Сюжетно-ролевые игры в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью курсовой работы является изучение эффективности использования сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.
Объект исследования: влияние сюжетно-ролевой игры на процесс подготовки к школе.
Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство подготовки личности старших дошкольников к школе.
Задачи исследования:
- изучить научно-методическую литературу по теме;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Игра как ведущая деятельность старших дошкольников…………....6
1.2 Влияние игровой деятельности на развитие ребенка……………......9
1.3 Место сюжетно-ролевой игры в процессе подготовки старших дошкольников к школе.............................…........................................................14
ГЛАВА 2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ
2.1 Теоретическое обоснование использования сюжетно-ролевой игры при подготовке дошкольников к школе………………………………………..18
2.2 Практическая значимость использования сюжетно-ролевой игры в процессе подготовки к школе……………………………………......................19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...23
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……...24

Файлы: 1 файл

Курсовая (1).docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Игра как ведущая  деятельность старших дошкольников…………....6

1.2 Влияние игровой деятельности  на развитие ребенка……………......9

1.3 Место сюжетно-ролевой игры в процессе подготовки старших дошкольников к школе.............................…........................................................14

ГЛАВА 2. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ

2.1 Теоретическое обоснование  использования сюжетно-ролевой игры  при подготовке дошкольников  к школе………………………………………..18

2.2 Практическая значимость  использования сюжетно-ролевой игры  в процессе подготовки к школе……………………………………......................19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...23

СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..……...24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном социуме школьное образование играет большую роль в развитии личности. Оно обеспечивает предоставление знаний, а также формирование и развитие умений и навыков. Образование оказывает большое влияние на становление личности школьника как полноправного социального члена общества. Все эти процессы легче всего формируются у детей старшего дошкольного возраста. Это же и относится к вопросу подготовки к школе. Однако, исходя из того, что ведущей деятельностью старших дошкольников является игра, то для достижения образовательно-воспитательных целей особо необходимо включать ее в процесс обучения и подготовки к школе, т.к. именно игра в столь раннем возрасте способствует самоутверждению, развитию определенной настойчивости, стремления к успеху и различных мотивационных качеств. Поэтому успешно организованная учебно-воспитательная деятельность, включающая в себя игровые элементы, на начальной ступени обучения и подготовки к школе во многом определяют интерес и успешность дальнейшего образования и развития личности ребенка . Этот факт и определяет актуальность выбранной темы.

Игра, по своей природе рассматривается как универсальная и разносторонняя деятельность, характерная как для детей, так и для взрослых (футбол, хоккей, шахматы и т.д.). Это обусловливается тем, что ни в одном из видов своей деятельности человек не показывает такого самозабвения, наличия и степени сформированности своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре.

Непосредственно через игру, в частности сюжетно-ролевую, дети познают определенные жизненные ценности и правила жизни в обществе, развивают свои задатки, психические признаки, свойства и явления и даже учатся преодолевать трудности.

Следовательно, игра , в том числе и сюжетно-ролевая, – это такой вид деятельности, который направлен на обучение, воспитание, развитие, социализацию, развлечение ребенка [2, c. 26]. Кроме того, игра преподносит отдых, привнося тем самым в содержание досуга ребенка разнообразные сюжеты и темы жизнедеятельности человека. Именно этим и обосновывается актуальность выбранной темы, так как очень важно корректно использовать игровую деятельность в развитии личности детей старшего дошкольного возраста. На основе изученной методической литературы можно утверждать, что детство без игры и вне игры – ненормальное детство. Лишение ребёнка  игровой деятельности, особенно на начальном уровне развития, - это лишение его основного, базового источника развития личности ребенка: его творческого потенциала, признаков и примет социального отношения, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизация процесса познания мира и т.п. На грани раннего развития игра для детей – это своеобразное продолжение жизни, так называемый регулятор жизненных позиций ребенка.

Таким образом, целью курсовой работы является изучение эффективности использования сюжетно-ролевых игр в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе.

Объект исследования: влияние сюжетно-ролевой игры на процесс подготовки к школе.

Предмет исследования: сюжетно-ролевые игры как средство подготовки личности старших дошкольников к школе.

Задачи исследования:

- изучить научно-методическую  литературу по теме;

- определить сущность  игровой деятельности в учебном  процессе;

- изучить виды игр, использующихся  в учебной деятельности;

- провести педагогический эксперимент для выявления уровня эффективности использования игр в учебной деятельности в процессе формирования личности младшего школьника.

Методы исследования:

- анализ методической  литературы;

- игровые методики;

- анализ полученных результатов;

- педагогический эксперимент.

Курсовая работа состоит из введения, где представлены актуальность, цель и задачи исследования, 2 глав, состоящих из нескольких разделов, освещающих определенную проблему, заключения, в котором подводятся общие итоги и выводы, а также списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ КАК ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Игра как ведущая  деятельность старших дошкольников

 

Игра как средство обучения оказывает огромное влияние на становление учебного процесса, в частности, если дело касается учебных занятий с детьми младшего школьного возраста. Говоря о старшем дошкольном возрасте, имеем в виду детей в возрасте от 5 до 7 лет. А опираясь на изученный методический материал, отметим, что в таком возрасте именно игра является ведущей деятельностью детей. Кроме того, с педагогической точки зрения, игра является тем инструментом преподавания, который направлен на активизацию мыслительной деятельности обучаемых, в дополнение к этому, игровая деятельность однозначно позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, привлекая тем самым внимание школьников к ходу урока.

Игра – универсальный вид деятельности, который можно применять на любых уроках, будь то языки, в частности, иностранные, литература или математика, ИЗО и музыка [5, c. 13]. В процессе игре развиваются творческие и мыслительные способности ребенка. Именно с этой целью и выделяются дидактические игры, которые позволяют сделать учебный процесс более интересным и увлекательным. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

В старшем дошкольном возрасте игра позволяет поддерживать работоспособность каждого ребенка в течение учебно-воспитательных занятий, снимает утомляемость [15]. Использование игр на занятии обогащает ребят новыми впечатлениями, придает оттенок эмоциональности их действиям, а также выполняют развивающую функцию. Игровая деятельность может различаться по своему назначению, содержанию, способу организации и методике проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т.д.

Игра на занятии выступает одним из способов разнообразия применяемых приемов обучения. Она направлена на развитие умственной и волевой активности учащихся. Быстрый темп, в котором строится и проводится игровая деятельность, заставляет ребят быть внимательнее, тренирует их память, развивает их активность. Организация игровой деятельности на занятии хороша тем, что в ней могут принимать участие не только сильные, но и слабые воспитанники. Так как этот процесс предполагает под собой создание чувства равенства, атмосферы увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и слабость, тем самым благотворно сказываясь на результатах обучения и подготовки к школе.

Методическая литература позволяет говорить о том, что педагоги и психологи различных научных школ выделили ряд общих положений, касающихся организации игровой деятельности на уроке [7]:

1. Игра рассматривается  как самостоятельный вид развивающей  деятельности в отношении детей  всех возрастов.

2. Игровая деятельность  детей - самая свободная форма  их деятельности, посредством  которой  осознается и изучается окружающий  мир, раскрывается широкий простор  для личного творчества, активности  самопознания, самовыражения.

3. Игра – первая ступень  деятельности дошкольника, первоначальная  школа его поведения, обосновывающая  его дальнейшее поведение по  мере взросления.

4. Игра равносильна развитию. В процессе игры дети развиваются, то есть они развиваются потому, что играются.

5. Игра – толчок к  самораскрытию, саморазвитию с опорой  на подсознание, разум и творчество.

6. Игра – основная сфера  общения детей, за счет того, что  она является ведущей деятельностью  детей, через которую они и  познают мир, в ней приобретается  опыт взаимоотношений людей.

Чем старше становятся дети, тем более развитыми они считаются, а, следовательно, и более требовательными они к предметам игры, так как ищут больше сходства с реальностью. Отсюда и возникает рвение к самостоятельности, возникает желание самим сделать необходимые вещи. Одна из особенностей развития игры – её связь с жизнью. При этом задача учителя выражается в умении вовремя обратить на это внимание и поддержать это рвение ребят к самостоятельному обучению.

В исследуемом возрасте – в старшем дошкольном - игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка и играет в его жизни немаловажную роль. В этом случае задача учителя состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для создания такой ситуации, через которую ребенок не растеряет энтузиазм к игре.

Научная литература представляет факты того, что игра по своей сути – явление многогранное, она может рассматриваться как необыкновенная форма существования всевозможных сторон жизнедеятельности коллектива, который в любом возрасте довольно важен для ребенка [2]. Так как именно в коллективе у ребят развивается чувство долга и ответственности, желание к взаимопомощи, солидарности, формируется привычка подчинять и взаимосвязывать личные интересы с интересами коллектива. Для ребенка весьма важен факт нахождения в коллективе, так как именно через игру со сверстниками для него становится важным мировоззрение коллектива сверстников, оценка коллективом его поступков и поведения. Как правило, оценка коллектива влияет на ребенка больше, чем мировоззрение учителей или родителей.

Использование дидактических, развивающих игр и сюжетно-ролевых игр или игровых упражнений на занятиях в детском саду оказывают влияние на развитие познавательных интересов, мыслительных действий и положительной мотивации к обучению школьников. Именно поэтому можно сказать, что внедрение развивающих игр и упражнений на уроках является весьма важной частью учебного процесса [10].

 

1.2 Влияние игровой деятельности  на развитие ребенка

 

Подготовка дошкольников к школе занимает огромное, чуть ли не основное, место в жизни каждого ребенка. При этом в процессе такой подготовки знания обретают необыкновенную значимость. Они выступают с той позиции, которая помогает обеспечивать ребенку фактическое расширение сознания и определяет важное место ребенка среди сверстников. Однако не стоит и отвергать тот факт, что направленность работы по подготовке к школе достаточно трудоемка, и тем самым весьма сложна для детского восприятия. Именно поэтому возникает острая необходимость употребления сюжетно-ролевых игр и игровых упражнений в учебно-воспитательном процессе.

В последнее время в психологических и педагогических науках происходит перестройка практики и способов работы, говоря иначе, всё более обширное распространение получает факт использования различного рода игр в процессе обучения. Этот факт обусловлен, прежде всего, поиском новейших форм социальной культуры взаимоотношений. В современном развивающемся социуме человечество подвержено восприятию большого потока информации. Именно поэтому возникает острая необходимость формирования новых методов обучения и восприятия информация. Так, наиболее распространенным из них считается игровой метод. Использование игры на уроках позволяет облегчить процесс восприятия материала, кроме того породить интерес и активность по отношению к нему. Что значительно облегчает построение учебного процесса.

Проблема взаимосвязи игры с обучением - одна из ведущих проблем в психологии старшего дошкольного возраста [4]. Однако выделяют несколько направлений ученых по вопросу использования игры в ходе обучения.

Так, одни исследователи утверждают, что на протяжении старшего дошкольного возраста игра теряет свои позиции в отношении психического развития ребенка. Один из известных психологов отмечал даже, что к началу школьного обучения игра себя исчерпывает во всех отношениях.

Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения, в свою очередь утверждают, что детей невозможно учить, не опираясь при этом на игровую деятельность.

Таким образом, одни говорят: «игра является ведущей деятельностью только в дошкольном возрасте» [1] , другие же утверждают, что «игра универсальна и помогает младшим школьникам овладевать учебной деятельностью» [7].

Информация о работе Сюжетно-ролевые игры в процессе подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе