Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 16:15, курсовая работа
Таким образом, целью курсовой работы является изучение эффективности использования сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Объект исследования: влияние сюжетно-ролевой игры на процесс подготовки к школе.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство подготовки личности старших дошкольников к школе.
Задачи исследования:
- изучить научно-методическую литературу по теме;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Игра как ведущая деятельность старших дошкольников…………....6
1.2 Влияние игровой деятельности на развитие ребенка……………......9
1.3 Место сюжетно-ролевой игры в процессе подготовки старших дошкольников к школе.............................…........................................................14
ГЛАВА 2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1 Теоретическое обоснование использования сюжетно-ролевой игры при подготовке дошкольников к школе………………………………………..18
2.2 Практическая значимость использования сюжетно-ролевой игры в процессе подготовки к школе……………………………………......................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...23
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……...24
Чем старше становятся дети, тем более развитыми они считаются, а, следовательно, и более требовательными к предметам игры, так как ищут больше сходства с реальностью. Отсюда и возникает рвение к самостоятельности, возникает желание самим сделать необходимые вещи. Одна из особенностей развития игры – её связь с жизнью. При этом задача учителя выражается в умении вовремя обратить на это внимание и поддержать это рвение ребят к самостоятельному обучению.
В исследуемом возрасте – в старшем дошкольном - игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка и играет в его жизни немаловажную роль. Именно поэтому в процессе подготовки и организации занятия, направленного на подготовку к школьной жизни, основная задача учителя заключается в том, чтобы создать все необходимые условия для создания такой ситуации, через которую ребенок не растеряет энтузиазм к игре и интерес к дальнейшей деятельности подобного направления.
Кроме того, важно понимать, в данном возрасте правило выступает ведущим аспектом в играх старших дошкольников. Это значит, что уже для ребят старшего дошкольного возраста в ходе проведения игр, не возникает потребности ни в особых атрибутах, ни в специальной одежде, ни в каком-либо специальном игровом пространстве. Однако при этом, любая их игровая деятельность характеризуется наличием воображаемой ситуации, которая в случае необходимости может быть развернута и реализована.
Таким образом, отметим, что наиболее успешной деятельностью в работе со старшими дошкольниками при подготовке их к школе является именно правильно организованная тематическая сюжетно-ролевая игра. Поэтому целесообразно рассмотреть примерный план-конспект подобного занятия.
2.2 Практическая значимость
использования сюжетно-ролевой
Эффективность использования сюжетно-ролевой игры при подготовке к школе рассмотрим на примере игрового занятия «Школа», проводимого с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели занятия:
- воспитывать
- развивать речь, творческую активность, умственную самостоятельность в решении практических задач;
- учить правильно вести диалоги;
- расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе;
- прививать уважение к
труду учителя и труду
Дополнительный материал: строительный материал, тетради, учебники, ручки, карандаши, звонок, портфели, пеналы, картон.
Подготовительный этап:
- экскурсия в школу, беседа с работниками школы: учителем, директором, вахтером, уборщицей, буфетчицей, наблюдения за их трудом.
- рассматривание и чтение детских книг по теме «Школа».
- показ фильма или мультфильма о школьной жизни.
- беседа по картине «На уроке».
- заучивание стихотворений о школе
- разучить песню «Чему учат в школе»
- рисование «Наша школа»
- ручной труд: сделать маленькие тетради, книжки, учительский журнал для игры «в школу», приготовить тряпочки и мел.
Ход игры:
Воспитатель (ведущий): Дети, в следующем году вы пойдёте в школу. А как вы думаете, что нужно для поступления в школу? (Ответы детей). А чем дети занимаются в школе? (Ответы детей).
Воспитатель: ребята, давайте мы сегодня поиграем в школу.
Воспитатель: где проходят уроки?
Дети: в классе.
Воспитатель: правильно, ребята! А кто проводит уроки?
Дети : учитель.
Воспитатель: ребята, кто хочет быть учителем!
Дети: мы.
Воспитатель: сколько много желающих. Давайте выберем считалкой:
Гномик золото искал!
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал, - как же быть!
Выходи! Тебе водить!
Воспитатель: Катя, ты будешь учителем, а остальные дети будут учениками.
Воспитатель: дети начинаем игру, но вначале давайте построим класс (Дети расставляют стульчики, ширму, доску)
Дети выходят из группы. Учитель занимает место за учительским столом.
Звучит песня о
«Звенит звонок»
Урок 1. Обучение грамоте.
Учитель входит в класс, представляется, знакомится с детьми и начинает урок.
Игра «Назови первый звук в слове»
Игра «Составь слово»
Игра «Пирамида» (деление слов на слоги)
В конце урока учитель
подводит итог и задает
«Звенит звонок»
Учитель объявляет
о начале перемены. Напоминает
детям, чтоб приготовились к
«Звенит звонок»
Урок 2. Рисование.
Дети занимают места в классе за партами.
Учитель: - Дети у нас сейчас урок рисования. У каждого из вас есть семья и у меня тоже. Я предлагаю вам нарисовать свою семью. А я нарисую свою.
Дети приступают к выполнению задания.
Во время выполнения
детьми рисунков в группе
«Звенит звонок»
Учитель объявляет
об окончании урока и
«Звенит звонок»
Урок 3. Физкультура.
Учитель начинает урок с разминки. Дает команду:
- Равняйсь! Смирно! Направо! Шагом марш по кругу! А теперь парами ко мне! На месте стой! Разомкнитесь!
1. упражнение "Часы"; 2. упражнение "Мельница";3. упражнение "Прыжки".
Игра соревнование "Бег с препятствиями".
Учитель задает детям задание на дом: потренироваться прыгать со скалкой.
«Звенит звонок»
Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы сегодня играли, хорошо справились со своими ролями, были вежливыми, хорошо вели себя в школе. В следующий раз, когда вы будете играть в игру «Школа», предлагаю провести урок труда.
В ходе проведения занятия было заметно, что удалось заинтересовать детей, а также привлечь их школьному процессу. После проведения сюжетно-ролевой игры было отмечено, то дети остались довольны, получили новые знания и умения. Таким образом, хотелось бы отметить, что для достижения поставленных целей необходимо систематически проводить игры такого рода, охватывающие определенную тематику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение целесообразно отметить, что старший дошкольный возраст – это непосредственно переломный период в жизни ребенка, так как именно в данном возрасте прослеживается процесс перехода от игровой деятельности к учебной, из детства во взрослую, более самостоятельную жизнь. Нельзя забывать, что такой процесс становления личности ребенка весьма трудоемкий и длительный. Поэтому с целью облегчения процесса перехода от игровой деятельности к учебной, очень важно при подготовке детей в дидактических целях использовать игру.
Игровая деятельность способствует облегчению процесса усвоения предлагаемого материала, а также позволяет активизировать активность ребенка в течение учебного занятия.
В ходе изучения научно-методической литературы определили, что на практике выделяется множество всевозможных видов игровой деятельности, однако наиболее распространенным и эффективным видом являются тематические сюжетно-ролевые игры.
Однако для того, что использование игрового материала оказалось эффективным и помогло достичь поставленных дидактических целей, необходимо уметь корректно организовать игровую деятельность в ходе учебного занятия: подобрать необходимый методический материал, подручные средства и логически связать с темой и задачами урока.
Таким образом, в заключение курсовой работы хотелось бы отметить, что в ходе практической части было проведено исследование, состоящее из трех этапов. Анализируя полученные в ходе практической части результаты, можно отметить, что поставленной цели достигли, а задачи, определяющие цель исследования реализованы в полном объеме. В процессе работы удалось доказать, что использование сюжетно-ролевой игры эффективно в процессе подготовки старших дошкольников к школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акшина А. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М., 1990.
2. Абдульменова З.З. Игра - способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. - 2003. - №11.
3. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: для психологов и педагогов. - М.: Педагогика, 1986 - 320 с.
4. Каптерев П.Ф. детская и педагогическая психология / Авт. вступ. ст. коммент. и сост. Н.С. Лейтес; Акад. пед. и соц. наук, моск. психол. - соц. ин-т. - М., 1999, - 331 с.
5. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающееся образование: Культурно-исторический подход. - Ч. 1. - Дубна, 1997. - с. 85.
6. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. - М., 1994. - С. 47.
7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения / Педагогические сочинения в 8 - ми т. Том 8 / Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. - М.: Педагогика, 1986. - 336 с.
8 Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: «Просвещение», 1977. - 244 с.
9. Организация и руководство игровой и руководство игровой деятельностью младших школьников в учебной и внеклассной работе: Метод. указания. - Гомель, 1984.
10. Подластый И.П. Педагогика начальной школы - М., 2001 - С. 199.
11. Селиванов В.А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.П. Сластенина. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия, 2002.
12. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений/ Под ред. В.П. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
13. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте // Начальная школа. - 1993.
14. Шульга Р.П. Решение текстовых задач разными способами - средство повышения интереса к математике. // «Начальная школа». - М.: «Просвещение», 1994.
15. Чутко Н.Я. Игра в учебной деятельности детей // Начальная школа: плюс-минус. 2001. - №8. - С. 8-11