Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть определенной системы проверки эффективности его функционирования, что обусловливает поиск соответствующего механизма. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, так как важнейшим условием повышения качества учебно-воспитательного процесса является правильно организованный контроль.
Осуществляя контроль, руководители школы изучают состояние учебной, воспитательной работы, выполнение государственной программы, уровень знаний, развития и воспитанности обучающихся, индивидуальное педагогическое мастерство учителей и на этой основе обеспечивают повышение эффективности руководства учебно-воспитательным процессом.
Введение
Глава I. Теоретическая основы проблемы внутришкольного контроля
1.1 Сущность внутришкольного контроля, его виды и формы
1.3 Обеспечение эффективности внутришкольного контроля
Выводы
Глава II. Основные направления организации внутришкольного контроля
2.1 Психолого-педагогические условия эффективности внутришкольного контроля
2.2 Планирование и осуществление внутришкольного контроля
Выводы
Заключение
Список литературы
По мнению Т.И. Шамовой структура реализации внутришкольного контроля включает в себя следующие компоненты:
обоснование проверки;
формулирование цели;
разработку алгоритма, структурной схемы предстоящей проверки;
сбор и обработкам информации о состоянии проверяемого объекта по разработанной схеме;
оформление основных выводов по результатам проверки: раскрываются основные причины недостатков (успехов), определяются рекомендации, принимается управленческое решение (перестановка кадров, обобщение опыта), определяются сроки последующего контроля;
обсуждаются итоги проверки на необходимом уровне (педсовете, заседании кафедры, методическом совете, собрании учащихся и родителей) [33].
При планировании внутришкольного контроля используются его многообразные виды и формы. Рассмотрим это многообразие на следующей таблице (таблица 1).
Таблица 1 - Структурные элементы внутришкольного контроля
Вид контроля: |
Т - тематический |
Ф - фронтальный | |
Метод контроля: |
Н - наблюдение |
Б - беседа | |
А - анализ | |
Х - хронометраж | |
ППЗ - письменная проверка знаний | |
Тс - тест | |
КСД - контрольный словарный диктант | |
КД - контрольный диктант | |
И-С - изложение с элементами сочинения | |
УПЗ - устная проверка знаний | |
Форма контроля: |
О - обобщающий |
ПО - предметно-обобщающий | |
ТО - тематически-обобщающий | |
КлО - классно-обобщающий | |
П - персональный | |
Пр - предварительный | |
Пм - промежуточный | |
И - итоговый | |
Вх - входной | |
Должностные лица: |
Д - директор |
З1 - завуч среднего и старшего звена | |
ЗВР - зам. по воспитательной работе | |
ЗХЧ - зам. по хозяйственной части | |
ЗП - зам. по питанию | |
ПАК - председатель аттестационной комиссии | |
ПМО - председатель методического объединения | |
КлР - классный руководитель | |
учк - учебный комитет | |
СП - соц. педагог | |
БК - библиотекарь | |
В - врач | |
П - психолог | |
МС - медицинская сестра | |
Итоги (где слушается): |
СД - совещание при директоре |
СЗ1 - совещание при завуче среднего и старшего звена | |
СПАК - совещание при председателе аттестационной комиссии | |
СМО - совещание методического объединения | |
КрС - круглый стол | |
С - семинар | |
Кф - конференция | |
Пс - педагогический совет |
Планирование должно предусматривать поступление достаточной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, так как без этого администрация будет слепо следовать за событиями, которые сложились или складываются помимо их воли. Весь объем работы по вопросам руководства и контроля, намеченный в плане, должен быть рассчитан не только на руководителей школы, но и на профсоюзный комитет, методические объединения. В плане должно быть четко определено, по каким аспектам осуществляется внутришкольный контроль. Аспекты внутришкольного контроля могут быть следующие: учебный процесс, условия учебно-воспитательного процесса, научная и экспериментальная деятельность участников учебного процесса, воспитательный процесс, методическую работу, психологическое состояние учителей и учащихся.
В учебно-методической литературе и, в частности, в работах Г.С. Токарева, выделяются следующие виды внутришкольного контроля (по объектам).
Классно-обобщающий контроль. Он осуществляется в конкретном классе или параллели. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах; деятельность всех учителей; включение учащихся в познавательную деятельность; привитие интереса к знаниям; стимулирования в потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; сотрудничество учителя и учащихся; социально-психологический климат в классном коллективе. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяется по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
Фронтальный контроль. Он определяет состояние преподавания отдельных предметов в классе или на параллели, состояние работы классных руководителей, персональное изучение деятельности педагогов, готовящихся к аттестации.
Тематический контроль. Проводится по отдельным проблемам деятельности школы. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе. В ходе тематического контроля: проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование); осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.
Продуктивный контроль. Изучает профессиональный рост педагогов, уровень работы школы по результатам выпускных экзаменов, продуктивность преподавательской деятельности.
Обзорный контроль. Изучает состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, учет посещаемости занятий учащимися.
Контроль по объектам и аспектам с точки зрения форм контроля можно представить в виде следующих таблиц (таблица 2, таблица 3)
Таблица 2 - Контроль по аспектам внутришкольного контроля
Объекты внутришкольного контроля |
Аспекты контроля |
Учебный процесс |
Выполнение учебных программ, уровень знаний и навыков учащихся. Продуктивность работы учителя. Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Индивидуальная работа со слаборазвитыми детьми. Качество внеурочной предметной деятельности. Навыки самостоятельного познания учащихся. Учебная среда. |
Условия учебно-воспитательного процесса. |
Нормативно-правовая база школы. Учебно-воспитательная развивающая среда. Информационно-методическая оснащенность. Обеспеченность учебно-техническим оборудованием. Обеспеченность учебной и методической литературой. Социум ОУ. Санитарно-гигиеническое состояние школы. Охрана труда. |
Научная и экспериментальная деятельность |
Соответствие этой деятельности концепции школы. Степень научной обоснованности нововведений. Результативность нововведений. Уровень научной образованности педагогов. Научно-исследовательская деятельность педагогов и учащихся. |
Методическая работа |
Методический уровень каждого учителя. Методический уровень каждого классного руководителя. Механизмы распространения педагогического опыта. Повышение квалификации педагогов. Методический сервис школы. |
Психологическое состояние коллектива |
Степень психологического комфорта (дискомфорта) учащихся, учителей. Психологическая подготовленность коллектива к решению проблемы, нововведению. |
Таблица 3 - Контроль по объектам внутришкольного контроля
Форма контроля |
Объекты контроля |
Классно-обобщающий |
Психологический микроклимат в классе. Координация педагогов по работе с классом. Уровень знаний и воспитанности учащихся класса. Качество и методы преподавания в классе. Связь урочной и внеурочной работы в классе. Качество работы классного руководителя, воспитательная система класса. Выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей. |
Фронтальный |
Состояние преподавания отдельных предметов во всех или в части классов. Состояние работ классных руководителей во всех классах или в параллели. Персональное фронтальное изучение системы работы педагогов, готовящихся к аттестации. |
Тематический |
Работа всего коллектива над какой-либо проблемой. Уровень знаний и умений учащихся по какой-либо теме предмета. Состояние работы классных руководителей в каком-либо направлении |
Продуктивный |
Уровень выполнения стандартов образования Профессиональный рост педагогов. Уровень работы школы по результатам ЦТ. Продуктивность преподавательской деятельности (методический уровень, уровень знаний предмета преподавания) |
Обзорный |
Состояние школьной документации. Состояние трудовой дисциплины учителей. Состояние посещаемости учащихся. |
План внутришкольного контроля в МБОУ СОШ №127 приведен в приложении Б.
Такой технологический подход позволяет сделать систему внутришкольного контроля более эффективной. На основании анализа документации можно сделать вывод о функциональных показателях результативности педагогической деятельности.
Рисунок 3 - Формы внутришкольного контроля.
Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др. [9].
Предметно-обобщающая форма контроля используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются как администрация, так и представители методических объединений школы.
Тематически-обобщающая форма контроля имеет своей главной целью изучение работы разных учителей и разных классов, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и других.
Комплексно-обобщающая форма контроля используется при осуществлении контроля за организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.
В.М. Муравьев отмечает, что в названии форм контроля повторяется термин “обобщающая". Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управления педагогическим процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического анализа, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения [10].
В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы внутришкольного контроля взаимно дополняют друг друга, и если администрация хочет знать реальное положение дел, то должна по возможности использовать различные методы контроля.
При проведении контроля эффективным является использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и серебряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и педагогического совета, книга приказов по школе, книга учета педагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков. Даже сам факт изобилия школьной документации говорит о многообразии и богатстве информации, получаемой в процессе ее использования. Школьная документация содержит информацию за несколько лет, при необходимости можно обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности [11].
Информация о работе Система внутришкольного контроля в условиях реализации ФГОС