Система внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования, что обусловливает поиск соответствующего механизма. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, так как важнейшим условием повышения качества учебно-воспитательного процесса является правильно организованный контроль.
Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности обучающихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают повышение эффективности руководства учебно-воспитательным процессом.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретическая основы проблемы внутришкольного контроля
1.1 Сущность внутришкольного контроля, его виды и формы
1.3 Обеспечение эффективности внутришкольного контроля
Выводы
Глава II. Основные направления организации внутришкольного контроля
2.1 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
2.2 Планирование и осуществление внутришкольного контроля

Выводы

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

дипломная работа.docx

— 90.68 Кб (Скачать файл)

Анализ и оценка педагогических действий учителя. Каждый учитель должен стремиться правильно оценить и скорректировать свою работу. Поэтому он осуществляет анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщает свой опыт, составляет и реализует план своего профессионального развития. Полученные в результате диагностики данные заместитель директора может использовать для коррекции плана внутришкольного контроля, для планирования обучающих и проблемных семинаров по преодолению педагогами трудностей в организации уроков и внеклассных мероприятий [24].

Посещая уроки педагогов, заместитель директора должен уделить большое внимание вопросу отношения учащихся к учебной деятельности каждого учителя. Материалы диагностических исследований должны стать основой планирования и прогнозирования внутришкольного контроля и хорошим подспорьем в организации годового планирования работы школы.

Руководство и контроль за организацией учебного процесса невозможны без правильно организованных анализа и оценки важнейшей формы учебного процесса - урока. Урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, акт учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований. Анализ и оценка работы учителя должны быть основаны на изучении всей системы уроков по теме (системный анализ). Практически бывает очень трудно провести такой системный анализ, который охватил бы все стороны урока и требования к нему. Поэтому часто применяется частичный (аспектный, тематический) анализ, который выделяет и рассматривает в уроке качества, имеющие наибольшее значение для данных целей. Для анализа и коррекции показателей уровня обученности учащихся необходимо наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, исследование фактов, влияющих на результативность обучения.

Данная диагностика призвана обеспечить правильное определение результатов образования и сведение к минимуму ошибок при переводе учащихся из класса в класс. С помощью диагностики руководитель образовательного учреждения определяет проблемы образования, планирует этапы образовательного процесса. Результаты посещения уроков у одного или нескольких педагогов могут служить основанием для выводов о деятельности педагогов общеобразовательного учреждения по формированию общенаучных умений работы, как с педагогическим коллективом, так и с каждым педагогом. Педагоги в свою очередь, организуют работу по формированию умений учащихся через тематическое планирование и выработку собственного инструментария по отслеживанию результатов обучения.

Руководителю школы необходимо иметь надежную информацию о результативности труда педагогов. Посещая уроки, руководитель школы может анализировать работу педагогов с точки зрения использования ими основных категорий учебных целей (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Результаты анализа могут служить основанием для вывода о работе педагогов (репродуктивный, алгоритмический, эвристический, исследовательский) [25].

Структура ВШК в соответствии с требованиями ФГОС

Чтобы ВШК был средосообразным, его цели и содержание должны отражать требования ФГОС как документа, описывающего условия и ресурсы реализации конечного результата общественного договора между школой и государством.

Проанализировав первые страницы ФГОС общего образования, находим следующий текст, обосновывающий дальнейшее использование данного документа как законодательного акта, определяющего обязательную, инвариантную часть ВШК:

"7. Стандарт должен быть положен  в основу деятельности:

руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования…".

На рисунке представлена структура ВШК, в которой качество управления входит в раздел "качество процесса" наряду с качеством других ресурсов – организационных (уроки, события, экскурсии и др.), кадровых (компетентность учителей, методистов, специалистов), материальных (учебные кабинеты и т. п.). Именно эти ресурсы и условия прописаны в ФГОС как носители качества реализации основной образовательной программы.

Структура ВШК, отражающая совокупность требований ФГОС

Современные требования к качеству образования в первую очередь определяют введение в реалии школьного образования новых качеств как новых характеристик процесса.

Осмысление требований стандарта именно с этих позиций требует обязательного, определенного законом введения в ВШК мониторинга личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности, мониторинга уровня развития метапредметных общеучебных умений( универсальных учебных действий – УУД).

При этом реализуется консолидирующий, интегративный характер ВШК, обеспечивая согласованность в пространстве и времени функционирования и развития всех образовательных и инновационных процессов:

если во всех тематических контрольных работах по всем предметам будут присутствовать разделы, проверяющие уровень сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий на предметном материале, то учитель обязательно в процессе работы над темой будет отрабатывать данные умения и навыки, а если окажется, что у учителя недостаточно собственных знаний и умений для такой работы, возникнет необходимость реализации новых программ развития для учителя;

если в уровневых дескрипторах каждого критерия качества будут прописаны валеологические требования (в мониторинге уроков, экскурсий, кабинетов, компетентности учителя и т. д.), то будут реализованы требования к здоровьесберегающей среде и при выявлении проблемных зон будут внедряться новые способы их решения.

Зачастую вся информация, собираемая в школе, оказывается разрозненной, логически не связанной. Получается не система контроля качества, а механическая сумма данных. Это не дает возможности выявить причинно-следственные связи и закономерности процессов, а следовательно, грамотно выстроить корректирующие действия.

Таким образом, при совершенствовании ВШК необходимо сначала пересмотреть состав и структуру системы контроля образовательного процесса, определив набор критериев по принципу необходимости и достаточности.

При этом стандарт образования можно рассматривать как основу для выделения качеств как существенных признаков, свойств, определяющих качество.В этом случае три группы требований к качеству в стандартах определяют три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования:

  • требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых школой;
  • требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности;
  • требования к структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу "распределенной ответственности".

При проектировании ВШК в каждой школе должен быть реализован следующий алгоритм:

  • Сначала операционально и диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.
  • Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов).
  • Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений).
  • Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.
  • Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы).
  • Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК).

На основании полученной на предыдущих этапах информации проектируется подробный регламент ВШК с определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода и по принципу "распределенной ответственности".

Все составляющие представляемой рабочей структуры ВШК апробированы полностью или частично в школах экспериментальных площадок МПГУ "Специалисты методической службы школы как субъекты управления качеством образовательного процесса (компетентностный подход)" и "Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования". Некоторые составляющие ВШК, такие как "Мониторинг компетентности учителя", "Уровень общих учебно-познавательных возможностей (обучаемости) учащихся", "Мониторинг качества кабинетной системы", имеют стаж успешной апробации более 10 лет.

Грамотному управленцу очевидно, что если начинать реализовывать алгоритм с конца, т. е. с 7-го пункта, то сформировать эффективную систему ВШК, выполняющую все функции управленческого инструмента, невозможно. Тем не менее, на практике в большинстве школ пп. 1–6 не обновляются и не обсуждаются годами, не соотносятся с нормативными документами, что приводит к формализации ВШК и, в конечном счете, к дискредитации управленческих процедур для учителя ("замучили проверками…", "опять этот мониторинг…").

В приложениях 1–3 представлена рабочая структура системы ВШК, разработанная и скорректированная в соответствии с приведенным выше алгоритмом на занятиях курсов повышения квалификации заместителей директоров по УВР в МПГУ и МЦКО. Эта рабочая структура может быть использована как матрица для сопоставления с реальной структурой и содержанием ВШК в конкретной школе.

ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Для того чтобы все виды внутришкольного контроля были эффективны и носили конструктивный характер, заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен соблюдать технологию внутришкольного контроля, включающую следующие этапы.

Подготовительный этап. На заседании методического объединения завуч знакомит классных руководителей с видами и формами контроля, конечным продуктом контроля. В ходе встречи определяются сроки контроля, персоналии контроля, целесообразность контроля тех или иных вопросов.

Прогностический этап. На этом этапе собирается творческая группа и определяет программу осуществления контроля, формы контроля и анализа полученного материала. В ходе встречи обсуждается диагностический материал, который используется в изучении вопроса. На данном этапе оформляется план исследования вопроса, намечаются ответственные за промежуточные и итоговые исследования.

Изучение проблемы и сбор информации. На этом этапе творческая группа посещает уроки, внеклассные мероприятия, проводит встречи и консультации, изучает документацию, проводит собеседование с классными руководителями и другими участниками.

Анализ информации. На данном этапе материалы, полученные в ходе изучения вопроса, анализируются, составляются диагностические таблицы, схемы. Все полученные материалы являются основой для написания справки по результатам контроля. Материалы справки предлагаются педагогу для изучения, по материалам исследования с ним проводится собеседование, намечаются мероприятия по коррекции.

Коррекция. На данном этапе проводятся коррекционные мероприятия с последующим анализом для кардинального улучшения сложившейся ситуации. Это могут быть консультации по разработке сценариев внеклассных мероприятий, посещение самих внеклассных дел, изучение необходимой литературы, курсовая подготовка и т.д.

Схема внутришкольного контроля 

 

КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Основным объектом внутришкольного контроля в воспитательной работе является, безусловно, воспитательное мероприятие. При изучении этого вопроса важно выяснить, насколько сами учащиеся являются организаторами и инициаторами подготовки воспитательных дел.

Воспитательное мероприятие - это относительно самостоятельная структурная единица педагогического процесса, решающая конкретные воспитательные задачи. Но вместе с тем это - форма организации жизнедеятельности школьников, поэтому в подготовке и проведении и анализе воспитательного мероприятия активное участие должны принимать сами ученики.                                                                                                                                                                                 

Воспитательное мероприятие структурно представляет собой ряд взаимосвязанных, последовательно идущих друг за другом этапов, на каждом из которых учитель включает учащихся в организационную работу, предметную и творческую деятельность.

Процесс подготовки, проведения и анализа результативности внеклассных мероприятий должен стать одной из основных тем изучения в ходе внутришкольного контроля.

 


Информация о работе Система внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС