Сюжетно-ролевые игры в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является изучение эффективности использования сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Объект исследования: влияние сюжетно-ролевой игры на процесс подготовки к школе.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство подготовки личности старших дошкольников к школе.
Задачи исследования:
- изучить научно-методическую литературу по теме;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Игра как ведущая деятельность старших дошкольников…………....6
1.2 Влияние игровой деятельности на развитие ребенка……………......9
1.3 Место сюжетно-ролевой игры в процессе подготовки старших дошкольников к школе.............................…........................................................14
ГЛАВА 2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1 Теоретическое обоснование использования сюжетно-ролевой игры при подготовке дошкольников к школе………………………………………..18
2.2 Практическая значимость использования сюжетно-ролевой игры в процессе подготовки к школе……………………………………......................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...23
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……...24

Файлы: 1 файл

Курсовая (1).docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

Чем старше становятся дети, тем более развитыми они считаются, а, следовательно, и более требовательными к предметам игры, так как ищут больше сходства с реальностью. Отсюда и возникает рвение к самостоятельности, возникает желание самим сделать необходимые вещи. Одна из особенностей развития игры – её связь с жизнью. При этом задача учителя выражается в умении вовремя обратить на это внимание и поддержать это рвение ребят к самостоятельному обучению.

В исследуемом возрасте – в старшем дошкольном - игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка и играет в его жизни немаловажную роль. Именно поэтому в процессе подготовки и организации занятия, направленного на подготовку к школьной жизни, основная задача учителя заключается в том, чтобы создать все необходимые условия для создания такой ситуации, через которую ребенок не растеряет энтузиазм к игре и интерес к дальнейшей деятельности подобного направления.

Кроме того, важно понимать, в данном возрасте правило выступает ведущим аспектом в играх старших дошкольников. Это значит, что уже для ребят старшего дошкольного возраста в ходе проведения игр, не возникает потребности ни в особых атрибутах, ни в специальной одежде, ни в каком-либо специальном игровом пространстве. Однако при этом, любая их игровая деятельность характеризуется наличием воображаемой ситуации, которая в случае необходимости может быть развернута и реализована.

Таким образом, отметим, что наиболее успешной деятельностью в работе со старшими дошкольниками при подготовке их к школе является именно правильно организованная тематическая сюжетно-ролевая игра. Поэтому целесообразно рассмотреть примерный план-конспект подобного занятия.

 

2.2 Практическая значимость  использования сюжетно-ролевой игры  в процессе подготовки к школе

 

Эффективность использования сюжетно-ролевой игры при подготовке к школе рассмотрим на примере игрового занятия «Школа», проводимого с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели занятия:

- воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, интерес и любовь к школе;

- развивать речь, творческую активность, умственную самостоятельность в решении практических задач;

- учить правильно вести диалоги;

- расширить, уточнить и  конкретизировать знания детей о школе;

- прививать уважение к  труду учителя и труду работников  школы.

Дополнительный материал: строительный материал, тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, портфели, пеналы, картон.

Подготовительный этап:

- экскурсия в школу, беседа  с работниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения  за их трудом.

- рассматривание и чтение  детских книг по теме «Школа».

- показ фильма или  мультфильма о школьной жизни.

- беседа по картине  «На уроке».

- заучивание стихотворений  о школе

- разучить песню «Чему  учат в школе»

- рисование «Наша школа»

- ручной труд: сделать  маленькие тетради, книжки, учительский  журнал для игры «в школу», приготовить тряпочки и мел.

Ход игры:

 Воспитатель (ведущий): Дети, в следующем году вы пойдёте в школу. А как вы думаете, что нужно для поступления в школу? (Ответы детей). А чем дети занимаются в школе? (Ответы детей).

 Воспитатель: ребята, давайте мы сегодня поиграем в школу.

 Воспитатель: где проходят уроки?

 Дети: в классе.

 Воспитатель: правильно, ребята! А кто проводит уроки?

 Дети : учитель.

 Воспитатель: ребята, кто хочет быть учителем!

 Дети: мы.

 Воспитатель: сколько много желающих. Давайте выберем считалкой:

 Гномик золото искал!

 И колпак свой потерял!

 Сел, заплакал, - как же  быть!

 Выходи! Тебе водить!

 Воспитатель: Катя, ты будешь учителем, а остальные дети будут учениками.

 Воспитатель: дети начинаем игру, но вначале давайте построим класс (Дети расставляют стульчики, ширму, доску)

 Дети выходят из  группы. Учитель занимает место  за учительским столом.

 Звучит песня о первоклассниках. Дети заходят в воображаемый  класс. Приветствуют учителя и  друг друга. Дарят цветы. Каждый  из детей занимает свое место.

«Звенит звонок»

Урок 1. Обучение грамоте.

 Учитель входит в  класс, представляется, знакомится  с детьми и начинает урок.

 Игра «Назови первый звук в слове»

 Игра «Составь слово»

 Игра «Пирамида» (деление слов на слоги)

 В конце урока учитель  подводит итог и задает задание  на дом: прочитать сказку «Лиса  и рак, составить схему слова  «лиса».

«Звенит звонок»

 Учитель объявляет  о начале перемены. Напоминает  детям, чтоб приготовились к следующему  уроку, и предлагает пойти обедать  в столовую (возможен сюрпризный  момент – сладкое угощение) .

«Звенит звонок»

Урок 2. Рисование.

 Дети занимают места  в классе за партами.

 Учитель: - Дети у нас  сейчас урок рисования. У каждого  из вас есть семья и у  меня тоже. Я предлагаю вам  нарисовать свою семью. А я  нарисую свою.

 Дети приступают к  выполнению задания.

 Во время выполнения  детьми рисунков в группе звучит  тихая, спокойная музыка.

«Звенит звонок»

 Учитель объявляет  об окончании урока и предлагает  разместить рисунки на выставке. Дети подходят к ширме и  размещают рисунки.

«Звенит звонок»

Урок 3. Физкультура.

 Учитель начинает урок  с разминки. Дает команду:

- Равняйсь! Смирно! Направо! Шагом марш по кругу! А теперь  парами ко мне! На месте стой! Разомкнитесь!

1. упражнение "Часы"; 2. упражнение "Мельница";3. упражнение "Прыжки".

 Игра соревнование "Бег  с препятствиями".

 Учитель задает детям  задание на дом: потренироваться  прыгать со скалкой.

«Звенит звонок»

 Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы сегодня играли, хорошо справились со своими ролями, были вежливыми, хорошо вели себя в школе. В следующий раз, когда вы будете играть в игру «Школа», предлагаю провести урок труда.

В ходе проведения занятия было заметно, что удалось заинтересовать детей, а также привлечь их школьному процессу. После проведения сюжетно-ролевой игры было отмечено, то дети остались довольны, получили новые знания и умения. Таким образом, хотелось бы отметить, что для достижения поставленных целей необходимо систематически проводить игры такого рода, охватывающие определенную тематику.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение целесообразно отметить, что старший дошкольный возраст – это непосредственно переломный период в жизни ребенка, так как именно в данном возрасте прослеживается процесс перехода от игровой деятельности к учебной, из детства во взрослую, более самостоятельную жизнь. Нельзя забывать, что такой процесс становления личности ребенка весьма трудоемкий и длительный. Поэтому с целью облегчения процесса перехода от игровой деятельности к учебной, очень важно при подготовке детей в дидактических целях использовать игру.

Игровая деятельность способствует облегчению процесса усвоения предлагаемого материала, а также позволяет активизировать активность ребенка в течение учебного занятия.

В ходе изучения научно-методической литературы определили, что на практике выделяется множество всевозможных видов игровой деятельности, однако наиболее распространенным и эффективным видом являются тематические сюжетно-ролевые игры.

Однако для того, что использование игрового материала оказалось эффективным и помогло достичь поставленных дидактических целей, необходимо уметь корректно организовать игровую деятельность в ходе учебного занятия: подобрать необходимый методический материал, подручные средства и логически связать с темой и задачами урока.

Таким образом, в заключение курсовой работы хотелось бы отметить, что в ходе практической части было проведено исследование, состоящее из трех этапов. Анализируя полученные в ходе практической части результаты, можно отметить, что поставленной цели достигли, а задачи, определяющие цель исследования реализованы в полном объеме. В процессе работы удалось доказать, что использование сюжетно-ролевой игры эффективно в процессе подготовки старших дошкольников к школе.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Акшина А. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 1990.

2. Абдульменова З.З. Игра - способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. - 2003. - №11.

3. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: для психологов и педагогов. - М.: Педагогика, 1986 - 320 с.

4. Каптерев П.Ф. детская и педагогическая психология / Авт. вступ. ст. коммент. и сост. Н.С. Лейтес; Акад. пед. и соц. наук, моск. психол. - соц. ин-т. - М., 1999, - 331 с.

5. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. - Ч. 1. - Дубна, 1997. - с. 85.

6. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994. - С. 47.

7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения / Педагогические сочинения в 8 - ми т. Том 8 / Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. - М.: Педагогика, 1986. - 336 с.

8 Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: «Просвещение», 1977. - 244 с.

9. Организация и руководство игровой и руководство игровой деятельностью младших школьников в учебной и внеклассной работе: Метод. указания. - Гомель, 1984.

10. Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М., 2001 - С. 199.

11. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия, 2002.

12. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

13. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте // Начальная школа. - 1993.

14. Шульга Р.П. Решение текстовых задач разными способами - средство повышения интереса к математике. // «Начальная школа». - М.: «Просвещение», 1994.

15. Чутко Н.Я. Игра в учебной деятельности детей // Начальная школа: плюс-минус. 2001. - №8. - С. 8-11

 

 

 


Информация о работе Сюжетно-ролевые игры в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе