Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования, что обусловливает поиск соответствующего механизма. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, так как важнейшим условием повышения качества учебно-воспитательного процесса является правильно организованный контроль.
Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности обучающихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают повышение эффективности руководства учебно-воспитательным процессом.
Введение
Глава I. Теоретическая основы проблемы внутришкольного контроля
1.1 Сущность внутришкольного контроля, его виды и формы
1.3 Обеспечение эффективности внутришкольного контроля
Выводы
Глава II. Основные направления организации внутришкольного контроля
2.1 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
2.2 Планирование и осуществление внутришкольного контроля
Выводы
Заключение
Список литературы
Анализ и оценка педагогических действий учителя. Каждый учитель должен стремиться правильно оценить и скорректировать свою работу. Поэтому он осуществляет анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщает свой опыт, составляет и реализует план своего профессионального развития. Полученные в результате диагностики данные заместитель директора может использовать для коррекции плана внутришкольного контроля, для планирования обучающих и проблемных семинаров по преодолению педагогами трудностей в организации уроков и внеклассных мероприятий [24].
Посещая уроки педагогов, заместитель директора должен уделить большое внимание вопросу отношения учащихся к учебной деятельности каждого учителя. Материалы диагностических исследований должны стать основой планирования и прогнозирования внутришкольного контроля и хорошим подспорьем в организации годового планирования работы школы.
Руководство и контроль за организацией учебного процесса невозможны без правильно организованных анализа и оценки важнейшей формы учебного процесса - урока. Урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, акт учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований. Анализ и оценка работы учителя должны быть основаны на изучении всей системы уроков по теме (системный анализ). Практически бывает очень трудно провести такой системный анализ, который охватил бы все стороны урока и требования к нему. Поэтому часто применяется частичный (аспектный, тематический) анализ, который выделяет и рассматривает в уроке качества, имеющие наибольшее значение для данных целей. Для анализа и коррекции показателей уровня обученности учащихся необходимо наблюдение за деятельностью учащихся на уроках, исследование фактов, влияющих на результативность обучения.
Данная диагностика призвана обеспечить правильное определение результатов образования и сведение к минимуму ошибок при переводе учащихся из класса в класс. С помощью диагностики руководитель образовательного учреждения определяет проблемы образования, планирует этапы образовательного процесса. Результаты посещения уроков у одного или нескольких педагогов могут служить основанием для выводов о деятельности педагогов общеобразовательного учреждения по формированию общенаучных умений работы, как с педагогическим коллективом, так и с каждым педагогом. Педагоги в свою очередь, организуют работу по формированию умений учащихся через тематическое планирование и выработку собственного инструментария по отслеживанию результатов обучения.
Руководителю школы необходимо иметь надежную информацию о результативности труда педагогов. Посещая уроки, руководитель школы может анализировать работу педагогов с точки зрения использования ими основных категорий учебных целей (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка). Результаты анализа могут служить основанием для вывода о работе педагогов (репродуктивный, алгоритмический, эвристический, исследовательский) [25].
Структура ВШК в соответствии с требованиями ФГОС
Чтобы ВШК был средосообразным, его цели и содержание должны отражать требования ФГОС как документа, описывающего условия и ресурсы реализации конечного результата общественного договора между школой и государством.
Проанализировав первые страницы ФГОС общего образования, находим следующий текст, обосновывающий дальнейшее использование данного документа как законодательного акта, определяющего обязательную, инвариантную часть ВШК:
"7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:
руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования…".
На рисунке представлена структура ВШК, в которой качество управления входит в раздел "качество процесса" наряду с качеством других ресурсов – организационных (уроки, события, экскурсии и др.), кадровых (компетентность учителей, методистов, специалистов), материальных (учебные кабинеты и т. п.). Именно эти ресурсы и условия прописаны в ФГОС как носители качества реализации основной образовательной программы.
Структура ВШК, отражающая совокупность требований ФГОС
Современные требования к качеству образования в первую очередь определяют введение в реалии школьного образования новых качеств как новых характеристик процесса.
Осмысление требований стандарта именно с этих позиций требует обязательного, определенного законом введения в ВШК мониторинга личностного роста обучающегося, социализированности, воспитанности, мониторинга уровня развития метапредметных общеучебных умений( универсальных учебных действий – УУД).
При этом реализуется консолидирующий, интегративный характер ВШК, обеспечивая согласованность в пространстве и времени функционирования и развития всех образовательных и инновационных процессов:
если во всех тематических контрольных работах по всем предметам будут присутствовать разделы, проверяющие уровень сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий на предметном материале, то учитель обязательно в процессе работы над темой будет отрабатывать данные умения и навыки, а если окажется, что у учителя недостаточно собственных знаний и умений для такой работы, возникнет необходимость реализации новых программ развития для учителя;
если в уровневых дескрипторах каждого критерия качества будут прописаны валеологические требования (в мониторинге уроков, экскурсий, кабинетов, компетентности учителя и т. д.), то будут реализованы требования к здоровьесберегающей среде и при выявлении проблемных зон будут внедряться новые способы их решения.
Зачастую вся информация, собираемая в школе, оказывается разрозненной, логически не связанной. Получается не система контроля качества, а механическая сумма данных. Это не дает возможности выявить причинно-следственные связи и закономерности процессов, а следовательно, грамотно выстроить корректирующие действия.
Таким образом, при совершенствовании ВШК необходимо сначала пересмотреть состав и структуру системы контроля образовательного процесса, определив набор критериев по принципу необходимости и достаточности.
При этом стандарт образования можно рассматривать как основу для выделения качеств как существенных признаков, свойств, определяющих качество.В этом случае три группы требований к качеству в стандартах определяют три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования:
При проектировании ВШК в каждой школе должен быть реализован следующий алгоритм:
На основании полученной на предыдущих этапах информации проектируется подробный регламент ВШК с определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода и по принципу "распределенной ответственности".
Все составляющие представляемой рабочей структуры ВШК апробированы полностью или частично в школах экспериментальных площадок МПГУ "Специалисты методической службы школы как субъекты управления качеством образовательного процесса (компетентностный подход)" и "Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования". Некоторые составляющие ВШК, такие как "Мониторинг компетентности учителя", "Уровень общих учебно-познавательных возможностей (обучаемости) учащихся", "Мониторинг качества кабинетной системы", имеют стаж успешной апробации более 10 лет.
Грамотному управленцу очевидно, что если начинать реализовывать алгоритм с конца, т. е. с 7-го пункта, то сформировать эффективную систему ВШК, выполняющую все функции управленческого инструмента, невозможно. Тем не менее, на практике в большинстве школ пп. 1–6 не обновляются и не обсуждаются годами, не соотносятся с нормативными документами, что приводит к формализации ВШК и, в конечном счете, к дискредитации управленческих процедур для учителя ("замучили проверками…", "опять этот мониторинг…").
В приложениях 1–3 представлена рабочая структура системы ВШК, разработанная и скорректированная в соответствии с приведенным выше алгоритмом на занятиях курсов повышения квалификации заместителей директоров по УВР в МПГУ и МЦКО. Эта рабочая структура может быть использована как матрица для сопоставления с реальной структурой и содержанием ВШК в конкретной школе.
ТЕХНОЛОГИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Для того чтобы все виды внутришкольного контроля были эффективны и носили конструктивный характер, заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен соблюдать технологию внутришкольного контроля, включающую следующие этапы.
Подготовительный этап. На заседании методического объединения завуч знакомит классных руководителей с видами и формами контроля, конечным продуктом контроля. В ходе встречи определяются сроки контроля, персоналии контроля, целесообразность контроля тех или иных вопросов.
Прогностический этап. На этом этапе собирается творческая группа и определяет программу осуществления контроля, формы контроля и анализа полученного материала. В ходе встречи обсуждается диагностический материал, который используется в изучении вопроса. На данном этапе оформляется план исследования вопроса, намечаются ответственные за промежуточные и итоговые исследования.
Изучение проблемы и сбор информации. На этом этапе творческая группа посещает уроки, внеклассные мероприятия, проводит встречи и консультации, изучает документацию, проводит собеседование с классными руководителями и другими участниками.
Анализ информации. На данном этапе материалы, полученные в ходе изучения вопроса, анализируются, составляются диагностические таблицы, схемы. Все полученные материалы являются основой для написания справки по результатам контроля. Материалы справки предлагаются педагогу для изучения, по материалам исследования с ним проводится собеседование, намечаются мероприятия по коррекции.
Коррекция. На данном этапе проводятся коррекционные мероприятия с последующим анализом для кардинального улучшения сложившейся ситуации. Это могут быть консультации по разработке сценариев внеклассных мероприятий, посещение самих внеклассных дел, изучение необходимой литературы, курсовая подготовка и т.д.
Схема внутришкольного контроля
КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Основным объектом внутришкольного
контроля в воспитательной работе является
Воспитательное
мероприятие - это относительно
самостоятельная структурная единица
педагогического процесса, решающая конкретные воспитательные
задачи. Но вместе с тем это - форма организации
жизнедеятельности школьников, поэтому
в подготовке и проведении и анализе воспитательного
мероприятия активное участие должны
принимать сами ученики.
Воспитательное мероприятие структурно представляет собой ряд взаимосвязанных, последовательно идущих друг за другом этапов, на каждом из которых учитель включает учащихся в организационную работу, предметную и творческую деятельность.
Процесс подготовки, проведения и анализа результативности внеклассных мероприятий должен стать одной из основных тем изучения в ходе внутришкольного контроля.
Информация о работе Система внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС