Система внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования, что обусловливает поиск соответствующего механизма. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, так как важнейшим условием повышения качества учебно-воспитательного процесса является правильно организованный контроль.
Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности обучающихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают повышение эффективности руководства учебно-воспитательным процессом.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретическая основы проблемы внутришкольного контроля
1.1 Сущность внутришкольного контроля, его виды и формы
1.3 Обеспечение эффективности внутришкольного контроля
Выводы
Глава II. Основные направления организации внутришкольного контроля
2.1 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
2.2 Планирование и осуществление внутришкольного контроля

Выводы

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 90.68 Кб (Скачать файл)

1.2 Организация  внутришкольного контроля в системе управления образовательным учреждением

 

Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя образовательного учреждения, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.

В настоящий момент самым распространенным является смешанный тип внутришкольного контроля в системе управления.

Структура управления образовательным учреждением содержит следующие звенья:

1 уровень – директор; органы коллегиального управления: совет школы, попечительский совет, педагогический совет;

2 уровень – экспертно-консультативная служба определения стратегии развития личностно-ориентированной педагогической системы и информсреды; заместители директора по направлениям; главный бухгалтер;

3 уровень – координационно-методический совет, регулирующий управление образовательным процессом в информационной среде школы, включающий в себя координаторов базового и профильного образования, воспитательной и научно-методической работы, руководитель информационной службы;

4 уровень – руководители служб по обеспечению системной интеграции ИТ в образовательный процесс и эффективного функционирования педагогической системы: руководители звеньев системы информационной службы: руководитель медиацентра, руководитель пресс-службы, администратор сети, диспетчер образовательного процесса, инженер базы данных; руководители МО учителей-предметников, руководитель психолого-педагогической службы, организаторы воспитательной работы.

Таким образом, множественность целей и стратегий управляемого объекта порождает множественность систем, вариативную расстановку органов управления, смещение акцентов в их функционировании.

 

1.3 Обеспечение  эффективности внутришкольного контроля

 

Руководитель, осуществляющий контроль должен сам обладать высокой компетентностью, культурой, т.е. иметь высокую научно-теоретическую подготовку, ориентироваться на новейшие психолого-педагогические достижения, ППО развития школы.

При осуществлении контроля, придерживаться самому и требовать этого от других проверяющих следующих этических правил:

1. честность, ясность, последовательность  и объективность при анализе  и изложении суждений, мнений  по итогам оценки результатов  деятельности;

2. стремление к точности  и уважения к очевидности;

3. достоверность изложенных  фактов;

4. вежливость, открытость  и непредвзятость при обсуждении  вопросов с участниками образовательного  процесса и должностными лицами;

5. уважительное отношение  к предложениям руководителей  органов управления образования  и образовательных учреждений  по объектам проверки и срокам  работы;

6. понимания особенностей  образовательного учреждения, а  также уважение интересов, общественного  авторитета и положения отдельных  лиц и групп;

7. оценка результатов  деятельности осуществляется с  учетом показателей приоритетных  направлений и соотнесения их  с государственной политикой  в области образования;

8. признание того, что  интересы и благополучие обучающихся являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;

9. уважительное отношение  и уверенность в порядочности  руководителей, учителей, обучающихся, родителей и представителей органов  управления;

10.   понимание того, насколько серьезно изложенное мнение инспектирующего воздействует на всех, кого оно касается;

11.   действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках баланса полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.

12.   Контроль должен завершаться формулированием предложений по совершенствованию работы проверяемых, а если необходимо, то предложениями по оказанию им помощи. А найденные положительные достижения должны также стать достоянием коллектива, общественности, путем распространения передового опыта, примера лучших образцов работы с целью совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

Новые формы внутришкольного контроля в образовательном учреждении должны отвечать принципам демократизации системы управления:

1. Система стимулирования  сотрудников.

В разработке системы стимулирования принимает участие весь коллектив: проводится анкетирование сотрудников с целью определения приоритетных мотиваторов в коллективе. Результаты анкетирования – основа положения о стимулировании, разработанная временной творческой группой педагогов и принятая на собрании трудового коллектива. В положении о стимулировании четко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определен механизм подведения итогов по результатам месяца, выбрана форма фиксации результатов посредством самооценки и оценки администрации и зафиксированы виды поощрения (материальные и моральные) за достижение определенных результатов. Система поощрений таким образом становится открытой и понятной для всех сотрудников, теперь каждый член коллектива знает, что за эффективную деятельность он обязательно будет отмечен. Она оформляется в виде экрана педагогических успехов и вывешивается на стенд «Ступени мастерства».

2. Педагогический мониторинг.

Это форма объективного определения уровня сформированности педагогических умений и навыков. Осуществляется планомерно (2 раза в год – в начале учебного года и в конце учебного года) с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, анализа документации и результатов деятельности. Система мониторинга построена в виде таблиц, которые заполняются администратором и учителем (сначала ставится самооценка, затем оценка администрации). При наличии значительных расхождений между баллами проводится собеседование с учителем, на котором либо учитель аргументировано, доказывает свое мнение, либо администратор объясняет причину несоответствия. Анализ результатов входного мониторинга ложится в основу построения методической работы комплекса. Анализ итогового мониторинга становится результатом работы методической работы комплекса.

3. Внутришкольные педагогические конкурсы.

Ежегодно в комплексе проводятся педагогические конкурсы, основной целью которых является стимулирование педагогов на творческий подход. Тема педагогического конкурса обычно соответствует основной цели работы учреждения в учебном году. Инициатором проведения конкурса чаще всего является администрация. На первом педсовете обсуждается и принимается положение о конкурсе и выбирается жюри конкурса из педагогов, победителей предшествующего конкурса. Жюри разрабатываются этапы проведения и критерии конкурса. По итогам каждой четверти подводятся итоги каждого этапа с учетом самооценки педагогов. Результаты каждого этапа вывешиваются на общее обозрение для обсуждения. Победитель конкурса по итогам учебного года получает приз, определенный Советом Школы.

В течение всего учебного года функционирует стенд «Ступени мастерства», который предоставляет педагогам возможность представить свой позитивный опыт работы или высокие результаты своей деятельности в виде самоанализа или стендового доклада. Также по завершению тематического контроля или методической декады заместители директора располагают на этом стенде итоговые материалы. Свои успехи педагоги могут презентовать не только в достижениях детей, но в виде доклада на научно-практической конференции педагогов. Наиболее позитивные доклады отмечаются научно – методическим советом и рекомендуются для участия в муниципальных мероприятиях.

Активное использование новых форм внутришкольного контроля в течение одного учебного года позволяет достичь определенных позитивных результатов:

1. Понижается уровень  эмоционального выгорания у педагогов.

2. Динамика отношения  педагогов к административному  контролю – позитивная. При такой  форме внутришкольного контроля среди педагогов отсутствует недоверие к администрации образовательного учреждения, педагоги получают реальную методическую помощь со стороны администрации школы и многие педагоги воспринимают контроль, как возможность продемонстрировать свои успехи.

Рассмотренные формы контроля являются важным педагогическим арсеналом в деятельности руководителей школы. Разумное использование этих форм позволяет получать всестороннюю информацию о состоянии дел в школе, активно влиять на педагогический процесс.

Но еще важнее, чтобы процесс проведения внутришкольного контроля был человечным, гуманным и, прежде всего, способствовал творческому становлению учителей, их самообразованию, повышению мастерства педагогов с опорой на то положительное, что есть в человеке.

 
2. Основные направления  организации внутришкольного контроля

 

2.1 Планирование  и осуществление внутришкольного контроля

 

Внутришкольный контроль - это сознательная, целенаправленная деятельность администрации школы, направленная на выявление отклонений от программы управления. Контроль - это проверка, а также наблюдение с целью проверки, процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей (установка критериев, измерение фактически достигнутых результатов и проведение корректировок при существенных отличиях). В управлении образовательной деятельностью планирование занимает основное место.

“Сущность планирования, - подчеркивает Л.П. Ромазина, - состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определении наиболее эффективных форм и методов контроля” [29].

Основная цель планирования - интеграция всех участников контроля для выполнения комплекса работ, обеспечивающих конечный результат - уровень обученности учащихся. Планирование осуществляется на всех уровнях управления учреждением образования. В работах В.П. Сергеевой отмечается, что планирование может быть долгосрочным (перспективным - на 3-5 лет), текущим (годовое, полугодовое) и оперативным (почетвертное, ежемесячное, еженедельное, ежедневное). Планы могут детализоваться по функциям управления. Функциональный план разрабатывается для учреждения образования в целом или на комплекс мероприятий, выполняемый одним должностным лицом [30].

Исходными данными для планирования мероприятий внутришкольного контроля являются:

период планирования;

количество классов учреждения образования;

количество учащихся в каждом классе;

требуемые сроки начала проведения мероприятий по параллелям;

продолжительность выполнения мероприятий;

допустимый диапазон отклонения сроков фактического начала мероприятий от требуемого;

запрещенные периоды проведения мероприятий;

периодичность проведения мероприятий;

допустимый перерыв между мероприятиями для предотвращения перегрузки.

Однако при планировании мероприятий внутришкольного контроля существуют и ограничения. Так, например, отмечается нецелесообразность проведения мероприятий в определенные временные интервалы календарного периода планирования; обеспечение в учреждении образования необходимого перерыва между мероприятиями для предотвращения перегрузки; выполнение всего объема работ на календарном периоде планирования; ограничения по срокам начала всех или отдельных работ.

Заместитель директора осуществляет в масштабе учреждения образования централизованное планирование сроков проведения общешкольных мероприятий (экзамены, методические и предметные недели и другие общешкольные мероприятия). Необходимость централизованного планирования данных видов работ В.С. Татьянченко обосновывает следующими причинами:

а) необходимостью координации деятельности высших уровней управления по обеспечению проведения данных видов работ финансовыми, материальными и людскими ресурсами;

б) выполнением нормативно установленных заданий по обеспечению требуемого уровня обученности [31].

Процесс внутришкольного контроля, как правило, включает в себя следующие этапы:

а) разработка критериев (выработать показатели результативности);

б) сопоставление с ними реальных результатов (установить масштаб отношений, использовать принцип исключения, измерить результаты, информировать о критериях и результатах);

в) принятие корректирующих действий (действие анализа).

А.Г. Сергеева в своих работах выделяет следующие свойства эффективности контроля (характеристики):

а) стратегическая направленность,

б) ориентация на результаты,

в) соответствие делу,

г) своевременность контроля,

д) гибкость,

ж) простота,

з) экономичность,

и) диагностика достигнутых результатов [32].

Внутришкольный контроль - одна из управленческих функций, предшествующая анализу учебно-воспитательного процесса. Осуществление внутришкольного контроля происходит следующим образом: сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса; обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих решений. Результатом внутришкольного контроля должно быть основание для принятия эффективных управленческих решений. Основными принципами внутришкольного контроля являются: планомерность, обоснованность, всеобъемность, теоретическая и методическая подготовленность.

Информация о работе Система внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС