Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2015 в 09:33, дипломная работа
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные дидактические игры, занятия, в том числе сказки.
12
σэ = 4,91 = 0,668 mэ= 0,668 = 0,193
11 3,46
Данные контрольной группы
Xi |
fi |
xi - xар |
(xi - xар)2 |
fi (xi - xар)2 |
1 |
7 |
-0,5 |
0,25 |
1,75 |
2 |
4 |
0,5 |
0,25 |
1,0 |
3 |
1 |
1,5 |
2,25 |
2,25 |
Σ = 5,0 |
Nк = 12 xарк= 1х7+2х4+3х1 = 1,5
12
σк = 5,0 = 0,674 mк= 0,674 = 0,194
11 3,46
Критерий Стьюдента
t= 1,58 – 1,5 = - 0,08= - 0,29
0,193 2 + 0,194 2 0,273
f= 12 +12 – 2 = 22
Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к. . – 0,29 < 2,074 , то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок не являются статистически значимыми.
Вывод по констатирующему эксперименту
Проведя исследование, мы пришли к выводу, что проблема развития речи - одна из главных в плане формирования личности ребенка.
Важнейшими задачами речевого развития детей среднего дошкольного возраста являются: формирование словарного запаса, грамматического и синтаксического строя речи.
Проведенное нами исследование показало, что словарь многих детей беден, ограниченное использование частей речи. В рассказах детей преобладают простые предложения, иногда с однородными членами, которые прерываются паузами. Отмечается у детей не умение грамматически правильно оформить предложения, высказывания. Что говорит о том, что необходимо провести специальную работу для развития связной речи.
Для развития связной речи детей мы провели работу с использованием сказок.
§2. Формирующий эксперимент
Ориентируясь на возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста и после проведения методик, с помощью которых мы выявили развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста, нами была подготовлена и проведена работа по развитию связной речи в по средствам сказок.
Цель: доказать, что сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
План-программа работы по развитию связной речи с использованием сказок
Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребенок спрашивает себя: кто я? Откуда произошел? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чем смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются ребенком не абстрактно. Он думает о собственной защите и убежище. Есть ли вокруг него какие-то еще добрые силы, кроме родителей? А сами родители – являются ли они доброй силой? Что происходит с ним самим? Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы.
Детское видение мира, образ мышления детей и психологическая специфика сказок характеризуются тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям. Именно поэтому коррекционная работа с детьми проводилась с помощью сказок.
Работа проводилась на протяжении 6 месяцев с октября 2004 г. по март 2005 г.
Всего было проведено 24 занятия, которые проводились в первой половине дня 1 раз в неделю. Длительность занятия составляла 20 – 25 минут. Занятия представляли из себя работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий. После этого переходим к работе по другой сказке и т.д. Последние 4 занятия итоговые. На них дети, используя умения, которыми овладели во время проведения работы, сочиняют сказки по сюжету, предложенному воспитателем.
Тема занятия |
Цели |
Методы, приемы. |
Блок 1 (4 занятия) Сказка «Репка» |
Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосоче-тания, исползовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать |
1.Рассказывание сказки. 2. Отгадывание загадок. 3. Дидактические игры: «Что умеют делать звери» «Какой, какая, какое?» «Кто сумеет похвалить» «От каждого по словечку» 4. Развивающая игра « А если бы…» 5. Придумывание нового названия сказки. 6. Придумывание нового конца сказки. |
Блок 2 (4 занятия) Сказка «Колобок» |
Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление. |
Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Напишем письмо герою» «Закончи предложение» «Кто знает другое слово» Развивающие игры: «А если бы…» «Хорошо-плохо» Сочинение загадок. Пересказ эпизода сказки от имени героя. Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя. |
Блок 3 (4 занятия) Сказка «Маша и Медведь» |
Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагателные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания , подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач. |
Чтение сказки. Пересказ с помощью иллюстрации. Придумывание нового названия сказки. Придумывание загадок. Дидактические игры: «Дополни предложение» «Какой, какая, какое» «Задай вопрос герою» Развивающие игры: «А если бы…» «Хорошо-плохо» Придумывание нового окончания сказки. Изменение сюжета сказки. |
Блок 4 (4 занятия) Сказка «Гуси-лебеди» |
Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач. |
Чтение сказки. Беседа. Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить» «Назови ласково» «Задумай слово» «От каждого по словечку» Развивающие игры: «А если бы…» « Хорошо-плохо» Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию. Придумывание нового названия сказке. Придумывание нового окончания сказки. 8. Изменение сюжета сказки. |
Блок 5 (4 занятия) Сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть» |
Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение строить связное высказы- вание. Упражнять в решении творческих задач. |
Чтение сказки. Беседа. Изображение героев гео- метрическими фигурами. Рассказывание сказки по схеме. Дидактическая игра «Скажи наоборот» Придумывание истории. Придумывание нового названия сказки. Придумывание загадок. Придумывание другого конца сказки. Развивающие игры: «Хорошо-плохо» « А если бы…» 10. Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя. |
Блок 6 (4 занятия) Итоговый. 1 занятие. Итоговое по пройденным сказкам. |
Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память. |
Рассказ эпизода сказки по иллюстрации. Дидактическая игра «Разные слова». Самостоятельное состав- ление рассказа о любимом герое. |
2 занятие. Придумывание новой сказки. |
Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание. |
Дорисовывание кляксы на бумаге. Дидактические игры: «Бывает – не бывает» «Речевые ситуации» Придумывание сказочной истории про Кляксу. |
3 занятие. Придумывание сказочной истории по игрушке. |
Формировать умения заканчивать высказывание, начатое взрослым, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; умение подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. Развивать творческое воображение, мышление, мелкую моторику. Продолжать формирование умения самостоятельно составлять связное высказывание. |
Дидактические игры: «Какой, какая, какое» «Закончи предложение» Придумывание сказочной истории про игрушку. 3. Рисование истории. |
4 занятие. Придумывание сказки по сюжетной картинке. |
Формировать умения классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнооб- разные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. |
Дидактические игры: «Какое что бывает?» «Что умеют делать звери?» Рассмотривание картинки. Придумывание сказочной истории по сюжетной картинке. |
§3. Контрольный эксперимент исследования развития связной речи
Контрольный эксперимент проводился при помощи тех же методик, что и констатирующий эксперимент. В результате проведенной работы мы получили следующие результаты.
Методика №1. Изучение словаря детей.
Таблица 8
Данные экспериментальной группы
Имя ребенка |
Название предмета |
Название части |
Свойства |
Количество баллов Уровень развития |
Эдик П. |
+ |
+ |
+ |
3В |
Максим Р. |
+ |
+ |
2С | |
Катя Г. |
+ |
+ |
2С | |
Саша Г. |
+ |
+ |
+ |
зв |
Маша М. |
+ |
+ |
+ |
зв |
Матвей К. |
+ |
+ |
2С | |
Даша С. |
+ |
+ |
2С | |
Сережа А. |
+ |
+ |
2С | |
Вадим К. |
+ |
+ |
2С | |
Лера К. |
+ |
+ |
+ |
ЗВ |
Никита О. |
+ |
+ |
2С | |
Андрей И. |
+ |
+ |
+ |
ЗВ |
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень (В) - 5 детей (41,65%) Средний уровень (С) - 7 детей (58,35%) Низкий уровень (Н) — 0
Обработка таблицы №8
Дети |
Название предмета |
Название части |
Свойства |
12 |
100% |
58,3% |
83,35% |
Таблица 9. Данные контрольной группы
Имя ребенка |
Название предмета |
Название части |
Свойства |
Количество баллов Уровень развития |
Женя Б. |
+ |
1Н | ||
Олеся Ж. |
+ |
+ |
2С | |
Игорь Д. |
+ |
+ |
+ |
3В |
Саша К. |
+ |
+ |
2С | |
Настя А. |
+ |
+ |
2С | |
Данил Р. |
+ |
+ |
2С | |
Никита В. |
+ |
1Н | ||
Настя К. |
+ |
+ |
2С | |
Вадим Ч. |
+ |
+ |
2С | |
Таня Ш. |
+ |
1Н | ||
Данил Я. |
+ |
+ |
2С | |
Артем Ж. |
+ |
1Н |
Выводы об уровне развития:
Высокий уровень (В) — 1 ребенка (8,3%) Средний уровень (С) - 7 детей (58,3%) Низкий уровень (Н) — 4 ребенка (33,3%)
Обработка таблицы №9
Дети |
Название предмета |
Название части |
Свойства |
12 |
100% |
33,5% |
41,6% |
При сравнении исследуемых групп получаем следующие результаты
Статистическая обработка методики №1
Данные экспериментальной группы
Xi |
fi |
xi - xар |
(xi - xар)2 |
fi (xi - xар)2 |
2 |
7 |
-0,42 |
0,17 |
1,19 |
3 |
5 |
0,58 |
0,34 |
1,7 |
Σ = 2,89 |
Nэ = 12
xарэ= 2х7+3х5 = 2,42
12
σэ = 2,89 = 0,512 mэ= 0,512 = 0,147
11 3,46
Данные контрольной группы
Xi |
fi |
xi - xар |
(xi - xар)2 |
fi (xi - xар)2 |
1 |
4 |
-0,75 |
0,56 |
2,24 |
2 |
7 |
0,25 |
0,062 |
0,43 |
3 |
1 |
1,25 |
1,56 |
1,56 |
Σ = 4,23 |
Nк = 12
xарк= 1х4+2х7+3х1 = 1,75
12
σк = 4,23 = 0,620 mк= 0,620 = 0,179
11 3,46
Критерий Стьюдента
t= 2,42 – 1,75 = - 0,67 = - 2,3
0,147 2 + 0,179 2 0,291
f= 12 +12 – 2 = 22
Теперь полученное значение t-критерия необходимо сравнить с табличным значением. Из таблицы следует, что значения для пятипроцентного уровня значимости есть t0,05= 2,074. Т.к. . – 2,3 > 2,074 , то различия между средними значениями двух рассматриваемых выборок являются статистически значимыми.
Таблица №10
Методика №2. Изучение связности речи.
№ |
Имя ребенка |
Оценка результатов Экспериментальной группы |
№ |
Имя ребенка |
Оценка результатов Контрольной группы |
Н |
Эдик П. |
3В |
1 |
Женя Б. |
1Н |
Н |
Максим Р. |
2С |
2 |
Олеся Ж. |
1Н |
В |
Катя Г. |
2С |
3 |
Игорь Д. |
3В |
C |
Саша Г. |
зв |
4 |
Саша К. |
2C |
C |
Маша М. |
2С |
5 |
Настя А. |
2C |
С |
Матвей К. |
2С |
6 |
Данил Р. |
2С |
Н |
Даша С. |
2С |
7 |
Никита В. |
1Н |
В |
Сережа А. |
2С |
8 |
Настя К. |
3В |
С |
Вадим К. |
ЗВ |
9 |
Вадим Ч. |
2С |
С |
Лера К. |
2С |
10 |
Таня Ш. |
2С |
С |
Никита О. |
2С |
11 |
Данил Я. |
2С |
Н |
Андрей И. |
ЗВ |
12 |
Артем Ж. |
1Н |
Выводы об уровне развития экспериментальной группы: Высокий уровень (В) - 4 ребенка (33,35%)
Средний уровень (С) — 8 детей (66,65%)
Низкий уровень (Н) — О
Выводы об уровне развития контрольной группы: Высокий уровень (В) — 2 ребенка (16,65%)
Средний уровень (С) - 6 детей (50%)
Низкий уровень (Н) —4 ребенка (33,35%)
Таблица № 11
Обработка данных экспериментальной группы
Имя ребенка |
Словарный состав речи |
Виды предложений | |||||||||
Существительные |
Глаголы |
Прилаг. |
Нареч. |
Местоимения |
Междометия |
простые |
сложносочиненн |
сложноподчиненн |
Уровень | ||
собст. |
нариц. |
||||||||||
Эдик П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
Максим Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
Катя Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
Саша Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | ||
Маша М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
C | |||||
Матвей К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
Даша С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
C | |||||
Сережа А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
C | ||||
Вадим К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
Лера К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В | |||
Никита О. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
С | |||||
Андрей И. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
В |
Информация о работе Словесная игра как средство развития связной речи