые идею всестороннего контроля знаний умений и навыков теоретически обосновал Я.А.Коменский. В своей работе «Великая дидактика». Он сформулировал правило, устанавливающие порядок контроля знаний учащихся, которые состоят в том, что учитель на каждом уроке проверяет задания, а в конце учебного года проводятся переводные экзамены.
Становление системы контроля Российского образования связано с периодом реформ Петра I. Начало экзаменам было положено при Петре I.
Большой вклад в разработку системы контроля за учением внес К.Д. Ушинский. Проблемы организации контроля знаний разрабатывались не только в его теоретических произведениях, но и успешно осуществлялись в процессе практической педагогической деятельности. Он ввел выпускные и переводные экзамены, определив четкие сроки из проведения и количество баллов, достаточное для перевода в высший класс. Появившиеся в 30-х годах XX века теоретические работы и официальные документы рассматривали различные аспекты контроля. Среди них особый интерес представляют научные работы Ананьева, Иванова, Ленского. Вопросом контроля большое внимание уделяли выдающиеся педагоги советского периода Крупская Н.К., Шатцкий С.Т. и др. [3,с.633]. [7,с.427].
Что же такое контроль? Поскольку современная общеобразовательная школа - это сложное, высокоорганизованное
учреждение, то для решения поставленных задач контроль должен быть:
многоцелевой - то есть направлен на проверку различных вопросов (учебно-воспитательная,
методическая, научно-исследовательская и экспериментальная деятельность, совершенствование
учебно-материальной базы школы, выполнение санитарно-гигиенических требований, соблюдение
техники безопасности и др.);
многосторонний - означает применение различных форм и методов контроля к одному и тому
же объекту (фронтальный, тематический, персональный контроль деятельности учителя и т.п.);
многоступенчатый - контроль одного и того же объекта различными уровнями органов
управления (работу учителя в ходе образовательного процесса контролируют директор, заместители
директора, председатели методических объединений, представители Управления образования округа
и т.д.).
Говоря о контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.
Вид контроля - это совокупность форм контроля, проводимых с определенной целью.
Особенности видов контроля определяются спецификой их объектов и стоящих задач, а также
средствами, используемыми для контроля.
В практике школ исходя из целей проведения можно выделить два вида контроля:
тематический и фронтальный.
Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного
изучения и получения информации о состоянии определенного элемента объекта управления (уровень
ЗУН учащихся, качество работы учителя, классного руководителя, соответствие содержания работы
М/О заявленной теме, качество работы кружков и факультативов, проведения индивидуальных занятий,
соблюдения техники безопасности на уроке и т.д.).
По результатам тематического контроля оформляется справка, проводятся собеседования,
совещания.
Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной
всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная
работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и
т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, М/О, службы). Так, например, если
М/О ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если
фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение
всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.). Такой контроль
осуществляется при аттестации учителя.
Форма контроля - это способ организации контроля.
По периодичности проведения контроль может быть:
входной (в начале учебного года за курс предыдущего);
предварительный (перед проведением итоговых контрольных работ, перед экзаменами в
выпускных классах, проверка готовности школы к новому учебному году);
текущий (после изучения темы, результаты работы ОУ за четверть, полугодие);
промежуточный (аттестация на конец года в переводных классах);
итоговый (экзамены в выпускных классах - 9-е, 11-е классы, результаты работы ОУ за год).
При способе организации контроля по проверяемым объектам в образовательных
учреждениях применяют шесть различных форм контроля:
- персональный;
- классно-обобщающий;
- предметно-обобщающий;
- тематически-обобщающий;
- обзорный;
- комплексно-обобщающий.
Метод контроля — это способ практического осуществления контроля для достижения
поставленной цели.
Наиболее эффективными методами контроля для изучения состояния образовательной
деятельности являются:
- наблюдение (внимательно следя за чем-либо, изучать, исследовать);
- анализ (разбор с выявлением причин, определение тенденции развития):
- беседа (деловой разговор на какую-либо тему с участием слушателе» в обмене мнениями);
- изучение документации (тщательное обследование с целью ознакомления, выяснения
чего-либо);
- анкетирование (способ исследования путем опроса);
- хронометраж (измерение затрат рабочего времени на выполнения повторяющихся
операций);
- устная или письменная проверка знаний (испытание для выявления уровня
обученности)
Исходя из вышесказанного структуру процессов контроля можно представить следующим образом:
Схема 1
Структура процессов внутришкольного контроля
Все виды контроля завершаются разработкой предложений по устранению выявленных недостатков. Эти
предложения должны быть направлены на улучшение образовательной деятельности и соответствовать
реальным возможностям образовательного учреждения.
По периодичности контроля
Входной Предварительный Текущий Промежуточный Итоговый
По виду контроля
Тематический
Классно-
обобщающий
Тематически-
обобщающий
Предметно-
обобщающий
Фронтальный
Комплексно-
обобщающий
Персональный Обобщающий
По методам контроля
Наблюдение
Беседа
Проверка
документации
Проверка
знаний (устная,
письменная)
Анализ
Анкетирование
Хронометраж
Объекты внутришкольного контроля
Объектами внутришкольного контроля являются следующие виды образовательной деятельности:
Схема 2
Структура образовательной деятельности учебного заведения
Обеспечение ОД
Учебно-методическое
Психологическое
Медицинское
Метериально-техническое
Информационное
Охрана труда и техника безопасности
Учебно-воспитательная работа является основным видом образовательной деятельности учебного
заведения. Она включает организацию и проведение всех видов учебных занятий, оценку уровня
теоретической и практической подготовки учащихся при текущем и итоговом контроле, соблюдение учи-
телями требований нормативных актов Министерства образования РФ при работе с учащимися и со
школьной документацией.
Основными документами, непосредственно регламентирующими учебно-воспитательную работу в
учебном заведении, являются учебные планы и учебные программы, разрабатываемые на основе
государственных образовательных стандартов и квалификационных требований к выпускникам.
Основными элементами контроля учебно-воспитательной работы являются (схема 3):
- выполнение всеобуча;
- состояние преподавания учебных предметов;
- качество ЗУН учащихся;
- исполнение решений педсоветов, совещаний и т.д.;
- качество ведения школьной документации;
- выполнение программ и предусмотренного минимума;
- подготовка и проведение экзаменов.
Основные элементы контроля учебно-воспитательной работы Схема 3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учебно-воспитательная работа
Внеурочная учебно-воспитательная
работа
Методическая работа
Экспериментальная и научно-
исследовательская работа
Учебно-воспитательная работа
Контроль за выполненинм всеобуча
Контроль за состоянием
преподавания учебных предметов
Контроль за качеством ЗУН учащихся
Контроль за выполнением решений
педсоветов, совещаний и т.д.
Контроль за школьной
документацией
Контроль за выполнением
программ и предусмотренного
минимума к/р, п/р, л/р
Контроль з подготовкой и
проведением экзаменов
При контроле за выполнением всеобуча проверяются следующие показатели:
Таблица 2
Показатели контроля за выполнением всеобуча
Информация о работе Система внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС